СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социология мышления
Соціологія мислення. Sociology of thinking. Согласно К. Мегрелидзе – “анализ мышления в его реальном бытии, т. е. не с психологической и не с логико-гносеологической точек зрения сущности самого мышления и его форм, а с точки зрения реально-исторической”. Для С. м. ощущение, представление, понятие, идея, картина мира и т. д. есть такой социальной реальностью, которая, с одной стороны, под влиянием социальных процессов постоянно изменяется, наполняется новым содержанием, а с другой – всегда остается ощущением, представлением и т. д. Такой подход объясняет, почему “определенные воззрения возникают и господствуют в определенной эпохе” и “как люди создают свои мысли” и что нет принципиальной разницы между отдельным актом мысли и мышлением как таковым. Иными словами, гносеология и социология тесно связаны между собой. В принципе гносеология только тогда становится действительной наукой, когда она может объяснить процесс познания социологически, т. е. понять, почему те или иные идеи (и естественнонаучные, тем более социальные) возникают именно в данное историческое время. Подчеркивая в целом весьма положительное значение постановки вопроса о возможности С. м. как особой отрасли социологического знания, следует отметить, что желательно было бы обратить внимание и на то, что понятия представления и другие логико-гносеологические образования есть прежде всего социальными факторами, которые определяют и сами социальные изменения: их характер и направления.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
научн дисциплина, предмет к-рой - мышление во всем объеме, всей качественной специфике его историч. становления. Центральной проблемой С.м. является конкретный анализ всех историч. типов мышления в контексте их взаимосвязи с социокультурными предпосылками каждой данной эпохи; это принципиально отличает См. от т. н. чисто гносеология, подходов к мышлению, к-рым свойственно отрывать его от конкретного историч. фона и оценивать его с т. зр. априорных норм. Опасности узкого гносеологизма достаточно очевидны; по меньшей мере они сводятся к решительному искажению всей истории мышления. Устанавливая гносеология, норму мышления (в конечном счете свойственную именно его эпохе), гносеолог распространяет затем ее значимость на прошедшие эпохи как если бы она была пробным камнем мышления вообще. Цель С.м. - преодолеть этот ограниченный и внеисторич. подход. Ее основная посылка: мышление не должно рассматриваться ни на манер структуралистской автономности, ставящей под сомнение конкретную взаимосвязь различн. историч. типов мышления, ни в духе гносеологич. телеологизма, объясняющего весь историч. процесс мышления по мерке одного типа (скажем, рациональности). Иными словами, не гносеология является конечной оценочной инстанцией мышления, но сама она выступает как проблема См., и прежде чем делать из рациональности критерий мысли вообще, необходимо осмыслить саму рациональность, определив ее соц.-историч. место и ограничив тем самым ее притязания. Наряду с отмеченной общеисторич. проблематикой в задачи С.м. входит также типология, анализ уровней мышления, присущих данной эпохе или разным соц. группам. Так или инаяе, С.м. должна стать дисциплиной, самим фактом социокультурного подхода, предохраняющего логику мышления от формализма и внеисториз-ма. Это вовсе не знаяит, ято установка С.м. по отношению к гносеология, методологии альтернативна; напротив, только с ее помощью гносеология впервые обретает конкретность и история, содержательность. Истоки С.м. определить крайне трудно или пояти невозможно. Как вполне определенная дисциплина она складывается в XX в., но корни ее прослеживаются едва ли не до Аристотеля, корректирующего ситуативной логикой "Топики" общую грамматику "Аналитик". Из мыслителей Нового времени можно отметить Дж. Вико, впервые со всей силой подяеркнувшего значимость историзма в подходе к мышлению. Гегель в "Феноменологии духа" дал грандиозную конструкцию чисто историч. понимания мышления, к-рая (при всей терминология, неадекватности) и по сей день остается образцовой для С.м. Наиболее интересные концепции См. принадлежат Веберу М., Шелеру М., Мангейму К. К.А. Свасъян.

Источник: Российская социологическая энциклопедия