СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
Социология морали
отрасль социологии, изучающая институт морали на теоретическом и эмпирическом уровнях.
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
англ. sociology of moral; нем. Moralsoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения. См. МОРАЛЬ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
направление в социологии (часть социологии духовной жизни, как отраслевой социологии), исследующее эмпирическими методами социальные аспекты морали. С.м.: 1) описывает реальные нравы, их функционирование в современном западном обществе; 2) исследует моральные представления и мнения различных групп общества по моральным проблемам; 3) изучает эволюцию, прогнозирует пути и тенденции развития морального сознания в современном обществе. Термин предложен Дюркгеймом. Конкретно-социологические методы (крупномасштабные опросы, анкетирования) стали широко применяться в изучении морали только начиная с 20-х гг. XX в. Полем эмпирических исследований в русле С.м. становятся самые различные проблемы: что представляет собой мораль современного общества; каковы моральные представления современных верующих; каковы представления о счастье; каковы моральные идеалы современной молодежи; каковы требования, предъявляемые современными людьми к семейной жизни.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
отрасль современного социологического знания, рассматриваемая обычно в системе социологии духовной жизни (или соотносимая с ней), в рамках которой анализируются этическая составляющая общественной жизни, роль моральных норм в деятельности социальных институтов, в поведении социальных групп. Наряду с выделением нравственных связей различных общественных групп и институтов, механизмов их формирования в социологии морали исследуются особенности морального (аморального) поведения, а также нравственный потенциал индивида, личности, группы, общества в целом. Все это соотносится с общечеловеческими нормами морали, определяется специфика их применения в различных национально-культурных условиях.До сих пор дискуссионным остается вопрос об отнесении социологии морали к среднеуровневой или к специальной социологической теории. Более аргументированной является точка зрения, согласно которой социология морали представляет собой среднеуровневую социологическую теорию. В пользу такого подхода говорит широта проблематики, связанная с моралью в жизни общества, его социальном развитии. См. труды С.В. Винокуровой, В.Н. Ганжина, Л.М. Гринберга, В.Н. Иванова, В.В. Соколова, А.С. Титаренко, М.Х. Титмы. О. Т. Коростелева
Источник: Словарь виталистской социологии
МОРАЛИ СОЦИОЛОГИЯ
отрасль социологии, исследующая эмпирическими методами социальные аспекты морали. М. с: (1) описывает реальные нравы, их функционирование в совр. зап. об-ве; (2) исследует моральные представления и мнения различ. групп об-ва по моральным проблемам; (3) изучает эволюцию, прогнозирует пути и тенденции развития морального сознания в совр. об-ве. Термин предложен Дюркгеймом.
Конкретно-социол. методы (крупномасштабные опросы, анкетирования) стали широко применяться в изучении морали только начиная с 20-х гг. 20 в. Полем эмпирических исследований в русле М. с. становятся самые различ. проблемы: что представляет собой мораль совр. об-ва; каковы моральные представления совр. верующих; каковы представления о счастье; каковы моральные идеалы совр. молодежи; каковы требования, предъявляемые совр. людьми к семейной жизни, и т. п. В оценке состояния нравов в последние десятилетия преобладают мотивы критицизма и скептицизма. Критически оцениваются отдельные стороны морали совр. об-ва, поступки отдельных лиц и групп, описываются пороки, различ. проявления аморализма, деградации морального сознания, виды девиантного поведения. Но при этом в М. с. не существует единой теории объяснения явлений морали, позволяющей удовлетворительно истолковать эмпирические данные. Слабость методологической базы объясняется также оторванностью М. с. как от этики, так и от теоретической социологии, что обусловило противоречивость предлагаемых решений вопроса о судьбах морали: одни направления М. с. пророчат гибель морали и деградацию всех моральных ценностей в будущем, др.— провозглашают неизбежность будущего морального возрождения, прихода «новой морали», спасения от моральных пороков. Идею кризиса старой, традиционной морали и необходимости «новой» разрабатывают, напр., Ч. Рейч [2), К. Нэш, Д. Янкелович [3], [4]. Осн. свидетельством кризиса традиционной морали социологи считают все более явное снижение социального престижа старых этических норм, назначение к-рых состояло в том, чтобы сдерживать и ограничивать человека в его желаниях и поступках.
«Новая мораль» отбрасывает эти ограничения; два ее главных принципа — «не насилуй себя» и «делай что хочешь». На основании многочисленных лонгитюдных исследований делается вывод, что именно в 80-е гг. происходят кардинальные изменения в моральном сознании об-ва: на место престижного потребления, высокооплачиваемой работы и семейного благополучия приходят ценности самоосуществления, внутр. свободы, общения, любимой (пусть даже и непрестижной) работы, поисков своего собственного неповторимого «Я». Л. В. Коновалова
Конкретно-социол. методы (крупномасштабные опросы, анкетирования) стали широко применяться в изучении морали только начиная с 20-х гг. 20 в. Полем эмпирических исследований в русле М. с. становятся самые различ. проблемы: что представляет собой мораль совр. об-ва; каковы моральные представления совр. верующих; каковы представления о счастье; каковы моральные идеалы совр. молодежи; каковы требования, предъявляемые совр. людьми к семейной жизни, и т. п. В оценке состояния нравов в последние десятилетия преобладают мотивы критицизма и скептицизма. Критически оцениваются отдельные стороны морали совр. об-ва, поступки отдельных лиц и групп, описываются пороки, различ. проявления аморализма, деградации морального сознания, виды девиантного поведения. Но при этом в М. с. не существует единой теории объяснения явлений морали, позволяющей удовлетворительно истолковать эмпирические данные. Слабость методологической базы объясняется также оторванностью М. с. как от этики, так и от теоретической социологии, что обусловило противоречивость предлагаемых решений вопроса о судьбах морали: одни направления М. с. пророчат гибель морали и деградацию всех моральных ценностей в будущем, др.— провозглашают неизбежность будущего морального возрождения, прихода «новой морали», спасения от моральных пороков. Идею кризиса старой, традиционной морали и необходимости «новой» разрабатывают, напр., Ч. Рейч [2), К. Нэш, Д. Янкелович [3], [4]. Осн. свидетельством кризиса традиционной морали социологи считают все более явное снижение социального престижа старых этических норм, назначение к-рых состояло в том, чтобы сдерживать и ограничивать человека в его желаниях и поступках.
«Новая мораль» отбрасывает эти ограничения; два ее главных принципа — «не насилуй себя» и «делай что хочешь». На основании многочисленных лонгитюдных исследований делается вывод, что именно в 80-е гг. происходят кардинальные изменения в моральном сознании об-ва: на место престижного потребления, высокооплачиваемой работы и семейного благополучия приходят ценности самоосуществления, внутр. свободы, общения, любимой (пусть даже и непрестижной) работы, поисков своего собственного неповторимого «Я». Л. В. Коновалова
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
направление социологической науки, сложившееся на стыке социологии и этики. Предметом исследований С.М. является взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с этическими. Изучаются моральные компоненты жизни общества и индивида, которые формируются и проявляются в сознании социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов социальных процессов. С.М. анализирует закономерности и динамику влияния социальных факторов на особенности образования и развития нравственных процессов и явлений. Основная цель С.М. - исследовать моральный аспект отношений между социальными группами и индивидами, изучить социальную роль морали, особенности и тенденции ее функционирования в конкретной социальной среде. Объектом С.М. выступают нравственное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность различных социальных групп и их представителей, действующих в сфере, труда, быта, досуга .
В С.М. выделяют методологический уровень исследования, уровни общесоциологической и специальной социологической теории и уровень прикладных исследований. На методологическом уровне разрабатываются методы и принципы исследования моральных феноменов. На уровне специальной социологической теории разрабатываются конкретные модели исследования, ведется социологический мониторинг нравственного развития. На прикладном - исследуются различные переменные, характеризующие сферу нравственности, анализируются показатели уровня развития нравственной культуры личности, типы моральных ориентации, суждений и поведения личности, разрабатывается типология моральных субъектов.
С.М. использует весь арсенал сбора, обработки и анализа социологической информации: традиционные методы социологического измерения (опросы, экспертные оценки, контент-анализ, статистические методы, эксперименты), а также некоторые специализированные средства: вторичный анализ, биографический метод, беседа, нестандартизированное интервью.
Проведение социологических исследований моральных проблем общества определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями государства, теоретико-методологическим уровнем разработки социально-нравственных проблем, разработанностью программ и конкретных методик прикладных исследований, наличием подготовленных кадров, имеющих опыт такой работы и способных проводить подобные исследования. Методологические проблемы С.М. разработаны в трудах Л.М. Архангельского, Г.Г. Квасова, Ф.Н. Щербака, Н.В. Рыбаковой, А.Г. Харчева . Вклад в разработку проблем С.М. внесли белорусские ученые Е.М. Бабосов (нравственные ориентации молодежи), С.Д. Лаптенок (моральные основы семейных отношений).
Результаты социологических исследований морали используются при разработке рекомендаций и прогнозов в области нравственного воспитания и развития морали в целом, могут быть использованы органами управления, педагогическими и воспитательными учреждениями для эффективного воздействия на процесс формирования и функционирование общественного мнения.
С.П. Винокурова
В С.М. выделяют методологический уровень исследования, уровни общесоциологической и специальной социологической теории и уровень прикладных исследований. На методологическом уровне разрабатываются методы и принципы исследования моральных феноменов. На уровне специальной социологической теории разрабатываются конкретные модели исследования, ведется социологический мониторинг нравственного развития. На прикладном - исследуются различные переменные, характеризующие сферу нравственности, анализируются показатели уровня развития нравственной культуры личности, типы моральных ориентации, суждений и поведения личности, разрабатывается типология моральных субъектов.
С.М. использует весь арсенал сбора, обработки и анализа социологической информации: традиционные методы социологического измерения (опросы, экспертные оценки, контент-анализ, статистические методы, эксперименты), а также некоторые специализированные средства: вторичный анализ, биографический метод, беседа, нестандартизированное интервью.
Проведение социологических исследований моральных проблем общества определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями государства, теоретико-методологическим уровнем разработки социально-нравственных проблем, разработанностью программ и конкретных методик прикладных исследований, наличием подготовленных кадров, имеющих опыт такой работы и способных проводить подобные исследования. Методологические проблемы С.М. разработаны в трудах Л.М. Архангельского, Г.Г. Квасова, Ф.Н. Щербака, Н.В. Рыбаковой, А.Г. Харчева . Вклад в разработку проблем С.М. внесли белорусские ученые Е.М. Бабосов (нравственные ориентации молодежи), С.Д. Лаптенок (моральные основы семейных отношений).
Результаты социологических исследований морали используются при разработке рекомендаций и прогнозов в области нравственного воспитания и развития морали в целом, могут быть использованы органами управления, педагогическими и воспитательными учреждениями для эффективного воздействия на процесс формирования и функционирование общественного мнения.
С.П. Винокурова
Источник: Социология: энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
в отличие от социологии науки, религии, искусства, образования и т. п., не является еще четко обозначенной областью науч. знания. Дискуссионны ее предмет, методы и междисциплинарные отношения с этикой, историей нравов и т. д., и это во многом связано с тем, что мораль пронизывает все сферы соц. действительности. Моральные и нравственные отношения обнаруживаются практически во всех видах человеческой деятельности как их важная составная часть. Первоначально С.м. развивалась в рамках западного обществоведения. Термин "С.м." был предложен франц. социологом Э. Дюркгеймом и его школой в конце XIX в., затем был поддержан амер. социологом. П. Сорокиным. На этой стадии С.м. рассматривала моральное сознание и нравственные отношения только как функции соц. целого. Сторонники социологич. номинализма (теоретич. ориентация в социологии, согласно к-рой все соц. явления получают реальность только как реализация целей, намерений, установок индивида) выступали против такой трактовки, настаивая на самодостаточности и независимости моральных ценностей. С начала 30-х гг. и до сих пор во многом под влиянием эмпирич. исследований такая трактовка проблем С.м. сменяется в западной социологии более узкой и дробной: изучаются нравственные отношения в производственных группах (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбер-гер), в политич. организациях (С Липсет), мораль в сфере сексуальных отношений (Р. Мастере и др.), научн. деятельности (Р. Мертон) и т. п. Несколько особняком стоит "интегральная модель" П. Сорокина, пытавшегося сочетать эмпирич. изучение "системы морали", соотношение разных этич. ценностей в ходе европейской истории с абстрактными филос.-культурологич. и социологич. подходами и сформулировать программу "моральной реконструкции человечества" через усвоение религиозно-нравственных ценностей. Отечественные социологи, анализируя проблемы См., рассматривают мораль как форму обществ. сознания. Основные направления исследований: связь этики и См. (А. А. Гусейнов, А. Г. Харчев), соц. природа морали и морального сознания (О. Г. Дробницкий), становление норм морали в сферах труда, общения, учебы (М. И. Боб-нева). Наметилась тенденция рассмотрения См. как области знания, к-рая, с одной стороны, может выступать эмпирич. основой этики, а с др. - обеспечивает соединение этич. теории с процессом совершенствования моральной практики. Рассматривая реальное функционирование морали в бытии различн. соц. субъектов - об-ва в целом, соц. групп, личностей, См. выявляет специфику каждого из этих уровней. В центре ее внимания оказываются: 1) особенности функционирования морали как необходимого системного элемента единой социокультурной системы, соц. аспекты взаимодействия морали с др. видами соц. регуляции поведения людей; 2) особенности функционирования морали в конкретных соц. группах (семья, трудовой коллектив, научн. сооб-во, неформальные группы и т. д.), в частности, под углом зрения этич. проблем социализации (см.); 3) особенности функционирования морали на уровне отдельного индивида, проявляющиеся в степени соответствия реального поведения личности и моральных норм, принятых в об-ве. Указанные аспекты изучаются С.м. не только в статике, но и в динамике. Н.И. Сербепко.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Социология морали
(от лат. moralis – нравственный). Соціологія моралі. Sociology of moral. Отрасль социологии культуры, изучающая весь комплекс взаимоотношений морали и общества: социальные детерминанты, обусловливающие возникновение морали, закономерности ее функционирования в качестве системы норм, ценностей, санкций, оценок, образцов поведения, предписаний, различия в моральных представлениях, что находятся в непосредственной зависимости от положения в социальной структуре социальных акторов и пр. Поскольку нормы, ценности, санкции и т. д. есть той социальной реальностью, которую изучает и теоретическая социология, то С. м. рассматривает их именно как взаимосвязанную систему, имеющую свои отличия, что дает основание говорить о наличии не одной, а многих моральных систем и их непосредственной связи с социальной структурой. Начало социологическому анализу проблем морали было положено К. Марксом, который напрямую связывал эти проблемы с анализом социально-классовой структуры общества и утверждал именно социально-классовую ее природу. Рассмотренная под таким углом зрения система моральных норм больше не воспринималась в качестве универсальной однолинейной системы принципов, обусловливающих взаимоотношения между людьми. Она обретала вид взаимозависимых и одновременно взаимоисключаемых, практически антагонистических систем норм поведения, которых должны придерживаться представители разных классов, что дает возможность в условиях существующей социальной системы сохранять постоянно нарушаемое социальное равновесие. Основатели С. м. на Западе (Э. Дюркгейм (Emile Durkheim), Л. Леви-Брюль (Lusien Levy Bruhl) трактовали ее весьма широко и относили сюда весь комплекс социальных регуляторов поведения индивидов и групп, включая даже право, и при этом объявляли философскую этику лженаукой, которая, по их мнению, занимается спекулятивными конструкциями и не исследует реальное положение дел в сфере морали. Особым направлением в С. м. был так называемый скептицизм, среди представителей которого были и философы, и социологи. Наиболее известными социологами скептиками можно считать К. Мангейма (Karl Mannheim), В. Парето (Vilfredo Pareto), У. Самнера (Wiliam Sumner) и др. Социологический скептицизм основывается на идеях социологического рационализма, т. е. возможности конструирования рационального общества. Исходя из этого, его представители отрицают объективные основания всяких моральных представлений и истолковывают их в качестве морально-рационального смысла всякого социального действия. Иными словами, такие представления нельзя рассматривать с позиций истинности или ложности, а только с позиций рационально или нерационально. Привычным моделям поведения люди просто приписывают рациональный смысл, потому что они дают определенный позитивный результат. Такая позиция приводит к социологическому прагматизму. Социологи-прагматики, например, Дж. Мид (Georg Herbert Mead), А. Смол (Albion Small), вслед за философским прагматизмом, требуют отказаться от приписывания нормам морали значения абсолютных ценностей и не относиться к ним догматически. С этих позиций нормы морали чисто ситуативны и зависят от складывающихся жизненных ситуаций, в которые попадают социальные акторы. Собственно социология и должна изучать подобные жизненные ситуации, дающие основания для объяснения поведения в каждом конкретном случае. В С. м. нашли свое отражение практически все современные философские позиции (неопозитивизм, интуитивизм, экзистенциализм и пр.). Всех их объединяет отход от абстрактно философской постановки проблемы и анализ морали в связи с анализом социальной структуры. См. также Теории апробативные.