sociology of music and dance) — социологическое изучение музыки и танца с точки зрения форм искусства и досуга, имеющих широкое социальное значение. Функционалистское представление и о музыке, и о танце как универсальных особенностях человеческих обществ состоит в том, то они исполняют социальные, а также индивидуальные и экспрессивные функции (например, религиозный танец). Раннее изучение музыки сосредоточивалось больше всего на различиях между элитарной и популярными формами и их идеологическими значениями (см. Адорно; Бвньямин). В последнее время приобрели важное значение структуралистские и семиологические исследования музыки, связей между музыкальными и танцевальными формами, а также определенными субкультурами (например, джаз и блюз), а молодежная культура стала важной темой в культурных исследованиях (см. также Популярная культура). Превосходный обзор главных подходов дан Р. Мидлтоном в работе "Изучая популярную музыку" (1990).
СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА
СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА
Источник: Большой толковый социологический словарь
Социология музыки и танца
(от греч. mousike – музыка, пение, как искусство Муз; в греч. мифологии дочери Зевса и Мнемозины, богини-покровительницы наук и искусства). Соціологія музики і танцю. Sociology of music and dance. Отрасль социологии культуры, изучающая музыку и танец как формы искусства и проведения досуга. Музыкальные ритмы, а особенно танец, изначально были весьма тесно связаны с этническими особенностями каждой культуры. Ритм и звук музыки, ритм и рисунок танца означали системы сигналов, способствующих социализации и идентификации индивидов в определенном поле культуры. Однако со временем в музыке стали складываться тенденции отрыва звукового ряда от привычных ритмов и звуковой гаммы. Танец в этом отношении оказался более консервативным. Он значительно дольше сохранял в себе традиционную стилистику и тематику телодвижений, прямую связь с социальным опытом определенного этноса. Современная тенденция глобализации создала эклектическую музыку и танец, постепенно утрачивающие национальный колорит и сюжет. В них остается в основном лишь экспрессия, служащая средством демонстрации возможностей исполнителя. И если до середины ХХ в. С. м. и т. обращала внимание на анализ различий между элитарными формами и популярной (массовой) музыкой и народным танцем в их идеологическом значении, то сегодняшние тенденции привели к утрате интереса к такой проблематике. Процесс утраты сюжета в музыкальных и танцевальных произведениях привел исследователей к анализу их структурных и символических различий, которые стали более тесно связываться с теми или иными субкультурами. Особым направлением в С. м. и т. является анализ тенденций в детской музыке и детском танце, т. е. музыке и танце, создаваемых для детского восприятия и исполнения и учитывающих исполнительские возможности детей различного возраста (возможности физических телодвижений, технического освоения игры на инструменте, диапазон голоса, жизненный опыт и пр.). Музыка и танец, построенные с учетом перечисленных возможностей (адаптированные к детям) – наиболее эффективное средство их социализации, повышения интереса к творческой деятельности.