Социология культуры марксистская

Найдено 1 определение
Социология культуры марксистская
Соціологія культури марксистська. Marxist sociology of culture. Направление развития в социологии культуры, отличающееся диалектико-материалистической методологией. С. к. м. основное внимание обращает на анализ процессов и результатов воздействия на человека и человеческие отношения различных типов обществ и их институтов. Сегодня говорить о С. к. м. сложно в силу того положения, которое сложилось в марксизме в целом. Однако есть теоретический потенциал, который свидетельствует о том, что у марксизма есть возможности, способные вывести его из нынешнего кризиса. Например, диалектикоматериалистическая методология, на которой базируется С. к. м., дает возможность синтеза наработок, которые имеются в различных концептуальных моделях культуры (аксиологической, творческой, феноменологической и т. д.). Подобный синтез крайне необходим, но в рамках каждой из указанных моделей осуществлен быть не может уже хотя бы потому, что в них выражается, как правило, один из существенных моментов культуры и ее взаимосвязи с обществом. Однако указанный синтез возможен опять же только на научных принципах, которые требуют четкой постановки вопроса о соотношении культуры и религии, научного знания и религиозной веры, научных и религиозных представлений, религиозных и светских норм и ценностей и т. д., которые, как правило, в социологических трактовках Запада трактуются с позиций их равноправия и консенсуса на том основании, что они есть и определяют социальное поведение индивидов и групп. Диалектическая методология С. к. м. не отвергая в принципе консенсуссные модели развития и функционирования культуры, все же далека от того, что бы на этом основании разделять присущую западной социологии культуры позицию прямо или косвенно утверждать о непреходящей роли религии в истории культуры. Идеи плюрализма и консенсуса, с этой точки зрения, скорее идеи равноправия тех индивидов и групп, которые стоят на позициях материализма и научного знания и тех, кто так или иначе утверждает социальную ценность религии. Однако это скорее правовой подход нежели социологический. Религия и наука по их культурной ценности крайне противоположны. То, что они реально сосуществуют в обществе, еще не свидетельствует о их культурной равнозначности, а лишь говорит о степени социального влияния и возможностях такого влияния на сознание индивидов и групп, на социальные институты и т. д. Наука в этом плане может и часто проигрывает религии, но не из-за своей слабости, а совсем по иным причинам, и именно причинам культурного порядка, институализированным и сдерживающим развитие науки. Поэтому диалектико-материалистические социологические исследования в социологии культуры должны исходить не только из факта существования светских и религиозных представлений, образов действительности, образцов поведения и т. д., которые часто и принципиально не совпадают между собой, а из того, способствуют или нет они индивидуальному развитию, осознанию субъектами социума своего места и роли в системе социальных отношений, преодолению различных форм социального отчуждения.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011