СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Социология морали
отрасль социологии, изучающая институт морали на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Источник: Социология морали: метод. указания по спецкурсу.

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
англ. sociology of moral; нем. Moralsoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения. См. МОРАЛЬ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
направление в социологии (часть социологии духовной жизни, как отраслевой социологии), исследующее эмпирическими методами социальные аспекты морали. С.м.: 1) описывает реальные нравы, их функционирование в современном западном обществе; 2) исследует моральные представления и мнения различных групп общества по моральным проблемам; 3) изучает эволюцию, прогнозирует пути и тенденции развития морального сознания в современном обществе. Термин предложен Дюркгеймом. Конкретно-социологические методы (крупномасштабные опросы, анкетирования) стали широко применяться в изучении морали только начиная с 20-х гг. XX в. Полем эмпирических исследований в русле С.м. становятся самые различные проблемы: что представляет собой мораль современного общества; каковы моральные представления современных верующих; каковы представления о счастье; каковы моральные идеалы современной молодежи; каковы требования, предъявляемые современными людьми к семейной жизни.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
отрасль современного социологического знания, рассматриваемая обычно в системе социологии духовной жизни (или соотносимая с ней), в рамках которой анализируются этическая составляющая общественной жизни, роль моральных норм в деятельности социальных институтов, в поведении социальных групп. Наряду с выделением нравственных связей различных общественных групп и институтов, механизмов их формирования в социологии морали исследуются особенности морального (аморального) поведения, а также нравственный потенциал индивида, личности, группы, общества в целом. Все это соотносится с общечеловеческими нормами морали, определяется специфика их применения в различных национально-культурных условиях.До сих пор дискуссионным остается вопрос об отнесении социологии морали к среднеуровневой или к специальной социологической теории. Более аргументированной является точка зрения, согласно которой социология морали представляет собой среднеуровневую социологическую теорию. В пользу такого подхода говорит широта проблематики, связанная с моралью в жизни общества, его социальном развитии. См. труды С.В. Винокуровой, В.Н. Ганжина, Л.М. Гринберга, В.Н. Иванова, В.В. Соколова, А.С. Титаренко, М.Х. Титмы. О. Т. Коростелева

Источник: Словарь виталистской социологии

МОРАЛИ СОЦИОЛОГИЯ
отрасль социологии, исследующая эмпирическими методами социальные аспекты морали. М. с: (1) описывает реальные нравы, их функционирование в совр. зап. об-ве; (2) исследует моральные представления и мнения различ. групп об-ва по моральным проблемам; (3) изучает эволюцию, прогнозирует пути и тенденции развития морального сознания в совр. об-ве. Термин предложен Дюркгеймом.
Конкретно-социол. методы (крупномасштабные опросы, анкетирования) стали широко применяться в изучении морали только начиная с 20-х гг. 20 в. Полем эмпирических исследований в русле М. с. становятся самые различ. проблемы: что представляет собой мораль совр. об-ва; каковы моральные представления совр. верующих; каковы представления о счастье; каковы моральные идеалы совр. молодежи; каковы требования, предъявляемые совр. людьми к семейной жизни, и т. п. В оценке состояния нравов в последние десятилетия преобладают мотивы критицизма и скептицизма. Критически оцениваются отдельные стороны морали совр. об-ва, поступки отдельных лиц и групп, описываются пороки, различ. проявления аморализма, деградации морального сознания, виды девиантного поведения. Но при этом в М. с. не существует единой теории объяснения явлений морали, позволяющей удовлетворительно истолковать эмпирические данные. Слабость методологической базы объясняется также оторванностью М. с. как от этики, так и от теоретической социологии, что обусловило противоречивость предлагаемых решений вопроса о судьбах морали: одни направления М. с. пророчат гибель морали и деградацию всех моральных ценностей в будущем, др.— провозглашают неизбежность будущего морального возрождения, прихода «новой морали», спасения от моральных пороков. Идею кризиса старой, традиционной морали и необходимости «новой» разрабатывают, напр., Ч. Рейч [2), К. Нэш, Д. Янкелович [3], [4]. Осн. свидетельством кризиса традиционной морали социологи считают все более явное снижение социального престижа старых этических норм, назначение к-рых состояло в том, чтобы сдерживать и ограничивать человека в его желаниях и поступках.
«Новая мораль» отбрасывает эти ограничения; два ее главных принципа — «не насилуй себя» и «делай что хочешь». На основании многочисленных лонгитюдных исследований делается вывод, что именно в 80-е гг. происходят кардинальные изменения в моральном сознании об-ва: на место престижного потребления, высокооплачиваемой работы и семейного благополучия приходят ценности самоосуществления, внутр. свободы, общения, любимой (пусть даже и непрестижной) работы, поисков своего собственного неповторимого «Я». Л. В. Коновалова

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
направление социологической науки, сложившееся на стыке социологии и этики. Предметом исследований С.М. является взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с этическими. Изучаются моральные компоненты жизни общества и индивида, которые формируются и проявляются в сознании социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов социальных процессов. С.М. анализирует закономерности и динамику влияния социальных факторов на особенности образования и развития нравственных процессов и явлений. Основная цель С.М. - исследовать моральный аспект отношений между социальными группами и индивидами, изучить социальную роль морали, особенности и тенденции ее функционирования в конкретной социальной среде. Объектом С.М. выступают нравственное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность различных социальных групп и их представителей, действующих в сфере, труда, быта, досуга .
В С.М. выделяют методологический уровень исследования, уровни общесоциологической и специальной социологической теории и уровень прикладных исследований. На методологическом уровне разрабатываются методы и принципы исследования моральных феноменов. На уровне специальной социологической теории разрабатываются конкретные модели исследования, ведется социологический мониторинг нравственного развития. На прикладном - исследуются различные переменные, характеризующие сферу нравственности, анализируются показатели уровня развития нравственной культуры личности, типы моральных ориентации, суждений и поведения личности, разрабатывается типология моральных субъектов.
С.М. использует весь арсенал сбора, обработки и анализа социологической информации: традиционные методы социологического измерения (опросы, экспертные оценки, контент-анализ, статистические методы, эксперименты), а также некоторые специализированные средства: вторичный анализ, биографический метод, беседа, нестандартизированное интервью.
Проведение социологических исследований моральных проблем общества определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями государства, теоретико-методологическим уровнем разработки социально-нравственных проблем, разработанностью программ и конкретных методик прикладных исследований, наличием подготовленных кадров, имеющих опыт такой работы и способных проводить подобные исследования. Методологические проблемы С.М. разработаны в трудах Л.М. Архангельского, Г.Г. Квасова, Ф.Н. Щербака, Н.В. Рыбаковой, А.Г. Харчева . Вклад в разработку проблем С.М. внесли белорусские ученые Е.М. Бабосов (нравственные ориентации молодежи), С.Д. Лаптенок (моральные основы семейных отношений).
Результаты социологических исследований морали используются при разработке рекомендаций и прогнозов в области нравственного воспитания и развития морали в целом, могут быть использованы органами управления, педагогическими и воспитательными учреждениями для эффективного воздействия на процесс формирования и функционирование общественного мнения.
С.П. Винокурова

Источник: Социология: энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
в отличие от социологии науки, религии, искусства, образования и т. п., не является еще четко обозначенной областью науч. знания. Дискуссионны ее предмет, методы и междисциплинарные отношения с этикой, историей нравов и т. д., и это во многом связано с тем, что мораль пронизывает все сферы соц. действительности. Моральные и нравственные отношения обнаруживаются практически во всех видах человеческой деятельности как их важная составная часть. Первоначально С.м. развивалась в рамках западного обществоведения. Термин "С.м." был предложен франц. социологом Э. Дюркгеймом и его школой в конце XIX в., затем был поддержан амер. социологом. П. Сорокиным. На этой стадии С.м. рассматривала моральное сознание и нравственные отношения только как функции соц. целого. Сторонники социологич. номинализма (теоретич. ориентация в социологии, согласно к-рой все соц. явления получают реальность только как реализация целей, намерений, установок индивида) выступали против такой трактовки, настаивая на самодостаточности и независимости моральных ценностей. С начала 30-х гг. и до сих пор во многом под влиянием эмпирич. исследований такая трактовка проблем С.м. сменяется в западной социологии более узкой и дробной: изучаются нравственные отношения в производственных группах (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбер-гер), в политич. организациях (С Липсет), мораль в сфере сексуальных отношений (Р. Мастере и др.), научн. деятельности (Р. Мертон) и т. п. Несколько особняком стоит "интегральная модель" П. Сорокина, пытавшегося сочетать эмпирич. изучение "системы морали", соотношение разных этич. ценностей в ходе европейской истории с абстрактными филос.-культурологич. и социологич. подходами и сформулировать программу "моральной реконструкции человечества" через усвоение религиозно-нравственных ценностей. Отечественные социологи, анализируя проблемы См., рассматривают мораль как форму обществ. сознания. Основные направления исследований: связь этики и См. (А. А. Гусейнов, А. Г. Харчев), соц. природа морали и морального сознания (О. Г. Дробницкий), становление норм морали в сферах труда, общения, учебы (М. И. Боб-нева). Наметилась тенденция рассмотрения См. как области знания, к-рая, с одной стороны, может выступать эмпирич. основой этики, а с др. - обеспечивает соединение этич. теории с процессом совершенствования моральной практики. Рассматривая реальное функционирование морали в бытии различн. соц. субъектов - об-ва в целом, соц. групп, личностей, См. выявляет специфику каждого из этих уровней. В центре ее внимания оказываются: 1) особенности функционирования морали как необходимого системного элемента единой социокультурной системы, соц. аспекты взаимодействия морали с др. видами соц. регуляции поведения людей; 2) особенности функционирования морали в конкретных соц. группах (семья, трудовой коллектив, научн. сооб-во, неформальные группы и т. д.), в частности, под углом зрения этич. проблем социализации (см.); 3) особенности функционирования морали на уровне отдельного индивида, проявляющиеся в степени соответствия реального поведения личности и моральных норм, принятых в об-ве. Указанные аспекты изучаются С.м. не только в статике, но и в динамике. Н.И. Сербепко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социология морали
(от лат. moralis – нравственный). Соціологія моралі. Sociology of moral. Отрасль социологии культуры, изучающая весь комплекс взаимоотношений морали и общества: социальные детерминанты, обусловливающие возникновение морали, закономерности ее функционирования в качестве системы норм, ценностей, санкций, оценок, образцов поведения, предписаний, различия в моральных представлениях, что находятся в непосредственной зависимости от положения в социальной структуре социальных акторов и пр. Поскольку нормы, ценности, санкции и т. д. есть той социальной реальностью, которую изучает и теоретическая социология, то С. м. рассматривает их именно как взаимосвязанную систему, имеющую свои отличия, что дает основание говорить о наличии не одной, а многих моральных систем и их непосредственной связи с социальной структурой. Начало социологическому анализу проблем морали было положено К. Марксом, который напрямую связывал эти проблемы с анализом социально-классовой структуры общества и утверждал именно социально-классовую ее природу. Рассмотренная под таким углом зрения система моральных норм больше не воспринималась в качестве универсальной однолинейной системы принципов, обусловливающих взаимоотношения между людьми. Она обретала вид взаимозависимых и одновременно взаимоисключаемых, практически антагонистических систем норм поведения, которых должны придерживаться представители разных классов, что дает возможность в условиях существующей социальной системы сохранять постоянно нарушаемое социальное равновесие. Основатели С. м. на Западе (Э. Дюркгейм (Emile Durkheim), Л. Леви-Брюль (Lusien Levy Bruhl) трактовали ее весьма широко и относили сюда весь комплекс социальных регуляторов поведения индивидов и групп, включая даже право, и при этом объявляли философскую этику лженаукой, которая, по их мнению, занимается спекулятивными конструкциями и не исследует реальное положение дел в сфере морали. Особым направлением в С. м. был так называемый скептицизм, среди представителей которого были и философы, и социологи. Наиболее известными социологами скептиками можно считать К. Мангейма (Karl Mannheim), В. Парето (Vilfredo Pareto), У. Самнера (Wiliam Sumner) и др. Социологический скептицизм основывается на идеях социологического рационализма, т. е. возможности конструирования рационального общества. Исходя из этого, его представители отрицают объективные основания всяких моральных представлений и истолковывают их в качестве морально-рационального смысла всякого социального действия. Иными словами, такие представления нельзя рассматривать с позиций истинности или ложности, а только с позиций рационально или нерационально. Привычным моделям поведения люди просто приписывают рациональный смысл, потому что они дают определенный позитивный результат. Такая позиция приводит к социологическому прагматизму. Социологи-прагматики, например, Дж. Мид (Georg Herbert Mead), А. Смол (Albion Small), вслед за философским прагматизмом, требуют отказаться от приписывания нормам морали значения абсолютных ценностей и не относиться к ним догматически. С этих позиций нормы морали чисто ситуативны и зависят от складывающихся жизненных ситуаций, в которые попадают социальные акторы. Собственно социология и должна изучать подобные жизненные ситуации, дающие основания для объяснения поведения в каждом конкретном случае. В С. м. нашли свое отражение практически все современные философские позиции (неопозитивизм, интуитивизм, экзистенциализм и пр.). Всех их объединяет отход от абстрактно философской постановки проблемы и анализ морали в связи с анализом социальной структуры. См. также Теории апробативные.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
362.83 кб

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ М.А. ЭНГЕЛЬГАРДТА

Бочкарева Вера Игнатьевна
В статье анализируется концепция социологии морали М. Энгельгардта.
Читать PDF
106.90 кб

Социология морали: теория и практика

Соколов В. М.
Читать PDF
237.78 кб

Проблема исследования ценностных ориентаций в социологии морали

Кирилина Т. Ю.
Кирилина Т.Ю. ПРОБЛЕМА ИССЛЕД ОВАНИ Я ЦЕН ОСТНЫХ ОРИЕН ТАЦИЙ В СОЦИОЛОГИИ МОРАЛИ Автор рассматривает основные философские, этические и социологические подходы к проблеме исследования ценностных ориентаций.
Читать PDF
365.99 кб

ХИТЛИН С. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИОЛОГИИ МОРАЛИ

Якимова Екатерина Витальевна
Читать PDF
427.19 кб

Социологическое обоснование процессуальности развития моральных паник

Ефанов Александр Александрович
Предпринимается попытка социологического обоснования процессуальности развития моральных паник.
Читать PDF
246.81 кб

Возвышение морально-психологического климата как социологический феномен

Гущин Г. К.
Guschin G.K. Elevation of the moral-psychological climate as a sociological phenomenon.
Читать PDF
652.04 кб

Социология эмоций и социология морали: моральные эмоции в современном обществе

Симонова Ольга Александровна
В статье рассматриваются актуальные направления в современной социологии: социология эмоций и социология морали.
Читать PDF
502.61 кб

Урбанизация и моральное сознание в России: 2000-е годы (социологический аспект)

Ковшова Елена Сергеевна
Рассматривается динамика морального сознания в связи с фактором урбанизации и размером города в современном российском обществе.
Читать PDF
1.14 мб

Человек в неморальном пространстве: к социологии морали в посттоталитарном обществе

Гудков Лев Дмитриевич
Читать PDF
202.91 кб

Эпидемия ВИЧ: социальная проблема или новая моральная паника? (социологическое обоснование)

Ефанов Александр Александрович
Рассматриваются стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ в федеральном и региональном медиапространстве.
Читать PDF
135.55 кб

О грядущих основаниях солидарности: религия и мораль в социологической теории Эмиля Дюркгейма

Батанова (Врублевская) Полина Викторовна
Зачастую в центр теории общества Эмиля Дюркгейма, классической для социологии, помещается религия, которой классик отводит социальную функцию источника солидарности.
Читать PDF
325.03 кб

"волны" моральных паник в российском обществе 1990-2010-х годов: историко-социологический анализ

Ефанов А.А.
В статье приводится социологическое обоснование конструирования моральных паник в российском обществе 1990-2010-х гг.
Читать PDF
166.83 кб

2010. 01. 009. Альтхайде Д. Моральная паника: от социологического понятия к общественному обсуждению

Ализаде А. А.
Читать PDF
4.72 мб

«Органический» дарообмен и трансплантация органов, развитие экономической социологии и мораль в мире

Штайнер Филипп
Читать PDF
270.69 кб

2015.04.006. ХИТЛИН С. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИОЛОГИИ МОРАЛИ[103]. HITLIN S. SOCI

Якимова Е.В.

Похожие термины:

  • Пролегомены в социологию морали

    синтез реалистического и номотетического подходов в изучении морально-нравственных закономерностей социума в органическую и переходную эпохи. Определение добра и зла, моральных ценностей – зад