СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социология мышления
Соціологія мислення. Sociology of thinking. Согласно К. Мегрелидзе – “анализ мышления в его реальном бытии, т. е. не с психологической и не с логико-гносеологической точек зрения сущности самого мышления и его форм, а с точки зрения реально-исторической”. Для С. м. ощущение, представление, понятие, идея, картина мира и т. д. есть такой социальной реальностью, которая, с одной стороны, под влиянием социальных процессов постоянно изменяется, наполняется новым содержанием, а с другой – всегда остается ощущением, представлением и т. д. Такой подход объясняет, почему “определенные воззрения возникают и господствуют в определенной эпохе” и “как люди создают свои мысли” и что нет принципиальной разницы между отдельным актом мысли и мышлением как таковым. Иными словами, гносеология и социология тесно связаны между собой. В принципе гносеология только тогда становится действительной наукой, когда она может объяснить процесс познания социологически, т. е. понять, почему те или иные идеи (и естественнонаучные, тем более социальные) возникают именно в данное историческое время. Подчеркивая в целом весьма положительное значение постановки вопроса о возможности С. м. как особой отрасли социологического знания, следует отметить, что желательно было бы обратить внимание и на то, что понятия представления и другие логико-гносеологические образования есть прежде всего социальными факторами, которые определяют и сами социальные изменения: их характер и направления.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
научн дисциплина, предмет к-рой - мышление во всем объеме, всей качественной специфике его историч. становления. Центральной проблемой С.м. является конкретный анализ всех историч. типов мышления в контексте их взаимосвязи с социокультурными предпосылками каждой данной эпохи; это принципиально отличает См. от т. н. чисто гносеология, подходов к мышлению, к-рым свойственно отрывать его от конкретного историч. фона и оценивать его с т. зр. априорных норм. Опасности узкого гносеологизма достаточно очевидны; по меньшей мере они сводятся к решительному искажению всей истории мышления. Устанавливая гносеология, норму мышления (в конечном счете свойственную именно его эпохе), гносеолог распространяет затем ее значимость на прошедшие эпохи как если бы она была пробным камнем мышления вообще. Цель С.м. - преодолеть этот ограниченный и внеисторич. подход. Ее основная посылка: мышление не должно рассматриваться ни на манер структуралистской автономности, ставящей под сомнение конкретную взаимосвязь различн. историч. типов мышления, ни в духе гносеологич. телеологизма, объясняющего весь историч. процесс мышления по мерке одного типа (скажем, рациональности). Иными словами, не гносеология является конечной оценочной инстанцией мышления, но сама она выступает как проблема См., и прежде чем делать из рациональности критерий мысли вообще, необходимо осмыслить саму рациональность, определив ее соц.-историч. место и ограничив тем самым ее притязания. Наряду с отмеченной общеисторич. проблематикой в задачи С.м. входит также типология, анализ уровней мышления, присущих данной эпохе или разным соц. группам. Так или инаяе, С.м. должна стать дисциплиной, самим фактом социокультурного подхода, предохраняющего логику мышления от формализма и внеисториз-ма. Это вовсе не знаяит, ято установка С.м. по отношению к гносеология, методологии альтернативна; напротив, только с ее помощью гносеология впервые обретает конкретность и история, содержательность. Истоки С.м. определить крайне трудно или пояти невозможно. Как вполне определенная дисциплина она складывается в XX в., но корни ее прослеживаются едва ли не до Аристотеля, корректирующего ситуативной логикой "Топики" общую грамматику "Аналитик". Из мыслителей Нового времени можно отметить Дж. Вико, впервые со всей силой подяеркнувшего значимость историзма в подходе к мышлению. Гегель в "Феноменологии духа" дал грандиозную конструкцию чисто историч. понимания мышления, к-рая (при всей терминология, неадекватности) и по сей день остается образцовой для С.м. Наиболее интересные концепции См. принадлежат Веберу М., Шелеру М., Мангейму К. К.А. Свасъян.

Источник: Российская социологическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
150.21 кб

О социологичности мышления студентов

Пугачева Е.
Читать PDF
468.07 кб

Социология в постнеклассической парадигме мышления

Мещерякова Наталья Николаевна
Рассматриваются новые тенденции в развитии науки «социология» в начале XXI в. В частности расширение предмета анализа, преимущественный интерес к изучению социальных процессов, сближение макрои микросоциологических подходов.
Читать PDF
606.71 кб

Философский анализ структуры и функций социологического мышления

Измайлова Варвара Глебовна
В статье рассматривается специфика мышления социолога как ученого, предметом исследования которого выступают общество и социальные процессы.
Читать PDF
1.31 мб

Значимость культуры социологического мышления журналиста в современных условиях

Коротицкая М.В., Радченко Е.И.
Данная статья посвящена особенностям профессиональной культуры журналиста. Культура социологического мышления является неотъемлемой частью профессиональной культуры журналиста.
Читать PDF
145.08 кб

2001. 03. 004. Бейли Д. Некоторые значения "частного" в социологическом мышлении

Фомичев П. Н.
Читать PDF
302.46 кб

Формирование социологического мышления у будущих педагогов: теоретический аспект

Грушко В.С.
Обосновано необходимость формирования социологического мышления у будущих педагогов во время обучения в вузе. Раскрыто сущность понятия «социологическое мышление», показана его роль в современной педагогической деятельности.
Читать PDF
294.71 кб

Проблемное мышление россиян в социологическом измерении (на примере г. Магнитогорска)

Балынская Н.Р., Зайцева Е.М.
Цель. Определить основные проблемы, волнующие сознание населения; раскрыть степень заинтересованности россиян темой политики. Методы.
Читать PDF
74.70 кб

Проблема операционализации понятия “стиль мышления” в социологии знания Карла Манхейма

Соколова Ксения Алексеевна
Данная статься посвящена реконструкции стилистического подхода К. Манхейма. В статье приводится анализ ключевых текстов из творчества К. Манхейма, анализируется понятие, структура, методология изучения стиля мышления.
Читать PDF
360.14 кб

Медиакомпетентность и аналитическое мышление аудитории: социологические опросы последних лет

Левицкая А. А.
Выявление уровня медиаграмотности / медиакомпетентности различных групп населения задача важная, однако, требующая существенного изменения акцентов: на первом месте по значимости должны быть показатели умений аудитории анализирова
Читать PDF
724.72 кб

Социологическое исследование политического мышления в ситуациях территориального планирования

Чернова Елена Борисовна
In the article, the issues of sociological research and sociological knowledge are analyzed that are needed for policy decision making in urban and regional planning.
Читать PDF
855.23 кб

Кравченко С.А. Динамика социологического воображения: всемирная культура инновационного мышления

Носкова А. В.
Читать PDF
603.42 кб

Проблемы формирования общенаучной теории социологии в контексте развития научной парадигмы мышления

Макарцева Наталия Николаевна
Статья посвящена проблемам перехода научного знания от частнонаучного этапа развития к интегральному, подходам к формированию новой парадигмы мышления.
Читать PDF
227.24 кб

2008. 01. 019. Блумер г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида. Blumer H. sociol

Николаева В. Г.
Читать PDF
115.55 кб

О ПРИНЦИПАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЛЕНАРНОЙ СЕССИИ ВСЕРОССИЙСКОГО

Здравомыслов А.Г.