СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Специальная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность, особенности ее социализации и жизнедеятельности.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Социология молодежи
отрасль социологического знания, объектом которой является молодежь как социально-демографическая группа общества, а предметом – комплекс процессов, характеризующих ее становление и развитие как субъекта социальных отношений и интеграцию в социум.
Социология молодежи
специальная социологическая теория, изучающая сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации вступающих в жизнь молодых людей, процесс преемственности и взаимодействия со старшими поколениями, степень, уровень и формы новаторства при решении общественных проблем.
Источник: Краткий словарь по социологии
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
англ. sociology of youth; нем. Jugendsoziologie. Отрасль социологии, изучающая поведение социально-демогр. группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей важный этап социализации (интернализацию норм и ценностей), формирования соц. и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфических молодежных формах поведения и сознания (молодежных субкультурах).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
отрасль современного социологического знания, характеризуемая чаще как среднеуровневая теория, рассматривающая закономерности социальной жизни молодого поколения, его вхождения в социальную структуру общества, роль, которую оно здесь играет, дифференцируясь по различным слоям. Меньше аргументов у тех, кто представляет социологию молодежи как специальную социологическую теорию, ориентирующуюся подчеркнуто проблемно, тематически акцентированно (социология преступности, социология «третьего возраста» и др.). Социология молодежи — одна из наиболее активно развивающихся отраслей социологического знания (в том числе и в современной России), тесно взаимодействующая с социологией образования и педагогикой. См. труды Н.М. Блинова, А.А. Матулениса, М.Х. Титмы, В.И. Чупрова, В.Г. Немировского, А.И. Шендрика, Ф.Р. Шереги, Л.Я. Рубиной, И.М. Сле-пенкова. П. Е. Ясевич О.Е. Ноянзина
Источник: Словарь виталистской социологии
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
специальная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность, а также особенности его социализации и жизнедеятельности. С.м. изучает молодежь как социальную группу, ее социально-демографические характеристики (границы, структуру, динамику), выраженные в совокупности объективных и субъективных показателей, а также ее взаимосвязи и отношения с другими общественными группами. С. м. исследует механизмы социализации; этапы “вхождения” молодого поколения в “мир взрослых”; освоения через социальные институты всего многообразия общественных отношений, а также приобщение к культуре, которую “застали” на момент своего рождения и взросления дети, подростки и молодежь; исследует положение (функционально-ролевой статус) подрастающего поколения; механизмы освоения социальной (общественной) психологии, менталитета и обычаев своего народа. Эта научная дисциплина раскрывает суть взаимоотношений поколений (детей и родителей), исторические традиции межпоколенных связей и специфику семейного воспитания в различных сообществах, социумах, а также отношения общества в лице государства и молодежи.
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в т. ч. профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи. Основные проблемы С.м., имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях, определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т. д. С.м. очень тесно связана с целым комплексом социологических теорий среднего уровня (частных социологических теорий).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
социологич. дисциплина, предмет изучения к-рой - молодежь как соц. группа, ее соц.-демографич. характеристики (границы, структура, динамика), выраженные в совокупности объективных и субъективных показателей, а также ее взаимосвязи отношения с др. обществ. группами. Теоретик, и прикладные исследования соц. проблем молодежи составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений мировой социология, науки, особенно с конца 60-х гг., после известных массовых выступлений молодежи в ряде стран. С.м. включена в контекст многоплановых научн. исследований молодежи, но вместе с тем отличается от них по своему предмету и методам. Ряд проблем молодежи занимает пограничное положение, что дает основание для их совместного изучения С.м., психологией социальной (см.), аксиологией, социолингвистикой, социологией образования (см.), социологией воспитания (см.), педагогикой и др. Специальному анализу подвергаются в С.м. молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая обществ. активность молодежи. Проблематика С.м. приобрела особое значение в связи с решением задач перестройки об-ва, выдвинувшей на одно из первых мест весь узел соц. проблем молодежи. Необходим, в частности, социологич. анализ процесса вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь в новых соц.-экономич. условиях; изменений в ценностных ориентациях молодежи; неформальных объединений молодежи различн. соц.-политич. ориентации. Лит.: Алексеева В.Г. Молодой рабочий. М., 1983; Павлов Б.С. Социально-классовая преемственность и восстание молодых рабочих. М., 1984; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985; Козлов А. А., Лисовский А.В. Молодой человек: становление "раза жизни. М., 1986; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Т. Хойбнер. Вызов неприкаянных: модные "волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире. М., 1990; Семенова В.В. Социология молодежи/Социология в России (под ред. Ядова В.А.). Социология молодежи. С.-П., 1996. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Социология молодежи
отрасль социологии, которая изучает молодежь как специфическую социально-демографическую группу, особенности ее образа жизни и сознания. Основными задачами С. м., имеющими теоретическое и прикладное значение, являются изучение места и роли молодежи в социальном развитии общества, тенденций изменения ее социального облика, процессов, происходящих в молодежной среде, выявление и прогнозирование социальных проблем молодежи и на этой основе разработка теоретических основ социальной политики в отношении молодежи, обоснование форм и методов ее воспитания и управления молодежными процессами. В нашей стране С. м. получила определенное развитие еще в 20-е годы, когда активно исследовались вопросы условий груда и быта молодежи, формирование ее мировоззренческих и профессиональных ориентации. Новый этап в социологических исследованиях проблем молодежи начался в 60-е годы значительное внимание уделяется вопросам места молодежи в социальной структуре, ее социальных и профессиональных ориентации, отношения к труду, трудовой мобильности, роста образовательного и культурного уровня и т. д. Однако и поныне многие направления социологических исследований по молодежной проблематике не получили должного развития. Практически отсутствуют масштабные исследования проблем стимулирования трудовой активности молодежи, противоречий ее духовного облика, жилищно-бытовых условий жизни, деятельности неформальных молодежных объединений, ориентации в области музыкальной культуры, причин распространения пьянства, наркомании, правонарушений в молодежной среде. Недостаточно исследуются проблемы труда, быта, учебы рабочей и сельской молодежи, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, молодежи малых и средних городов, социально-политических движений в молодежной среде. Сложившаяся ситуация в С. м. во многом обусловлена и превалированием теоретической установки на то, что молодежь является преимущественно объектом социального воздействия со стороны общества. Именно поэтому большинство эмпирических исследований сконцентрировано на выявлении жизненных планов молодежи, т. е. на рассмотрении молодости как подготовительного периода к будущему участию в социальной жизни. В современных условиях возникает необходимость в известной переориентации исследований социальных характеристик молодежи, в комплексной разработке проблем социального проведения и социального творчества молодежи, в изучении ее роли в инновационных процессах, происходящих в обществе.
Источник: Социологический справочник
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
отрасль социологии, объект которой - молодежь как социально-демографическая группа общества (16-29 лет), а предметная область охватывает особенности ее социализации и социально-демографических характеристик, ценностных ориентаций и мотивации деятельности, характер и направленность ее социальной мобильности, включения в различные социально-стратификационные слои, обретение социальных статусов и ролей, конструирование жизненных планов и степень их реализации в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях, участие в их преобразованиях.
С.М. исследует особенности социализации вступающих в жизнь поколений, своеобразие образа жизни М., формирование ее ценностных ориентаций и мотиваций деятельности, характер и направленность ее социальной мобильности, структуру присущих ей социальных статусов и выполняемых социальных ролей, ее жизненные планы, особенности и степень их реализации в конкретных социально-экономических, политических и социокультурных условиях. Согласно социологическим представлениям и теориям конца 20 в., М. - это динамично развивающийся ресурс, в определенных социальных обстоятельствах быстро превращающийся в динамичную и активно действующую силу социально-политических, экономических, культурных трансформаций, ценностных сдвигов, поведенческих перемен.
Современные постсоветские общества находятся в состоянии глубоких социально-стратификационных изменений. Наряду со старыми социально-стратификационными слоями, оставшимися в наследство от прежней социально-экономической системы - рабочими, колхозным крестьянством, интеллигенцией, в процессе трансформации общества в направлении к социально ориентированной рыночной экономике возникают и разными темпами развиваются новые социально-стратификационые группы: предприниматели, менеджеры, фермеры, банкиры, лица свободных профессий, маргинальные слои, безработные и др. Все они в значительной степени рекрутируются из М., которая стремится взобраться как можно выше по стратификационной лестнице, но это ей далеко не всегда удается.
Такая ситуация обусловлена рядом объективных и субъективных факторов, прежде всего сложностью и трудностью вхождения молодого человека в систему жестких рыночных отношений Чтобы участвовать в процессе становления таких отношений, человеку необходимо иметь определенный стартовый капитал, капитал не только финансовый, материальный, но и достаточно прочный капитал жизненного опыта, знаний, определенных ценностных ориентаций и стереотипов поведения в конкретных ситуациях. Но как раз этого нашей современной М. в подавляющем ее большинстве и недостает. На этом общем фоне социального развития современной белорусской М. существуют более или менее существенные различия, обусловленные как принадлежностью молодых людей к различным возрастным когортам, так и своеобразием социально-экономических и региональных условий, в которых протекает из жизнедеятельность. Все это также должно учитываться социологической юниологией.
Приоритетное место в социологическом изучении М. занимает выявление особенностей и путей вхождения М. в те или иные социально-стратификационные слои общества - рабочие, предприниматели, менеджеры, фермеры, служащие и т.п., обретение юношами и девушками определенного социального статуса и выполнение определенной социальной роли.
Исходные принципы такого именно ориентирования изучения М. заложены в работах Э.Дюркгейма, развиты в трудах американских (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер и др.), российских (В.Т. Лисовский, Н.М. Блинов и др.), эстонских (М.Х. Титма), белорусских (Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколова, В.И. Русецкая, Е.А. Борковская) социологов. Работами этих и других социологов установлено, что именно социальные структуры - экономическая, стратификационная, политическая, социокультурная, демографическая, социально-территориальная - и процесс их изменений, а в постсоветских странах - глубокой трансформации, играет важную роль в становлении и развитии М. как специфической социальной общности.
Чем же обусловлено своеобразие М. как социальной общности? Оно детерминировано, во-первых, тем, что в общем составе молодого поколения существует значительная доля юношей и девушек (учащиеся, студенты), которые не обладают в полном смысле собственным социальным положением и характеризуются либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родителей, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и намечающейся профессиональной деятельностью. Во-вторых, социальное своеобразие М. детерминируется не только формальной принадлежностью тех или иных ее групп к различным социальным структурам, но и непосредственной включенностью в различные молодежные движения и группировки - политические, субкультурные (хиппи, рокеры), территориальные (люберы), религиозные или псевдорелигиозные (дзен-буддисты, кришнаиты, сатанисты и др.). В-третьих, своеобразие М. как социальной общности определяется тем, что она находится в процессе формирования, становления и развития своих социальных качеств, а этот процесс в силу своей неоднородности и противоречивости, вызванной различными социально-экономическими, политическими, социокультурными влияниями, подвержен значительным изменениям и колебаниям, развертывается не по прямой линии, а по сложной траектории, отличающейся значительными флуктуациями, отклонениями. Поэтому, в-четвертых, специфика социального развития М. как социальной общности обусловлена поэтапным, соответствующим возрастным изменениям социального статуса и вытекающим отсюда многоступенчатым становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и ценностные ориентации), воплощающихся в специфических формах ее жизнедеятельности.
М. представляет собой открытую социальную систему, включенную во все многообразие связей, отношений и взаимодействий, существующих в обществе. Наиболее характерные для нее функции - социализационная, воспроизводственная, трансляционная и инновационная. Это означает, что М. в своем социальном развитии осуществляет включение в общество, его социальную структуру, т.е. процесс социализации. Вместе с тем ей свойствен и процесс воспроизводства, т.е. непрерывного возобновления производства и потребления материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Кроме того, она осуществляет трансляционную функцию, т.е. усвоение и передачу, распространение знаний, достижений, навыков, опыта старших поколений. Одновременно она преобразует этот опыт, вносит в него нечто новое, своеобразное, ранее не существовавшее, возникшее в изменившихся социально-экономических, политических, социокультурных условиях, т.е. осуществляет инновационную функцию.
Вследствие названных особенностей включение М. в социально-стратификационные слои общества носит сложный и противоречивый характер. Такая ситуация обусловлена тем, что нередко возникают противоречия между завышенной социальной самооценкой юношей и девушек и реальными их возможностями приобрести своими практическими действиями, прежде всего своим трудом, определенный социальный статус. Существуют расхождения и противоречия между желаемым и реальным социальным статусом, между уровнем образования и материальным положением, что резко осложняет процессы вхождения юношества в те или иные социальные группы, особенно престижные.
В условиях кризисного общества, переживающего глубокие трансформации, особенно остро проявляется противоречие между стремлением М. к экономической самостоятельности и уровнем реальной осуществленности такого, вполне понятного стремления. Социологические исследования, проведенные в 1997 в Могилевской области, показали, что почти три четверти молодых людей (71,4%) испытывают экономическую зависимость от родителей, хотя более половины из них (56,5%) очень хотели бы обходиться без материальной помощи родителей, но не могут себе позволить этого вследствие серьезных экономических трудностей. Существенное, а во многих случаях резкое расхождение жизненных стремлений юношей и девушек и реальности их материального положения приводит к тому, что из общего количества опрошенных только ничтожное меньшинство - 5,5% вполне устраивает то материальное положение, в котором они существуют, более половины респондентов (51%) оно не устраивает никоим образом, а 42% утверждает, что их оно устраивает далеко не в полной мере. Если сравнить приведенные данные с результатами республиканского социологического исследования, проведенного в 1993, то окажется, что за четыре последних года произошло почти двукратное уменьшение той доли М. Беларуси, которая удовлетворена своим материальным положением (она снизилась с 10,2 до 5,5%). Такая ситуация резко осложняет процесс социализации М., ее активного включения в продвинутые в социальном отношении социально-стратификационные группы общества.
Сложности и противоречия включения М. в желанные для нее социально-статусные группы, особенно в обществе, переживающем социально-экономический кризис, оказывают негативное влияние как на процесс ее социализации, так и на характер и направленность ее социальной мобильности. Продолжающаяся уже после окончания средней школы социализация юношества проявляет в своей траектории значительную зависимость от характера социального самочувствия юношей и девушек, связанного с реализацией тех или иных социальных предпочтений. Социологические исследования, проведенные в Беларуси в 1997, выявили, что по степени приоритетности социальные предпочтения современной М. располагаются в следующем порядке: здоровье, материальное благополучие, семья, работа, дружба, любовь, личная безопасность, образование, демократия, религия, бизнес. Если сравнить эту иерархию с той системой предпочтений, которая была зафиксирована социологическими исследованиями, проведенными в конце 1980-х, то бросается в глаза резкое снижение значимости труда и образования при одновременном столь же резком возвеличении социальной ценности здоровья и материального благополучия.
Сравнивая удельный вес и ранговое место того или иного социального предпочтения с количеством людей, неудовлетворенных возможностями и перспективой их реализации, можно выделить три типа соотношения этих параметров, оказывающих существенное влияние на социальное самочувствие и социализацию М.
Первый из них - социально-напряженный уровень, свидетельствующий о широкой распространенности социальной неуверенности и тревожности в определенной группе М., которая испытывает неудовлетворенность в отношении реализации определенных социальных предпочтений и не видит реальных возможностей их осуществления в ближайшей перспективе. Сюда относятся материальное благополучие, перспективы развития полной (двух- или трехдетной семьи), личная безопасность. Количество молодых людей, неудовлетворенных реализацией такого рода социальных притязаний, колеблется в пределах 55-58% от общего массива опрошенных, а удельный вес тех, кто не надеется на их реализацию в будущем, - от 47 до 78%.
Второй уровень - социально-стабильный, - свидетельствует о том, что значительная часть М. считает приемлемыми условия и возможности реализации определенных социальных предпочтений. Он характеризуется высоким значением определенного предпочтения для юношества, низким количеством неудовлетворенных уровнем его реализации, высоким удельным весом тех, кто не очень надеется на дальнейшие перспективы более благоприятного осуществления данных социальных притязаний. К этому уровню относятся такие социальные предпочтения, как хорошее образование и хорошая, интересная работа. Удельный вес этих предпочтений в молодежной среде достигает высоких значений - соответственно 69% и 85%, количество неудовлетворенных их реализацией снижается до 13-14; а количество молодых людей, которые не уверены в их полной реализуемости в ближайшей перспективе, составляет 52 и 77% от общего массива опрошенных.
Наконец, третий уровень - это уровень рассогласования между возрастающей значимостью определенного социального предпочтения и реальной перспективой его реализации в ближайшем будущем. Таким именно предпочтением у значительной части современной М. является стремление иметь собственное и самостоятельное дело, заниматься бизнесом, количество ориентированных на который в молодежной среде неуклонно возрастает.
Выделение трех уровней соотношения социальных предпочтений и степени их реализации в жизнедеятельности М. позволяет более отчетливо представить, что социализация юношества не представляет собой только пассивное отражение социальных влияний, а является в значительной мере общественным омоложением существующих социальных структур, организаций и институтов, внесения в их функционирование новых элементов, инициативы и творчества. Этот процесс известный болгарский социолог П. Митев назвал ювентизацией, т.е. специфическим видом творчества, порожденного новым доступом М. к социально-политической и ценностной системе общества. Исходя из сказанного, можно констатировать, что вхождение М. в социально-стратификационую структуру общества носит двусторонний характер: социализация как форма воспроизводства существующих систем производства и общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, его экономической, социальной и социокультурной структуры, обусловленная включением в его жизнь молодого поколения.
Хорошо известно, что основным источником богатства общества, важнейшим фактором его становления и развития является труд. Поэтому в социальном развитии М. определяющее значение имеет включенность ее в профессионально-трудовую деятельность, в экономическую структуру общества. Социологические исследования, проведенные в Беларуси, России, Украине, свидетельствуют, что трансформация государственно-социалистической экономики в экономику, основанную в решающей степени на частной собственности и ориентированную на развитие рыночных отношений, приводит к коренному преобразованию социально-экономических основ и регуляторов, которые формируют социальную структуру. Формируются новые экономически активные социальные слои (предприниматели, менеджеры, фермеры, коррумпированные и мафиозные группы), складываются новые формы социального расслоения, разделения общества на богатых и бедных, причем к числу последних принадлежит большинство рабочих, крестьян, интеллигенции, а самой отчужденной от собственности, богатства и жизненного успеха группой оказывается М. Усиливающееся отчуждение в экономической и социальных сферах, уменьшающаяся надежда на благотворность для развития молодого человека складывающихся рыночных отношений и снижающееся в связи с этим доверие к властным и предпринимательским структурам вызывают у молодых людей потребность выработать свои собственные, нередко существенно отличающиеся от принятых в старших возрастных когортах способы вживания в трансформирующуюся социально-экономическую действительность. Для многих юношей и девушек эта действительность представляется враждебной и пугающей. Социологические исследования, проведенные в 1997, показали, что почти 43% опрошенных юношей и девушек Беларуси считают, что экономическая ситуация в республике ухудшается, 14,5% говорят о ее стабилизации и только 4,3% уверены, что она улучшается.
Вполне естественно, что в такой ситуации в общей иерархии ценностных ориентаций, свойственных М., трудовая деятельность, занимавшая в начале 1980-х первое место в ранговом распределении социальных предпочтений, переместилась на четвертое, а большинство юношей и девушек ориентируют свои жизненные планы главным образом на материальное благополучие и удачу (удачный контракт, удачный спонсор, удачная женитьба, удачное замужество и т.п.). Только каждый третий юноша и девушка (в 1982 - две трети) считает, что трудовая деятельность должна представлять возможность личностного саморазвития и быть полезной обществу. Социальное обесценение труда и меркантилизация жизненных планов при резко сузившейся возможности реализовать свои сущностные силы в активной трудовой деятельности способствуют включению М. в асоциальные и преступные формы деятельности (алкоголизм, наркомания, проституция, воровство, мошенничество, рэкет и т.п.)
В этом же направлении действует и сложившаяся в последнее время безработица, которая неуклонно молодеет - ведь в составе безработных ныне более половины составляет М. Негативное влияние безработицы проявляется не только в том, что она вызывает состояние тревожности и неуверенности в будущем более, чем у 43% опрошенных молодых людей, но и в том, что часть юношей и девушек вообще утрачивают стремление заниматься трудовой деятельностью. Они сумели приспособиться к положению безработных, довольствуются случайными заработками, приторговывают либо находятся на иждивении у родителей. Можно сказать, что формируется особый социальный слой молодых людей, у которых превалирует стремление обогатиться любым путем, девальвируются такие понятия, как честность, добросовестность, развиваются криминальные устремления.
Обобщение данных социологических исследований позволяет сделать вывод, что в современной молодежной среде преобладают три основные стратегии экономического поведения , в зависимости от того, как молодые люди оценивают роль трудовой деятельности в своей жизни и в развитии общества.
Первая и наиболее распространенная из них - стратегия прагматического экономического поведения. Она базируется на отношении к работе исключительно как к источнику материального благополучия. Она свойственна большинству юношей и девушек: в 1997 более 92% опрошенных молодых людей в Могилевской области выражали стремление к такой работе, которая бы давала бы возможность высокого заработка. Такой тип поведения наиболее близок к рыночному, ибо предпочитает сознательную ориентацию на добывание материального благополучия собственным напряженным трудом. Молодые люди - носители такой стратегии - чаще всего социально активны, без особых трудностей вписываются в нынешние рыночные отношения, легко меняют род занятий и находят себе новое место, рассчитывают больше всего на свои собственные силы, а не на государственную молодежную политику, которая облегчила бы трудности вхождения М. в рынок, или на центры занятости, призванные помогать ей в трудоустройстве.
Второй тип стратегии экономического поведения можно назвать безразлично-конформистским. Для ее носителей работа вообще не представляет реальной ценности, главный их жизненный принцип: все работы одинаковы, а лучше вообще не работать. Эта группа М. не так многочисленна, как первая: только каждый пятый из опрошенных молодых людей (20%) считает, что работа - это неприятная обязанность, а если уж ее и выполнять, то она должна быть легкой, чистой и давать возможность спокойной жизни. Приверженцы такой жизненной стратегии ориентируются главным образом на внетрудовые ценности (прежде всего на здоровье и удачу), готовы приспособиться к любому виду деятельности, не прочь как можно дольше просуществовать на иждивении родителей или при поддержке богатого спонсора. В случае потери рабочего места они с легкостью меняют профессию и вид деятельности, так как не обладают профессиональными привязанностями и амбициями, не очень склонны рассчитывать на повышение квалификации и профессиональный рост при любой работе.
Наконец, третий тип стратегии экономического поведения можно определить как профессионально-трудовой. Для ее приверженцев характерна ориентированность на работу как на средство раскрытия и развития личностных способностей, профессионального роста, самоутверждения в обществе. Они стремятся к такой работе, которая бы стала любимым делом (61% от числа опрошенных), вызывала уважение друзей и знакомых (44%), давала возможности развивать и применять свои способности (43%) и приносила бы пользу обществу (42%). Эта группа М. отличается устойчивыми социально-профессиональными стереотипами поведения, не позволяющими ей "опускаться" до менее квалифицированного и престижного пусть даже выше оплачиваемого) труда, до занятий деятельностью, унижающей их профессиональное или личное достоинство. Это, как правило, - квалифицированные, добросовестные работники, от которых в возрастающей степени зависит усиление благоприятной тенденции в экономической сфере, позволяющей надеяться на выход современного постсоветского общества из экономического кризиса. О перспективности развития и усиления именно такой стратегии экономического поведения свидетельствует тот факт, что почти половина опрошенных молодых людей (более 47%) выражают намерение повысить свою квалификацию, еще 29,9% хотели бы приобрести другую профессию, более трех четвертых (77%) молодых людей отнюдь не довольствуются достигнутым в сфере трудовой деятельности и всерьез задумываются о том, как приобрести более высокий квалификационный уровень. Это - очень важный социальный показатель, свидетельствующий о том, что вопреки расхожим представлениям некоторых публицистов, современная М. отнюдь не намерена существовать в качестве социальных иждивенцев, а готова к активной жизненной стратегии, чтобы собственными руками создавать свое будущее. Об этом же говорит и тот факт, что 61% респондентов хотели бы заниматься любимым делом, а более четверти (26,5%) считают необходимым, чтобы работа давала возможность добиться высокого положения в обществе.
Для уточнения позиций М. и ее прожективных ориентаций в сфере труда важное значение имеет выяснение вопроса, в какой мере ее естественное стремление к повышению своего материального благосостояния связывается с ориентацией на квалифицированный труд. В ходе исследования выяснено, что в стремлении улучшить свое материальное положение опять-таки больше всего молодых людей рассчитывает на повышение квалификации (25,9%), на втором месте находится стремление приобрести более перспективную работу, третье место занимает желание вступить в брак с состоятельным человеком (21,6%). Итак, если мы сопоставим число тех, кто надеется на удачу, везение (к ним относятся юноши и девушки, рассчитывающие на вступление в брак с состоятельным человеком или на получение наследства), с теми, кто надеется улучшить свое благосостояние упорным квалифицированным трудом, (стремление к повышению квалификации плюс желание приобрести более перспективную профессию), то соотношение между первыми и вторыми составит 28:50). Это свидетельствует, что в прожективных ожиданиях, ориентированных на повышение материального благосостояния, у современной М. расчет на собственную трудовую деятельность превалирует над надеждами на везение и удачу.
Среди прожективных ориентаций М. относительно невысокое место занимает стремление открыть собственное дело, заняться частным предпринимательством. Дело здесь не столько в несформированности рыночных ориентаций (они у М. выражены более сильно, чем у старших возрастных групп), сколько в отсутствии надлежащих стартовых возможностей. 28% респондентов сетует на то, что заняться частным предпринимательством мешает им отсутствие необходимых для этого финансовых средств, более 10% обеспокоены отсутствием необходимой для такого дела помощи со стороны государства.
Следует особо подчеркнуть, что в своем стремлении к лучшей жизни М. вполне реалистично и самокритично оценивает свои реальные возможности. Так только 16,3% респондентов из общего массива опрошенных уверены, что в ближайшее время у них появится возможность обеспечить себя хорошим заработком, но зато почти в пять раз большее их число (78,7%), считают, что они лишены такой возможности. Надеются в ближайшее время найти более интересную работу только 13% опрошенных, считают такую перспективу нереальной для себя 77,2% респондентов; примерно, такое же соотношение (13,3% против 79,6%) тех, кто надеется получить или купить квартиру, и тех, кто такой надежды лишен.
Во всех этих случаях решающая роль принадлежит факторам, которые от М. не зависят. В тех ситуациях, где многое зависит от самих молодых людей, уровень их стремлений и реальность возможного их осуществления сходятся между собой в гораздо большей степени. Так считают, что имеется возможность повысить в ближайшее время уровень своего образования 38,8% молодых людей, а 52,3% их сверстников - лишены такой возможности.
Современный социальный статус М., ее материальное обеспечение, не очень привлекательные перспективы изменения этого обеспечения очень часто ставят юношей и девушек в позицию человека, ожидающего поддержки со стороны родителей, друзей, государства и т.п. В связи с этим важное значение имеет выяснение вопроса, на чью помощь могут рассчитывать молодые люди в социально-экономической ситуации, существующей ныне в республике. В процессе исследования выяснено, что большинство М. Могилевщины - более 63% - рассчитывают на поддержку семьи, прежде всего родителей. Еще 12,7% молодых людей надеются, что им могут помочь друзья и приятели. Совсем ничтожная часть юношей и девушек - всего 5% опрошенных - считают, что им могут оказать помощь государственные органы. Каждые четверо из десяти респондентов рассчитывают только на себя, на свои собственные силы и возможности.
Стратегия экономического поведения и прожективные ориентации М. находятся в органической взаимосвязи с ее включенностью в процесс социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная мобильность, т.е. изменение индивидом или социальной группой своего положения в социальной структуре общества, обусловливается наличием или отсутствием собственности, доходом, образованием, профессиональным статусом, доступом к власти. Социальные исследования, проводимые в Беларуси и странах Балтии, а также в ряде регионов России на протяжении более 15 лет, выявили некоторые существенные особенности включения юношества в социально-мобильный процесс. Во всех этих странах сельскохозяйственная страта потеряла привлекательность для образованного молодого поколения. В то же самое время молодая когорта повсеместно намного меньше представлена индустриальными рабочими, чем поколение родителей. Причем в Беларуси и Литве снижение числа индустриальных рабочих происходит главным образом за счет сокращения мужских рабочих рук, хотя молодые мужчины в этой страте все еще превалируют над молодыми женщинами.
В условиях увеличенного воспроизводства специалистов всех звеньев наблюдается низкий уровень выходящей мобильности из этих страт. Больше половины детей специалистов реализуется впоследствии в своей трудовой деятельности не иначе как теми же специалистами. В то же время уровень оттока довольно высок в среде квалифицированных индустриальных рабочих: лишь около трети респондентов остаются в составе этой страты. Во всех других стратах удельный вес оттока намного превышает процент оставшихся в родительской страте. Высок, в частности, отток по направлению к специалистам из страты работников сферы обслуживания.
Из этого вытекает, что отток М. из определенных социальных страт характеризуется резко повышенным уровнем восходящей мобильности, т.е. подъемом многих юношей и девушек к более высокому социальному статусу. В Беларуси, например, воспроизводство в пределах той же социальной страты, которая присуща родителям, свойственно 33% опрошенной М. по отцовской линии и 21% - по материнской, восходящая мобильность характерна для 48% по отцовской и 56% - по материнской линии, а нисходящая - только для 19% по отцовской и 23% - по материнской линии. Это означает, что в Беларуси восходящая социальная мобильность М. примерно в 2,5 раза превышает нисходящую мобильность. Это - существенный показатель, свидетельствующий о благоприятных тенденциях в развитии социально-стратификационных процессов, в частности, социальной мобильности, в которые включается М.
Одним из существенных факторов социальной мобильности М. является ее включенность в политические процессы и в социокультурную деятельность. Социологические исследования свидетельствуют, что в современном обществе происходят существенные изменения в социокультурыных предпочтениях М. Резко возросшая в условиях развала СССР конкуренция традиционно советских, национальных и так называемых "западных" ценностей сильно повлияла на ценностный мир молодых людей, на их культурную самореализацию. В молодежной среде наблюдаются крайне противоречивые тенденции: от приверженности незначительной части М. коммунистическим идеалам, воспринятых от поколения "отцов", до полного отрицания "папиных" ценностей не только в культуре, но даже и в истории собственного государства. В сфере культуры для современной М. наиболее характерной становится преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном развлекательную функцию (почти 40% опрошенных в 1997 старшеклассников утверждали, что их любимое занятие на досуге - "ничегонеделание"), в то время как познавательная - эвристическая, человекотворческая функции культуры в молодежной среде реализуются в недостаточной степени. Такая ситуация наиболее рельефно проявляется в музыкальных предпочтениях: почти 90% опрошенных учащихся и студентов ограничивают свои интересы поп-музыкой. Из тех юношей и девушек, которые имеют в своем распоряжении видеотехнику, только чуть больше 5% прослушивают классическую, 8,5% - оперную, 1,5% камерную музыку, а остальные предпочитают - джаз, эстраду, рок, другие виды легкой музыки.
Одновременно происходит "вестернизация", главным образом американизация, культурных потребностей и интересов М. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и киногерои, выведенные на экраны Сталлоне и Шварценеггером (для юношей). Расхожие стереотипы вестернизированной массовой культуры (а нередко и псевдокультуры) оттесняют на задний план классическую и национальную культуру. Значительно затрудняют культурное развитие и духовное самоопределение и широко распространенные в молодежной среде различные жаргоны. И тем не менее значительная часть М. испытывает потребность в культурной классике, как в области художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, так и в сфере языкового общения.
В постсоветском обществе, несмотря на его значительную политизированность, существует отчуждение больших масс М. от политики. Хотя большинство юношей и девушек (юношей - гораздо больше) - 60% интересуется политикой, но проявляют активность в политической жизни в той или иной мере только 3,4% респондентов, а не интересуется и не участвует в политике 34,8% опрошенных молодых людей.
Среди социально-профессиональных групп М. наибольший интерес к политике проявляют студенты (более 64%), они же чаще других своих сверстников принимают участие в политических акциях - демонстрациях, митингах, подписании воззваний и т.п. Сторонниками или членами политических партий не являются и не стремятся ими стать абсолютное большинство молодых людей - от 92 до 95% в различных социально-профессиональных группах. Такая ситуация обусловлена тем, что более трех десятков партий, действующих ныне на политической авансцене Беларуси, является по существу только протопартиями (зачаточными партийными организациями), причем ни одна из них за последние 5-7 лет не смогла не только реализовать, но хотя бы сделать даже одно из своих программных требований популярными среди достаточно широкой массы населения. В таких условиях любая из них не в состоянии обладать многочисленным и стабильным электоратом, особенно в молодежной среде, политические ориентации которой очень подвижны и изменчивы.
Из приведенных эмпирических данных можно сделать два основных вывода: 1) политическая сфера остается для М. в значительной мере заблокированной другими, старшими возрастными когортами; 2) во внешнем проявлении снижения интереса к политике мы имеем дело не столько с деполитизацией М., сколько с переходом к более спокойному, прагматичному пониманию политики. А из этого следует, что по мере выхода из экономического кризиса, улучшения материального благосостояния М., упрочнения демократических принципов в политической жизни общества, включение в нее юношества станет более активным и масштабным, а траектория политического развития общества станет во все большей мере определяться действиями молодых людей.
Е.М. Бабосов
С.М. исследует особенности социализации вступающих в жизнь поколений, своеобразие образа жизни М., формирование ее ценностных ориентаций и мотиваций деятельности, характер и направленность ее социальной мобильности, структуру присущих ей социальных статусов и выполняемых социальных ролей, ее жизненные планы, особенности и степень их реализации в конкретных социально-экономических, политических и социокультурных условиях. Согласно социологическим представлениям и теориям конца 20 в., М. - это динамично развивающийся ресурс, в определенных социальных обстоятельствах быстро превращающийся в динамичную и активно действующую силу социально-политических, экономических, культурных трансформаций, ценностных сдвигов, поведенческих перемен.
Современные постсоветские общества находятся в состоянии глубоких социально-стратификационных изменений. Наряду со старыми социально-стратификационными слоями, оставшимися в наследство от прежней социально-экономической системы - рабочими, колхозным крестьянством, интеллигенцией, в процессе трансформации общества в направлении к социально ориентированной рыночной экономике возникают и разными темпами развиваются новые социально-стратификационые группы: предприниматели, менеджеры, фермеры, банкиры, лица свободных профессий, маргинальные слои, безработные и др. Все они в значительной степени рекрутируются из М., которая стремится взобраться как можно выше по стратификационной лестнице, но это ей далеко не всегда удается.
Такая ситуация обусловлена рядом объективных и субъективных факторов, прежде всего сложностью и трудностью вхождения молодого человека в систему жестких рыночных отношений Чтобы участвовать в процессе становления таких отношений, человеку необходимо иметь определенный стартовый капитал, капитал не только финансовый, материальный, но и достаточно прочный капитал жизненного опыта, знаний, определенных ценностных ориентаций и стереотипов поведения в конкретных ситуациях. Но как раз этого нашей современной М. в подавляющем ее большинстве и недостает. На этом общем фоне социального развития современной белорусской М. существуют более или менее существенные различия, обусловленные как принадлежностью молодых людей к различным возрастным когортам, так и своеобразием социально-экономических и региональных условий, в которых протекает из жизнедеятельность. Все это также должно учитываться социологической юниологией.
Приоритетное место в социологическом изучении М. занимает выявление особенностей и путей вхождения М. в те или иные социально-стратификационные слои общества - рабочие, предприниматели, менеджеры, фермеры, служащие и т.п., обретение юношами и девушками определенного социального статуса и выполнение определенной социальной роли.
Исходные принципы такого именно ориентирования изучения М. заложены в работах Э.Дюркгейма, развиты в трудах американских (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер и др.), российских (В.Т. Лисовский, Н.М. Блинов и др.), эстонских (М.Х. Титма), белорусских (Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколова, В.И. Русецкая, Е.А. Борковская) социологов. Работами этих и других социологов установлено, что именно социальные структуры - экономическая, стратификационная, политическая, социокультурная, демографическая, социально-территориальная - и процесс их изменений, а в постсоветских странах - глубокой трансформации, играет важную роль в становлении и развитии М. как специфической социальной общности.
Чем же обусловлено своеобразие М. как социальной общности? Оно детерминировано, во-первых, тем, что в общем составе молодого поколения существует значительная доля юношей и девушек (учащиеся, студенты), которые не обладают в полном смысле собственным социальным положением и характеризуются либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родителей, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и намечающейся профессиональной деятельностью. Во-вторых, социальное своеобразие М. детерминируется не только формальной принадлежностью тех или иных ее групп к различным социальным структурам, но и непосредственной включенностью в различные молодежные движения и группировки - политические, субкультурные (хиппи, рокеры), территориальные (люберы), религиозные или псевдорелигиозные (дзен-буддисты, кришнаиты, сатанисты и др.). В-третьих, своеобразие М. как социальной общности определяется тем, что она находится в процессе формирования, становления и развития своих социальных качеств, а этот процесс в силу своей неоднородности и противоречивости, вызванной различными социально-экономическими, политическими, социокультурными влияниями, подвержен значительным изменениям и колебаниям, развертывается не по прямой линии, а по сложной траектории, отличающейся значительными флуктуациями, отклонениями. Поэтому, в-четвертых, специфика социального развития М. как социальной общности обусловлена поэтапным, соответствующим возрастным изменениям социального статуса и вытекающим отсюда многоступенчатым становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и ценностные ориентации), воплощающихся в специфических формах ее жизнедеятельности.
М. представляет собой открытую социальную систему, включенную во все многообразие связей, отношений и взаимодействий, существующих в обществе. Наиболее характерные для нее функции - социализационная, воспроизводственная, трансляционная и инновационная. Это означает, что М. в своем социальном развитии осуществляет включение в общество, его социальную структуру, т.е. процесс социализации. Вместе с тем ей свойствен и процесс воспроизводства, т.е. непрерывного возобновления производства и потребления материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Кроме того, она осуществляет трансляционную функцию, т.е. усвоение и передачу, распространение знаний, достижений, навыков, опыта старших поколений. Одновременно она преобразует этот опыт, вносит в него нечто новое, своеобразное, ранее не существовавшее, возникшее в изменившихся социально-экономических, политических, социокультурных условиях, т.е. осуществляет инновационную функцию.
Вследствие названных особенностей включение М. в социально-стратификационные слои общества носит сложный и противоречивый характер. Такая ситуация обусловлена тем, что нередко возникают противоречия между завышенной социальной самооценкой юношей и девушек и реальными их возможностями приобрести своими практическими действиями, прежде всего своим трудом, определенный социальный статус. Существуют расхождения и противоречия между желаемым и реальным социальным статусом, между уровнем образования и материальным положением, что резко осложняет процессы вхождения юношества в те или иные социальные группы, особенно престижные.
В условиях кризисного общества, переживающего глубокие трансформации, особенно остро проявляется противоречие между стремлением М. к экономической самостоятельности и уровнем реальной осуществленности такого, вполне понятного стремления. Социологические исследования, проведенные в 1997 в Могилевской области, показали, что почти три четверти молодых людей (71,4%) испытывают экономическую зависимость от родителей, хотя более половины из них (56,5%) очень хотели бы обходиться без материальной помощи родителей, но не могут себе позволить этого вследствие серьезных экономических трудностей. Существенное, а во многих случаях резкое расхождение жизненных стремлений юношей и девушек и реальности их материального положения приводит к тому, что из общего количества опрошенных только ничтожное меньшинство - 5,5% вполне устраивает то материальное положение, в котором они существуют, более половины респондентов (51%) оно не устраивает никоим образом, а 42% утверждает, что их оно устраивает далеко не в полной мере. Если сравнить приведенные данные с результатами республиканского социологического исследования, проведенного в 1993, то окажется, что за четыре последних года произошло почти двукратное уменьшение той доли М. Беларуси, которая удовлетворена своим материальным положением (она снизилась с 10,2 до 5,5%). Такая ситуация резко осложняет процесс социализации М., ее активного включения в продвинутые в социальном отношении социально-стратификационные группы общества.
Сложности и противоречия включения М. в желанные для нее социально-статусные группы, особенно в обществе, переживающем социально-экономический кризис, оказывают негативное влияние как на процесс ее социализации, так и на характер и направленность ее социальной мобильности. Продолжающаяся уже после окончания средней школы социализация юношества проявляет в своей траектории значительную зависимость от характера социального самочувствия юношей и девушек, связанного с реализацией тех или иных социальных предпочтений. Социологические исследования, проведенные в Беларуси в 1997, выявили, что по степени приоритетности социальные предпочтения современной М. располагаются в следующем порядке: здоровье, материальное благополучие, семья, работа, дружба, любовь, личная безопасность, образование, демократия, религия, бизнес. Если сравнить эту иерархию с той системой предпочтений, которая была зафиксирована социологическими исследованиями, проведенными в конце 1980-х, то бросается в глаза резкое снижение значимости труда и образования при одновременном столь же резком возвеличении социальной ценности здоровья и материального благополучия.
Сравнивая удельный вес и ранговое место того или иного социального предпочтения с количеством людей, неудовлетворенных возможностями и перспективой их реализации, можно выделить три типа соотношения этих параметров, оказывающих существенное влияние на социальное самочувствие и социализацию М.
Первый из них - социально-напряженный уровень, свидетельствующий о широкой распространенности социальной неуверенности и тревожности в определенной группе М., которая испытывает неудовлетворенность в отношении реализации определенных социальных предпочтений и не видит реальных возможностей их осуществления в ближайшей перспективе. Сюда относятся материальное благополучие, перспективы развития полной (двух- или трехдетной семьи), личная безопасность. Количество молодых людей, неудовлетворенных реализацией такого рода социальных притязаний, колеблется в пределах 55-58% от общего массива опрошенных, а удельный вес тех, кто не надеется на их реализацию в будущем, - от 47 до 78%.
Второй уровень - социально-стабильный, - свидетельствует о том, что значительная часть М. считает приемлемыми условия и возможности реализации определенных социальных предпочтений. Он характеризуется высоким значением определенного предпочтения для юношества, низким количеством неудовлетворенных уровнем его реализации, высоким удельным весом тех, кто не очень надеется на дальнейшие перспективы более благоприятного осуществления данных социальных притязаний. К этому уровню относятся такие социальные предпочтения, как хорошее образование и хорошая, интересная работа. Удельный вес этих предпочтений в молодежной среде достигает высоких значений - соответственно 69% и 85%, количество неудовлетворенных их реализацией снижается до 13-14; а количество молодых людей, которые не уверены в их полной реализуемости в ближайшей перспективе, составляет 52 и 77% от общего массива опрошенных.
Наконец, третий уровень - это уровень рассогласования между возрастающей значимостью определенного социального предпочтения и реальной перспективой его реализации в ближайшем будущем. Таким именно предпочтением у значительной части современной М. является стремление иметь собственное и самостоятельное дело, заниматься бизнесом, количество ориентированных на который в молодежной среде неуклонно возрастает.
Выделение трех уровней соотношения социальных предпочтений и степени их реализации в жизнедеятельности М. позволяет более отчетливо представить, что социализация юношества не представляет собой только пассивное отражение социальных влияний, а является в значительной мере общественным омоложением существующих социальных структур, организаций и институтов, внесения в их функционирование новых элементов, инициативы и творчества. Этот процесс известный болгарский социолог П. Митев назвал ювентизацией, т.е. специфическим видом творчества, порожденного новым доступом М. к социально-политической и ценностной системе общества. Исходя из сказанного, можно констатировать, что вхождение М. в социально-стратификационую структуру общества носит двусторонний характер: социализация как форма воспроизводства существующих систем производства и общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, его экономической, социальной и социокультурной структуры, обусловленная включением в его жизнь молодого поколения.
Хорошо известно, что основным источником богатства общества, важнейшим фактором его становления и развития является труд. Поэтому в социальном развитии М. определяющее значение имеет включенность ее в профессионально-трудовую деятельность, в экономическую структуру общества. Социологические исследования, проведенные в Беларуси, России, Украине, свидетельствуют, что трансформация государственно-социалистической экономики в экономику, основанную в решающей степени на частной собственности и ориентированную на развитие рыночных отношений, приводит к коренному преобразованию социально-экономических основ и регуляторов, которые формируют социальную структуру. Формируются новые экономически активные социальные слои (предприниматели, менеджеры, фермеры, коррумпированные и мафиозные группы), складываются новые формы социального расслоения, разделения общества на богатых и бедных, причем к числу последних принадлежит большинство рабочих, крестьян, интеллигенции, а самой отчужденной от собственности, богатства и жизненного успеха группой оказывается М. Усиливающееся отчуждение в экономической и социальных сферах, уменьшающаяся надежда на благотворность для развития молодого человека складывающихся рыночных отношений и снижающееся в связи с этим доверие к властным и предпринимательским структурам вызывают у молодых людей потребность выработать свои собственные, нередко существенно отличающиеся от принятых в старших возрастных когортах способы вживания в трансформирующуюся социально-экономическую действительность. Для многих юношей и девушек эта действительность представляется враждебной и пугающей. Социологические исследования, проведенные в 1997, показали, что почти 43% опрошенных юношей и девушек Беларуси считают, что экономическая ситуация в республике ухудшается, 14,5% говорят о ее стабилизации и только 4,3% уверены, что она улучшается.
Вполне естественно, что в такой ситуации в общей иерархии ценностных ориентаций, свойственных М., трудовая деятельность, занимавшая в начале 1980-х первое место в ранговом распределении социальных предпочтений, переместилась на четвертое, а большинство юношей и девушек ориентируют свои жизненные планы главным образом на материальное благополучие и удачу (удачный контракт, удачный спонсор, удачная женитьба, удачное замужество и т.п.). Только каждый третий юноша и девушка (в 1982 - две трети) считает, что трудовая деятельность должна представлять возможность личностного саморазвития и быть полезной обществу. Социальное обесценение труда и меркантилизация жизненных планов при резко сузившейся возможности реализовать свои сущностные силы в активной трудовой деятельности способствуют включению М. в асоциальные и преступные формы деятельности (алкоголизм, наркомания, проституция, воровство, мошенничество, рэкет и т.п.)
В этом же направлении действует и сложившаяся в последнее время безработица, которая неуклонно молодеет - ведь в составе безработных ныне более половины составляет М. Негативное влияние безработицы проявляется не только в том, что она вызывает состояние тревожности и неуверенности в будущем более, чем у 43% опрошенных молодых людей, но и в том, что часть юношей и девушек вообще утрачивают стремление заниматься трудовой деятельностью. Они сумели приспособиться к положению безработных, довольствуются случайными заработками, приторговывают либо находятся на иждивении у родителей. Можно сказать, что формируется особый социальный слой молодых людей, у которых превалирует стремление обогатиться любым путем, девальвируются такие понятия, как честность, добросовестность, развиваются криминальные устремления.
Обобщение данных социологических исследований позволяет сделать вывод, что в современной молодежной среде преобладают три основные стратегии экономического поведения , в зависимости от того, как молодые люди оценивают роль трудовой деятельности в своей жизни и в развитии общества.
Первая и наиболее распространенная из них - стратегия прагматического экономического поведения. Она базируется на отношении к работе исключительно как к источнику материального благополучия. Она свойственна большинству юношей и девушек: в 1997 более 92% опрошенных молодых людей в Могилевской области выражали стремление к такой работе, которая бы давала бы возможность высокого заработка. Такой тип поведения наиболее близок к рыночному, ибо предпочитает сознательную ориентацию на добывание материального благополучия собственным напряженным трудом. Молодые люди - носители такой стратегии - чаще всего социально активны, без особых трудностей вписываются в нынешние рыночные отношения, легко меняют род занятий и находят себе новое место, рассчитывают больше всего на свои собственные силы, а не на государственную молодежную политику, которая облегчила бы трудности вхождения М. в рынок, или на центры занятости, призванные помогать ей в трудоустройстве.
Второй тип стратегии экономического поведения можно назвать безразлично-конформистским. Для ее носителей работа вообще не представляет реальной ценности, главный их жизненный принцип: все работы одинаковы, а лучше вообще не работать. Эта группа М. не так многочисленна, как первая: только каждый пятый из опрошенных молодых людей (20%) считает, что работа - это неприятная обязанность, а если уж ее и выполнять, то она должна быть легкой, чистой и давать возможность спокойной жизни. Приверженцы такой жизненной стратегии ориентируются главным образом на внетрудовые ценности (прежде всего на здоровье и удачу), готовы приспособиться к любому виду деятельности, не прочь как можно дольше просуществовать на иждивении родителей или при поддержке богатого спонсора. В случае потери рабочего места они с легкостью меняют профессию и вид деятельности, так как не обладают профессиональными привязанностями и амбициями, не очень склонны рассчитывать на повышение квалификации и профессиональный рост при любой работе.
Наконец, третий тип стратегии экономического поведения можно определить как профессионально-трудовой. Для ее приверженцев характерна ориентированность на работу как на средство раскрытия и развития личностных способностей, профессионального роста, самоутверждения в обществе. Они стремятся к такой работе, которая бы стала любимым делом (61% от числа опрошенных), вызывала уважение друзей и знакомых (44%), давала возможности развивать и применять свои способности (43%) и приносила бы пользу обществу (42%). Эта группа М. отличается устойчивыми социально-профессиональными стереотипами поведения, не позволяющими ей "опускаться" до менее квалифицированного и престижного пусть даже выше оплачиваемого) труда, до занятий деятельностью, унижающей их профессиональное или личное достоинство. Это, как правило, - квалифицированные, добросовестные работники, от которых в возрастающей степени зависит усиление благоприятной тенденции в экономической сфере, позволяющей надеяться на выход современного постсоветского общества из экономического кризиса. О перспективности развития и усиления именно такой стратегии экономического поведения свидетельствует тот факт, что почти половина опрошенных молодых людей (более 47%) выражают намерение повысить свою квалификацию, еще 29,9% хотели бы приобрести другую профессию, более трех четвертых (77%) молодых людей отнюдь не довольствуются достигнутым в сфере трудовой деятельности и всерьез задумываются о том, как приобрести более высокий квалификационный уровень. Это - очень важный социальный показатель, свидетельствующий о том, что вопреки расхожим представлениям некоторых публицистов, современная М. отнюдь не намерена существовать в качестве социальных иждивенцев, а готова к активной жизненной стратегии, чтобы собственными руками создавать свое будущее. Об этом же говорит и тот факт, что 61% респондентов хотели бы заниматься любимым делом, а более четверти (26,5%) считают необходимым, чтобы работа давала возможность добиться высокого положения в обществе.
Для уточнения позиций М. и ее прожективных ориентаций в сфере труда важное значение имеет выяснение вопроса, в какой мере ее естественное стремление к повышению своего материального благосостояния связывается с ориентацией на квалифицированный труд. В ходе исследования выяснено, что в стремлении улучшить свое материальное положение опять-таки больше всего молодых людей рассчитывает на повышение квалификации (25,9%), на втором месте находится стремление приобрести более перспективную работу, третье место занимает желание вступить в брак с состоятельным человеком (21,6%). Итак, если мы сопоставим число тех, кто надеется на удачу, везение (к ним относятся юноши и девушки, рассчитывающие на вступление в брак с состоятельным человеком или на получение наследства), с теми, кто надеется улучшить свое благосостояние упорным квалифицированным трудом, (стремление к повышению квалификации плюс желание приобрести более перспективную профессию), то соотношение между первыми и вторыми составит 28:50). Это свидетельствует, что в прожективных ожиданиях, ориентированных на повышение материального благосостояния, у современной М. расчет на собственную трудовую деятельность превалирует над надеждами на везение и удачу.
Среди прожективных ориентаций М. относительно невысокое место занимает стремление открыть собственное дело, заняться частным предпринимательством. Дело здесь не столько в несформированности рыночных ориентаций (они у М. выражены более сильно, чем у старших возрастных групп), сколько в отсутствии надлежащих стартовых возможностей. 28% респондентов сетует на то, что заняться частным предпринимательством мешает им отсутствие необходимых для этого финансовых средств, более 10% обеспокоены отсутствием необходимой для такого дела помощи со стороны государства.
Следует особо подчеркнуть, что в своем стремлении к лучшей жизни М. вполне реалистично и самокритично оценивает свои реальные возможности. Так только 16,3% респондентов из общего массива опрошенных уверены, что в ближайшее время у них появится возможность обеспечить себя хорошим заработком, но зато почти в пять раз большее их число (78,7%), считают, что они лишены такой возможности. Надеются в ближайшее время найти более интересную работу только 13% опрошенных, считают такую перспективу нереальной для себя 77,2% респондентов; примерно, такое же соотношение (13,3% против 79,6%) тех, кто надеется получить или купить квартиру, и тех, кто такой надежды лишен.
Во всех этих случаях решающая роль принадлежит факторам, которые от М. не зависят. В тех ситуациях, где многое зависит от самих молодых людей, уровень их стремлений и реальность возможного их осуществления сходятся между собой в гораздо большей степени. Так считают, что имеется возможность повысить в ближайшее время уровень своего образования 38,8% молодых людей, а 52,3% их сверстников - лишены такой возможности.
Современный социальный статус М., ее материальное обеспечение, не очень привлекательные перспективы изменения этого обеспечения очень часто ставят юношей и девушек в позицию человека, ожидающего поддержки со стороны родителей, друзей, государства и т.п. В связи с этим важное значение имеет выяснение вопроса, на чью помощь могут рассчитывать молодые люди в социально-экономической ситуации, существующей ныне в республике. В процессе исследования выяснено, что большинство М. Могилевщины - более 63% - рассчитывают на поддержку семьи, прежде всего родителей. Еще 12,7% молодых людей надеются, что им могут помочь друзья и приятели. Совсем ничтожная часть юношей и девушек - всего 5% опрошенных - считают, что им могут оказать помощь государственные органы. Каждые четверо из десяти респондентов рассчитывают только на себя, на свои собственные силы и возможности.
Стратегия экономического поведения и прожективные ориентации М. находятся в органической взаимосвязи с ее включенностью в процесс социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная мобильность, т.е. изменение индивидом или социальной группой своего положения в социальной структуре общества, обусловливается наличием или отсутствием собственности, доходом, образованием, профессиональным статусом, доступом к власти. Социальные исследования, проводимые в Беларуси и странах Балтии, а также в ряде регионов России на протяжении более 15 лет, выявили некоторые существенные особенности включения юношества в социально-мобильный процесс. Во всех этих странах сельскохозяйственная страта потеряла привлекательность для образованного молодого поколения. В то же самое время молодая когорта повсеместно намного меньше представлена индустриальными рабочими, чем поколение родителей. Причем в Беларуси и Литве снижение числа индустриальных рабочих происходит главным образом за счет сокращения мужских рабочих рук, хотя молодые мужчины в этой страте все еще превалируют над молодыми женщинами.
В условиях увеличенного воспроизводства специалистов всех звеньев наблюдается низкий уровень выходящей мобильности из этих страт. Больше половины детей специалистов реализуется впоследствии в своей трудовой деятельности не иначе как теми же специалистами. В то же время уровень оттока довольно высок в среде квалифицированных индустриальных рабочих: лишь около трети респондентов остаются в составе этой страты. Во всех других стратах удельный вес оттока намного превышает процент оставшихся в родительской страте. Высок, в частности, отток по направлению к специалистам из страты работников сферы обслуживания.
Из этого вытекает, что отток М. из определенных социальных страт характеризуется резко повышенным уровнем восходящей мобильности, т.е. подъемом многих юношей и девушек к более высокому социальному статусу. В Беларуси, например, воспроизводство в пределах той же социальной страты, которая присуща родителям, свойственно 33% опрошенной М. по отцовской линии и 21% - по материнской, восходящая мобильность характерна для 48% по отцовской и 56% - по материнской линии, а нисходящая - только для 19% по отцовской и 23% - по материнской линии. Это означает, что в Беларуси восходящая социальная мобильность М. примерно в 2,5 раза превышает нисходящую мобильность. Это - существенный показатель, свидетельствующий о благоприятных тенденциях в развитии социально-стратификационных процессов, в частности, социальной мобильности, в которые включается М.
Одним из существенных факторов социальной мобильности М. является ее включенность в политические процессы и в социокультурную деятельность. Социологические исследования свидетельствуют, что в современном обществе происходят существенные изменения в социокультурыных предпочтениях М. Резко возросшая в условиях развала СССР конкуренция традиционно советских, национальных и так называемых "западных" ценностей сильно повлияла на ценностный мир молодых людей, на их культурную самореализацию. В молодежной среде наблюдаются крайне противоречивые тенденции: от приверженности незначительной части М. коммунистическим идеалам, воспринятых от поколения "отцов", до полного отрицания "папиных" ценностей не только в культуре, но даже и в истории собственного государства. В сфере культуры для современной М. наиболее характерной становится преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном развлекательную функцию (почти 40% опрошенных в 1997 старшеклассников утверждали, что их любимое занятие на досуге - "ничегонеделание"), в то время как познавательная - эвристическая, человекотворческая функции культуры в молодежной среде реализуются в недостаточной степени. Такая ситуация наиболее рельефно проявляется в музыкальных предпочтениях: почти 90% опрошенных учащихся и студентов ограничивают свои интересы поп-музыкой. Из тех юношей и девушек, которые имеют в своем распоряжении видеотехнику, только чуть больше 5% прослушивают классическую, 8,5% - оперную, 1,5% камерную музыку, а остальные предпочитают - джаз, эстраду, рок, другие виды легкой музыки.
Одновременно происходит "вестернизация", главным образом американизация, культурных потребностей и интересов М. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и киногерои, выведенные на экраны Сталлоне и Шварценеггером (для юношей). Расхожие стереотипы вестернизированной массовой культуры (а нередко и псевдокультуры) оттесняют на задний план классическую и национальную культуру. Значительно затрудняют культурное развитие и духовное самоопределение и широко распространенные в молодежной среде различные жаргоны. И тем не менее значительная часть М. испытывает потребность в культурной классике, как в области художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, так и в сфере языкового общения.
В постсоветском обществе, несмотря на его значительную политизированность, существует отчуждение больших масс М. от политики. Хотя большинство юношей и девушек (юношей - гораздо больше) - 60% интересуется политикой, но проявляют активность в политической жизни в той или иной мере только 3,4% респондентов, а не интересуется и не участвует в политике 34,8% опрошенных молодых людей.
Среди социально-профессиональных групп М. наибольший интерес к политике проявляют студенты (более 64%), они же чаще других своих сверстников принимают участие в политических акциях - демонстрациях, митингах, подписании воззваний и т.п. Сторонниками или членами политических партий не являются и не стремятся ими стать абсолютное большинство молодых людей - от 92 до 95% в различных социально-профессиональных группах. Такая ситуация обусловлена тем, что более трех десятков партий, действующих ныне на политической авансцене Беларуси, является по существу только протопартиями (зачаточными партийными организациями), причем ни одна из них за последние 5-7 лет не смогла не только реализовать, но хотя бы сделать даже одно из своих программных требований популярными среди достаточно широкой массы населения. В таких условиях любая из них не в состоянии обладать многочисленным и стабильным электоратом, особенно в молодежной среде, политические ориентации которой очень подвижны и изменчивы.
Из приведенных эмпирических данных можно сделать два основных вывода: 1) политическая сфера остается для М. в значительной мере заблокированной другими, старшими возрастными когортами; 2) во внешнем проявлении снижения интереса к политике мы имеем дело не столько с деполитизацией М., сколько с переходом к более спокойному, прагматичному пониманию политики. А из этого следует, что по мере выхода из экономического кризиса, улучшения материального благосостояния М., упрочнения демократических принципов в политической жизни общества, включение в нее юношества станет более активным и масштабным, а траектория политического развития общества станет во все большей мере определяться действиями молодых людей.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия