СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
англ. sociology of science; нем. Wissenschaftssoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как соц. института; различные механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и соц. групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ. См. НАУКА.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социология науки
дисциплинарная область социологии, занимающаяся изучением социальных процессов производства научного знания и функционирования науки как социального института. Предметом социологии науки являются природа систем идей (научные теории или открытия), отношения между этими системами идей (генезис научного знания), степень влияния внешних факторов - институциональных (социальные структуры) и персональных (индивидуальные характеристики) - на производство научного знания.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
специальная социологическая теория, раскрывающая закономерности функционирования и развития науки, ее роль как общественного института, а также взаимодействие с другими элементами социальной структуры общества. Наука в этой связи характеризуется как мощное средство решения социальных проблем, повышения уровня образованности, благосостояния населения, производительных сил общества. Ее позитивное влияние на социальное развитие человека и общества в социологии не оспаривается, однако обращается внимание на отрицательные последствия научно-технического прогресса, связанные с этическими проблемами, безопасностью научной деятельности, на возможности использования в своих — не всегда благовидных — интересах результатов научной деятельности отдельными общественными группировками. См. труды И.В. Бестужева-Лады, Ж.Т. Тощенко, В.Т. Лисовского, С.Н. Иконниковой, В.Г. Немировского, А.А. Овсянникова. С И. Григорьев

Источник: Словарь виталистской социологии

Социология науки
отрасль социологии, исследующая науку как социальный институт, социокультурную динамику науки и ее взаимоотношения с обществом. Как особое направление социологического знания начала формироваться в 30-е гг. ХХ в. Наука как социальный феномен исследовалась в теоретических концепциях М. Вебера, М. Шелера, К. Мангейма, П. Сорокина, Дж. Бернала. Формирование непосредственно социологии науки начинается под влиянием трудов Р.К. Мартона и У.В. Огборна. В современной западной социологии науки выделяют две парадигмы: мертонианскую, на формирование которой оказала влияние концепция науки Р.К. Мертона как социального института, и когнитивную, на становление которой большое влияние оказали взгляды Т. Куна о структуре научного знания. В современной социологии науки широко распространены микросоциологические исследования науки. Для анализа современных изменений научного знания и его связей с основными социальными институтами общества большое значение имеет исследование университетского сектора науки.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее динамику науки и ее взаимоотношения с обществом. С.н. в 30-е гг. XX в. начала формироваться как особое направление исследований научной деятельности, в 60-е гг. сложилась в специальную социологическую дисциплину, развивающуюся во взаимодействии с философией и методологией науки, социологией познания, наукометрией, информационным и социальным подходами к анализу науки. Первоначально С.н. рассматривалась как часть и вспомогательная сфера социологии познания, по скольку традиционно наука философски осмысливалась лишь как определенный тип знания, как предмет теории познания. В теоретических построенияхДюркгейма, М. Вебера, Маингейма естественные и «формальные» науки пользовались особым эпистемологическим статусом; их содержательная сторона считалась не поддающейся исследованию социологическими методами. Многообразие концепций в С.н. является следствием противоречия между объективной необходимостью теоретического осмысления изменений, происходящих в процессах производства научного знания, усложняющихся взаимодействий между наукой и обществом в современных условиях и отсутствием надежных и адекватных методологических установок в самой С.н.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

социология науки
отраслевая социология, изучающая науку как динамично развивающийся социальный институт, его функции, социальные аспекты производства и распределения научного знания в различных полях, а также проблемы научных структур (школа научная, колледж невидимый), социальной дифференциации ученых, признания авторитета их теорий. - Литература: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000; Бурдье П. Поле науки // П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб., 2007; Тощенко Ж.Т. Чему учить социолога и с чего начать // Социс, 2008. № 7; Здравомыслов А.Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания // Социс, 2008. № 8; Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для ВУЗов. 3-е издание, переработанное и дополненное. М., 2007; Bourdieu, P. Homo Academicus. Stanford: Stanford University Press, 1984; Merton, R. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations. Chicago: Chicago University Press, 1973; Tiryakian, E.A. The Significance of Schools in the Development of Sociology // Cotemporary Issues in Theory and Research / Snizek, W., Fuhrman, E., Miller, M.K. (eds).
Westport, CT: Greenwood Press, 1979; Ritzer, G. Explorations in Social Theory. From Metatheorizing to Rationalization. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
sociology of science) — раздел социологии, занимающийся изучением социальных процессов производства научного знания и его значений, включая технологию (см. также Социология познания; Наука; Социальное исследование науки). Начало разделу положила работа Роберта Мертона (1938), чей определенно социологический труд по британской науке XVII века (особенно Королевскому обществу) подчеркивал переплетение экономических и военных интересов, религиозных верований (особенно протестантства) в трудах ранних ученых. Позднее он выявил основные социальные характеристики науки (например, "норму универсальности" — каждый обязан проверить для себя самого валидность любой научной "находки"). Эти работы установили "идеальные типы" научной деятельности, однако в дальнейшем произошло стирание определенного различия между наукой и другими формами знания. В последние годы социологи отмечали "сильные" и "слабые" версии социологии науки. Первые в основном основывались на потребности объяснить социальную основу "ложных" претензий на знание (научных заблуждений, "околонаук", вроде астрологии, и т.д.), оставляя вопрос об основе "истинного" знания для философии науки, а последовавшие за ними вторые стали видеть свою задачу в изучении и объяснении всех форм научного знания (см. также Эпистемология). Одно из следствий, вытекающих из этого более взвешенного отношения к "истинному" и "ложному" знанию, состоит в том, что обе версии обладают и общей основой в повседневном конструировании социальной действительности, и общими проблемами в установлении допустимости в связи с отказом от индексальности. Понимание обоих видов знания стимулирует новые научные идеи, обеспечиваемые экономическими и социальными интересами, включая интересы дисциплины и самих ученых. В таком расширенном русле были недавно проведены следующие изучения: (а) роли интересов, мод и т.д. в определенных дисциплинах или в научных движениях, например, расцвет и закат евгеники (Харвуд, 1977), тестирования коэффициента интеллекта и даже истории математики; (б) диффузии научных идей; (в) основных "научных революций" (например, Кун, 1962); (г) этнографических и смежных форм эмпирического анализа повседневного социального конструирования научного знания, например, в лабораториях, обоснованного аргументами и графическими подтверждениями (например, Б. Латур и С. Уолгар "Лабораторная жизнь", 1979).

Источник: Большой толковый социологический словарь

НАУКИ СОЦИОЛОГИЯ
социол. направление, изучающее динамику науки и ее взаимоотношения с об-вом. Н. с. в 30-е гг. 20 в. начала формироваться как особое направление исследований научной деятельности, в 60-е гг. сложилась в специальную социол. дисциплину, развивающуюся во взаимодействии с философией и методологией науки, социологией познания, наукометрией, информационным и социальным подходами к анализу науки. Первоначально Н. с. рассматривалась как часть и вспомогательная сфера социологии познания, поскольку традиционно наука философски осмысливалась лишь как опред. тип знания, как предмет теории познания. В теоретических построениях Дюркгсйма, М. Вебера, Шелера, Маннгейма естеств. и «формальные» науки пользовались особым эпистемологическим статусом; их содержательная сторона считалась не поддающейся исследованию социол. методами. В 30-е гг. социол. подходы к науке разрабатывались в работах Дж. Бернала, Огборна, Сорокина, Парсонса, но наибольшее влияние на последующее развитие Н. с. оказал Мертон. В ставшей классической работе «Наука, техника и общество в Англии XVII века» (1933) Мертон выдвинул на первый план роль пуританской религии и морали в становлении науки Нового времени. Позже он сформулировал социол. концепцию науки, которая в 60-е гг. стала доминирующей «парадигмой». Филос. основанием этой концепции были позитивистские идеи социальной нейтральности и кумулятивного характера роста научного знания, а общесоциол.— структурный функционализм, вариант к-рого был разработан самим Мертоном. Социология, согласно Мертону, изучает науку как ин-т социальный, охраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность, направленную на получение нового и достоверного знания. Научное открытие явл. достижением, требующим вознаграждения, к-рое институционально обеспечивается тем, что вклад ученого обменивается на признание — фактор, определяющий его престиж, статус и карьеру. Функционирование науки как ин-та регулируется совокупностью обязательных норм и ценностей, составляющих этос науки, включающий в себя универсализм (убеждение в объективности и независимости от субъекта положений науки), всеобщность (знание должно становиться общим достоянием), бескорыстность (запрет на использование науки в личных интересах) и организованный скептицизм (ответственность ученого за свои оценки работы коллег). Но поскольку ученый действует в обстановке конкурентной борьбы, в противоречивых условиях, а система норм не определяет однозначно его поведение, оно становится амбивалентным, колеблющимся между полюсами различ., и даже противоположных, принципов. Мертоновская концепция науки опиралась на абстрактную модель «чистой» науки. Работы Мертона оказали серьезное влияние на эмпирические исследования и теоретические разработки в Н. с, к-рые в 60-е гг. тесно переплелись с исследованиями более практического плана, в том числе структуры научного сообщества (У. Хэгстром), «невидимых колледжей» (Д. Крейн), сети социальных связей и коммуникаций (Н. Маллинс), социальной стратификации в науке (С. Коул, Дж. Коул), науки как социальной системы (Н. Сторер) и др.
В начале 70-х гг. в Н. с. развернулась критика мертонианской парадигмы с позиций, к-рые формировались под влиянием постпозитивистской методологии науки и прежде всего работы Куна «Структура научных революции», в к-рой наука рассматривается как парадигма, принятая научным сообществом. На этой филос. основе стала формироваться отличная от нормативной, т. наз. когнитивная Н. с, в к-рой когнитивная (познавательная) сторона науки ставилась в прямую зависимость от социальной. Это направление Н. с. зародилось в Англии, где были разработаны ее концептуальные основы и исследовательские программы, общей чертой к-рых было стремление расширить поле применения социол. методов, включив в сферу их действия научное знание (Б. Бранс, Блур, Г. Коллинс, Малкей, С. Уолгар и др.). Поскольку осн. препятствием для превращения научного, прежде всего естественнонаучного, знания в предмет социол. анализа была его претензия на относительно истинное отображение реальности, то усилия сторонников когнитивной Н. с. с самого начала были направлены на то, чтобы лишить научное знание этого «эпистемологического статуса», объявив его обычным «верованием», ничем принципиально не отличающимся от др. верований. Тем самым наука представлялась продуктом социальных условий, отношений, интересов и становилась в один ряд с мифом и религией. Научное знание связывалось с социальными условиями, и вопрос о его отношении к объективной реальности отбрасывался.
Развитие когнитивной Н. с. дало импульс микросоциологическим исследованиям конкретных ситуаций, возникающих в процессе познавательной деятельности ученых (case studies), к-рые дают ценный эмпирический материал о взаимосвязи когнитивных и социальных аспектов науки. На рубеже 80-х гг. возник целый спектр разнообразных, но близких по своим методологическим основаниям концептуальных схем социального исследования науки. Получили известность «конструктивистская программа» (К. Кнорр—Цетина), рассматривающая науку как социальную конструкцию, релятивистская программа (У. Коллинс), этнометодологические исследования (Г. Гарфинкель, С. Уолгар), дискурс-анализ (Малкей). Для них характерен отказ от таких «традиционных» различений, как когнитивное и социальное в науке, т. е. познавательное начало науки в большей или меньшей степени подменяется социальными действиями, переговорами, отношениями ученых. Когнитивная Н. с. встречает, критику и со стороны ряда зап. социологов науки за социол. редукционизм и релятивизм. Она также подвергается критике за то, что за конкретикой теряет общие тенденции развития науки.
Многообразие концепций в Н. с. оценивается ее критиками как следствие противоречия между объективной необходимостью теоретического осмысления изменений, происходящих в процессах производства научного знания, усложняющихся взаимодействий между наукой и об-вом в совр. условиях и отсутствием надежных и адекватных методологических установок в самой H.С.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
яастная социология, наука и раздел науковедения. С.н. - наука о ее взаимоотношениях с об-вом, а также совокупность соц. отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научн. коллективов по производству нового знания и ления путей его практич. использования В последние годы на Западе в проблематику С.н. все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания и С.н. сближается с одним из ее разделов - социологией научн. знания, к-рая ставит своей задачей выявление соц. детерминант самого содержания научн. знания. Наука - рез-т человеческой деятельности к-рая всегда носит обществ. характер. Научная т. е. творческая, деятельность, продуцирующая новое знание, может осуществляться лишь на базе достижений предшественников и в кооперации с современниками. В СССР уже в 20-е гг. XX в. проводились довольно широкие исследования аспектов развития науки. Но затем они были прерваны. Однако они оказали влияние на развитие исследований такого рода в других странах. В Англии, напр., сложилась группа ученых во главе с Дж. Бер-налом, опубликовавшим в конце 30-х гг. свою известную работу "Соц. функции науки", и заложившим основы "науки о науке". В США в 30-е гг. проводил такого рода исследования Р. Мертон. Но достаточно систематич. развитие С.н. началось в послевоенный период, особенно с 60-х гг. К этому времени уже достаточно отчетливо обнаружилось, что профессия ученого стала массовой профессией, что большое место в науке стали занимать коллективные формы деятельности. Резко возросла соц. роль науки, а вместе с этим и встала задача повышения эффективности научн. деятельности. Возникла потребность в изучении соц. факторов, приведение в действие к-рых могло бы способствовать решению этой задачи. В этих условиях С.н. приобрела не только теоретич., но и прикладное значение для целей управления в сфере науки. Проблемное поле С.н. достаточно широкое: структура и динамика (мобильность) науч. кадров в соотнесении с когнитивными процессами, обеспечением новых научных направлений; соц. аспекты организации научн. труда, научн. коммуникации, система формальных и неформальных отношений в науке, их влияние на продуктивность ученых; разделение труда, соц. проблемы, возникающие в связи с процессами дифференциации и интеграции в науке, с развитием междисциплинарных исследований; соц., в том числе нравственные, нормы и ценности, регулирующие поведение ученых, оценка и стимулы их труда, институциональные и личностные аспекты научн. деятельности, их соотношение. Большой круг проблем возникает в связи с анализом соотношения науки и об-ва в двух планах: влияние об-ва на науку и обратное влияние на об-во, интеграция науки в об-во, взаимосвязь науки и культуры, влияние демократизации на науку, проблемы перестройки в науке, также интенсивного развития науки, т. е. поучения новых рез-тов, выполнение соц. заказа наукой за счет использования качественных показателей: лучшей организации, более совершений технологии исследований, повышения уровня квалификации кадров и т. д. Все более существенной потребностью становится комплексное исследование науки, предполагающее кооперацию С.н. с др. дисциплинами науковедческого цикла, в том числе с экономикой, психологией, организацией науки и др., более широкое использование наукометрич. методов. В послевоенный период С.н. получила развитие в рамках структурно-функционалистской социологии. С.н. ведет здесь свое начало от работ Р. Мертона, разработавшего концепцию науки как соц. ин-та, к-рая доминировала в С.н. на Западе до 70-х гг. Согласно Мертону, научн. деятельность осуществляется в рамках соц. ин-та науки, к-рый обеспечивает компетентную оценку рез-тов научн. труда и соответствующее этим рез-там вознаграждение ученого в виде признания, премий и т. д. Принадлежность к ин-ту науки требует соблюдения определенных институциональных норм, образующих "этос" науки. Но противоречивость складывающихся в ходе науч. деятельности ситуаций, конкуренция между учеными, борьба за приоритет делают их поведение амбивалентным. С.н., т. обр., изучает внутриинституциональные и соц. условия, обеспечивающие получение достоверного знания. Среди общих соц. условий, наиболее благоприятствующих развитию науки, Мертон называет демократию. Чтобы доказать это, он изучает положение науки в фашистской Германии и показывает, что Духовная диктатура нацизма, его расистская идеология привели к упадку немецкой науки. В 70-е гг. на С.н. начала оказывать все большее влияние постпозитивистская методология науки, в частности концепция Т. Куна, согласно к-рой знание обретает статус научного, когда оно уступает в виде парадигмы, принимаемой сообществом научным (см.). Идеи Куна способствовали распространению релятивистского подхода к научн. знанию, т. к. снимали вопросы: о его отношении к объекту, о его истинности, выдвигая в качестве критерия научности фактор соц. порядка - принятие знания научн. сооб-вом. В 70-е гг. в Англии возникла так называемая когнитивная С.н., "сильная программа" к-рой отразила позиции филос. релятивизма и субъективизма в интерпретации научн. знания, включив в сферу С.н. само "технич." содержание научн. знания. Если прежде С.н. вообще исключала к.-л. связь содержания научн. знания и соц. условий, то теперь она впадает в другую крайность, утверждая решающую зависимость научн. выводов от субъекта познания, от соц. отношений в процессе деятельности научн. сооб-ва, науку отождествляя с научн. деятельностью. Критикуя эти методологич. принципы, нельзя недооценивать позитивных рез-тов развития С.н. на Западе. Ныне в С.н. накоплен большой массив эмпирич. исследований, разработаны разнообразные количественные и качественные методы анализа научн. деятельности, выработан ряд достаточно плодотворных идей, отражающих соц. параметры научн. развития. Все это дает основания для развития научн. сотрудничества ученых различн. теоретико-методологич. ориентации в области С.н. Лит.: Социологические проблемы науки. М., 1974; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Основы науковедения М., 1985; Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988; Добров Г.Н. Наука о науке. Киев, 1989; Введение в социологию науки. В 2-х частях (под ред. Кугеля С.А., Черняковой Н.С.). С.-П. 1990; Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Майзель И. А. Социология науки: проблемы и перспективы. Л., 1974; Социология науки (под ред. Карпова М.М., Потемкина А.В.). Ростов-на-Дону, 1968; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986; Винклер Р.-Л., Келле В.Ж. Социология науки//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; Merton R.K. The sociology of science. Chicago, L., 1973; Science in context. Reading in the sociology of science. Milton Kiynes, 1982; Science observed: Perspectives on social study of science. L., 1983; Society and knowledge New Brunswick, L., 1984. В.Ж. Келле.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социология науки
отрасль социологического знания, предметом которой являются многообразные и противоречивые взаимоотношения науки и общества в целом, науки и различных сфер общества; исследование социологическими методами закономерностей развития и функционирования науки как социального института, определенного типа социальной организации, а также исследование социальных структур научных учреждений и коллективов, социальных резервов повышения эффективности труда ученых, мотивов и стимулов их деятельности. Институциональная структура С. н. сложилась в начале 60-х годов. В рамках Международной социологической ассоциации была создана исследовательская группа, объединившая социологов, которые изучали социальную организацию науки и формы взаимодействия между учеными. Позже в США, Великобритании и ряде других стран были проведены обследования условий и форм вознаграждения в науке, особенностей состязательности между учеными, организации и эффективности научных групп. Широко использовались контент-анализ биографий ученых с целью определения зависимости между социальным происхождением, образованием, политической и религиозной ориентациями, с одной стороны, и продуктивностью научного труда, успешностью научной карьеры, с другой стороны; частота цитирования (цитат-индекс) для изучения сети коммуникаций в науке, формирования относительно устойчивых научных сообществ, установления вклада ученого в развитие научной дисциплины; анализ документов, анкетирование и интервьюирование научных работников. В бурж. С. н. теоретические аспекты наиболее подробно разработаны Р. Мертоном. Согласно ему четыре основные социальные нормы принимаются работниками науки в качестве обязательных: универсализм (научный результат имеет силу для всех); организованный скептицизм (в науке нет непогрешимых авторов, равно как и утверждений, находящихся вне критики); всеобщность (истина принадлежит всем); бескорыстие (наукой занимаются ради нее самой, а основным видом вознаграждения считается признание коллег). К перечисленным иногда присоединяют еще две нормы: рационализм (стремление понять все обобщенно и абстрактно); эмоциональная нейтральность (требование с «холодной головой» относиться к любым утверждениям). В СССР социологические и социально-психологические исследования науки ведутся преимущественно по следующим проблемам: социальные факторы интенсификации научной деятельности; проблемы формирования ученого и научных коллективов; обеспечение развития новых направлений в науке; социальная структура научных коллективов; пути совершенствования условий и организации научно-исследовательского труда; социальный статус научного работника и научных дисциплин; образ жизни и социальный облик научной интеллигенции; мотивация научного творчества; социальные закономерности воспроизводства научных кадров; профессиональная мобильность в науке и др. Обоснована ролевая концепция выполнения функций в научном коллективе: в эффективно работающих исследовательских группах ее члены выполняют ряд взаимодополняемых ролей критика, генератора идей, анализатора,синтезатора, разработчика. Исследования в рамках С. н. проводят подразделения Института социологических исследований АН СССР, Института истории естествознания и техники АН СССР. В Украинской ССР подобную работу выполняет Центр исследования научно-технического потенциала и истории науки АН УССР. Результаты многих социологических исследований науки освещаются в ежеквартальнике «Науковедение и информатика». Социология образования отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования и развития образования как социального института. Выделяются два диалектически взаимосвязанных направления в исследовании проблем образования: внутрии внеинституциональное. Первое рассматривает социальные аспекты деятельности работников образования, педагогических и учащихся коллективов, социальную структуру и функционирование учреждений системы образования, проблемы планирования и управления, взаимоотношения педагогов и учащихся, закономерности социализации личности в учебном процессе, социальное положение и общественную роль учителей и преподавателей, их профессиональный статус. Второе исследует социальные аспекты взаимодействия образования и других институтов общества производства, науки, культуры, политики,-связь образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие общественных отношений, эффективность трудовой и других видов социальной деятельности. Исследования в области С. о. позволяют определить зависимость системы образования от уровня развития производительных сил, экономических и технико-технологических факторов и установить оптимальное для конкретных условий соотношение между прагматической (профессиональной) и общегуманитарной функциями образования. С этой целью осуществляется изучение взаимосвязи общего и профессионального образования, структуры и целей средних профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений и их взаимодействия, характера и содержания учебных курсов и программ, соотношения специальных, профессиональных и общегуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Рассматривая взаимодействие системы образования как социального института с духовной жизнью общества, С. о. выходит па проблемы процесса социализации личности, места образования в системе ее культурных ценностей, социальных ориентации. В поле зрения С. о. оказывается анализ процессов сохранения и передачи знаний, формирования социальных норм, усвоения духовных ценностей, особенностей становления человека в системе образования, влияния образовательного уровня на образ жизни, формы и виды его жизнедеятельности. Значительное место в С. о. занимает проблема поведения человека в системе образования: его отношение к образовательным институтам, намерения и запросы, мотивы и стимулы образования, ориентации на получение знаний определенного круга и объема, выбор соответствующих учебных заведений. Названные направления в С. о. неразрывно связаны с исследованием роли образования в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества. Это предполагает анализ структуры учебных заведений, различий между ними, преемственности между различными звеньями системы образования, например, между общеобразовательной, профессионально-технической школой, с одной стороны, и высшей с другой. В этом случае для анализа процессов воспроизводства социальной структуры общества становится необходимой информация о социальном составе учащихся всех звеньев системы образования, распределении выходцев из различных социальных групп по каналам и «этажам» образовательной системы, о шансах представителей всех общественных групп в получении высшего образования, которые определяются не только равной возможностью получения общего среднего образования, но и социальным происхождением. Изучение роли системы образования, как одного из главных условий социального прогресса в современном мире, как канала социальной мобильности, определяющего прогрессивные изменения в социальной структуре общества, является одним из главных направлений в С. о. При этом последняя изучает не только влияние образования на социальные процессы в обществе, но и структуру самого образования, ее «привязанность» к общественному и профессиональному разделению труда, соответствие актуальным и перспективным целям общества (запросам производства, науки, культуры). Исследования в области С. о. являются не только важным направлением в развитии социологической науки, но и существенным элементом социального управления, предпосылкой для проведения эффективной социальной политики.

Источник: Социологический справочник

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
отрасль социологии, изучающая Н. ( Наука) - своеобразную сферу человеческой творческой деятельности, назначение которой - выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.
Стремясь определить сущность Н., М. Хайдеггер писал: "Наука - способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть. Мы должны поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой". Именно поэтому, подчеркивал он, различные отрасли Н. все решительней внедряются во все организованные формы современной жизни: в промышленность, экономику, образование, политику, военное дело, публицистику и т.п. А такая повсеместность усиливающегося вторжения во все сферы человеческой деятельности предопределяется самой сущностью описываемого феномена: "наука есть теория действительного".
Это представление нашло специфическое социологическое преломление в одной из первых попыток конституирования С.Н. в качестве относительно самостоятельной научной дисциплины, предпринятой в середине 1930-х американским социологом Р. Мертоном . В ставшей классической работе "Наука, техника и общество в Англии XVII века" он выдвинул на первый план не экономические, как у К. Маркса, а духовные предпосылки возникновения Н. как социального института, подчеркнув решающую роль пуританской религии и морали в становлении Н. Нового времени. Идентифицируя возникновение Н. той эпохи с растущей институциализацией и профессионализацией научной деятельности в первую очередь в сфере физики, механики, химии, где важную роль играет, экспериментирование, Р. Мертон утверждал, что эксперимент был научным выражением практических, активных и методологических наклонностей пуритан. Именно из "нормативного этноса Н." выводилась им институциональная цель Н. - генерирование и расширение достоверного знания с вытекающими отсюда императивами научной деятельности. Социология, с его точки зрения, призвана изучать Н. прежде всего именно как своеобразный социальный институт, охраняющий автономию Н. и стимулирующий деятельность ученых, направленную на получение нового и достоверного знания. Научное открытие является достижением, требующим вознаграждения, которое институционально обеспечивается тем, что научный вклад ученого обменивается на вознаграждение, заключающееся не столько в деньгах, сколько в его признании - факторе, определяющем его престиж, социальный статус и карьеру.
Эти и другие идеи, составившие исходные параметры становления С.Н., получили всестороннее развитие в 1960-1970-х в трудах Дж. Бернала (Англия), У. Огборна , П. Сорокина , Т. Парсонса , Р. Мертона, Т. Куна (США), Д.М. Гвишиани , Г.Н. Доброва (СССР) и др.
В процессе социологического исследования Н. предстает как сложный и многогранный социальный феномен. В своем многомерном развертывании она выполняет три главных социальных роли: 1) выступает как многоуровневая, динамично развивающаяся система научных знаний; 2) функционирует как специфический вид творческой деятельности, направленной на создание новых идей, генерирование новых знаний, объективно отражающих окружающий мир и проверяемых на практике; 3) развивается как определенная совокупность общественных отношений, связывающих друг с другом исследователей и их научные сообщества, а также последние со всеми подсистемами единой и целостной системы общества - экономической, социальной, политической, духовной, военной, здравоохранительной, образовательной.
Н. функционирует в обществе в качестве единой, многоаспектной и многоуровневой социальной системы знаний и порождающей ее системы творческой познавательной деятельности, включающей в себя и наблюдения, и эксперимент, и объяснение, и обобщение, и построение научной теории, и предсказание, и верификацию (проверку) теоретических концепций, и подтверждение (или опровержение) различных гипотез. Если объяснение или предсказание выражают преимущественно онтологический аспект научной деятельности, поскольку имеют дело с определенными свойствами изучаемых реальных объектов действительности, то верификация, определение, экспликация (объяснение, истолкование) - гносеологические аспекты научного познания, поскольку они в гораздо большей мере зависят от особенностей мыслительной деятельности, эвристических способностей исследователей, уровня их теоретического мышления и т.п. В научной деятельности, как и в Н. в целом, оба эти аспекта выступают одновременно и в органической взаимосвязи друг с другом.
Проблемная область С.Н. достаточно обширна и разнообразна. Сюда входят:
а) выяснение специфики научной деятельности и факторов, особенностей ее детерминации и мотивации;
б) определение параметров и социальной значимости индивидуальных и коллективных факторов развития Н. как системы деятельности и знаний;
в) структура и динамики научных кадров в соотнесенности их с когнитивными процессами, обеспечением возникновения и развития новых научных направлений;
г) социальные аспекты организации исследовательского труда, научных коммуникаций, взаимодействие формальных и неформальных отношений в Н., выяснение их влияния на продуктивность научной деятельности;
д) социальные проблемы, возникающие в связи с процессами дифференциации и интеграции в Н., с развитием междисциплинарных исследований;
е) социокультурная обусловленность научного знания и его развития, роль социальных, в том числе нравственных, идеалов, ценностей и норм, регулирующих социальную деятельность, оценку и стимулы их труда, соотношение институциональных и личностных аспектов научной деятельности.
Основной интерес С.Н. сконцентрирован на изучении и развитии специфики научной деятельности. Через призму этого интереса Н. предстает как специфическая творческая деятельность, направленная на генерирование, производство новых знаний, качественно отличающаяся от всех других видов общественного производства. Это коренное отличие проявляется, во-первых, в цели деятельности. Если целью материального производства выступает создание материальных благ, искусства как формы духовного производства - создание духовных ценностей, то научная деятельность сориентирована на производство новых достоверных знаний об окружающей действительности, на создание научной теории действительности.
Второе качественное отличие научной деятельности заключается в своеобразии ее результата продукта. В то время как результаты материального производства, особенно промышленного, создаются тысячами и даже миллионами, продукты научной деятельности - гипотезы, научные идеи, теории, открытия и т.п. производятся единично и поштучно - они уникальны и неповторимы, а тиражируются, в том числе и в массовом масштабе, только их материализованные в массовом производстве результаты. Главный критерий эффективности Н. - не материальный эффект, а новизна научного знания, открывающая новые горизонты активной деятельности, в том числе и в сфере материального производства.
Третье качественное отличие научной деятельности от всех других видов производства заключается в специфике применяемых ею инструментов и средств производства. Они носят не материальный, чувственно осязаемый характер, каковыми отличаются машины, станки, механизмы и т.д., а коренятся в творческих способностях человеческого познающего мышления. Среди них важнейшее значение имеют анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация, типологизация процессов и явлений окружающей действительности и их отражение в категориях, законах, концепциях, научных теориях.
Четвертое качественное отличие Н., как специфического вида творческой деятельности, направленной на производство особого продукта - новых знаний, воплощается в более высокой, чем в других видах деятельности, доле живого труда и гораздо меньшей - овеществленного. Это находит свое выражение в определяющей роли кадровых ресурсов в суммарном научном потенциале, в значительно большем диапазоне функций, выполняемых одним человеком, в повышенной требовательности к совокупности его знаний, навыков, особенностям интеллекта. Большинство из них не ограничивается трудовыми стереотипами, а реализуется в творческом поиске, в эвристических склонностях мышления, в способности увидеть необычное в обычном и тем самым совершить научное открытие или создать принципиально новую научную теорию.
Такой подход позволяет выделить в сложной детерминантной цепи, связывающей Н., выступающую в качестве относительно самостоятельной подсистемы в сложноиерархизированной системе общества, с самой этой системой (в данном случае - метасистемой), основное исходное звено. В качестве такого звена выступает социально-экономическое пространство, в рамках которого возникает Н. как особый вид институциализированной творческой деятельности. Зададим такой вопрос: почему современная Н. в своей институциализированной форме возникла в недрах западноевропейской, а не китайской цивилизации, несмотря на существование и активное действие в Китае социальных групп ремесленников и ученых, подобных европейским? Правильно ответить на данный вопрос можно только в том случае, если мы сумеем дать ответ на другой вопрос: когда возникла институциализированная форма Н.? Общепризнано, что она появилась первоначально в Западной Европе, прежде всего в Англии, в период становления капитализма в 18 в. Отмечая, что "лишь Западу известна рациональная и систематическая, то есть профессиональная, научная деятельность, специалисты - ученые в том специфическом современном смысле, который предполагает их господствующее в данной культуре положение, М. Вебер (кстати говоря, вслед за К. Марксом - ) связывает все это с экономическими, мировоззренческими, интеллектуальными устремлениями становящегося капитализма как в высшей степени рационально организованного типа производства и обмена. "Его рациональность, - отмечает М. Вебер, - в большей мере обусловлена исчисляемостью решающих технических факторов..., а это, в сущности, означает, что такая рациональность зиждется на своеобразии западной науки, прежде всего естественных наук с их рациональным математическим обоснованием и точными экспериментальными методами. Развитие этих наук и основанной на них техники в свою очередь стимулировалось и стимулируется поныне теми преимуществами, которые предоставляются в ходе практического применения в капиталистической экономике результатов естественнонаучного исследования".
Из приведенных рассуждений можно сделать вывод о том, какова реальная схема детерминантных сетей, на пересечении узловых линий которых возникает и развивается Н. как специфический вид творческой деятельности. В качестве основного, исходного звена этих сложно переплетенных сетей выступает развитие материального производства с его потребностями, запросами и нуждами. Из этой первоосновы вытекает и им обусловливается социально-экономический строй общества. Если первым из названных звеньев вызывается в определенных исторических условиях процесс институциализации Н., то социальную сконструированность ее порождают социально детерминированные образы Н., научного знания. Над этими двумя звеньями надстраивается следующий слой детерминации научной деятельности - идеологические и социально-политические факторы ее развития. Сами же они оказываются тесно связанными, с одной стороны, с идеальными побудительными силами, находящимися в сфере обыденного сознания, с другой - с духовной атмосферой эпохи, оказывая на них мощное воздействие и испытывая в то же время существенное влияние этих духовно-интеллектуальных факторов. Среди последних чрезвычайно важную роль играет категориальный строй мышления определенной исторической эпохи, его социокультурный инвариант, побуждающий ученого направлять свои творческие усилия на тот или иной объект исследования и тем самым вычленять научную проблему, требующую своего разрешения, в той или иной сфере окружающей действительности или внутреннего мира самого человека.
В целом же было бы односторонним признанием, что можно объяснить особенности развития Н. как специфического способа творческой деятельности с помощью какого-то одного детерминирующего фактора. Когда анализируется многоплановая и многоуровневая социокультурная детерминация научной деятельности, то следует иметь в виду, что такая детерминация может иметь не только позитивную, но и негативную направленность, как это было, скажем, в 1930-х в СССР по отношению к развитию генетики. Поэтому в контексте решения общей проблемы о социокультурной обусловленности развития Н. важное значение приобретает тот или иной ответ на вопрос о том, как исследовательская деятельность приводит к получению знания, обладающего статусом научности, как отчленить такое знание от всякого рода вненаучных, антинаучных или околонаучных построений.
Итак, Н. как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся социальная система деятельности включена в сложную и многокомпонентную цепь детерминации. Чтобы определить основные векторы такой детерминации, необходимо воссоздать феномен Н. в единстве трех ее основных аспектов - деятельностного, познавательного и институционального.
Деятельностный фактор детерминации Н. дает возможность определить, что Н. как специфическим видом творческой деятельности занимаются определенные группы (общности) специфическим образом организованных людей - ученых, исследователей, для которых генерирование нового знания является профессиональной деятельностью. Такой подход позволяет определить, чем отличается Н. от других видов интеллектуальной деятельности (например, от теологии, или художественного творчества) и оказывается по своему содержанию и сущности деятельностью по производству нового достоверного знания. Исследование деятельностной детерминации научной деятельности предполагает выделение принципов, характеристики и особенностей предметной и социальной ее структурализации, ее дифференциации по научным дисциплинам, проблемным областям, сообществам ученых (научные коллективы, "невидимые колледжи", ассоциации и т.п., специфическим формам, присущим этой деятельности (выдвижение новых идей, построение гипотез, формулирование доказательств, конструирование картины мира и т.д.).
Социологический и науковедческий анализ познавательной детерминации научной деятельности ориентирован на выявление особенностей самого процесса движения научного познания по пути к истине, динамики классического и неклассического стилей научного мышления, эволюционного накопления фактов, объяснений, гипотез, концепций и научных революций, приводящих к возникновению принципиально новой парадигмы научно-теоретического освоения человеком окружающей действительности, к изменению самих стандартов рациональности, применяемых в научном познании. Причем сама динамика научного познания рассматривается в таком случае не столько детерминированной имманентно присущими Н. ее специфическими характеристиками, сколько в социокультурной обусловленности ее возникновения и развития, перехода от одной научной парадигмы к другой, возникновения принципиально новых идей, методов, теоретических концепций. В связи с этим важнейшее значение приобретает выдвижение критерия научности. Если в теоретической концепции, выдвинутой и обоснованной К. Марксом, таким критерием выступает общественная практика, то И. Лакотос выдвигает в качестве критерия научности эмпирическую проверку, в процессе которой сопоставляются друг с другом не столько теория и факт, но скорее две теории, в силу чего при оценке рассматриваемые теории соотносятся не столько с экспериментальными данными, но и с альтернативными теориями. В рамках такого подхода объектом сравнения становится не отдельная научная теория, а целостная научная программа, которая считается прогрессивной в том случае, если каждая новая возникающая теория обладает гораздо большим эмпирическим содержанием по сравнению с предшествующими, а теоретический рост исследовательской программы опережает эмпирический.
Одним из специфических критериев научности выступает так называемый этос Н. - категория, введенная в научный оборот Р. Мертоном. По его определению, этос Н. представляет собой "эмоционально воспринимаемый комплекс правил, предписаний, обычаев, мнений, ценностей и предпосылок, которыми руководствуется ученый".
Но как бы ни была теоретически важна и обоснована научная теория, как бы полно ни соответствовала она действительности, она не будет иметь большой социальной значимости до тех пор, пока не сможет не только теоретически осмысливать стоящие перед ней проблемы, но и предлагать практические пути их эффективного решения. А это означает, что важнейшим критерием научности выступает прагматическая, практическая плодотворность научной теории.
В социологическом исследовании Н. важное значение придается функциям, которые выполняет научная деятельность и в целом Н. в качестве социального института.
Важнейшая социальная функция Н. заключается, как уже отмечалось, в генерировании нового достоверного знания. Эта функция реализуется в открытии новых, ранее неизвестных фактов и процессов в развитии природы и общества, в самом человеческом мышлении, в выдвижении новых, ранее не существовавших идей, понятий, формул, гипотез и законов, в изменении картины мира, выступающей обобщенным воплощением совокупности научных знаний определенной эпохи.
Эта функция является самой важной и основной, ибо в производстве нового научного знания и заключается социальный смысл научной деятельности. В свою очередь, данная функция подразделяется на ряд подфункций, среди которых наиболее существенными являются: а) получение новых знаний, ибо без этого нет Н. как специфического вида творческой деятельности; б) преемственность, без чего не может существовать и развиваться Н. как многогранно и динамично функционирующая система знаний; в) оценочная деятельность, позволяющая вычленить научную новизну в тех или иных концепциях, установить соответствие выдвигаемых научных идей, гипотез, теорий объективной реальности; г) восприятие и поддержка новых идей, без чего не может быть прогрессивного развития Н.
Второй важной социальной функцией Н. является истолкование фактов и процессов в новых понятиях, теоретических концепциях. Мало понять окружающий мир, необходимо правильно истолковать его, уловить его взаимосвязи, показать, почему они именно такие, а не иные, а это как раз и осуществляет Н. в процессе свойственного ей истолкования, объяснения действительности. Эта функция заключается не только в том, что научная теория объясняет те явления и процессы, которые мы видим в окружающей действительности, но и то, почему мы видим именно это и именно таким, и каким образом можно воздействовать на видимое (а часто и невидимое), чтобы изменить его.
Третья существенная социальная функция Н. проявляется в свойственной ей верификации, т.е. в проверке истинности выдвигаемых научных положений и теоретических конструкций, установлении их достоверности эмпирическим, опытным путем. Эмпирическая оценка теории представляет собой достаточно сложную процедуру. Такая сложность обусловлена тем, что в процессе эмпирической проверки противостоят друг другу не теория и факт, а скорее две теории, одна из которых интерпретирует экспериментальные результаты, а другая объясняет их и соотносится с ними. Поэтому в процессе верификации и оценки научные теории сравниваются не только с экспериментальными данными, но и с альтернативными теориями. В таком случае считается более прогрессивной и соответствующей реальности та теория, которая обладает большим эмпирическим содержанием по сравнению с предшествующими, т.е. если она предсказывает новые факты, не вытекающие из ранее известных теорий.
А из этого вытекает, что четвертой важной социальной функцией Н. является предсказательная, прогностическая. Она заключается в возможности предсказывать возникновение новых, ранее не известных фактов, явлений, процессов, которые могут произойти в более или менее отдаленном будущем. Наиболее известные примеры реализации этой функции - предсказание солнечных и лунных затмений, столкновение Земли с различными космическими объектами, землетрясений, извержений вулканов и т.п.
Пятой существенной функцией Н. является распространение полученных знаний. Социальная значимость научной деятельности предопределяется не только ее способностью генерировать новое научное знание, но и возможностью распространять полученное знание, включать его в информационные процессы, связывающие между собой множество индивидов, их различных общностей, организаций и т.п.
Шестая важная функция Н. заключается в ее способности реализовать полученные новые знания в технике и технологии сообразно целям, нормам, критериям и т.п., которые складываются в обществе и варьируют от эпохи к эпохе. В современном обществе научные достижения находят практическую реализацию в принципиально новых секторах обширной техносферы. Достаточно назвать процезионные технологии, опирающиеся на потенциальные возможности компьютерной техники, телематику (гибрид телевидения с вычислительной техникой), системы электронной связи (например, Интернет), охватывающие все стороны жизни планетарного сообщества. Принципиально новое "водное хозяйство" - разведение и откорм рыб, других обитателей морей и океанов с последующим промышленным "сбором урожая", распространение "высоких технологий", связанных с энергоснабжением, уменьшением количества отходов, резким ростом производительности труда, улучшением его условий, интеллектуальным развитием работающих людей.
Седьмая социальная функция Н. проявляется в том, что она с самого начала своего возникновения составляла и составляет очень важный компонент духовной культуры, служит мощным рычагом духовного прогресса общества. Резко расширяя горизонты познания окружающего мира, создавая условия и предпосылки повышения интеллектуального потенциала человека и общества, Н. своим стремительным развитием приводит к возникновению могущественной технокультуры, которая на рубеже 21 в. все более ощутимо трансформируется в социотехнокультуру. Эта новая, базирующаяся на достижениях Н. социокультура способна соединить эффективность новых технических систем и их возрастающее технологическое, экономическое, социальное значение с возрастающими духовными запросами личности, которая не намеревается оставаться простым "пользователем" техники, информации и т.п., а стремится в полной мере выразить себя, реализовать свой духовный мир, свои духовные устремления. Научные инновации получают тем больше шансов на успех, чем теснее и гармоничнее соединяют технологические аспекты с социальными и духовными.
Отмеченные функции Н. стали все более рельефно проявляться по мере углубления научно-технической революции , которая началась в середине 1940-х и реализовалась первоначально в компьютерной, лазерной, ракетно-космической технике, а сейчас, на втором этапе своего развития, воплощается в высоких технологиях (биотехнология, телематика, космическая промышленность и т.п.). В условиях научно-технической революции (НТР) Н. становится животворным источником и ускорителем технико-экономического и социального прогресса благодаря прежде всего двум взаимосвязанным процессам. Во-первых, быстро и неуклонно сокращается временной отрезок (лаговое смещение) между периодами проведения фундаментальных исследований и практической реализацией полученных на их основе результатов в производстве. Во-вторых, происходит интеграция ранее разобщенно действовавших факторов: Н. - техника - производство. Они взаимосвязываются сейчас столь существенно, что ни один из этих трех компонентов интегрированной системы не может успешно функционировать, не опираясь на два других.
Развертывание НТР, все более масштабное вторжение ее достижений во все сферы жизни общества заставили взглянуть по-новому на соотношение индивидуальных и коллективных детерминант в научном творчестве. Во-первых, стало ясно, что проблема индивидуальной и коллективной детерминации научной деятельности отнюдь не замыкается узко очерченными рамками соотношения индивида и коллектива в исследовательской деятельности, а должна рассматриваться в более широком социокультурном контексте. Во-вторых, вырисовывается узловой характер данной проблемы, ибо в ней перекрещиваются многие, очень важные для понимания специфики научной деятельности вопросы, в частности, взаимоотношение научного сообщества и различных сфер общественной жизни, проблема коммуникации на различных уровнях взаимодействия ученого, научного коллектива и других социальных общностей (профессиональных, территориальных, этнонациональных, государственных и т.п.). В-третьих, при всей важности коллективного творчества, значимость которого в условиях его технологизации, а затем и либерализации в рамках НТР возрастает, все-таки во всех случаях высший уровень научной деятельности - генерирование новых идей - персонифицирован, ибо осуществляется конкретным индивидом, отличающимися специфическими, только ему свойственными личностными качествами: своеобразными способностями, эвристическими возможностями, индивидуальным подходом к исследуемой проблеме и т.п. Конечно, современный исследователь чаще всего включен в процесс коллективного творчества, а это нередко затемняет, отодвигает на задний план его творческое своеобразие, уникальность его индивидуального дарования.
Но как бы ни индустриализировался научный труд, как бы он ни обобществлялся в рамках определенной исследовательской группы (коллектива), но научное открытие всегда рождается из принципиально новой идеи, из новой догадки, осеняющей чаще всего не множество умов, а одну светлую голову. Поэтому при большой значимости коллективных начал в исследовательской деятельности все-таки решающая роль в возникновении принципиально новых научных идей принадлежит личностному фактору, обусловленному индивидуальными особенностями талантливого ученого, способного стать лидером нового направления в определенной области знания. Именно личностные особенности гениальной одаренности А. Эйнштейна позволили стать ему создателем теории относительности, Н. Винера - кибернетики, И. Пригожина - синергетики.
И здесь возникает очень важная для С.Н. проблема - проблема лидерства в Н. Выдающаяся роль научного лидера обусловлена не только тем, что он выдвигает принципиально новые научные идеи, но и в том, что он передает своим ученикам своеобразный стиль исследовательской деятельности, специфические приемы в отборе, анализе и обобщении эмпирических фактов, своеобразие подхода к пониманию требующей решения научной проблемы. Общение с таким лидером позволяет ученикам и последователям усвоить его взгляды на мир, предназначение и роль Н. в этом мире, на характер и особенности научного исследования. Вместе с тем ученики усваивают представление о специфике и необходимом уровне исследовательской деятельности, стандарты требований к ней и к тем людям, которые ею занимаются. Лидер же научает окружающих другими способами, кроме непосредственного общения, непередаваемому умению, позволяющему из множества проблем выделить наиболее актуальную, важную и доступную для разработки именно на данном этапе развития Н., даже если другим эта проблема кажется надуманной, неважной или неразрешимой. Наконец, предметно ориентированное, профессионально насыщенное общение с выдающимся исследователем - учителем позволяет ученику уверовать в свои силы, почувствовать, что и он может работать на требуемом уровне и рассчитывать на достижение успеха.
Несомненно, что отнюдь не всегда научное лидерство совпадает с формальным руководством тем или иным исследовательским коллективом, скажем, научным институтом. Решающее предназначение подлинного лидера в Н. - не руководить большой научной организацией, а создавать вокруг себя более или менее очерченное во временном и пространственном смысле поле высокого интеллектуального напряжения, позволяющего кристаллизировать интенсивные творческие искания в крупные научные открытия, идеи, проекты и т.п. Выдающимся примером такого именно лидерства является научный подвиг выдающихся английских физиков Дж.Дж. Томсона и Э. Резерфорда, которые "вырастили" в знаменитой Кавендикской лаборатории 18 будущих лауреатов Нобелевской премии различных национальностей.
Весьма существенное значение в социологическом исследовании Н. придается структурной организации последней. Известные американские социологи Т. Парсонс, Н. Сторер, Д. Крейн и др. в качестве важнейшей структурной единицы организации исследовательской деятельности выделяют научную дисциплину. Именно она органически связана с деятельностью исследовательских объединений - научных школ, институтов, обществ, лабораторий и т.д., представляющих собой структурно организованные формы деятельности отдельных исследователей в пределах одной специальности. Т. Парсонс и П. Сторер подчеркивают, что "деление науки на дисциплины, каждая из которых занимается определенной областью знания, возможно, обусловливается как потребностями социальной организации, так и интеллектуальной точностью разделения знания на отдельные части. Хотя наука представляет собой дифференцированную, но непрерывную ткань, все части которой переплетены между собой, несомненно и то, что... в континууме вероятности взаимовлияния областей знания имеются явно различимые разрывы, и, исходя из этого, оформляется организационное размежевание научных специальностей. Пусть в формальном разделении знаний на крупные области и составляющие их дисциплины есть много искусственного, все же эти организационные меры существенно облегчают коммуникации между учеными, имеющими общие интересы, и направляют коллективные усилия на решение важных интеллектуальных проблем".
Однако и в пределах одной научной дисциплины может существовать множество структурных единиц, причем не только сотрудничающих, но и конкурирующих друг с другом - научных сообществ, невидимых колледжей, исследовательских коллективов. Более того, узловые события в развитии той или иной отрасли знания - идет ли речь о некоторой частной идее или крупном научном перевороте - оказываются вполне очевидным образом связанными с деятельностью различного рода исследовательских объединений внутри дисциплинарной структуры Н. - научных сообществ, исследовательских коллективов и т.п. Именно последние, как нам представляется, и выступают в качестве исходной структурной единицы, изучив особенности складывания, развития, функционирования которой можно более рельефно представить специфику и сущностные особенности научной деятельности как таковой. В этом смысле не кажется преувеличением высказанная известным американским науковедом С. Уолгаром мысль о том, что для "теоретических положений относительно процессов роста и развития науки понятие "научный коллектив" является центральным, если не фундаментальным".
Одно из решающих преимуществ исследовательской деятельности, организованной в форме научного коллектива, заключается в возможности распределения ее для достижения общепознавательной цели между членами данного сообщества в соответствии с их интересами, способностями, профессионально-квалификационными качествами. Исследование способов объединения людей в научные коллективы, разделения и кооперации труда между ними позволяет вскрыть существенные особенности деятельности по генерированию, передаче, воспроизводству и применению научных знаний, раскрыть конкретную взаимосвязь между исследовательской деятельностью и социальными отношениями или предметными и социальными аспектами деятельности.
В отличие от других видов трудовых коллективов научный коллектив обладает рядом специфических особенностей и функций, предопределяемых сущностью самой Н. и принципами организации исследователей в научные сообщества. Научный коллектив представляет собой относительно устойчивую функциональную социальную общность, создаваемую и функционирующую с целью производства нового научного знания и определения путей его практического применения, обладающую четко выраженной формальной и неформальной структурой (стратификацией), специфическими механизмами функционирования, саморазвития и саморегуляции.
В способах объединения людей в исследовательский коллектив взаимопереплетаются два детерминирующих фактора. С одной стороны, независимо от конкретных исследовательских целей и задач, содержание научного труда именно как творческой деятельности, направленной на производство нового научного знания и отыскание способов его практического применения, имеет всегда некие общие, инвариантные интеллектуальные и ценностные черты. С другой стороны, распределение исследовательской тематики, конкретных задач и видов деятельности между членами данного сообщества весьма изменчиво и зависит от множества конкретных условий. Взаимосвязь между отдельными видами деятельности и их конкретными носителями - исследователями - устанавливается главным образом на той основе, что участники исследования знают общую проблему, знакомы в общих чертах с исследовательской программой, состоянием соответствующих областей знаний и сознательно, творчески вносят свой индивидуальный вклад в коллективную деятельность. Следовательно, успех сотрудничества обеспечивается как деятельностью каждого члена научного коллектива, так и совместными усилиями всей данной исследовательской общности людей. Поэтому важное значение здесь приобретает не только кадровое, финансовое, материально обеспечение данного коллектива, уровень компетентности его руководителей и всех работников, но и социально-психологические факторы, - уровень сплоченности в коллективе, существующий в нем нравственно-психологический климат, наличие или отсутствие творческой атмосферы и т.п. В свою очередь, последние зависят от взаимных оценок членов группы, от взаимных ожиданий и претензий друг к другу, от статуса, от индивидуальных особенностей членов коллектива и способов их группирования в те или иные неформальные группы (по интересам, по степени самоутверждения в коллективе и т.д.).
Итак, основными линиями структуризации Н. в социологии признаются два основных вектора: а) разделение научной деятельности на более или менее автономно функционирующие научные дисциплины (дисциплинарный подход); б) разделение всей совокупности работающих в научной сфере людей на определенные, четко ограниченные друг от друга коллективы, организации (организационный подход). В свою очередь, для более четкого представления о том, какими специфическими видами научной деятельности занимаются различные исследовательские коллективы, осуществляется типологизация научных организаций.
Если исходить из основной социальной функции Н. - генерирование нового знания, то следует признать, что систематизирующей сущностью типологизации исследовательских коллективов должна стать специфика их деятельности. Именно при таком деятельностном подходе особенности содержания и характер творческой работы исследовательского коллектива, взаимосвязей его сотрудников, системосвязей с заказчиками и другими субъектами реализации полученных результатов и т.п. выступают как вторичные образования, детерминируемые целями, задачами и направленностью научной деятельности.
При таком подходе к организациям первого типа следует отнести те, которые ориентированы в основном на проведение фундаментальных исследований, характерных первопрохождению в неизвестную доселе область знаний. Именно прогресс в этой области изменяет установившиеся точки зрения и теоретические концепции, приводит к возникновению новых областей в Н. и технике, коренным изменениям в технологии, к созданию новых видов производств. Этот тип научных организаций составляют исследовательские учреждения, работающие в системе академической и частично вузовской Н. и занимающиеся преимущественно фундаментальными исследованиями, обеспечивающими постоянный приток новых научных идей, постановку новых проблем, поиск путей, средств и методов их разрешения. Второй тип научных организаций включает в себя сообщества, проводящие фундаментально-прикладные исследования, чаще всего совмещаемые с преподавательской деятельностью, которые функционируют в системе высшей школы. Их преимущества заключаются в том, что они гораздо быстрее первых могут реализовать новые научные идеи в практике преподавания и рекрутировать тем самым новых их приверженцев из числа наиболее одаренных студентов, привлекая последних к научной работе.
К третьему типу научных организаций относятся такие сообщества, которые осуществляют главным образом прикладные исследования в разработке их преимущественно (но не всегда) на отраслевой основе. Их преимущество состоит в том, что они теснее других связаны с потребителями новых технологий, технических систем и других нововведений, лучше ориентированы на запросы производства, быстрее могут реагировать на них, получая тем самым возможность оперативного и достаточно щедрого финансирования своих исследований и разработок. Если такие коллективы тесно связаны с академическими или (лучше) вузовскими научными центрами, то они, как показывает опыт, имеют возможность быстро реализовать фундаментальные научные идеи в прикладных разработках и осуществлять на этой основе создание новых, более продуктивных видов техники.
Наконец, к четвертому типу научной организации относятся группы и объединения (порой достаточно мощные) исследователей и разработчиков новой техники и технологии, работающие непосредственно в сфере материального производства. Такие научно-исследовательские и научно-инженерные центры имеют то преимущество, что получая возможность использовать новые идеи и разработки, поступающие по разным каналам от коллективов первых трех типов, эффективно реализовать, а при необходимости скорректировать их непосредственно в условиях производственной деятельности, резко сократив тем самым обычно довольно длинный в нашей стране путь от новой научной идеи до ее практической производственной реализации.
Как видим, каждый из типов научного сообщества обладает специфическими, свойственными только ему преимуществами (разумеется, и недостатками тоже). Поэтому важнейшая задача рациональной научно-технической политики заключается в том, чтобы с учетом тех преимуществ, которыми располагает каждый тип научно-исследовательского центра, скоординировать и интегрировать их деятельность таким образом, чтобы сильные стороны одних помогали устранять недостатки и слабые места в деятельности других.
Наряду с целями, ради достижения которых создается и функционирует Н., важнейшей ее характеристикой является кадровый потенциал, без которого она существовать не может. Ни одна из целей научной организации не может быть достигнута без активного участия людей, профессионально занимающихся научной деятельностью, равно как не может быть она реализована в условиях, когда человек действует в одиночку.
Естественно поэтому, что могущество и перспективы развития того или иного государства в современных условиях в решающей степени определяются его научным потенциалом. Этот потенциал представляет собой сложноструктурированное целостное образование, состоящее из взаимодействующих компонентов, среди которых важнейшее значение имеют следующие. Во-первых, обеспеченность научными кадрами - их численность, квалификация, горизонтальная и вертикальная мобильность, возрастная структура, ресурсы. Во-вторых, финансовая и материально-техническая обеспеченность Н. - удельный вес финансирования исследований и разработок в общем объеме национального дохода, соотношение финансирования фундаментальных и прикладных исследований, инженерно-конструкторских разработок, количество и инструментальная оснащенность исследовательских институтов и лабораторий, производство научных приборов, измерительной аппаратуры и специального оборудования. В-третьих, научно-информационная обеспеченность - наличие задела оригинальных научных идей, конкурентоспособных на мировом рынке знаний, информированность о мировом научном опыте, сеть и эффективность работы информационных центров, объем, уровень и количество национальных научных публикаций, открытий, изобретений, патентов, лицензий и т.п. В-четвертых, экономическая эффективность Н. - экономический механизм ее связи с производством, с потребностями и интересами потребителей, с рыночными механизмами регулирования спроса и предложения, в том числе на рынке научных идей, знаний, проектов и т.п., экономическая отдача на каждую единицу финансовых затрат на исследования. В-пятых, уровень организации и управления Н. - умение использовать творческий потенциал ученых и их общностей (институтов, лабораторий, "невидимых колледжей" и т.п.), рациональная организация усилий научных коллективов на решении наиболее актуальных и перспективных проблем, повышение эффективности исследований, ускорение реализации их результатов в производстве, образовании, здравоохранении и других сферах общественной жизни.
В условиях всеохватывающего кризиса, потрясшего все постсоветские страны, возникшие на развалинах СССР, почти все компоненты научного потенциала подверглись разрушительной деформации. В Беларуси, в частности, после развала СССР доля расходной части бюджета, выделяемого на развитие Н., снизилась с 7% до 1,2%. Одновременно происходило резкое сокращение численности научных кадров. Если в 1990 научно-технической деятельностью в Беларуси занимались 107,2 тыс. человек, то в 1997 их численность снизилась до 38,2 тыс. человек, т.е. в 2,7 раза, количество работающих в институтах Национальной Академии наук Беларуси за тот же периода сократилось с 17,5 до 5 тыс. человек, т.е. уменьшилось более, чем втрое.
В последние 1,5-2 года в сфере научной деятельности наметились тенденции к стабилизации. Но чтобы эти тенденции стали необратимыми, необходимо предотвратить дальнейшее разрушение научного потенциала, повысить социальный статус исследователя и уровень его материально-финансового обеспечения, а посредством этого и эффективность научных исследований как важнейшего фактора социально-экономического и духовного развития общества.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия