СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Найдено 1 определение
СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
специальная социологическая теория, изучающая функции, методы, принципы и приемы руководства людьми и трудовыми процессами в формальных и неформальных организациях. Объектом изучения в С. м. выступает управление как комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для инициативного, созидательного труда в организациях, а предметом – совокупность конкретных механизмов управления в условиях рыночных отношений.
Одним из основных элементов управления организацией является организационная структура управления, под которой следует понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые доводятся до нижестоящих звеньев.
Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией. Примерами организационных структур в условиях рыночных отношений могут быть общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, совместные предприятия, холдинговые компании и др. Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для реализации других функций и считается главной из них; функции же организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной системе, т. е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основные параметры организации, тенденции ее развития, оценить конкурентную среду. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Тактическое планирование (средний уровень) ориентировано на промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Оперативное планирование (нижний уровень) – это конкретизация тактических планов в реальной работе членов организации. Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным планом, или бизнес-планом функционирования организации. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей и позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого требуются средства.
Через организаторскую деятельность, т. е. распределение задач и компетенций происходит управление отношениями в организации. Иными словами, организация – это средство для достижения целей организации. Функция мотивации – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Современные теории мотивации, предназначенные объяснить этот процесс, можно разделить на содержательные теории мотивации (напр., мотивационно-гигиеническая теория Херцберга) и процессуальные теории мотивации, которые базируются на том, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Функция контроля определяется как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджеров по осуществлению управленческих функций.
Их целесообразно сгруппировать в общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости (руководства к действию для всех работников организации); системности (охват системы с учетом внешних и внутренних связей); многофункциональности (охват различных аспектов деятельности – материального, функционального, смыслового, направленного на достижение конечной цели и др.); интеграции (способности интегрировать разные способы отношений и взглядов работников); ориентации на ценности (формирование у работников таких ценностей, как коммуникабельность, профессионализм, чувство принадлежности к фирме и др.). Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, суть которого в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Выделяют следующие методы управления: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности работников. Управление персоналом как предмет С. м. означает, что руководство предприятием – это в первую очередь руководство людьми; удовлетворение потребностей сотрудников организации – одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы.
В этой связи особую актуальность приобретает менеджмент кадровый, выражающий себя в определенной кадровой политике, т. е. стратегии работы с кадрами. Сюда относится планирование потребности в персонале; планирование приема на работу и сокращения кадров; планирование затрат на подбор и обучение кадров; планирование профессионального обучения персонала, а также перспектив его развития. Управление трудовыми процессами как предмет С. м. означает, что управленческий труд, хотя и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника, и в этой части является трудом производительным. Основная задача данного труда – обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций. В государствах с переходной экономикой, основная особенность которой – реструктуризация применительно к новым условиям хозяйствования, актуализировался менеджмент инновационный, связанный с реализацией механизмов управления инновационными процессами на предприятиях. Проблема менеджмента инновационного состоит в неразработанности названных механизмов и слабом влиянии на инновационную деятельность в рамках промышленных предприятий. Исследование инновационных процессов на промышленных предприятиях показало, что инновационная деятельность, изначально ориентированная на минимальную модернизацию производства, в меньшей мере направлена на техническое переоснащение и внедрение новых технологических процессов, а в большей – на разработку и производство новых изделий или замену материалов на более технологичные или дешевые. Маломасштабные, точечные продукт-инновации не перспективны и не вносят существенного вклада в процессы модернизации на промышленных предприятиях. Более того, при нынешнем технико-технологическом состоянии предприятий тактика точечных продукт-инноваций исчерпывает свои возможности и перестает поддерживать потенциал производства. Изменение этой тенденции с помощью перестройки механизмов управления инновационными процессами – одна из основных задач современного отечественного менеджмента.
Лит.: Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб., 2002; Кравченко А. И. Социология менеджмента. – М., 1999; Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск, 1999; Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992; Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М., 1986; Соколова Г. Н. Инновации и модернизация промышленности // Инновации в постсоветской промышленности. – М., 2001. – Ч. 2. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
130.22 кб

Социология организаций и менеджмента

Бутырин Григории Николаевич
В статье представлена история и этапы деятельности кафедры социологии организации и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Читать PDF
107.71 кб

Женский топ-менеджмент с точки зрения социологии управления

Ильиных Светлана Анатольевна
В статье рассматривается женский топ-менеджмент с позиции социологии управления. Анализируются отличия и сходство женского и мужского топ-менеджмента.
Читать PDF
261.46 кб

Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ

Бушкова-шиклина Эльвира Васильевна
В статье представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций представителей двух социальных групп -менеджеров и предпринимателей.
Читать PDF
248.61 кб

Социологическое исследование этических проблем современного менеджмента

Иванцова Марина Владимировна
The article is devoted to the study of ethical problems in modem management from a sociological point of view, approaches and methods address and resolve these issues.
Читать PDF
201.16 кб

Социологическое сопровождение кадрового менеджмента государственной гражданской службы

Иванова А.А.
В статье рассматривается вопрос о социологическом сопровождении кадрового менеджмента, определены возможности и особенности социологического сопровождения кадрового менеджмента государственной гражданской службы, анализируются про
Читать PDF
368.02 кб

От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе

Тихонов Александр Васильевич
В статье рассматривается ряд дискуссионных вопросов о предмете, объекте и методах современной социологии управления
Читать PDF
247.60 кб

25 ЛЕТ - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО? КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Барков Сергей Александрович
В статье кратко изложена история кафедры социологии организаций и менеджмента Московского университета имени М.В. Ломоносова.
Читать PDF
337.18 кб

Социальные механизмы инноваций в британских моделях культуры организации и менеджмента: социологичес

Кузнецова Кристина Андреевна
Исследуются сущность, характерные особенности и научно-практический потенциал социальных механизмов инноваций, сложившихся в британских моделях культуры организации и менеджмента.
Читать PDF
372.08 кб

Социологическая экспликация британских моделей культуры организации и менеджмента в аспектах совреме

Кузнецова Кристина Андреевна
Выделяются и анализируются основные типы британских моделей культуры организации и менеджмента. Демонстрируется методология их социологической экспликации в аспектах современного состояния и тенденций развития социологии культуры.
Читать PDF
144.06 кб

Взаимодействие социологии знания и менеджмента в разработке системы управления миграционными процесс

Дмитриева Ю.В.
В статье показано, что эффективность управления миграционными процессами зависит от концептуализации знаний о миграции населения на основе социологического анализа с использованием элементов менеджмента в системе управления миграц
Читать PDF
544.85 кб

Социология спорта и социология менеджмента в контексте гуманистической ориентации общественных перем

Маркович Данило, Симич Драгиш
В многоаспектном разнообразии современного общества, начиная с 1960-х гг., все чаще стали употребляться понятия спорта и менеджмента.
Читать PDF
256.89 кб

Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте

Веселов Юрий Витальевич, Липатов Андрей Алексеевич
В социологии, психологии, экономике и менеджменте уже многое сделано для изучения феномена доверия.
Читать PDF
379.22 кб

Кластерный анализ как инструмент менеджмента качества для обработки социологических опросов на промы

Мартюшева Полина Владимировна, Стукач Олег Владимирович
На основе анализа уровня удовлетворенности сотрудников промышленного предприятия показано, что кластерный анализ методом К-средних в сочетании с рядом других непараметрических методов эффективен в социологическом исследовании.
Читать PDF
320.92 кб

Повторный анализ системы менеджмента качества с использованием социологического исследования с целью

Овечкина Т.Д., Юлдашев О.Р., Капутская Т.Н., Палей С.М.
В статье на примере Нижневартовской окружной клинической детской больницы изложены результаты повторного анализа системы менеджмента качества с использованием социологического исследования на различных уровнях организационной стру

Найдено книг по теме — 1