СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Социология образования
отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействия с обществом, его основными сферами -производством, социально-классовой структурой, властью, политикой, идеологией, моралью.
Источник: Краткий словарь по социологии
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
англ. sociology of education; нем. Bildungssoziologie. Отрасль социологии, изучающая образование как соц. институт, его функции в обществе и взаимосвязь с др. соц. институтами; соц. политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации. См. ОБРАЗОВАНИЕ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социология образования
дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалисткой традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования.
Социология образования
Соціологія освіти. Sociology of education. Отраслевая социология, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, производством, социальной структурой, воспроизводством культуры, идеологией, политикой, моралью и т. д. Социология образования интересуется степенью эффективности различных методов и стилей преподавания в школах различных уровней, эффективностью способов контроля знаний, направлениями и формами самообразования, динамикой ценностных ориентаций учителей (преподавателей) и учащихся (студентов) и т. д., уровнем образования различных категорий населения. На Западе широко исследуется образование в роли фактора “выравнивания шансов” и канала социальной мобильности. См. также Образования уровень и Скрытая учебная программа.
Социология образования
отрасль социологии, исследующая образование как социальный институт и социальный феномен, его функционирование в обществе и взаимосвязи со всеми общественными структурными элементами. Социология образования начинает формироваться на рубеже XIX–ХХ вв. под влиянием работ Э. Дюркгейма. Вопросы социальной сущности образования в своих работах исследовали М. Вебер, К. Мангейм, М. Шелер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Стремительное развитие социологии образования начинается во второй половине ХХ века, когда в западной социологии формируются основные подходы и парадигмы исследования социального института образования. В современной отечественной социологии образования широкое распространение получили институциональный, системный, социокультурный, социокоммуниактивный, организационный подходы к анализу социального института образования.
Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIOLOGY OF EDUCATION) Британская социология образования в 1950-е и 1960-е гг. была сосредоточена, главным образом, на влиянии образования на социальную мобильность и жизненные шансы индивидов, социально-классовых различиях в образовательных достижениях и их объяснении. С тех пор данная дисциплина развивалась в нескольких направлениях. (1) Школьная этнография занималась описанием школьных социальных систем, обращая внимание на значение взаимодействия между преподавателем и учащимся для образовательных достижений последнего. (2) Отражая существующий в рамках социологии в целом интерес к концепциям идеологии, исследователи в области социологии образования рассматривали школы в качестве агентов культурного воспроизводства, обеспечивающих усвоение учащимися скрытой учебной программы. (3) Феминистские социологи изучают роль школы в укреплении у детей гендерных стереотипов. (4) Посредством эмпирических исследований методов преподавания предпринимаются попытки определить эффективность различных стилей преподавания. См. также: Бернстайн; Интеллект; Класс; Классной комнаты взаимодействие; Культурная депривация; Культурный капитал; Ограниченный код; Педагогические практики; Природа и воспитание; Спонсируемая мобильность; Школьное знание.
Источник: Социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
отрасль современного социологического знания, исследующая взаимозависимость и взаимодействие общественных групп по поводу получения качественного образования, а также его социальную роль в обществе. В связи с резким повышением роли науки, знания в общественной жизни в условиях перехода к постиндустриальному типу развития, формированием образовательного общества и распространением непрерывного образования эта отрасль социологии во второй половине XX в. приобрела особое значение. В постиндустриальном обществе образование, знание, информация все сильнее воздействуют на социальную дифференциацию, социальную структуру, характер взаимодействия общественных институтов. Кардинально изменяются свобода и ответственность человека, его субъектная роль в жизни общества, расширяется спектр возможностей личного выбора стратегий жизни на основе фундаментализации и гуманизации образования. Очевидно и то, что образование продолжает готовить кадры для индустриального и аграрного секторов хозяйства, воспроизводить традиционные социально-профессиональные группы. Это также остается в сфере внимания социологии образования. См. труды Ю.Е. Волкова, А.Н. Волкова, А.В. Осипова, В.Я. Нечаева, Ф.Р. Филиппова, Н.А. Матвеевой, Л.Я. Рубиной, С.И. Григорьева, В.Г. Немировско-го, О.Н. Никитиной. Н.А. Матвеева
Источник: Словарь виталистской социологии
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Предметом данной теории является социальный институт образования, взаимодействие подсистем этого института, а также взаимодействие образования и др. подсистем общества. Объектом С.о. является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования; та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Как частная социологическая теория С.о. сформировалась на рубеже XIX-XX вв. Уже в работах Э. Цюркгейма, Д. Дьюи и др. социологов было обращено внимание на необходимость социального анализа тех проблем, к-рые затрагивали роль, назначение и функции образования. Среди отечественных исследователей следует особо отметить Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина, Н.А. Айтова, М.Х. Титму, В.Т. Лисовского, З.И. Файнбурга, Г.И. Герасимова и др. Отечественная С.о. на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала общества и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молодежи.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный ин-т, ее взаимодействие с об-вом (производством, социально-классовой структурой, идеологией, политикой, моралью и т. д.). Возникла в начале 20 в. гл. обр. в связи с концепциями социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как обществ, процесса (Уорд, Дюркгейм, Дж. Дьюи и др.). Не имея собственных методов исследования, О. с. применяет ту или иную общую теорию и методику к познанию изучаемой сферы обществ, жизни. Интерес к О. с. в индустриально развитых капиталистических странах резко возрос в 60—70-е гг. в связи с отставанием сложившихся систем образования от новых требований НТР и на фоне массовых выступлений студентов и трудящихся за демократизацию высшей и средней школы. Ситуация, обозначенная Ф. Кумбсом как «кризис образования», вызвала к жизни многочисленные исследования доступности различ. ступеней образования, образа жизни учащейся молодежи, ее взаимоотношений с педагогическим персоналом, положения в системе обществ, отношений, интересов и ожиданий. Началось широкое изучение роли образования как фактора «выравнивания шансов» и канала мобильности социальной (Будон), с позиций структурно-функциональной теории анализировалась роль школьного класса как социальной системы (Парсонс).
В 80-е гг. возросло внимание к социальным проблемам непрерывного образования, эффективности различ. форм переподготовки и повышения квалификации работников, положению выпускников учебных заведений различ. типов на рынке труда. Изучается также взаимодействие университетов с их социокультурной средой (Турен), пределы влияния об-ва на систему образования и значение ее автономии, позволяющей нейтрализовать последствия изменений экономической конъюнктуры, смены политических режимов, идеологические факторы (О. Альборнос). Выдвигается предложение о выделении из О. с. «социологии образовательных систем» как самостоятельной научной дисциплины (М. Арчер), об исследовании особенностей возникновения, развития и функционирования этих систем в условиях различ. об-в. Исследования во Франции (Р. Будон, Бурдьё, Л. Танги, Я. Маркевич-Ланьо и др.), США (К. Дженкс, У. Сьюэлл и др.), Нидерландах (Й. Дронкерс) выявили социально-селективную роль средней и высшей школы, классовое и расовое неравноправие учащихся в капиталистическом об-ве, дали толчок к разработке и осуществлению нек-рых компенсирующих программ, «либерализации» систем образования.
Неоконсервативное направление в О. с. отстаивает селективную, элитарную модель образования, выступая против его демократизации, осуждая массовые выступления учащихся. О. с. активно разрабатывается в освободившихся и развивающихся странах, прежде всего в Индии (С. Шукла, С. Читнис, К. Ахмад и др.), ряде стран Латинской Америки. Изучается роль образования в преодолении последствий колониализма, феодально-кастовых пережитков, экономической и культурной отсталости. С 1970 г. в Международной социол. ассоциации действует исследовательский комитет «Социология образования».
В 80-е гг. возросло внимание к социальным проблемам непрерывного образования, эффективности различ. форм переподготовки и повышения квалификации работников, положению выпускников учебных заведений различ. типов на рынке труда. Изучается также взаимодействие университетов с их социокультурной средой (Турен), пределы влияния об-ва на систему образования и значение ее автономии, позволяющей нейтрализовать последствия изменений экономической конъюнктуры, смены политических режимов, идеологические факторы (О. Альборнос). Выдвигается предложение о выделении из О. с. «социологии образовательных систем» как самостоятельной научной дисциплины (М. Арчер), об исследовании особенностей возникновения, развития и функционирования этих систем в условиях различ. об-в. Исследования во Франции (Р. Будон, Бурдьё, Л. Танги, Я. Маркевич-Ланьо и др.), США (К. Дженкс, У. Сьюэлл и др.), Нидерландах (Й. Дронкерс) выявили социально-селективную роль средней и высшей школы, классовое и расовое неравноправие учащихся в капиталистическом об-ве, дали толчок к разработке и осуществлению нек-рых компенсирующих программ, «либерализации» систем образования.
Неоконсервативное направление в О. с. отстаивает селективную, элитарную модель образования, выступая против его демократизации, осуждая массовые выступления учащихся. О. с. активно разрабатывается в освободившихся и развивающихся странах, прежде всего в Индии (С. Шукла, С. Читнис, К. Ахмад и др.), ряде стран Латинской Америки. Изучается роль образования в преодолении последствий колониализма, феодально-кастовых пережитков, экономической и культурной отсталости. С 1970 г. в Международной социол. ассоциации действует исследовательский комитет «Социология образования».
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
sociology of education) - применение социологических теорий, подходов и методов исследования к анализу процесса образования. По сравнению с предшествовавшими обществами, в индустриальных образование обеспечивается специализированными заведениями, деятельность которых и является главным объектом изучения. Хотя социология образования как отдельный раздел появилась недавно, ее корни находятся в основном в функционализме Дюркгейма. Процесс образования следует понимать с точки зрения его вклада в содействие и сохранение социального порядка (Дюркгейм, 1922), нужно видеть в образовании средство решения проблем и стирания социальных антагонизмов (Маннгейм). До 1950-х гг. эта дисциплина оставалась под сильным влиянием этих подходов, хотя ее развитие было во многом обязано роли социологии в подготовке преподавателей, особенно в США, а также традиции "политической арифметики" в Великобритании. Последняя привела к ряду обзоров и статистических исследований, изучающих социальное влияние на получение образования, профессии и на социальную мобильность (в частности, Флауд, Галси и Мартин, 1957). Хотя такие исследования показали постоянство классового и тендерного неравенства, появились предположения о том, что образование могло бы стать средством социального преобразования в долгосрочном плане. В Великобритании введение всестороннего образования, компенсационного образования и расширение высшего образования в 1950-х гг. и позже были задуманы для дости жения данной цели и создания не только более равного общества, но также устранения ненужных потерь талантов нации. В течение 60-х гг. падение функционалистской гегемонии в социологии и растущий пессимизм относительно политики реформ в образовании, особенно в США, привели к появлению совершенно иных направлений. Источники неравенства, находящиеся вне школы, стали рассматриваться как трудноизлечимые; были подняты фундаментальные вопросы о традиционной социологии образования, о предполагаемых связях между обучением и социальной реформой. Один из аспектов был направлен на методы преподавания — интеракция в классе, организация учебного плана — вытекавшие из стандартных интеракционистских подходов, другой — более радикальный (например, работа Янга по учебным планам, а также Боулза и Джинтиса "Обучение в капиталистической амери-ке", 1976), подчеркивал роль школ в качестве агентств, воспроизводящих социальные отношения капиталистического производства. Последний отчасти вдохновлялся марксизмом, восходя к концепциям Грамши и Алыпюссера. Некоторые социологи сочетали идеи Маркса, Дюркгейма и Вебера, стремясь достичь такого же результата (пример — аргументы Бурдье о зависимости образования от культурного капитала). Было бы ошибочно воображать, что последовавшие подходы полностью заменили предшествовавшие. Не следует также считать тщетными попытки расширения возможностей образования. Так, в Великобритании процент мужчин и женщин, поступающих в высшую школу, ныне приближается к паритету, а общая доля школьников, включающихся в процесс высшего образования, существенно увеличилась начиная с 1950-х гг. Также значительно выросло число участников из семей рабочего класса. С другой стороны, классовые различия все еще остаются разительными и роль систем образования в сохранении классового общества столь же очевидна. См. также Бернштейн; Скрытая программа; Интеллект; Меритократия; Ответная и спонсированная мобильность.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
социологич. дисциплина, предмет к-рой - система образования как соц. ин-т и ее взаимодействие с об-вом. Основные проблемы C.o.: обществ. условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, производ-ственно-технич. и соц. требования к образованию, обусловленные научно-технич. прогрессом, соц. равенство и неравенство в сфере образования, учебное заведение как соц. система, взаимодействие системы образования с политич. ин-тами, соц. структурой об-ва, нац. отношениями, духовным миром людей, роль системы образования и ее подсистем в социализации индивида. Начало создания Со. как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. В дальнейшем Со. и основные ее проблемы разрабатывались в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдье (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США), Дж. Флауд (Англия) и др. Значительного развития С.о. достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, 3. Квециньский, М. Козакевич, Б. Суходольский, Я. Щепань-скии и др.). В СССР С.о. активно разрабатывается с конца 50-х гг. (Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич Л. Я. Рубина, М. X. Титма, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин, Е. А. Якуба и др.). Наиболее интенсивно изучались проблемы современной "революции в образовании", роль системы образования как фактора изменения соц. структуры об-ва и канала соц. мобильности, жизненные планы учащейся молодежи, соц. облик и образ жизни педагогических кадров. Начато систематич. изучение обществ. мнения о системе образования. Отечественная С.о. исходит из того, что для установления правильной системы образования, с одной стороны, требуется изменение соц. условий, а с другой - для того, чтобы изменить соц. условия, нужна соответствующая система образования. Неверно, однако, понимать эту формулу упрощенно - как автоматическое изменение системы образования и ее соц. функций вслед за изменением обществ. условий. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критич. моменты обществ. переворотов: необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и обществ. условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям об-ва. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и об-вом, а также внутри самой системы образования, к-рые исследуют С.о. С.о. на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала об-ва и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технич. прогресса, наконец, между потребностями об-ва и жизненными планами учащейся молодежи. При участии социологов разработана концепция перестройки системы образования в России, намечены пути ее реализации, преодоления сложившегося отчуждения школы от об-ва. Однако выводы С.о. приходят в столкновение как с консер-вативно-догматич. взглядами, так и с авантюристич. предложениями разрушить существующую систему образования, заменив ее принципиально новой. Отвергая эти крайности, С.о. предлагает пути радикального реформирования действующей системы образования с сохранением всего обществ. ценного, созданного за предшествующие годы. Лит.: Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970; Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой , определяет социальное положение и общественную роль учителя (преподавателя) в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Формирование С.О. как самостоятельной дисциплины начинается с трудов Э. Дюркгейма , который подчеркивал, что основная функция О. - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в становление С.О. внесли К. Маркс , Дж. Дьюи, Т. Парсонс , Р. Коллинз, П. Бурдье , А. Турэн и другие выдающиеся социологи 19-20 вв. К. Маркс, в частности, раскрыл связь содержания и функций О. с классовой структурой общества. Р. Коллинз показал, каким образом различные статусные группы влияют на развитие О., на формирование его различных стандартов. Т. Парсонс с позиций структурно-функциональной теории проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы. А. Турэн проследил взаимодействие системы О., особенно университетов, с ее социокультурной средой. Российские социологи М.Н. Руткевич , Л.Н. Коган , Ф.Р. Филиппов , В.Н. Шубкин и др. исследовали роль системы О. как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности . Белорусские социологи Н.И. Латыш, А.И. Левко , В.А. Клименко выяснили особенности организации национальной системы О. и роль последнего в трансформирующемся обществе.
На современном уровне своего развития социология исследует О. в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:
1) как процесс формирования у индивидов, включенных в то или иное звено О. (учащихся, студентов), системы знаний о мире, в котором они живут и действуют;
2) как процесс цивилизационно-культурных изменений общественного сознания;
3) как мощный фактор социализации личности , ее воспитания;
4) как своеобразная феноменология личностного сознания, его развития и практической реализации.
Показывая неразрывную связь О. с динамикой социально-экономических, социокультурных и политических изменений в обществе, социология исходит из того, что даже в самых кризисных моментах общественного развития система О. обладает относительной устойчивостью и стабильностью. Это обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, социальных общностей и индивидов, хотя сам процесс такого воспроизводства может переживать весьма существенные трансформации.
Разумеется, относительная устойчивость системы О. ни в коем случае не исключает динамических изменений в ее функционировании, а, напротив, предполагает их. Хорошо известно, например, что в античной Греции в системе О. основное внимание уделялось изучению изящных искусств, а в Древнем Риме акцент делался на подготовке государственных деятелей и военачальников. В средневековой Европе в центре внимания всей образовательной деятельности находилось усвоение христианского вероучения, а эпоха Возрождения сконцентрировала интерес на изучении литературы и искусства. Начиная со второй половины 20 в. на гребне выдающихся достижений, связанных с развертыванием научно-технической революции основной упор делался на изучение естественно-научных дисциплин, прежде всего математики, физики, радиоэлектроники и т.п. А после развала Советского Союза на огромном постсоветском пространстве, в том числе в Беларуси, стали стремительно возрастать контингенты студентов, изучающих психологию, право и экономику. Все эти перемены в содержании О. непосредственно связаны с происходившими в тот или иной период социально-экономическими изменениями, с господствующими в определенную эпоху системами ценностей и ценностных ориентаций, наборов наиболее престижных социальных статусов и социальных ролей .
В современном обществе, совершающем переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному, информационному, социальная значимость и роль О. резко возрастает, а набор его функций существенно увеличивается. О. становится не только процессом и результатом приобретения знаний, умений и навыков в учебных заведениях или путем самообразования, но и процессом разностороннего развития человека, осознания им самого себя в окружающем мире. По утверждению выдающегося немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, настоящее О. предназначено создавать, удерживать и возобновлять все богатство культурно-исторических и духовных ценностей, охватывать духовность человека в целом, открывать его сущность и достоинство, сохранять истину и тайну бытия.
Поэтому в своем широком социальном контексте О. предстает как культурное пространство, которое охватывает своими рамками не только отдельных индивидов, но и семью, группы сверстников, разнообразные учебно-воспитательные и внешкольные учреждения и организации, социально-педагогическую структуру (издание учебной литературы, специализированных журналов, проведение педагогических чтений, конференций, симпозиумов и т.п.), образовательные процессы в системе производства и в общественно-культурной жизни (деятельность различных курсов подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, лекториев и т.д.), разнообразные формы самообразования и др. Одним словом, О. как социальный институт охватывает собой все звенья и уровни многогранной социальной системы, в которой формируется, возобновляется и совершенствуется интеллектуально-творческий и профессионально-квалификационный потенциал народа.
Для социологического исследования образовательной деятельности существенное значение имеет выделение основных структурных компонентов системы О. Обычно в О. как процессе усвоения и передачи знаний, умений и навыков выделяют два взаимосвязанных структурных компонента. Первый из них, исходный, базисный составляет процесс обучения, в результате которого учащиеся овладевают не только знаниями, но и элементами культуры. По словам Т. Парсонса "обучение в широком смысле означает включение стандартных элементов культуры в систему действий отдельного индивида". С точки зрения теория действия, подчеркивает он, важно выделить, каким образом вполне устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как личности, так и социальной системы, чтобы обеспечить полное соответствие между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы. Вот здесь-то и раскрывается более широкий в социальном смысле подход социологии к анализу процесса обучения по сравнению с педагогикой . Педагогика рассматривает этот процесс преимущественно как усвоение учащимися под руководством учителя определенных знаний, умений и навыков. Социология же выясняет, каким образом в процессе обучения определенные наборы знаний, культурных стандартов, умений и навыков их реального применения в различных жизненных ситуациях превращаются в ценностные ориентации и поступки индивидов, как все это обусловлено не только стандартами О. и культуры, но и мотивацией поведения отдельных личностей, особенностями их включения в определенную социальную систему.
Вторым важнейшим компонентом системы О. являются процесс воспитания, который может быть изолирован от процесса обучения только в целях более углубленного его изучения. Воспитание представляет собой процессе целенаправленного воздействия на развитие личности в целях усвоения ею ценностей культуры и знаний, социального опыта, стандартов поведения, необходимых для подготовки индивида к активной трудовой, общественной и культурной деятельности. Воспитание является одним из необходимых условий продолжения, возобновления и развития общественного производства, всех сфер существования человека и функционирует, по словам К. Маркса, в качестве сферы практических социальных отношений. Оно всегда неразрывно связано со специфическими особенностями каждой конкретно-исторической ступени развития общества, с господствующей в нем системой ценностей, стандартами культуры, морали, повседневного поведения людей. Поэтому по своему конкретному содержанию, целям и задачам, организации и методам воспитание изменяется в зависимости от изменения социально-экономической, политической и духовной ситуации, в которой оказываются общество, входящие в его состав социальные общности и группы.
В структуре О. обычно выделяют также общее, профессиональное, высшее О., техническое и гуманитарное О., самообразование. В зависимости от объема и сроков обучения различают общее О. с тремя его уровнями - начальным, базовым и средним; профессиональное О. - допрофессиональную (профессиональная ориентация, отбор) и среднюю профессиональную подготовку (профтехучилище); высшее О. - подготовку специалистов высшей квалификации для разных отраслей науки, техники, культуры, здравоохранения и др.; О. взрослых - самообразование. В зависимости от формы обучения О. подразделяется на дневное (стационарное), вечернее и заочное. В зависимости от отношения к церкви оно может быть светским (независимым от влияния церкви) или конфессиональным (под контролем церкви).
Развертывание научно-технической революции предопределило в середине 1950-х формирование системы непрерывного О. Основными условиями его становления являются: широкое распространение научных и культурных знаний; необходимость подготовки не только молодежи, но и взрослого населения к изменяющимся условиям социально-экономического и социокультурного развития; желательность получения дополнительного общего О. для расширяющихся контингентов граждан; необходимость профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров на всех ступенях системы О. Под системой непрерывного О. понимается не только постоянный процесс общей и профессиональной подготовки индивида в течение всей его жизни. В этом виде О. основная подготовка дополняется переподготовкой и повышением квалификации, соединением общего и профессионального обучения, дополняемого освоением основ определенного вида производства.
В общем механизме развития общества О. как более или менее самостоятельная система тесно взаимодействует со всеми остальными социальными системами, но наиболее плотно - с производством, наукой и культурой. Это усиливающееся взаимодействие обусловлено тремя главными задачами О.: 1) помочь подрастающему поколению лучше понять тот мир, в котором оно живет и будет жить и трудиться; 2) создать благоприятные условия и возможности, чтобы учащиеся овладели ценностями доминирующей в обществе культуры, нравственными, правовыми и иными нормами, стандартами поведения; 3) подготовить учащихся к активному участию в производственно-трудовой и иных сферах общественной жизни.
Для социологии весьма существенное значение имеет выяснение особенностей взаимодействия О. с социальной структурой общества. Это обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, социальная структура общества, воплощающая в себе сложившиеся общественные отношения, в огромной мере влияет на содержание О., на его уровни и темпы развития. С другой стороны, развитие О., особенно специального и профессионального, оказывает решающее воздействие на динамику социальной структуры, изменение в нем положения и роли рабочих, интеллигенции и других социально-профессиональных групп, на развитие социальной мобильности , переливы индивидов и групп из одних социальных статусов в другие.
Изучая систему О. в ее развитии и функционировании, социология придает первостепенное значение вычленению основных социальных функций образовательной деятельности, выяснению их содержания, особенностей и форм проявления.
Одна из основных социальных функций системы О. заключается в передаче подрастающему поколению накопленных знаний. Эта функция осуществляется через деятельность семьи, дошкольных детских учреждений, школы, других типов учебных заведений.
Вторая важная функция системы О. состоит в том, что она обеспечивает преемственность социального опыта. Передаваемые от поколения к поколению знания, умения и навыки, предстают перед современниками как предметно воплощенные человеческие усилия, нормы, эстетические вкусы, нравственные ценности, приемы мастерства, транслятором которых выступает обучение и воспитание. Закрепленный в знаниях, умениях и навыках, человеческий опыт, осуществляясь в конкретных действиях, остается в настоящем, но одновременно актуализирует в себе прошлое и содействует формированию будущего.
Третьей важной функцией О. является усвоение ценностей господствующей культуры. Т. Парсонс отмечает, что несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и к созданию культурных элементов, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Дело в том, что главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей, в силу чего они и становятся доминирующей культурой данного общества. Поэтому каждый отдельный индивид, какими бы большими творческими способностями он ни располагал, только научается благодаря действию различных звеньев системы О. доминирующим в обществе образцам культуры, являющимся по существу "высокоустойчивыми структурными органами", органично связанными с "познавательными элементами действия" в сфере О.
Отсюда становится ясным, что четвертая функция О. проявляется в раскрытии и развитии способностей личности. Способности, являющиеся индивидуально-психологическими особенностями личности и составляющие предпосылки успешного выполнения ею того или иного вида деятельности, выявляются и развиваются в процессе обучения и воспитания, в чем решающую роль играют различные звенья системы О.
Пятая функция О. раскрывается в процессе социализации личности, в накоплении и развитии ее духовного, интеллектуального и социального потенциала. Социализирующая функция О. воплощается в том, что вхождение формирующейся личности в мир социума в качестве активного и деятельного члена сообщества (общности) происходит через внедрение в структуру сознания и деятельности индивида распространяемых и усваиваемых в процессе обучения и воспитания знаний, умений, навыков, ценностей культуры и соответствующих им стандартов поведения. Социализирующая роль О. проявляется и в том, что те или иные его виды и ступени становятся особенно престижными на определенных этапах развития общества, побуждая детей и их родителей выбирать определенный жизненный путь формирующейся личности, связанный с приобретением профессии офицера, адвоката, менеджера и т.п.
Здесь мы подходим к вычленению шестой важной функции О. - содействовать продвижению индивидов с определенным уровнем образованности к более высокому социальному статусу и оказывать тем самым существенное влияние на социальную мобильность в обществе. Если в средневековой Европе знаковыми носителями высокого социального статуса считались родство, богатство, рыцарские "доблести" (физическая сила, храбрость, изысканность одежды и украшений и т.п.), то в эпоху развития индустриального, капиталистического общества при сохранении высокой значимости богатства важные статусные характеристики человеку начинают придавать хорошее О. и воспитание, обучение в престижном учебном заведении, складная речь, владение иностранными языками, предприимчивость. По мере продвижения к обществу постиндустриального типа социальная значимость высокой образованности как знакового маркера (определителя) высокого социального статуса личности возрастает. А это оказывает существенное влияние на социальную мобильность в обществе, в котором высоко ценится О., полученное в престижном университете: Кембриджском или Оксфордском (Англия), Сорбоннском (Франция), Гарвардском (США). Разумеется, сама по себе учеба в престижном университете еще не свидетельствует об уровне способностей и возможностей того или иного индивида, но в современном обществе, где одним из признаков принадлежности к высшему социальному слою становится так называемое "престижное потребление", сфера такого потребления распространяется и на определенные типы учебных заведений, специальностей и профессий, овладение которыми осуществляется через систему О.
Исходя из изложенного выше, мы сможем выделить еще одну важную социальную функцию О. Она заключается в том, что функционирование образовательной системы представляет собой специфическое капиталовложение в будущее. Определенный уровень О. не является неким предметом или вещью, которую овладевший этим уровнем человек может употреблять немедленно вместе с получением диплома. Скорее такой уровень представляет данному индивиду возможности, которые позволяют ему затраченные в годы учебы усилия реализовать в успешной деятельности - по избранной профессии в будущем. Общество же в целом заинтересовано дать подрастающему поколению необходимый для его успешной и самостоятельной деятельности в будущем образовательно-интеллектуальный потенциал. Именно поэтому оно время от времени осуществляет реформирование системы О. в целом или его отдельных звеньев в связи с изменившимися социально-экономическими, социокультурными условиями.
Содержание, структура и функции О. не остаются неизменными, а видоизменяются в связи с теми изменениями, которые происходят в развитии науки, техники, культуры, материального производства, в социальной структуре общества в свойственной ему системе ценностей. Динамика этого процесса такова, что коренные сдвиги в науке, технике и производстве не только опережают изменения в содержании О., но и протекают гораздо более быстрыми темпами. Иными словами, образуются своеобразные "ножницы" между стремительно уходящей вперед наукой, следующими за ней техникой и производством, с одной стороны, и отстающим от них О. Чтобы О. оставалось на уровне требований, диктуемых определенным уровнем развития общества, размах этих "ножниц" должен быть сведен к возможному минимуму, в чем решающую роль играет изменение содержания О., приведение его в соответствие с достигнутым уровнем науки, техники, производства, культуры и перспективами их дальнейшего развития. Для решения этой сложной задачи осуществляется реформирование системы О.
Опыт реформирования системы О. в различных странах насчитывает более четверти века. Одной из самых нашумевших концепций такого реформирования явилась изданная в США в 1971 книга И. Иллича "Общество без школы". В этой книге утверждалось, что современная школа напоминает казарму, которая стрижет всех под одну гребенку, не развивает познавательные способности учащихся и умение самостоятельно мыслить, а приучает к стандартным ответам на стандартные, далекие от реальной жизни вопросы. Чтобы избавиться от этих недугов, считал И. Иллич, необходимо сегодняшнюю школу - казарму заменить такими учебными заведениями, в которых бы создавалась "праздничная атмосфера", связанная с тем, что детей обучают любимому делу, а не навязывают им идеи и стандарты, которые их не вдохновляют. Это должны быть частные школы, обладающие широкой автономией в определении своих программ, где учащихся обучают грамоте или определенным профессиональным навыкам, а при поступлении на работу у юноши или девушки работодатели не должны интересоваться, какую школу он закончил, какие оценки получал, а ограничиваться лишь подлинной компетенцией данного человека. Однако реформирование системы О. в развитых странах (США, Японии, Германии и др.) пошло по другому пути, не столь радикальному. Этому в сильной степени содействовал и опыт в развитии О., накопленный в Советском Союзе, который был широко использован в этих странах после ошеломившего весь мир, особенно США, запуска первого космического спутника Земли в 1957. Использование этого опыта и его развитие привели к тому, что, во-первых, резко возросли расходы на О. (в США, например, с 4 до 10 процентов валового национального дохода), во-вторых, было осуществлено совершенствование содержания О., насыщение его элементами, отражающими современные достижения науки, техники и производства (математизация, компьютеризация и др.); в-третьих, значительно расширены масштабы среднего и высшего О.; в-четвертых, увеличены сроки обучения в средней школе до 12 лет.
Сложные процессы реформирования системы О. протекают в обществе, переживающем глубинные социально-экономические и политические трансформации, в том числе и в Беларуси. Решающее воздействие на эти процессы оказывают два важнейших фактора. Первый из них - становление государственной независимости Беларуси, обусловившее необходимость организации собственной национальной системы О., которая становится основной сферой формирования интеллектуально-духовного потенциала белорусского народа, основой социального, экономического и культурного прогресса в обществе. Второй фактор коренных сдвигов в О. - развитие рыночных отношений, предъявляющих качественно новые требования к уровню обучения и воспитания молодежи, к квалификации специалистов, подготавливаемых различными звеньями системы О.
Взаимодействие этих двух факторов вызывает существенное изменение как в содержании, так и в структуре О. Изменения в содержании обучения воплощаются прежде всего в развертывании двух разнонаправленных тенденций. Одна из них заключается в математизации и компьютеризации различных звеньев и уровней системы О.: испытанные многовековым опытом традиционные средства обучения школьников и студентов - устное и печатное слово преподавателя, профессора - все более широко и активно дополняются компьютерными классами, телевизионными лабораториями, лингофонными кабинетами, видеотеками и другими новейшими учебными средствами. Одновременно набирает темпы и увеличивает свои масштабы другая тенденция - гуманитаризация всех звеньев и уровней системы О. Она осуществляется не только через расширение сетки часов обязательного преподавания в школах, техникумах, вузах дисциплин гуманитарно-социологического цикла, но и создание в учебных заведениях гуманистически ориентированной среды, содействующей включению формирующейся личности в этнонациональные и мировые культурно-познавательные и цивилизационные изменения, посредством которых конституируется мир жизненных и культурных ценностей в контексте межпоколенной трансляции культуры посредством различных уровней О. Целью гуманитаризации О. становится формирование у обучающихся новых, подлинно гуманных ценностных ориентаций, позволяющих человеку ощущать себя социально и духовно свободной личностью, имеющей право выбора идеалов, мировоззрения, убеждений, политических позиций, всего уклада жизни, реализовать свои способности в сфере научного, технического и художественного творчества, понимания и правильной оценки прекрасного в жизни и искусстве.
Одновременно с изменением содержания О. в трансформирующемся обществе изменяется и структура системы О. С начала 1990-х возникают и развиваются новые структурные элементы системы О.: гимназии, лицеи, специализированные школы. Происходят структурные изменения и в структуре высшей школы: расширяется сеть учебно-производственных комплексов, учебно-научно-производственных комбинатов, соединяющих обучение с наукой и производством. Ряд высших учебных заведений реорганизуются в отраслевые университеты и академии (например, аграрно-технологический университет, академия музыки, политехническая академия). Возникают негосударственные высшие учебные заведения.
Вместе с тем функционирование системы О. в обществе, переживающем глубокий социально-экономический кризис, сталкивается с серьезными трудностями. Все звенья и уровни системы О. испытывают недостаток финансовых средств, новых современных учебников, учебного оборудования. Существует рассогласование между реальной моделью О. и общественной потребностью в количестве выпускаемых специалистов, наборе предлагаемых специальностей, качестве подготовки. Это можно считать следствием того, что административные методы менее эффективно регулируют отношение между социальным запросом и "педагогическим предложением", чем рыночные механизмы. Недостаточное финансирование высшей и средней школы ограничивает возможности информационного обмена в плане ознакомительных поездок, стажировок, закупки литературы, оборудования и т.п. Возникает эффект оторванности, изоляции преподавательского корпуса от передового образовательного опыта других стран. Девальвируется социальный престиж образованности и интеллектуальной деятельности учителей и научно-педагогического персонала.
Реальные пути и перспективы преодоления кризисных явлений в системе О. предусматриваются комплексной программой развития О. и воспитания в Беларуси на период до 2000 и на более отдаленную перспективу.
В современных условиях дальнейшая гуманизация О. становится ведущей тенденцией, в значительной мере влияющей на цели, формы и методы современного обучения. В условиях быстрой смены технико-технологических циклов основной формой станет дистантное (продолженное) обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни человека. Раннее выявление и развитие профессиональных способностей и внедрение комплексной системы обучения позволит оптимизировать адаптацию школьника в вузе и выпускника вуза на производстве. Все эти реформационные нововведения позволят существенно повысить эффективность деятельности образовательной системы, ее роль как специфического социального института в экономическом, политическом и духовном развитии современного общества.
Е.М. Бабосов
Формирование С.О. как самостоятельной дисциплины начинается с трудов Э. Дюркгейма , который подчеркивал, что основная функция О. - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в становление С.О. внесли К. Маркс , Дж. Дьюи, Т. Парсонс , Р. Коллинз, П. Бурдье , А. Турэн и другие выдающиеся социологи 19-20 вв. К. Маркс, в частности, раскрыл связь содержания и функций О. с классовой структурой общества. Р. Коллинз показал, каким образом различные статусные группы влияют на развитие О., на формирование его различных стандартов. Т. Парсонс с позиций структурно-функциональной теории проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы. А. Турэн проследил взаимодействие системы О., особенно университетов, с ее социокультурной средой. Российские социологи М.Н. Руткевич , Л.Н. Коган , Ф.Р. Филиппов , В.Н. Шубкин и др. исследовали роль системы О. как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности . Белорусские социологи Н.И. Латыш, А.И. Левко , В.А. Клименко выяснили особенности организации национальной системы О. и роль последнего в трансформирующемся обществе.
На современном уровне своего развития социология исследует О. в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:
1) как процесс формирования у индивидов, включенных в то или иное звено О. (учащихся, студентов), системы знаний о мире, в котором они живут и действуют;
2) как процесс цивилизационно-культурных изменений общественного сознания;
3) как мощный фактор социализации личности , ее воспитания;
4) как своеобразная феноменология личностного сознания, его развития и практической реализации.
Показывая неразрывную связь О. с динамикой социально-экономических, социокультурных и политических изменений в обществе, социология исходит из того, что даже в самых кризисных моментах общественного развития система О. обладает относительной устойчивостью и стабильностью. Это обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, социальных общностей и индивидов, хотя сам процесс такого воспроизводства может переживать весьма существенные трансформации.
Разумеется, относительная устойчивость системы О. ни в коем случае не исключает динамических изменений в ее функционировании, а, напротив, предполагает их. Хорошо известно, например, что в античной Греции в системе О. основное внимание уделялось изучению изящных искусств, а в Древнем Риме акцент делался на подготовке государственных деятелей и военачальников. В средневековой Европе в центре внимания всей образовательной деятельности находилось усвоение христианского вероучения, а эпоха Возрождения сконцентрировала интерес на изучении литературы и искусства. Начиная со второй половины 20 в. на гребне выдающихся достижений, связанных с развертыванием научно-технической революции основной упор делался на изучение естественно-научных дисциплин, прежде всего математики, физики, радиоэлектроники и т.п. А после развала Советского Союза на огромном постсоветском пространстве, в том числе в Беларуси, стали стремительно возрастать контингенты студентов, изучающих психологию, право и экономику. Все эти перемены в содержании О. непосредственно связаны с происходившими в тот или иной период социально-экономическими изменениями, с господствующими в определенную эпоху системами ценностей и ценностных ориентаций, наборов наиболее престижных социальных статусов и социальных ролей .
В современном обществе, совершающем переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному, информационному, социальная значимость и роль О. резко возрастает, а набор его функций существенно увеличивается. О. становится не только процессом и результатом приобретения знаний, умений и навыков в учебных заведениях или путем самообразования, но и процессом разностороннего развития человека, осознания им самого себя в окружающем мире. По утверждению выдающегося немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, настоящее О. предназначено создавать, удерживать и возобновлять все богатство культурно-исторических и духовных ценностей, охватывать духовность человека в целом, открывать его сущность и достоинство, сохранять истину и тайну бытия.
Поэтому в своем широком социальном контексте О. предстает как культурное пространство, которое охватывает своими рамками не только отдельных индивидов, но и семью, группы сверстников, разнообразные учебно-воспитательные и внешкольные учреждения и организации, социально-педагогическую структуру (издание учебной литературы, специализированных журналов, проведение педагогических чтений, конференций, симпозиумов и т.п.), образовательные процессы в системе производства и в общественно-культурной жизни (деятельность различных курсов подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, лекториев и т.д.), разнообразные формы самообразования и др. Одним словом, О. как социальный институт охватывает собой все звенья и уровни многогранной социальной системы, в которой формируется, возобновляется и совершенствуется интеллектуально-творческий и профессионально-квалификационный потенциал народа.
Для социологического исследования образовательной деятельности существенное значение имеет выделение основных структурных компонентов системы О. Обычно в О. как процессе усвоения и передачи знаний, умений и навыков выделяют два взаимосвязанных структурных компонента. Первый из них, исходный, базисный составляет процесс обучения, в результате которого учащиеся овладевают не только знаниями, но и элементами культуры. По словам Т. Парсонса "обучение в широком смысле означает включение стандартных элементов культуры в систему действий отдельного индивида". С точки зрения теория действия, подчеркивает он, важно выделить, каким образом вполне устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как личности, так и социальной системы, чтобы обеспечить полное соответствие между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы. Вот здесь-то и раскрывается более широкий в социальном смысле подход социологии к анализу процесса обучения по сравнению с педагогикой . Педагогика рассматривает этот процесс преимущественно как усвоение учащимися под руководством учителя определенных знаний, умений и навыков. Социология же выясняет, каким образом в процессе обучения определенные наборы знаний, культурных стандартов, умений и навыков их реального применения в различных жизненных ситуациях превращаются в ценностные ориентации и поступки индивидов, как все это обусловлено не только стандартами О. и культуры, но и мотивацией поведения отдельных личностей, особенностями их включения в определенную социальную систему.
Вторым важнейшим компонентом системы О. являются процесс воспитания, который может быть изолирован от процесса обучения только в целях более углубленного его изучения. Воспитание представляет собой процессе целенаправленного воздействия на развитие личности в целях усвоения ею ценностей культуры и знаний, социального опыта, стандартов поведения, необходимых для подготовки индивида к активной трудовой, общественной и культурной деятельности. Воспитание является одним из необходимых условий продолжения, возобновления и развития общественного производства, всех сфер существования человека и функционирует, по словам К. Маркса, в качестве сферы практических социальных отношений. Оно всегда неразрывно связано со специфическими особенностями каждой конкретно-исторической ступени развития общества, с господствующей в нем системой ценностей, стандартами культуры, морали, повседневного поведения людей. Поэтому по своему конкретному содержанию, целям и задачам, организации и методам воспитание изменяется в зависимости от изменения социально-экономической, политической и духовной ситуации, в которой оказываются общество, входящие в его состав социальные общности и группы.
В структуре О. обычно выделяют также общее, профессиональное, высшее О., техническое и гуманитарное О., самообразование. В зависимости от объема и сроков обучения различают общее О. с тремя его уровнями - начальным, базовым и средним; профессиональное О. - допрофессиональную (профессиональная ориентация, отбор) и среднюю профессиональную подготовку (профтехучилище); высшее О. - подготовку специалистов высшей квалификации для разных отраслей науки, техники, культуры, здравоохранения и др.; О. взрослых - самообразование. В зависимости от формы обучения О. подразделяется на дневное (стационарное), вечернее и заочное. В зависимости от отношения к церкви оно может быть светским (независимым от влияния церкви) или конфессиональным (под контролем церкви).
Развертывание научно-технической революции предопределило в середине 1950-х формирование системы непрерывного О. Основными условиями его становления являются: широкое распространение научных и культурных знаний; необходимость подготовки не только молодежи, но и взрослого населения к изменяющимся условиям социально-экономического и социокультурного развития; желательность получения дополнительного общего О. для расширяющихся контингентов граждан; необходимость профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров на всех ступенях системы О. Под системой непрерывного О. понимается не только постоянный процесс общей и профессиональной подготовки индивида в течение всей его жизни. В этом виде О. основная подготовка дополняется переподготовкой и повышением квалификации, соединением общего и профессионального обучения, дополняемого освоением основ определенного вида производства.
В общем механизме развития общества О. как более или менее самостоятельная система тесно взаимодействует со всеми остальными социальными системами, но наиболее плотно - с производством, наукой и культурой. Это усиливающееся взаимодействие обусловлено тремя главными задачами О.: 1) помочь подрастающему поколению лучше понять тот мир, в котором оно живет и будет жить и трудиться; 2) создать благоприятные условия и возможности, чтобы учащиеся овладели ценностями доминирующей в обществе культуры, нравственными, правовыми и иными нормами, стандартами поведения; 3) подготовить учащихся к активному участию в производственно-трудовой и иных сферах общественной жизни.
Для социологии весьма существенное значение имеет выяснение особенностей взаимодействия О. с социальной структурой общества. Это обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, социальная структура общества, воплощающая в себе сложившиеся общественные отношения, в огромной мере влияет на содержание О., на его уровни и темпы развития. С другой стороны, развитие О., особенно специального и профессионального, оказывает решающее воздействие на динамику социальной структуры, изменение в нем положения и роли рабочих, интеллигенции и других социально-профессиональных групп, на развитие социальной мобильности , переливы индивидов и групп из одних социальных статусов в другие.
Изучая систему О. в ее развитии и функционировании, социология придает первостепенное значение вычленению основных социальных функций образовательной деятельности, выяснению их содержания, особенностей и форм проявления.
Одна из основных социальных функций системы О. заключается в передаче подрастающему поколению накопленных знаний. Эта функция осуществляется через деятельность семьи, дошкольных детских учреждений, школы, других типов учебных заведений.
Вторая важная функция системы О. состоит в том, что она обеспечивает преемственность социального опыта. Передаваемые от поколения к поколению знания, умения и навыки, предстают перед современниками как предметно воплощенные человеческие усилия, нормы, эстетические вкусы, нравственные ценности, приемы мастерства, транслятором которых выступает обучение и воспитание. Закрепленный в знаниях, умениях и навыках, человеческий опыт, осуществляясь в конкретных действиях, остается в настоящем, но одновременно актуализирует в себе прошлое и содействует формированию будущего.
Третьей важной функцией О. является усвоение ценностей господствующей культуры. Т. Парсонс отмечает, что несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и к созданию культурных элементов, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Дело в том, что главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей, в силу чего они и становятся доминирующей культурой данного общества. Поэтому каждый отдельный индивид, какими бы большими творческими способностями он ни располагал, только научается благодаря действию различных звеньев системы О. доминирующим в обществе образцам культуры, являющимся по существу "высокоустойчивыми структурными органами", органично связанными с "познавательными элементами действия" в сфере О.
Отсюда становится ясным, что четвертая функция О. проявляется в раскрытии и развитии способностей личности. Способности, являющиеся индивидуально-психологическими особенностями личности и составляющие предпосылки успешного выполнения ею того или иного вида деятельности, выявляются и развиваются в процессе обучения и воспитания, в чем решающую роль играют различные звенья системы О.
Пятая функция О. раскрывается в процессе социализации личности, в накоплении и развитии ее духовного, интеллектуального и социального потенциала. Социализирующая функция О. воплощается в том, что вхождение формирующейся личности в мир социума в качестве активного и деятельного члена сообщества (общности) происходит через внедрение в структуру сознания и деятельности индивида распространяемых и усваиваемых в процессе обучения и воспитания знаний, умений, навыков, ценностей культуры и соответствующих им стандартов поведения. Социализирующая роль О. проявляется и в том, что те или иные его виды и ступени становятся особенно престижными на определенных этапах развития общества, побуждая детей и их родителей выбирать определенный жизненный путь формирующейся личности, связанный с приобретением профессии офицера, адвоката, менеджера и т.п.
Здесь мы подходим к вычленению шестой важной функции О. - содействовать продвижению индивидов с определенным уровнем образованности к более высокому социальному статусу и оказывать тем самым существенное влияние на социальную мобильность в обществе. Если в средневековой Европе знаковыми носителями высокого социального статуса считались родство, богатство, рыцарские "доблести" (физическая сила, храбрость, изысканность одежды и украшений и т.п.), то в эпоху развития индустриального, капиталистического общества при сохранении высокой значимости богатства важные статусные характеристики человеку начинают придавать хорошее О. и воспитание, обучение в престижном учебном заведении, складная речь, владение иностранными языками, предприимчивость. По мере продвижения к обществу постиндустриального типа социальная значимость высокой образованности как знакового маркера (определителя) высокого социального статуса личности возрастает. А это оказывает существенное влияние на социальную мобильность в обществе, в котором высоко ценится О., полученное в престижном университете: Кембриджском или Оксфордском (Англия), Сорбоннском (Франция), Гарвардском (США). Разумеется, сама по себе учеба в престижном университете еще не свидетельствует об уровне способностей и возможностей того или иного индивида, но в современном обществе, где одним из признаков принадлежности к высшему социальному слою становится так называемое "престижное потребление", сфера такого потребления распространяется и на определенные типы учебных заведений, специальностей и профессий, овладение которыми осуществляется через систему О.
Исходя из изложенного выше, мы сможем выделить еще одну важную социальную функцию О. Она заключается в том, что функционирование образовательной системы представляет собой специфическое капиталовложение в будущее. Определенный уровень О. не является неким предметом или вещью, которую овладевший этим уровнем человек может употреблять немедленно вместе с получением диплома. Скорее такой уровень представляет данному индивиду возможности, которые позволяют ему затраченные в годы учебы усилия реализовать в успешной деятельности - по избранной профессии в будущем. Общество же в целом заинтересовано дать подрастающему поколению необходимый для его успешной и самостоятельной деятельности в будущем образовательно-интеллектуальный потенциал. Именно поэтому оно время от времени осуществляет реформирование системы О. в целом или его отдельных звеньев в связи с изменившимися социально-экономическими, социокультурными условиями.
Содержание, структура и функции О. не остаются неизменными, а видоизменяются в связи с теми изменениями, которые происходят в развитии науки, техники, культуры, материального производства, в социальной структуре общества в свойственной ему системе ценностей. Динамика этого процесса такова, что коренные сдвиги в науке, технике и производстве не только опережают изменения в содержании О., но и протекают гораздо более быстрыми темпами. Иными словами, образуются своеобразные "ножницы" между стремительно уходящей вперед наукой, следующими за ней техникой и производством, с одной стороны, и отстающим от них О. Чтобы О. оставалось на уровне требований, диктуемых определенным уровнем развития общества, размах этих "ножниц" должен быть сведен к возможному минимуму, в чем решающую роль играет изменение содержания О., приведение его в соответствие с достигнутым уровнем науки, техники, производства, культуры и перспективами их дальнейшего развития. Для решения этой сложной задачи осуществляется реформирование системы О.
Опыт реформирования системы О. в различных странах насчитывает более четверти века. Одной из самых нашумевших концепций такого реформирования явилась изданная в США в 1971 книга И. Иллича "Общество без школы". В этой книге утверждалось, что современная школа напоминает казарму, которая стрижет всех под одну гребенку, не развивает познавательные способности учащихся и умение самостоятельно мыслить, а приучает к стандартным ответам на стандартные, далекие от реальной жизни вопросы. Чтобы избавиться от этих недугов, считал И. Иллич, необходимо сегодняшнюю школу - казарму заменить такими учебными заведениями, в которых бы создавалась "праздничная атмосфера", связанная с тем, что детей обучают любимому делу, а не навязывают им идеи и стандарты, которые их не вдохновляют. Это должны быть частные школы, обладающие широкой автономией в определении своих программ, где учащихся обучают грамоте или определенным профессиональным навыкам, а при поступлении на работу у юноши или девушки работодатели не должны интересоваться, какую школу он закончил, какие оценки получал, а ограничиваться лишь подлинной компетенцией данного человека. Однако реформирование системы О. в развитых странах (США, Японии, Германии и др.) пошло по другому пути, не столь радикальному. Этому в сильной степени содействовал и опыт в развитии О., накопленный в Советском Союзе, который был широко использован в этих странах после ошеломившего весь мир, особенно США, запуска первого космического спутника Земли в 1957. Использование этого опыта и его развитие привели к тому, что, во-первых, резко возросли расходы на О. (в США, например, с 4 до 10 процентов валового национального дохода), во-вторых, было осуществлено совершенствование содержания О., насыщение его элементами, отражающими современные достижения науки, техники и производства (математизация, компьютеризация и др.); в-третьих, значительно расширены масштабы среднего и высшего О.; в-четвертых, увеличены сроки обучения в средней школе до 12 лет.
Сложные процессы реформирования системы О. протекают в обществе, переживающем глубинные социально-экономические и политические трансформации, в том числе и в Беларуси. Решающее воздействие на эти процессы оказывают два важнейших фактора. Первый из них - становление государственной независимости Беларуси, обусловившее необходимость организации собственной национальной системы О., которая становится основной сферой формирования интеллектуально-духовного потенциала белорусского народа, основой социального, экономического и культурного прогресса в обществе. Второй фактор коренных сдвигов в О. - развитие рыночных отношений, предъявляющих качественно новые требования к уровню обучения и воспитания молодежи, к квалификации специалистов, подготавливаемых различными звеньями системы О.
Взаимодействие этих двух факторов вызывает существенное изменение как в содержании, так и в структуре О. Изменения в содержании обучения воплощаются прежде всего в развертывании двух разнонаправленных тенденций. Одна из них заключается в математизации и компьютеризации различных звеньев и уровней системы О.: испытанные многовековым опытом традиционные средства обучения школьников и студентов - устное и печатное слово преподавателя, профессора - все более широко и активно дополняются компьютерными классами, телевизионными лабораториями, лингофонными кабинетами, видеотеками и другими новейшими учебными средствами. Одновременно набирает темпы и увеличивает свои масштабы другая тенденция - гуманитаризация всех звеньев и уровней системы О. Она осуществляется не только через расширение сетки часов обязательного преподавания в школах, техникумах, вузах дисциплин гуманитарно-социологического цикла, но и создание в учебных заведениях гуманистически ориентированной среды, содействующей включению формирующейся личности в этнонациональные и мировые культурно-познавательные и цивилизационные изменения, посредством которых конституируется мир жизненных и культурных ценностей в контексте межпоколенной трансляции культуры посредством различных уровней О. Целью гуманитаризации О. становится формирование у обучающихся новых, подлинно гуманных ценностных ориентаций, позволяющих человеку ощущать себя социально и духовно свободной личностью, имеющей право выбора идеалов, мировоззрения, убеждений, политических позиций, всего уклада жизни, реализовать свои способности в сфере научного, технического и художественного творчества, понимания и правильной оценки прекрасного в жизни и искусстве.
Одновременно с изменением содержания О. в трансформирующемся обществе изменяется и структура системы О. С начала 1990-х возникают и развиваются новые структурные элементы системы О.: гимназии, лицеи, специализированные школы. Происходят структурные изменения и в структуре высшей школы: расширяется сеть учебно-производственных комплексов, учебно-научно-производственных комбинатов, соединяющих обучение с наукой и производством. Ряд высших учебных заведений реорганизуются в отраслевые университеты и академии (например, аграрно-технологический университет, академия музыки, политехническая академия). Возникают негосударственные высшие учебные заведения.
Вместе с тем функционирование системы О. в обществе, переживающем глубокий социально-экономический кризис, сталкивается с серьезными трудностями. Все звенья и уровни системы О. испытывают недостаток финансовых средств, новых современных учебников, учебного оборудования. Существует рассогласование между реальной моделью О. и общественной потребностью в количестве выпускаемых специалистов, наборе предлагаемых специальностей, качестве подготовки. Это можно считать следствием того, что административные методы менее эффективно регулируют отношение между социальным запросом и "педагогическим предложением", чем рыночные механизмы. Недостаточное финансирование высшей и средней школы ограничивает возможности информационного обмена в плане ознакомительных поездок, стажировок, закупки литературы, оборудования и т.п. Возникает эффект оторванности, изоляции преподавательского корпуса от передового образовательного опыта других стран. Девальвируется социальный престиж образованности и интеллектуальной деятельности учителей и научно-педагогического персонала.
Реальные пути и перспективы преодоления кризисных явлений в системе О. предусматриваются комплексной программой развития О. и воспитания в Беларуси на период до 2000 и на более отдаленную перспективу.
В современных условиях дальнейшая гуманизация О. становится ведущей тенденцией, в значительной мере влияющей на цели, формы и методы современного обучения. В условиях быстрой смены технико-технологических циклов основной формой станет дистантное (продолженное) обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни человека. Раннее выявление и развитие профессиональных способностей и внедрение комплексной системы обучения позволит оптимизировать адаптацию школьника в вузе и выпускника вуза на производстве. Все эти реформационные нововведения позволят существенно повысить эффективность деятельности образовательной системы, ее роль как специфического социального института в экономическом, политическом и духовном развитии современного общества.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия