СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Социология культуры
изучает культурную деятельность человека, ее мотивы и результаты. Культурная деятельность — это как деятельность по освоению ценностей культуры, так и деятельность по созданию этих ценностей.

Источник: Краткий словарь по социологии

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
англ. sociology of culture; нем. Kultursoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культ, норм, ценностей, образцов поведения. См. КУЛЬТУРА.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социология культуры
предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер культуры, в частности, культуру как социальный институт. Культура является основой человеческого общежития. Искусство, наука, религия, образование, ценности, традиции, убеждения, да и сам язык–все это обычно рассматривается социологами как элементы той или иной культурной системы. В случае каждого конкретного общества эта система является основой коммуникации и взаимодействия для всех индивидов и социальных групп, составляющих данное общество.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
отрасль современного социологического знания, исследующая взаимодействие, взаимозависимость социальных групп в связи с производством и потреблением культурныхценностей, эволюцию учреждений культуры как элементов общества. Вследствие широты оснований культурного развития социологию культуры чаще рассматривают как среднеуровневую социологическую теорию. Социология культуры опирается на гуманитарные науки, прежде всего на историю, культурологию, социологию искусства. В узком смысле ее иногда трактуют как специальную социологическую теорию о системе учреждений культуры и их социальной роли в обществе. См. труды А.В. Гуревича, Л.Н. Когана, Л.Н. Ионина, А.С. Фролова, А.И. Шендрика, Л.Л. Шпак. Е.А. Попов О. В. Вагайцева

Источник: Словарь виталистской социологии

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
1) направление в социологии (как часть социологии духовной жизни, как отраслевой социологии); 2) направление в «понимающей», или «интерпретативной», социологии, возникшее гл. обр. в Западной Германии и во Франции в 70-е гг. XX в. как реакция на теоретико-методологическую ограниченность позитивистской социологии (прежде всего структурного функционализма и символического интеракционизма) с ее неспособностью к анализу сложных форм социальной жизни. Используя методологию и методику знания социологии, социологии идеологии, этнометодологии, С.к. стремится к социологической интерпретации историко-культурного материала, накопленного смежными дисциплинами, с целью изучить воздействие идей на группообразование, социальную стратификацию, процессы институционализации и социальные движения, характер и скорость социокультурной дифференциации, а также особенности протекания крупномасштабных социальных процессов - секуляризацию и рационализацию, формирование специфического этноса автономного и самоответственного индивида. Для исследователей, принадлежащих к С.к. (Ф.-Х. Тенбрук, В. Липп, А. Хаан, Турн, Бурдье и др.), характерно внимание к традициям и опыту «наук о духе», философии антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера и Г. Зиммеля у а также активное обращение к работам Манигейма и Н. Элиаса.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в об-ве, между об-вом и природой. Впервые понятие С.к. было введено в социологич. науку М. Адлером. Под предметом С.к. он понимал изучение соц. факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на об-во и соц. поведение человека. Однако в такой трактовке понятие С.к. не получило широкого распространения в западноевропейской социологии. Более того, оно сразу же стало объектом критики. Генетич. основа этой критики состояла в том, что в западноевропейской обществ.-политич. и филос. литературе понятия "об-во" и "культура" использовались, исключая нек-рые различия, как синонимы. Так, Л. Уайт считал, что социология не способна отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект соц. взаимосвязей, в то время как об-во есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом соц. исследования как особого класса явлений. Главный аргумент критиков М. Адлера сводился к тому, что С.к. подменяет понятие "социология". Резко сузил предмет С.к. структурный функционализм. Структурный функционализм Т. Пар-сонса базируется на принципе культурного детерминизма, согласно к-рому культура является основой развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности об-ва. В западноевропейской социология, литературе С.к. выступает собирательным понятием. К С.к. относятся социология кино, социология музыки, социология театра и т. д. Неоднозначность трактовки понятия "культура" обусловливает разнообразие подходов при социологич. ее изучении и в отечественной науке. В широком смысле С.к. не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику обществ. жизни под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной соц. деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении и т. д., т. е. в соц. деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его соц. целей. В узком смысле культура - относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере. При социологич. изучении культуры особое значение имеет ее аксиологич. аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различн. иерархич. уровнях: об-ва в целом, соц. групп, личностей. Аксиологизация культуры связана с изначальным наделением ее положительными свойствами, акцентированием внимания не просто на уровне развития об-ва, но и на цели, ради к-рой применяются достижения, созданные человеческим умом и руками; применяются ли они в гуманистических целях, служат ли разностороннему развитию личности и т. д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура - как мера гуманизации и гармонизации об-ва и человека. Одна из важнейших задач С. к. - социологич. изучение интересов, предпочтений ориентаций как ступеней формирования ценностей, что создает широкую возможность для перехода от количественного анализа к качественному, для совершенствования методов измерения культурных явлений. И.Б. Орлова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
течение «понимающей», или «интерпретативной», социологии, возникшее гл. обр. в Зап. Германии и во Франции в 70-е гг. (Ф.-Х. Тенбрук, В. Липп, А, Хаан. Турн, Ю. Штагль, М. Р. Лепсиус, Й. Вайс, Бурдье и др.) как реакция на теоретико-методологическую ограниченность позитивистской социологии (прежде всего структурного функционализма и символического интеракционизма) с ее неспособностью к анализу сложных форм социальной жизни — процессов, идущих в сфере интеллектуальной и духовной жизни, иск-ве, религии, науке и проч. Для исследователей, принадлежащих к этому направлению, характерно (в отличие от этнографической описательности культурантропологов, структуралистских или функционалистских методов) внимание к традициям и опыту «наук о духе», филос. антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера (на его идею «социологии как эмпирической науки о культуре») и Зиммеля (на учение о динамике культурных объективации), а также активное обращение к работам Маннгейма и Н. Элиаса. «Задача социологии культуры заключается в том, чтобы соизмерять коллективные уровни смысловых конструкций, значимых в отношении систем действия, с определенными общественными условиями, раскрывать их собственную динамику, а также указывать, что они сами по себе суть «социальные факты»... Социология культуры обращает внимание прежде всего на аспекты, конституирующие каждый феномен социального, а именно: смысловые комплексы, на которые ориентируется любое социальное действие. Ее функция — устанавливать и систематически истолковывать эти взаимосвязи» [3].
Используя методологию и методику знания социологии, социологии идеологии, этно- методологии, К. с. стремится к социол. интерпретации историко-культурного материала, накопленного смежными дисциплинами, с целью изучить воздействие идей на группообразование, социальную стратификацию (Стратификации социальной концепции), процессы институционализации и социальные движения, характер и скорость социокультурной дифференциации, а также особенности протекания крупномасштабных социальных процессов — секуляризацию и рационализацию, формирование специфического этоса автономного и самоответственного индивида и проч. Осн. трудности связаны с методологическими проблемами типологического анализа культурного материала — с отсутствием последовательных разработок таксономических единиц исследования культуры, к-рые были бы гарантированы от опасности редукционизма и монофакторного детерминизма. В отличие от сравнительно простых способов описательной работы этнологов или исследователей модернизации, задающих аналитическую «целостность» изучаемым «культурам» и «цивилизациям», а затем определяющих функции в ней тех или иных установлений, ритуалов социальных, мифов, К. с. ориентирована на выявление генезиса и исторических трансформаций различ. культурных форм. Стремясь при этом удержать социол. специфику «культуры» (в сопоставлении с «природой» и «повседневностью»), идеально-ценностные, «культивирующие» компоненты, создающие напряжение в системах мотивации, нормативной регуляции, социологи культуры раскрывают различ. антропологические конструкции, лежащие в основе функционирования социальных ин-тов и образований. Однако эти разработки пока еще не вышли из стадии первоначальной постановки вопроса и отдельных эмпирических иллюстративных изысканий. Систематическое решение этих исследовательских проектов видится представителям К. с. в переходе на иной уровень теоретико-методологического анализа и создании типологии сложных форм действия — замкнутых, игровых, самодостаточных или рефлексивных структур, не могущих быть разложенными на простые поведенческие элементы или акты, с к-рыми социология привыкла иметь дело (Целерациональное действие, Ценностно-рациональное действие, Традиционное действие, Аффективное действие). Будучи развернутыми, эти новые теоретические единицы дали бы возможность корректного аналитического соединения разнородных смысловых и социальных структур, что позволило бы прослеживать воздействие изменений или инноваций в системах культуры на разнородные социальные системы. Л. Д. Гудков

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Социология культуры
(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание). Соціологія культури. Sociology of culture. Отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования культуры в обществе: ее место и роль в социальной системе; содержание, формы и направления культурной деятельности; культурный уровень различных социальных слоев; культурные потребности и уровень их удовлетворения; состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры, качественный состав кадров в сфере культуры; ситуацию на рынке художественно-культурной продукции; особенности публики и репертуар театра, кинопроката и т. д., проблемы управления в сфере культуры, соотношение политической культуры и культурной политики и т. д. Среди собственно теоретических проблем С. к. обращают на себя внимание прежде всего проблемы связи культуры и социальной структуры общества, культурной статики и культурной динамики, природа и способы решения культурных конфликтов и т. д. В последние годы постепенно меняется проблематика и аспекты анализа культурных явлений в С. к. Если раньше исследователи больше обращали внимание на: а) анализ особенностей функционирования и содержание работы различного рода культурных институтов и учреждений; б) анализ уровня и качества потребления культурных ценностей, то сейчас акценты смещаются с культурных объектов и процессов на людей (человека как субъекта культуры). Иными словами, С. к. постепенно начинает изучать социальные процессы под углом зрения человеческого измерения. Методологическим ориентиром при этом становится кантовское определение культуры как меры социальной ценности человека. Фактически С. к. может изучать любые социальные явления, но, в отличие от других отраслей социологического знания, она это делает исходя из особой точки зрения – изучение содержания общественной жизни людей, главным культурным признаком которого есть процесс превращения человека из средства в цель общественного развития. Это становится одним из главных показателей социологических исследований и одновременно выступает методологическим средством сравнительного анализа их результатов. Прикладные социологические исследования в рамках С. к. могут проводится исходя из методологических позиций любой концептуальной модели культуры (ценностной или аксиологической, деятельностной, творческой, символической, понимания культуры как совокупности человеческих сущностных сил, которые могут иметь как предметную, так и непосредственно духовную форму своего бытия и куда входят опыт, знания, воля, вера и т. д., феноменологической, конфликтологической и т. д.). Такие концепции устанавливают способ теоретического определения главных категорий культуры, т. е. ее структурных элементов и их операциональные способы. Но здесь возникает одна весьма важная проблема – возможность сравнительного анализа результатов таких исследований. Эта проблема может быть разрешена путем разработки общетеоретических показателей-понятий, среди которых можно назвать уже упоминаемое выше “человек как цель общественного развития” и “общечеловеческая ориентация культурных изменений”. В целом же разработка системы показателей в С. к. – одна из ее фундаментальных современных задач. Такая система должна ориентировать исследователей не только на открытие универсальных тенденций и компонентов для всех культур, которые главным своим функциональным предназначением имеют сохранение ее целостности (т. е. культурной целостности общества), а одновременно предусмотреть возможность исследования разнообразных и разнонаправленных изменений, порождающих весьма ее сложную в социальном плане структуру. Данная проблема делает необходимым для С. к. исследование структуры культуры. Известно, что общепризнанным является ее деление на материальную и духовную культуру. Но такой подход является скорее гносеологическим, чем социологическим. С точки зрения социологии культура может быть классифицирована по различным признакам: а) по уровню развития – высокая или классическая, народная, фольклорная и массовая; б) по территориальным и этническим признакам; в) по роду деятельности – культура языка, этическая, эстетическая, философская, социологическая и т. д.; г) в ней можно выделить официальную культуру и неофициальную (андеграуд), доминирующую и субкультуры и т. д.; д) она разделяется по субъекту или ее носителям как аристократическая, богемная, культура среднего класса, культура рабочих и т. д.; е) ее можно классифицировать по цивилизационному признаку, где выделяется, скажем Восточная и Западная культуры, античная и средневековая и т. д. С. к. имеет собственные отраслевые социологии. Среди них наиболее развиты: социология искусства, книги и чтения (текстовых форм культуры, где особым направлением исследования выделяется социология журналистики), кино и театра, музыки, физической культуры и спорта, свободного времени и досуга, средств массовой коммуникации и т. д. Говоря о структуре знания в социологии культуры следует отметить ее весьма сложную разветвленность в методологическом плане. Здесь выделяются марксистская, феноменологическая, структуралистская, понимающая и другие социологии культуры. См. также Социология культуры марксистская, Социология культуры понимающая, Социология повседневности и Структура культуры.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011