СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

Найдено 1 определение
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Наука о молодежи” в нашей стране прошла длительный и во многом противоречивый путь. Накопленный в Советской России, а затем и СССР опыт имел свои положительные и отрицательные стороны, которые определили впоследствии характер исследований молодежных проблем в современной России на рубеже веков. Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем (труд и быт) и ценностных ориентаций были предприняты в России еще во второй половине 20-х годов ХХ столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги В. Смирнов, И. Армянов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и другие. По их инициативе и при их участии начали проводиться массовые социологические исследования. Так, например, в 1927 г. было опрошено 120 тыс. подростков в возрасте 10-16 лет с целью определения позиций школьников по отношению к Советской власти.
Всего за период 20-х – 30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов. Среди них: “Революция и молодежь”, “Рабочая молодежь как она есть”, “Дети и Октябрьская революция”, “Какова же наша молодежь?”, “Очерки рабочего быта”, “Крестьянский ребенок”. Все работы представляют большую научную и историческую ценность. Затем длительное время, после пика исследовательской активности в 20-х годах и вплоть до середины 50-х годов, молодежь не рассматривалась отечественными учеными как специальный объект исследования, как самостоятельная социально-демографическая группа в структуре советского общества, имеющая свои специфические проблемы. Ситуация стала меняться в послевоенный период. В первых, пока единичных, исследованиях 50-х годов акцент делался на изучении ценностных ориентаций и идеалов молодого поколения.
Массовые студенческие волнения, прошедшие в 1968 г. в Западной Европе и Америке, прямо и косвенно подтолкнули отечественных политиков и ученых к более интенсивному изучению проблем молодого поколения Страны Советов. Первыми, кто начал регулярно изучать молодежь среди гуманитариев, стали социологи. Именно они заговорили о специфических противоречиях в среде подрастающего поколения и проблемах в отношениях молодежи, общества и государства. В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве (Г. Осипов, В. Грушин, Ф. Филиппов), Ленинграде (В. Полозов, В. Ядов, А. Здравомыслов, В. Лисовский, С. Иконникова, И. Кон, С. Голод, В. Водзинская), Свердловске (М. Руткевич, Л. Коган, Ю. Волков, В. Мордкович), Таллинне (М. Титма, Э. Саар), Киеве (В. Паниотто, Н. Соболева), Новосибирске (В. Шубкин, У. Устинов, Г. Чередниченко) и других городах. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Важно заметить: уже тогда отдельные работы ученых, противоречившие общепринятым политическим взглядам, начинают подвергаться резкой критике.
Постепенно начинает складываться в стране “социология молодежи” – специальная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность, а также особенности его социализации и жизнедеятельности.
За 60 – 80-е годы сложились основные направления молодежных исследований, современная классификация которых представляется относительно условной. Наиболее полно эта типология описана В. Чупровым (ИСПИ РАН).
(1) Антропологическое (психологическое или социально-психологическое) направление. В его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами. Представителями этого направления были К. Абульханова-Славская, Г. Андреева, Л. Архангельский, Л. Божович, В. Бочарова, Л. Буева, С. Голод, Р. Гурова, И. Кон, А. Кулагин, А. Петровский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, В. Щердаков, Д. Эльконин.
(2) Структурно-функциональное направление сформировалось в 70-е годы ХХ века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой. Последователями указанного направления стали такие ученые, как Н. Блинов, С. Быкова, В. Васильев, Ю. Волков, С. Гурьянов, С. Григорьев, В. Журавлев, Е. Катульский, А. Колесников, В. Криворученко, Е. Леванов, М. Маршак, В. Мансуров, В. Мордкович, Б. Павлов, В. Родионов, Л. Рубина, М. Руткевич, Б. Ручкина, И. Слепенков, Н. Слепцов, Е. Слуцкий, В. Староверов, М. Титма, Э. Саар, Ф. Филиппов, В. Шубкин. В центре внимания их исследовательских разработок и многочисленных публикаций положены концептуальные модели межпоколенных связей и отношений, механизмы социализации и проблемы формирования молодых поколений рабочего класса, реже – колхозного крестьянства и интеллигенции.
Представители культурологического направления пытались, и весьма успешно, осмыслить сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражались в определенных типах культуры. Соответственно мир молодого поколения интерпретировался через некую форму его субкультуры. Исследователи (В. Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто, Г. Квасов, Л. Коган, С. Кугель, В. Лисовский, Б. Лисин, В. Левичева, В. Немировский, Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик) успешно анализировали мировоззренческие позиции, формы досуга молодежи под углом зрения феноменологии культуры.
В силу известных причин исследования по всем названным направлениям были ограничены рамками социально-политических отношений в обществе. Оценивая содержательную сторону изучения социальных проблем молодежи, следует особо подчеркнуть: в отечественных исследованиях отсутствовали самостоятельные научные школы, разрабатывающие свои собственные подходы к анализу молодежных проблем. Об этом можно судить по изучению научной и научно-публицистической литературы (более пяти тысяч “молодежных” изданий вышло в свет в СССР) и проведенному ИСЭП АН СССР анализу архива авторефератов диссертаций 70 – 80-х годов, хранившихся в ЦК ВЛКСМ до 1991 года.
(4) Интеграционное направление. Суть его заключается в синтезе разных сочетаний трех других. В конце 80-х и начале 90-х годов отечественные исследователи пытались изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения, а также в сложных взаимосвязях с окружающим миром. Впервые был поставлен вопрос о медико-биологических характеристиках молодежной популяции, опосредующих ее социальную жизнедеятельность. Сторонники разных направлений пытались обогатить свои концептуальные модели, используя теоретические наработки ученых и специалистов-практиков других научных школ, в том числе зарубежных, хотя они и оставались в рамках своих личностных предпочтений. Накопленные ими знания послужили толчком к наметившемуся к концу ХХ века комплексному междисциплинарному изучению подрастающего поколения россиян (в широком спектре взаимосвязей с социальной средой), инициатором которого выступил ИСЭП АН СССР (Е.Г. Слуцкий). В целом, несмотря на огромный вклад советских и российских ученых в развитие молодежных исследований в нашей стране, период становления отечественной “науки о молодежи” характеризовался, наряду с позитивными, рядом отрицательных черт:
- отсутствовал системный подход в определении приоритетных направлений исследований проблем молодежи;
- исследования не были связаны с практикой решения конкретных молодежных проблем;
- отсутствовало необходимое комплексирование в исследованиях, проводимых социологами, педагогами, психологами, медиками, юристами, демографами и экономистами, а также междисциплинарное изучение явлений и процессов, происходивших в молодежной среде;
- проводимые исследования часто имели слабую теоретическую, эмпирическую и методическую базу (в основном использовался анкетный опрос в ущерб другим методам и процедурам);
- редко проводились исследования по единым и сопоставимым программам и методикам, что не позволяло отслеживать тенденции и делать прогнозы.
Ученые-исследователи в этот период не смогли предложить теоретической концептуальной модели, обеспечивающей комплексное междисциплинарное изучение процессов и механизмов становления молодого поколения.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
385.03 кб

Тема досуга молодежи в российской социологии

Кудревич Антон Викторович
В статье приводится краткий анализ исследований молодежного досуга за последние двадцать лет, выделяются основные тенденции современной российской социологической мысли по данному вопросу, а также предлагается ряд рекомендаций для
Читать PDF
738.03 кб

Конференция «Социология молодежи в Китае и России»

Черевко Юлия Вячеславовна, Ивченкова Мария Сергеевна
В статье дан обзор российско-китайской конференции «Социология молодежи в России и Китае», состоявшейся в Институте социологии РАН в июне 2012 г.
Читать PDF
1.01 мб

Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения

Горшков Михаил Константинович, Шереги Франц Эдмундович
Статья подробно анализирует историю социологических исследований молодежи в СССР и современной России. Приведены данные социологических исследований, подкрепленные их качественным анализом.
Читать PDF
575.28 кб

Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения

Горшков Михаил Константинович, Шереги Франц Эдмундович
Статья подробно анализирует историю социологических исследований молодежи в СССР и современной России. Приведены данные социологических исследований, подкрепленные их качественным анализом.
Читать PDF
305.92 кб

Проблемы самоорганизации российской молодежи: социологический анализ

Флигинских Ю. Н.
Читать PDF
308.84 кб

Правовая культура российской молодежи (опыт социологического анализа)

Карнаушенко Леонид Владимирович
Правовая культура один из ключевых элементов формирования мировоззрения подрастающего поколения, в том числе и относительно различных социально-правовых феноменов.
Читать PDF
310.37 кб

Структура досуга молодежи российской провинции: социологический анализ

Букин Василий Петрович, Атаева Татьяна Андреевна
В статье рассмотрены особенности досуга современной молодежи. Предметом анализа являются данные, полученные в результате проведения социологического исследования в Пензенской, Ульяновской областях и республике Мордовия.
Читать PDF
239.15 кб

Образовательные стратегии российской молодежи: социологический дискурс

Котова Татьяна Анатольевна
Читать PDF
1.76 мб

Социологический анализ восприятия студенческой молодежью современной России

Иванова Наталья Анатольевна
В статье в рамках проведенного в октябре 2015 года Институтом социологии РАН мониторинга, направленного на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России, анализируются ответы студенческой молодежи, касающ
Читать PDF
181.43 кб

Причины молодежного экстремизма в современной России: социологический анализ

Кубякин Евгений Олегович
В современном российском обществе проблема молодежного экстремизма представляет особую актуальность и практическую значимость.
Читать PDF
336.73 кб

Предупреждение девиантного поведения российской молодежи как социологическая проблема

Стригуненко Иван Константинович
Предупреждение девиантного поведения российской молодежи в начале XXI века становится весьма актуальной проблемой, требующей немедленного разрешения.
Читать PDF
302.02 кб

Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи: социологический анализ

Семёнов В. Е.
Читать PDF
163.25 кб

Из истории социологических исследований среди учащейся молодежи России в начале XX века

Соболев Владимир Семенович
В Российской империи после революции 1905 года был отменен правительственный запрет на развитие социологии. В связи с этим активизировались попытки проведения социологических исследований.
Читать PDF
147.21 кб

Молодежь и проблема коррупции в современном российском обществе: социологический анализ

Афаунов Анзор Зурабович
В статье отмечается, что молодежь особая социально-демографическая группа, от положения которой во многом зависит будущее российского общества.
Читать PDF
488.66 кб

Духовное здоровье российской учащейся молодежи как предмет социологических исследований

Казиева Мадина Запировна
В статье социологическому анализу подвергается категория духовного здоровья учащейся молодежи.