область социологии, занимающаяся изучением соц. поведения больших групп людей, объединенных по несущественному или случайному признаку. Традиционными объектами С.м.я. являются толпы людей, колонны демонстрантов, болельщики на трибунах стадиона, аудитория, публика и др. стихийно возникшие скопления людей, существующие достаточно короткое время. С.м.я. исследует те явления соц. действительности, к-рые носят массовидный характер и отражают определенный уровень обществ. сознания, представленный обществ. психологией. В последнее время исследования по С.м.я. чаще проводятся в рамках молодежной проблематики. Характерно изучение музыкальных вкусов молодежи, форм проведения досуга в молодежной среде, наркомании и алкоголизма, соц. феномена молодежной моды, механизмов распространения слухов и т. п. Лит.: Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912; Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М., 1925; Park R. On social control and collective behaviour: Selected Papers. N.Y., 1962; Ortega у Gasset Jose. Obras completas. Vol. 1-9. Madrid, 1953-1971. Г.А. Погосян.