СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последствия деятельности.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию; изучающая социальные факторы, механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т. д. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследование проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом. Основными методами социологического изучения массовой коммуникации являются массовые анкетные опросы населения и аудиторий отдельных каналов, опросы коммуникаторов; работников редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов; широкое применение находит контент-анализ сообщений.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс-медиа), и для этой цели был разработан ряд различных подходов. Однако до сих пор не существует общего мнения относительно надлежащих методов анализа содержания, скажем, телевизионных программ. (2) Одним из способов понимания того, как производятся те или иные сообщения, является исследование институтов массовой коммуникации и персонала организаций в этой сфере. Было проведено множество исследований вопросов собственности на газеты и телекомпании и контроля над ними, происхождения и образования журналистов и основных допущений, из которых они исходят в своей работе. (3) В последние годы исследования аудитории не являются распространенным явлением, хотя большинство работ о средствах массовой коммуникации связаны с размышлениями по поводу воздействия масс-медиа на нее. В работах, появившихся после Второй мировой войны, аудитория считалась пассивной, а средства массовой коммуникации — всемогущими. Однако на смену этому взгляду пришли такие концепции аудитории, которые подчеркивали ее активность, избирательность и частое отвержение мнений, представляемых масс-медиа. Работы последнего времени представляют собой некий компромисс между этими двумя позициями. См. также: Господствующей идеологии тезис; Дискурс; Идеологический аппарат государства; Идеология; Контент-анализ; Культуры индустрии; Массовое общество; Семиотика; Установление повестки дня. Лит.: McQuail(1987)

Источник: Социологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
область социологии, предмет к-рой - закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин-тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, рекламы), всей системы массовой информации в целом. Толчок к развитию С.м.к. в рамках социологии дало развитие радиовещания в 20-х гг. XX в. Рождение тоталитарных гос-в с их мощной системой массовой пропаганды сделало актуальными проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. Поэтому основной задачей, к-рую решала С.м.к. в начальный период своего развития в 30-40-е гг., было изучение условий эффективного пропагандистского воздействия, а соответственно содержания пропаганды. С решением этой задачи связаны имена представителей амер. школы С.м.к. Г. Лассуэляа (см.), К. Хов-ланда. В тот же период складывался методический арсенал исследований массовой коммуникации: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса и панельного исследования аудитории (П. Лазарсфельд), контент-анализа (Г. Лассуэлл и Б. Берельсон), экспериментов (К. Левин и К. Ховланд). В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия и выяснились факторы, усиливающие или ослабляющие его. В 50-х гг. структурный функционализм внес изменения в теоретическую ориентацию С.м.к. в к-рой понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система соц. связей, в к-рых протекает и на к-рые влияет процесс массовой коммуникации. Влияние массовой коммуникации объяснялось не столько воздействием на установки или знания отдельных реципиентов, сколько расширением определенных институционализированных стандартов восприятия действительности, культурных норм, эталонов поведения. Объектом исследования наряду с пропагандой и рекламой все чаще становится взаимосвязь массовой коммуникации с культурой; популярными становятся различн. теории массовой культуры, от апологетич. до критических. Структурно-функциональная ориентация С.м.к. в 60-е гг. проявилась также в обилии теоретич. схем, раскрывающих системные связи как внутри процесса массовой коммуникации, так и между средствами массовой коммуникации. Одновременно отчетливо проявляется склонность теоретиков массовой коммуникации к замене обществ.-политич. анализа развития системы массовой коммуникации изучением ее технологич. факторов. Крайним проявлением технологич. детерминизма была концепция Г. М. Маклуэна о влиянии технич. способов коммуникации на всемирную историю. Острая критика позитивизма и структурного функционализма усилила влияние на С.м.к. марксистского подхода к явлениям. На этой почве возникает т. н. радикальное критич. направление С.м.к., во многом опирающееся также на работы представителей франкфуртской школы Т. Адорно и Ю. Хабермаса. Главным объектом критики становится манипуляция массовым сознанием, распространение идеологии средствами массовой коммуникации. Обостряется интерес к междунар. коммуникации, к глобальным проблемам распространения информации, к-рые рассматриваются исходя из концепции "культурного империализма" (X. Шиллер). В СССР социологич. исследования в области массовой коммуникации начались в 20-х гг. с изучения читательской аудитории газет и книг. Основными методами социологич. изучения ассовой коммуникации являются массовые анкетные опросы населения и аудиторий отдельных каналов, опросы коммуникаторов; работники редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов; широкое применение находит контент-анализ (см.) сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы. Лит.: Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М., 1971; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Прохоров Е.П. Социология журналистики. 1981; Коробейников B.C. Редакция и аудитория: социол. анализ. М., 1983; Современные методы исследования средств массовой коммуникации. Таллинн, 1983; Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. М.И. Лауристин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия