от лат. radicalis - коренной) - направление зап. социологии, ориентированное на интерпретацию соц. мира с т. зр. возможности и желательности его радикального изменения. Наибольшее развитие С.л. получила в 60-х гг. XX в. (Д. Рисмен. И. Д. Иллич, А. Турен; центральная фигура - амер. социолог Ч. Р. Миллс). В идеологич. плане С.л. пересекалась с радикальной политич. философией движения "новых левых". Ч. Р. Миллс сформулировал методологич. задачи своей школы как преодоление двух препятствий к пониманию соц. проблем - психологизирования соц. реальности и мифа о ценностной нейтральности соц. исследований, что характерно для ведущих социологич. школ (см. Анализ функциональный в социологии, Интеракционизм символический и др.). Отсюда главное требование к "социологич. воображению" - способность разглядеть непосредственно ненаблюдаемые формы проявления власти, скрытое действие интересов и дать их анализ с открытых ценностных позиции на языке, адекватном самим изучаемым явлениям. Классической в этом смысле является книга Миллса "Властвующая элита", посвященная концентрации власти в США в руках правящей верхушки, использующей предлагаемые наукой средства рационального познания в своих иррациональных целях. Большинство леворадикальных социологов отвергают применяемый в господствующих социологич. направлениях понятш ный язык как символич. выражение бюрократич. и административного опыта жизни и работы", как язык высшего бурж. слоя. Характер эмпирич. исследований в С.л. определяется отказом от чистой дискрипции (описания) как метода закрепления и легализации существуюего порядка вещей, утверждением идеи соц. конфликта как главной реальности современного об-ва и представления о наличии радикальной альтернативы сложившемуся типу организации, управления и культуры. Отсюда открытое сочувствие революционным и альтернативным движениям, радикальным идеологиям, контркультурным устремлениям. На вершину иерархии ценностей С.л. возводится индивидуалистич. по своему характеру идея личной свободы, определяющая главные проблемы исследований в различн. соц. сферах. Многие представители С.л. (А. Турен и др.) преувеличивают роль интеллектуальной элиты в современном об-ве, защищают концепцию общества постиндустриального (см.). В. А. Чаликова.