sociology of organization) — см. Теория организации.
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Источник: Большой толковый социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
англ. sociology of organizations; нем. Organisationssoziologie. Отрасль социологии, изучающая соц. закономерности и механизмы функционирования и развития организаций как сложных многоцелевых систем соц. отношений. См. ОРГАНИЗАЦИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социология организаций
раздел социологии, изучающий закономерности построения, функционирования и развития главным образом трудовых организаций предприятий и учреждений. Основная проблематика социологии организации соотношение личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения, различи, целей и т.д.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
специальная социологическая теория и практика социоинженерной, управленчески ориентированной исследовательской деятельности, объектом которой являются разнообразные организации, составляющие организационный каркас общества, основу его институционального оформления, функционирования и развития. К предметной области социологии организаций обычно относят закономерности построения, функционирования организаций всех типов и видов, их взаимодействия друг с другом, с элементами социальной структуры общества. Социология организаций базируется на обширной литературе, с одной стороны, по общей теории организации, а с другой — по проблемам работы с персоналом, социологии и психологии управления, часто различающихся в зависимости от той или иной социологической школы, организационной практики. Вместе с тем находит свое выражение и подтверждение не только основ теории организации, но и социологии организаций как специальной социологической дисциплины. На характер использования этой отраслевой теории наиболее серьезное влияние оказывают общая культура и профессионализм персонала организации, национально-культурный контекст их деятельности, масштабы социально-классовой дифференциации, информационная обеспеченность. См. труды Ю.П. Аверина, В.Н. Доблаева, Я.В. Радченко, А.А. Пригожина, В.В. Франчука, В.Н. Пугачева. И. И. Григорьев
Источник: Словарь виталистской социологии
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
1) достаточно автономное направление исследований в социологии; 2) динамично развивающаяся специальная социологическая теория; 3) одна из составляющих межпредметной управленческой теории организаций.
С.о. рассматривает организацию как обеспечение соц. порядка, а организованность как универсальное свойство соц. образований, описывая ее в качестве предпосылки существования любых соц. общностей и условий коллективной деятельности.
С.о. формируется на рубеже XIX—XX вв. и в западных странах достигает статуса особой отрасли знания к началу 50-х гг. XX в. В России конституируется как исследовательский комитет ССА в конце 60-х гг.
С.о. в своей проблематике пересекается с другими отраслевыми дисциплинами: социологией труда, промышленной (индустриальной) социологией, социологией профессий, управления, а вместе с тем, будучи составляющей теории организаций, тесно связана с психологией организаций, экономикой, политологией и соц. антропологией организаций, административным правом.
Ключевые проблемы исследований в рамках С. о.: природа и типы организаций; условия функционирования и логика их развития; критерии и механизмы обеспечения эффективности; строение организаций и их внешнее окружение; типы организационных структур и факторы, объясняющие их разнообразие; соц. процессы, протекающие в организациях; логика взаимодействия организаций с внешней средой; проблемы и механизмы регуляции человеческого поведения и деятельности в организациях; формы организационного контроля; проблема соотношения общеорганизационных, групповых и индивидуальных целей; логика принятия организационных решений; проблема организационной интеграции; формирование организационной культуры; типы и механизмы властных отношений в организациях; проблема деловых коммуникаций; природа возникновения и разрешения организационных конфликтов и др.
См. также: Менеджмент, Организационная культура предприятия.
С.о. рассматривает организацию как обеспечение соц. порядка, а организованность как универсальное свойство соц. образований, описывая ее в качестве предпосылки существования любых соц. общностей и условий коллективной деятельности.
С.о. формируется на рубеже XIX—XX вв. и в западных странах достигает статуса особой отрасли знания к началу 50-х гг. XX в. В России конституируется как исследовательский комитет ССА в конце 60-х гг.
С.о. в своей проблематике пересекается с другими отраслевыми дисциплинами: социологией труда, промышленной (индустриальной) социологией, социологией профессий, управления, а вместе с тем, будучи составляющей теории организаций, тесно связана с психологией организаций, экономикой, политологией и соц. антропологией организаций, административным правом.
Ключевые проблемы исследований в рамках С. о.: природа и типы организаций; условия функционирования и логика их развития; критерии и механизмы обеспечения эффективности; строение организаций и их внешнее окружение; типы организационных структур и факторы, объясняющие их разнообразие; соц. процессы, протекающие в организациях; логика взаимодействия организаций с внешней средой; проблемы и механизмы регуляции человеческого поведения и деятельности в организациях; формы организационного контроля; проблема соотношения общеорганизационных, групповых и индивидуальных целей; логика принятия организационных решений; проблема организационной интеграции; формирование организационной культуры; типы и механизмы властных отношений в организациях; проблема деловых коммуникаций; природа возникновения и разрешения организационных конфликтов и др.
См. также: Менеджмент, Организационная культура предприятия.
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
раздел социологии, изучающий закономерности построения, функционирования и развития гл. обр. организаций трудовых (см.) - предприятий и учреждений. Основная проблематика С.о. - соотношение личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения, различн. целей и т. д. В зап. С.о. нет единой методологич. основы, в ней велико разнообразие подходов и традиций. Так, если в североамериканской С.о. преобладает интерес к сугубо прикладным аспектам организационных отношений, социоинженерным методам повышения их производственной эффективности, то для западноевропейской традиции характерен взгляд на организацию как на мик-рооб-во со своими квазиполитическими конфликтами. В целом же эволюция зап. С.о. прошла несколько этапов, каждый из к-рых строил свою модель организации. Организация как трудовой процесс: под именем тейлоризма эта модель известна своим упором на первичную единицу организации - "человек-труд", к-рая, в свою очередь, размельчается на элементарные составляющие, причем работник здесь выступает как пассивный придаток производства. "Организация-машина" (А. Файоль, Л. Урвик и др.): в организации выделяется, прежде всего, безличный механизм из формализованных связей и норм, где человек выступает лишь в функциональном проявлении. "Бюрократическая модель" (М. Вебер): сходная с предыдущей концепция предельной рационализации организационных отношений за счет вытеснения из них личностного начала. "Организация-община" (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.): как реакция на неудачи предыдущих моделей в центр внимания ставит психологию общения, коллективной самоорганизации, неформальные нормы и связи. "Социо-техническая модель" (Е. Трист, А. Райе и др.) подчеркивает взаимозависимость различн. технологий и форм групповых отношений. "Интеракционистская модель" (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.): организация понимается как система длительных взаимодействий между работниками, включающая в себя формальные и неформальные компоненты, интересы индивидов и цели организации; в такой системе рациональность управления лишь частична, а непредвиденные явления играют большую роль. "Естественная организация" (Р. Мертон, А. Этциони и др.): функционирование организации рассматривается как самосовершающийся процесс, а она как гомеостатическая система; цель - лишь один из рез-тов функционирования, отклонение от цели есть не ошибка, а закономерность. Т. обр., С.о. эволюционировала от детерминистских концепций организации к неопределенности, даже размыванию своего объекта. Отечественная Со. рассматривает организационные отношения как проявление более широких обществ. отношений, прямо связывая построение и функционирование организаций со спецификой соц. строя, конкретных проблем и задач обществ. развития. Отечественные социологи разрабатывают проблематику С.о. с середины 60-х гг. XX в. В центре их внимания - оптимизация соотношения формальной и неформальной структур, совершенствование стиля руководства, повышение управляемости организаций, принятие и осуществление управленческих решений, внедрение новых форм организации труда, участие исполнителей в выработке общих решений, планирование и реализация инновационных процессов и т. д. Лит.: Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организация: системы и люди. М., 1983; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. A.M. Пригожин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
одно из важнейших направлений в теории организации, возникшее на стыке социологии и управленческих наук (см. Теория организации). В качестве составной части обшей теории организации сосуществует с такими дисциплинами, как кибернетика, экономика, психология организаций и управления, административное право и др. Цель С. О. — анализ природы, механизмов функционирования и логики развития организаций как специфических социальных институтов на основе знаний и положений, выработанных в рамках социологической науки (см.: Организация; Организационное развитие).
С. О., являясь одной из частных социологических теорий, выполняет важную методологическую функцию, поскольку исследует универсальное свойство любых социальных систем — организованность; рассматривает проблемы существования социальных общностей через призму целедостижения и обеспечения социального порядка; изучает наиболее значимый инструмент обеспечения организованности – организацию. Предметная область С. О. частично затрагивает проблематику таких специальных социологических дисциплин, как социология труда, социология профессий, индустриальная (промышленная) социология, социология менеджмента, социология трудовых коллективов, социология личности и др.
С. О. имеет статус специальной социологической теории. На этом уровне она сосуществует с социологией управления (менеджмента), в отличие от которой в ней делается акцент на изучении не столько процесса целедостижения, что характерно для социологии менеджмента и управления, сколько природы и механизмов выживания и деятельности коллективного социального субъекта — организации.
По отношению к прикладным социолого-управленческим наукам и сферам практической деятельности, сосредоточившим внимание на создании собственно социологических средств управленческой деятельности (типовые социальные проекты, социальные технологии и средства социологической диагностики) и социолого-управленческой практики (социальная инженерия – социологическое функциональное управление, социолого-управленческое консультирование), С. О. выполняет теоретико-методологическую функцию.
Формирование С. О. как особой социолого-управленческой дисциплины стало возможным благодаря вычленению в качестве предмета изучения специфической подсистемы, именуемой социальной организацией (см. Социальная организация). В настоящее время С. О. не имеет единой теоретической и методологической основы и базируется на разных подходах, направлениях и школах, разнообразие которых обусловлено различием теоретических представлений и методологических оснований, выработанных для описания социальных систем, социального действия и социального поведения (см.: Модели организации; Школа человеческих отношений; Школа социальных систем; Инновационные концепции развития организации; Конфликтно-игровая модель организации; Организационная экология; Антисистемный подход в теории организации и др.). Общей чертой всех этих направлений является то, что проблематика С. О. связана с изучением принципов строения, механизмов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организаций, а используемые модели восходят к разным версиям в социологии.
В качестве особого направления С. О. сложилась в середине 50-х гг. в США, однако основы ее были заложены еще в начале XX в. в рамках классической школы (см. Классическая школа организации и управления). В Западной Европе и в нашей стране она развивается с конца 60-х — начала 70-х гг. Большой вклад в отечественное развитие и популяризацию этой дисциплины внесли Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин, А. И. Пригожин.
С. О., являясь одной из частных социологических теорий, выполняет важную методологическую функцию, поскольку исследует универсальное свойство любых социальных систем — организованность; рассматривает проблемы существования социальных общностей через призму целедостижения и обеспечения социального порядка; изучает наиболее значимый инструмент обеспечения организованности – организацию. Предметная область С. О. частично затрагивает проблематику таких специальных социологических дисциплин, как социология труда, социология профессий, индустриальная (промышленная) социология, социология менеджмента, социология трудовых коллективов, социология личности и др.
С. О. имеет статус специальной социологической теории. На этом уровне она сосуществует с социологией управления (менеджмента), в отличие от которой в ней делается акцент на изучении не столько процесса целедостижения, что характерно для социологии менеджмента и управления, сколько природы и механизмов выживания и деятельности коллективного социального субъекта — организации.
По отношению к прикладным социолого-управленческим наукам и сферам практической деятельности, сосредоточившим внимание на создании собственно социологических средств управленческой деятельности (типовые социальные проекты, социальные технологии и средства социологической диагностики) и социолого-управленческой практики (социальная инженерия – социологическое функциональное управление, социолого-управленческое консультирование), С. О. выполняет теоретико-методологическую функцию.
Формирование С. О. как особой социолого-управленческой дисциплины стало возможным благодаря вычленению в качестве предмета изучения специфической подсистемы, именуемой социальной организацией (см. Социальная организация). В настоящее время С. О. не имеет единой теоретической и методологической основы и базируется на разных подходах, направлениях и школах, разнообразие которых обусловлено различием теоретических представлений и методологических оснований, выработанных для описания социальных систем, социального действия и социального поведения (см.: Модели организации; Школа человеческих отношений; Школа социальных систем; Инновационные концепции развития организации; Конфликтно-игровая модель организации; Организационная экология; Антисистемный подход в теории организации и др.). Общей чертой всех этих направлений является то, что проблематика С. О. связана с изучением принципов строения, механизмов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организаций, а используемые модели восходят к разным версиям в социологии.
В качестве особого направления С. О. сложилась в середине 50-х гг. в США, однако основы ее были заложены еще в начале XX в. в рамках классической школы (см. Классическая школа организации и управления). В Западной Европе и в нашей стране она развивается с конца 60-х — начала 70-х гг. Большой вклад в отечественное развитие и популяризацию этой дисциплины внесли Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин, А. И. Пригожин.
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
одно из направлений деятельности академических социологов, представленное в теоретических моделях и возникшее в связи с потребностями управленческой практики. Несмотря на разнообразие существующих определений СО, все они, в конечном счете, могут быть сведены к трем взаимодополняющим: 1) это направление социологических исследований, проводимых в жанре как эмпирической, так и теоретической науки. В рамках этих исследований единицей анализа и объектом изучения выступает организация, которая рассматривается и как специфическое социальное образование и как особый институт. Предметом изучения являются процессы, связанные с обеспечением социального порядка и организации совместной деятельности людей; 2) это одна из развитых специальных социологических теорий, созданных в рамках социологической науки. В этом качестве СО может рассматриваться и как главный итог эмпирических и теоретических исследований организации, с чем было связано первое определение. На этом уровне СО сосуществует с другими специальными социологическими теориями (социология профессий, экономическая социология, социология управления, социология образования, социологию семьи, социология политики и т.д.). Среди других специальных социологических теорий, изучающих другие социальные институты и коллективные социальные образования, СО занимает особое место, выполняя по отношению к общесоциологической и ряду специальных социологических теорий, особую методологическую функцию. Последняя связана с тем, что в центр своего рассмотрения она ставит проблему изучения организованности, как универсального свойства любых социальных образований и предпосылку целенаправленного коллективного действия. Выступая в качестве специальной социологической теории, пытается описать и объяснить природу и строение; принципы функционирования и логику развития организации; выйти на прогнозирование поведения организации, как целостности, а также ее подсистем и элементов.
При решении названных задач, СО стремится понять природу организации: а) исходя из специфики предметного фокуса социологии; б) опираясь на положения и методы, наработанные, по преимуществу, в рамках социологической науки. 3) это важная предметная (собственно социологическая) составляющая базовой, комплексной междисциплинарной управленческой теории, именуемой в управленческих науках теорией организаций. В рамках управленческой науки теория организаций обычно рассматривается, как одна из двух (в некоторых версиях теории управления из трех) базовых управленческих теорий, на которых и базируется все здание управленческой науки. В числе других базовых управленческих теорий, наряду с теорией организации ,обычно называют « теорию управления» и «теорию организационного поведения». Специфику самой теории организаций понимают по - разному, что связано с рассмотрением содержания этой теории в рамках двух дихотомий: а) теория организаций и общая теория управления; б) теория организаций и теория организационного поведения. В рамках первой дихотомии теория организаций рассматривается, как наука о природе коллективного субъекта управления (каковым, по факту, и выступает организация, понимаемая как специфическое социальное образование). Такое понимание противоположно теории управления, которая, делает акцент на изучение не субъекта, но процессов и принципов эффективного управления. В рамках второй дихотомии теория организаций рассматривается, как наука, связанная с изучением процессов и условий, обеспечивающих возможность достижения определенного уровня социального порядка (что корреспондирует с задачей унификации поведения партнеров и повышением предсказуемости их поведения). В этом качестве по решаемым задачам она выступает противовесом теории организационного поведения, предметный фокус которой направлен на объяснение вариативности поведенческих реакций людей и социальных групп на однотипные воздействия. Следует отметить, что теория организаций, как комплексная организационная теория, кроме социологии организаций, включает в свой состав и ряд других (как развитых, так и еще формирующихся) специальных предметных теорий, направленных на изучение организации.
В числе таковых, кроме СО, обычно называют, психологию организации, социальную антропологию организаций, политологию организаций, экономику организаций др. Следует отметить и то, что кроме положений, созданных в рамках предметных теорий, теория организаций включает и ряд положений сформированных в межпредметном пространстве (например, общая теория систем). Указанные положения прочно вошли не только в ткань теории организаций но и всех ее составляющих, включая и СО. Среди специальных организационных теорий, в составе теории организаций, СО занимает особое место. Дело в том, что на сегодняшний день около половины всех теоретических моделей, существующих в составе этой дисциплины, созданы именно в рамках СО. Будучи достаточно развитой специальной социологической теорией и важной составляющей теории организации, СО выполняет теоретико-методологические функции и служит основанием для ряда направлений, связанных с управленческой практикой. Во- первых, речь идет о деятельности управленцев-практиков, связанных как с управленческим консультированием, так и с менеджментом, в привязке к определенным сферам – организационному проектированию и реконструкции, организационному развитию, активизации, развитию и использованию человеческих ресурсов и т.д. Во- вторых, о деятельности социальных технологов, которые опираясь на положения СО, социологию управления и ряд других социально управленческих теорий, создают социальные технологии, выступающие инструментом эффективного управления. Как развитая управленческая теория СО возникла на стыке социологии и управленческих наук. Хотя формирование основ СО на Западе восходят к концу Х1Х – началу ХХ вв. и связано с разработками а) ряда управленцев-практиков, которые не будучи социологами, по факту часто работали рамках предмета социологии (А. Файоль, Л. Урвик, П. Гьюлик, Дж. Муни и др.); б) отдельных социологов (например М. Вебера и отчасти Э. Мэйо), которых интересовали проблемы организации и управления.
Но признание СО в качестве отдельной области собственно социологических исследований и одной из специальных социологических теорий произошло лишь к началу 1950-х г.г.. Выделение, институционализация и легитимация СО как отдельного направления социологии на Западе, во-первых, было связано с активизацией в США в 1950–1960-х социологических исследований организаций, которые там осуществлялись в рамках школы социальных систем (Т. Парсонс, Р. Мертон, Ф. Селзник, А. Гоулднер, А. Этциони и др.), формировавшейся под мощным воздействием популярных тогда положений общей теории систем (Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг, С. Янг и др.). Итогом работы этой школы стало создание ряда популярных у управленцев продуктивных теоретических моделей функционирования и развития организации. Во-вторых, выделение этого направления в социологии корреспондировало с известным тезисом о необходимости создания в социологии серии теорий среднего уровня, провозглашенным Р. Мертоном. В нашей стране фундамент СО закладывался 1920–1930 х (А.А. Богданов, П.М. Керженцев), а также представители школы человеческих отношений (З. Файнбург, Р. Григас), но легитимизация и институционализация этого направления социологии произошла лишь к концу 1960-х усилиями таких социологов как Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин и др., которые в тот период работали в логике школы социальных систем. Процессы становления СО на этом этапе шли при активном влиянии на эти процессы специалистов системной и кибернетической ориентации (И.В. Блауберг, М.И. Сетров, В.Н. Садовский, Б.С. Украинцев, Э.Г. Юдин). Дальнейшее развитие положений СО, как на Западе, так и в нашей стране, стимулировалось задачами управленческой практики и происходило поэтапно. Развитие проявлялось в применении теорий на практике и путём формировании новых школ и подходов, опиравшиеся на доминировавшие тогда в макросоциологии научные парадигмы и популярные методологии. Среди таковых могут быть названы: рационалистские – не рационалистские; нормативисткие – ситуационные; объективистские – субъективистские, адативные – адаптирующие; конфликтные – равновесные; системные – не системные – антисистемные; фокусные – популяционные, и т.д.
Лит.: Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1998; Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999; Менар К. Экономика организаций. М., 1996; Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995; Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. М., 1997; Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. М., 2000; Щербина В.В., Попова Е.П. Организационое развитие. Теория и практика. М., 2011. В.В. Щербина
При решении названных задач, СО стремится понять природу организации: а) исходя из специфики предметного фокуса социологии; б) опираясь на положения и методы, наработанные, по преимуществу, в рамках социологической науки. 3) это важная предметная (собственно социологическая) составляющая базовой, комплексной междисциплинарной управленческой теории, именуемой в управленческих науках теорией организаций. В рамках управленческой науки теория организаций обычно рассматривается, как одна из двух (в некоторых версиях теории управления из трех) базовых управленческих теорий, на которых и базируется все здание управленческой науки. В числе других базовых управленческих теорий, наряду с теорией организации ,обычно называют « теорию управления» и «теорию организационного поведения». Специфику самой теории организаций понимают по - разному, что связано с рассмотрением содержания этой теории в рамках двух дихотомий: а) теория организаций и общая теория управления; б) теория организаций и теория организационного поведения. В рамках первой дихотомии теория организаций рассматривается, как наука о природе коллективного субъекта управления (каковым, по факту, и выступает организация, понимаемая как специфическое социальное образование). Такое понимание противоположно теории управления, которая, делает акцент на изучение не субъекта, но процессов и принципов эффективного управления. В рамках второй дихотомии теория организаций рассматривается, как наука, связанная с изучением процессов и условий, обеспечивающих возможность достижения определенного уровня социального порядка (что корреспондирует с задачей унификации поведения партнеров и повышением предсказуемости их поведения). В этом качестве по решаемым задачам она выступает противовесом теории организационного поведения, предметный фокус которой направлен на объяснение вариативности поведенческих реакций людей и социальных групп на однотипные воздействия. Следует отметить, что теория организаций, как комплексная организационная теория, кроме социологии организаций, включает в свой состав и ряд других (как развитых, так и еще формирующихся) специальных предметных теорий, направленных на изучение организации.
В числе таковых, кроме СО, обычно называют, психологию организации, социальную антропологию организаций, политологию организаций, экономику организаций др. Следует отметить и то, что кроме положений, созданных в рамках предметных теорий, теория организаций включает и ряд положений сформированных в межпредметном пространстве (например, общая теория систем). Указанные положения прочно вошли не только в ткань теории организаций но и всех ее составляющих, включая и СО. Среди специальных организационных теорий, в составе теории организаций, СО занимает особое место. Дело в том, что на сегодняшний день около половины всех теоретических моделей, существующих в составе этой дисциплины, созданы именно в рамках СО. Будучи достаточно развитой специальной социологической теорией и важной составляющей теории организации, СО выполняет теоретико-методологические функции и служит основанием для ряда направлений, связанных с управленческой практикой. Во- первых, речь идет о деятельности управленцев-практиков, связанных как с управленческим консультированием, так и с менеджментом, в привязке к определенным сферам – организационному проектированию и реконструкции, организационному развитию, активизации, развитию и использованию человеческих ресурсов и т.д. Во- вторых, о деятельности социальных технологов, которые опираясь на положения СО, социологию управления и ряд других социально управленческих теорий, создают социальные технологии, выступающие инструментом эффективного управления. Как развитая управленческая теория СО возникла на стыке социологии и управленческих наук. Хотя формирование основ СО на Западе восходят к концу Х1Х – началу ХХ вв. и связано с разработками а) ряда управленцев-практиков, которые не будучи социологами, по факту часто работали рамках предмета социологии (А. Файоль, Л. Урвик, П. Гьюлик, Дж. Муни и др.); б) отдельных социологов (например М. Вебера и отчасти Э. Мэйо), которых интересовали проблемы организации и управления.
Но признание СО в качестве отдельной области собственно социологических исследований и одной из специальных социологических теорий произошло лишь к началу 1950-х г.г.. Выделение, институционализация и легитимация СО как отдельного направления социологии на Западе, во-первых, было связано с активизацией в США в 1950–1960-х социологических исследований организаций, которые там осуществлялись в рамках школы социальных систем (Т. Парсонс, Р. Мертон, Ф. Селзник, А. Гоулднер, А. Этциони и др.), формировавшейся под мощным воздействием популярных тогда положений общей теории систем (Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг, С. Янг и др.). Итогом работы этой школы стало создание ряда популярных у управленцев продуктивных теоретических моделей функционирования и развития организации. Во-вторых, выделение этого направления в социологии корреспондировало с известным тезисом о необходимости создания в социологии серии теорий среднего уровня, провозглашенным Р. Мертоном. В нашей стране фундамент СО закладывался 1920–1930 х (А.А. Богданов, П.М. Керженцев), а также представители школы человеческих отношений (З. Файнбург, Р. Григас), но легитимизация и институционализация этого направления социологии произошла лишь к концу 1960-х усилиями таких социологов как Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин и др., которые в тот период работали в логике школы социальных систем. Процессы становления СО на этом этапе шли при активном влиянии на эти процессы специалистов системной и кибернетической ориентации (И.В. Блауберг, М.И. Сетров, В.Н. Садовский, Б.С. Украинцев, Э.Г. Юдин). Дальнейшее развитие положений СО, как на Западе, так и в нашей стране, стимулировалось задачами управленческой практики и происходило поэтапно. Развитие проявлялось в применении теорий на практике и путём формировании новых школ и подходов, опиравшиеся на доминировавшие тогда в макросоциологии научные парадигмы и популярные методологии. Среди таковых могут быть названы: рационалистские – не рационалистские; нормативисткие – ситуационные; объективистские – субъективистские, адативные – адаптирующие; конфликтные – равновесные; системные – не системные – антисистемные; фокусные – популяционные, и т.д.
Лит.: Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1998; Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999; Менар К. Экономика организаций. М., 1996; Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995; Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. М., 1997; Щербина В.В. Социальные теории организаций. Словарь. М., 2000; Щербина В.В., Попова Е.П. Организационое развитие. Теория и практика. М., 2011. В.В. Щербина
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.