СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
СОЦИОЛОГИЯ политики
(политическая социология) - отраслевая социология, занимающаяся исследованием человека как субъекта политической жизни, его различных социально-политических ролей (избиратель, политический лидер, парламентарий, лоббист, участник митинга, политического движения и т. п.) и рассмотрением с социальной стороны политического сознания, политической деятельности, политической системы общества, политической культуры, легитимности власти и т. д. Важнейшее направление С.и. - изучение политического сознания, очень сложного феномена, к-рый не сводится к сумме индивидуальных сознаний, позиций людей.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Социология политики
марксистско-ленинская)-отрасль социологии, изучающая теоретические и эмпирические закономерности политических явлений и процессов. Научные основы социологического анализа политики разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Выявляя место и роль политики среди других общественных структур, они на базе материалистического понимания истории сформулировали основные положения о возникновении, функционировании и развитии политических явлений и процессов, заложив тем самым фундамент научной С. п. Существенный вклад в творческое развитие социологических проблем политики внес В. И. Ленин. Объектом С. п. является политическая сфера жизни общества, а предметом место и роль в обществе политики как отношения между классами, социальными слоями, группами, посредством которой обеспечивается осуществление их потребностей и интересов. Предмет С. п. изменяется как под влиянием изменения и развития самого объекта, так и в зависимости от целей и задач, уровня и средств познания. Общая задача С. п. заключается в раскрытии закономерностей развития и функционирования политики с другими сферами жизни общества для последующего использования достигнутых результатов в политической практике. Конкретные цели и задачи С. п. определяются социальным заказом. В настоящее время главной задачей С. п. является изучение политических форм и методов, обеспечивающих всестороннее развертывание социалистической демократии, углубление самоуправления народа, реальное участие масс в принятии решений на всех уровнях советской политической системы. Марксистско-ленинской С. п. присущ комплексный характер. Она охватывает проблемы политической деятельности Народов, классов, социальных групп, личностей, функционироьания и развития политического сознания, идеологии, психологии, общественного мнения, политических институтов (государства, партий, общественных организаций и т. п.), политической системы общества через призму их взаимодействия с другими общественными формами и структурами. Вместе с тем происходит выделение С. п. на базе этой проблематики в самостоятельную научную дисциплину. Исследовательские методы С. п. принципиально не отличаются от методов, практикуемых в других отраслях социологических исследований. Они представляют собой органически взаимосвязанные группы общих и частных методов. Роль общих методов выполняют принципы, законы и категории С. п., разрабатываемые на основе положений общесоциологической теории. В частности, методологическую функцию выполняют принципы классовости и партийности политики, обусловленности политики экономикой, единства внутренней и внешней политики. Познавательное значение играет система, диалектическое единство таких категорий, как политика, власть, государство, экономическая политика, социальная политика и др. Они являются способом усвоения конкретного, средством познания еще не обнаруженных и не осмысленных черт, связей, сторон общественно-политической реальности. Частные методы С. п., направляемые в конечном счете общими методами, характеризуются применением эмпирических методов наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования, изучения документов и т. д. В социологическом анализе общественнополитических структур используются также общенаучные методы системный, структурно-функциональный, сравнительный и др.
Источник: Социологический справочник
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
С.П. - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о П. - политологией. С.П. считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям П. и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, С.П. как самостоятельная отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов П.
С.П. - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории П. и государства. Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников С.П.: ведь именно он исследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы П. и назвал ее "королевой наук". Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими видными мыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Боден. Однако решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно С.П. внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса , а потом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером , В. Парето , Г. Лассуэлом. Причем С.П. не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована С.П. в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.
Специфика С.П. заключается в том, что она рассматривает П. через анализ социальной структуры , через деятельность социальных институтов , общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.
Что же такое П., с точки зрения социологии? Отвечая на этот вопрос, М. Вебер утверждал: "Политика... означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". Всякий, кто занимается П., тот стремится к власти над другими людьми и их группами. Выступая в качестве самостоятельной научной дисциплины, политическая социология имеет свой предмет исследования, свою структуру и свой категориальный аппарат. Вместе с тем она под специфическим, только ей свойственным углом зрения использует основную содержательную проблематику социологии как науки об обществе и личности и политологии как науки о П., но интерпретирует эту проблематику в социальном контексте. Ее специфический интерес - изучение процесса функционирования и распределения политической власти в государственно-организованном обществе.
Исходной категорией С.П. является политическая сфера, представляющая собой специфическую подсистему общества, связанную с определением коллективных политических целей, принятием соответствующих решений, осуществлением власти. Чтобы яснее представить сущность данной сферы и ее особенности, следует обратиться к сформулированной французским социологом П. Бурдье концепции социальной топологии. Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать их владельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства. Социальное пространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) - экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала (например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждого индивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих в политическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере П., за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур и систем государственной власти. При анализе политического поля (сферы), считает П. Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спроса и предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношения политическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы в политическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различные политические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурную двойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партии и т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в котором принимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти.
Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотического нагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами и группами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на ее взаимодействия. Это и есть политическая система - базисная категория С.П. Этим термином охватывается система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные "правила политической игры", которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями и государственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права и обязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участие граждан в выборах центральных и местных органов власти.
В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американские социологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные и современные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодательными, исполнительными, судебными органами), а также дифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованными группами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на два основных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо "культуры подчинения" превалирующей становится "культура участия", а "подданные" превращаются в "участников". Второй тип - это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре "подчинения - участия". Они предстают в четырех разновидностях: а) радикально-тоталитарные (СССР); б) консервативно-тоталитарные (нацистская Германия); в) консервативно-авторитарные (Испания во времена диктатуры Франко); г) авторитарно-модернизирующие (Бразилия).
С.П. уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.
2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.
3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности.
4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.
5. Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в П.
6. Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.
7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например изменение соотношения политических сил).
8. Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиям на нее.
Так, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политический режим - это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). Существует три основных типа политических режимов - тоталитарный, авторитарный и демократический. Для тоталитарного политического режима характерно полное господство власти над обществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарный политический режим отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (например, в экономике или культуре). Демократический политический режим базируется на признании народа источником власти, его праве участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, осуществлением контроля общества (большинства) над властью.
Возникает вопрос: с точки зрения С.П., что же такое власть?
В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии и т.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей и общностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а эти последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.
Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и ее ниспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иным индивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть до вооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения политического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенное структурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления в обществе.
Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься и оцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей власти осуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность , т.е. законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три типа легитимности власти.
Первым типом легитимности власти, согласно М. Веберу, является "авторитет вечно вчерашнего", или традиционное господство, передаваемое по наследству, когда сын князя после смерти отца становится князем, принц (сын короля) - королем, царевичем - царем и т.д. В таком случае вера в легитимность наследственного монарха подкрепляет авторитет государства многовековыми традициями почитания власти и подчинения ей.
Вторым типом легитимности власти является харизматический. Он основан на харизме, т.е. вере в исключительные качества руководителя, связанные с его способностью оказывать необычайно сильное влияние на окружающих людей, подчинять их своей воле. Харизматическая легитимность свойственна основателям мировых религий и пророкам - Иисусу Христу, Будде, Магомету, выдающимся полководцам - Александру Македонскому, Цезарю, Наполеону, политическим партийным вождям - Ленину, Сталину, Гитлеру. Харизматический вождь чаще всего обожествляется, наделяется в общественном мнении неоспоримым авторитетом, сверхъестественными, волевыми и иными качествами. "Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне "призванным" руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него... Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников, апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев" (М. Вебер).
Третий тип политической легитимности представляет собой демократическая, или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый политический интерес, который выражается в демократических процедурах выборов по общепризнанным правилам президента или другого высшего должностного лица, в результате чего граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Серьезное внимание С.П. уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность - это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в 20 в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:
1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.
2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера, выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо за ее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.
3. Региональные и этнонациональные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политических решений.
4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципу единства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политических интересов.
Французский социолог А. Турэн выдвинул концепцию, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.
Долговременный успех политических движений зависит от некоторых общих условий. Наиболее важными из них являются два следующих. Во-первых, необходимо, чтобы такие движения обладали четко сформулированной доктриной, которая была бы способна пробудить энтузиазм и подтолкнуть широкие массы населения к политической активности. Такая доктрина должна представляться важной и обоснованной большому количеству людей, должна базироваться на хорошо разработанной социальной теории, способной разъяснить актуальные и спорные проблемы, осветить важные для больших групп людей цели, способы и пути их достижения, а также обрисовать желательные альтернативные формы общества. Во-вторых, необходимы политические организации, способные вовлекать широкие массы людей в борьбу за власть и использовать эту завоеванную власть для переустройства общества.
Важная роль политических движений состоит в том, что они не только создают предпосылки для возникновения новых или трансформации существующих политических систем, но также вырабатывают независимую форму политического решения и действия, которая способна стать существенным, часто высоко эффективным элементом политической борьбы.
В отличие от политического движения, которое основывается на симпатии или приверженности к какой-нибудь доктрине, что выражается в политических дебатах и готовности принимать участие в политических митингах, шествиях и демонстрациях, партия политическая является специализированной, организационно оформленной и упорядоченной группой, объединяющей приверженцев тех или иных целей и служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти. От всех других политических институтов партию отличает определенная внутренняя организация и структура, четко оформленное членство (что подтверждается и специальными атрибутами - партийными удостоверениями), наличие политической программы действий и устава, определенная идеологическая система ориентации деятельности.
В процессе осуществления действий в политической сфере важную роль играет политическая культура. Она представляет собой ценностно-нормативную систему идей, идеалов, стандартов поведения, обычаев и традиций, посредством которых определяется содержание и смысл политических явлений и процессов, направляется и регулируется деятельность государства, политических движений и партий, социальных групп, общественных организаций и отдельных личностей. Политическая культура включает в себя определенную совокупность ценностей, таких, например, как свобода, равенство, суверенитет народа и т.п. Такие ценности в современных обществах находят свое правовое оформление и обеспечение в Конституции страны, а также в системе культуры общества, в существующих в нем обычаях и традициях. Но в политической культуре существует и второй слой - нормативный, который имеет большое значение для понимания механизмов осуществления политической власти и функционирования государства.
Политическая культура не дается человеку в готовом виде один раз и навсегда, она формируется в процессе политической социализации. Этот процесс включает в себя усвоение человеком культурных ценностей и ориентаций в сфере политики, определенных требований и стандартов поведения, позволяющих ему адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенные политические функции. Американские социологии Д. Истон, Л. Коэн, Р. Линтон, Т. Парсонс трактовали этот процесс как процесс усвоения человеком социальных ролей, которые необходимо выполнять в сфере политики, во взаимодействии индивидов и групп с политической системой и ее институтами. Другое социологическое направление, развиваемое преимущественно в Германии (Ю. Хабермас - , Н. Луман - ), интерпретирует политическую социализацию как процесс аккультурации, т.е. освоения человеком новых для него культурных ценностей, и связанного с этим формирования политического сознания и поведения.
Политическое поведение людей реализуется в политических процессах, которые раскрывают развитие, изменение, динамику политической системы, ее институтов, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности, в осуществлении отношений господства и подчинения. Одной из усиливающихся тенденций развития политических процессов во многих странах мира, в том числе в таких различных, как США и Россия, на протяжении последних десятилетий 20 ст. становится упадок политической активности граждан.
Е.М. Бабосов
С.П. - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о П. - политологией. С.П. считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной данной науке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открывает широкий доступ к комплексным исследованиям П. и к теории политологии. Находясь на стыке философских, социологических, политологических, исторических, экономических наук, С.П. как самостоятельная отрасль научных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитии гуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественной жизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всех аспектов П.
С.П. - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной прежде всего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающей методику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории П. и государства. Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников С.П.: ведь именно он исследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы П. и назвал ее "королевой наук". Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими видными мыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Боден. Однако решающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно С.П. внесло первоначально теоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затем А. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса , а потом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером , В. Парето , Г. Лассуэлом. Причем С.П. не просто заимствует концепции и методы из философских и политических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии. Так например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и его последователей была преобразована С.П. в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.
Специфика С.П. заключается в том, что она рассматривает П. через анализ социальной структуры , через деятельность социальных институтов , общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.
Что же такое П., с точки зрения социологии? Отвечая на этот вопрос, М. Вебер утверждал: "Политика... означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". Всякий, кто занимается П., тот стремится к власти над другими людьми и их группами. Выступая в качестве самостоятельной научной дисциплины, политическая социология имеет свой предмет исследования, свою структуру и свой категориальный аппарат. Вместе с тем она под специфическим, только ей свойственным углом зрения использует основную содержательную проблематику социологии как науки об обществе и личности и политологии как науки о П., но интерпретирует эту проблематику в социальном контексте. Ее специфический интерес - изучение процесса функционирования и распределения политической власти в государственно-организованном обществе.
Исходной категорией С.П. является политическая сфера, представляющая собой специфическую подсистему общества, связанную с определением коллективных политических целей, принятием соответствующих решений, осуществлением власти. Чтобы яснее представить сущность данной сферы и ее особенности, следует обратиться к сформулированной французским социологом П. Бурдье концепции социальной топологии. Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства, построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать их владельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства. Социальное пространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) - экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала (например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждого индивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих в политическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере П., за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур и систем государственной власти. При анализе политического поля (сферы), считает П. Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спроса и предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношения политическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы в политическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различные политические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурную двойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партии и т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в котором принимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти.
Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотического нагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами и группами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на ее взаимодействия. Это и есть политическая система - базисная категория С.П. Этим термином охватывается система органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся в оппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные "правила политической игры", которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями и государственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права и обязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участие граждан в выборах центральных и местных органов власти.
В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американские социологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные и современные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодательными, исполнительными, судебными органами), а также дифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованными группами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на два основных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо "культуры подчинения" превалирующей становится "культура участия", а "подданные" превращаются в "участников". Второй тип - это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре "подчинения - участия". Они предстают в четырех разновидностях: а) радикально-тоталитарные (СССР); б) консервативно-тоталитарные (нацистская Германия); в) консервативно-авторитарные (Испания во времена диктатуры Франко); г) авторитарно-модернизирующие (Бразилия).
С.П. уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:
1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируют свои требования к политикам, принимающим решения.
2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за их выполнением.
3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей в политической деятельности.
4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.
5. Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в П.
6. Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.
7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например изменение соотношения политических сил).
8. Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиям на нее.
Так, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политический режим - это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политических процессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан). Существует три основных типа политических режимов - тоталитарный, авторитарный и демократический. Для тоталитарного политического режима характерно полное господство власти над обществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарный политический режим отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (например, в экономике или культуре). Демократический политический режим базируется на признании народа источником власти, его праве участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, осуществлением контроля общества (большинства) над властью.
Возникает вопрос: с точки зрения С.П., что же такое власть?
В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии и т.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей и общностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а эти последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.
Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и ее ниспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иным индивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть до вооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения политического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенное структурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления в обществе.
Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься и оцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей власти осуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность , т.е. законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три типа легитимности власти.
Первым типом легитимности власти, согласно М. Веберу, является "авторитет вечно вчерашнего", или традиционное господство, передаваемое по наследству, когда сын князя после смерти отца становится князем, принц (сын короля) - королем, царевичем - царем и т.д. В таком случае вера в легитимность наследственного монарха подкрепляет авторитет государства многовековыми традициями почитания власти и подчинения ей.
Вторым типом легитимности власти является харизматический. Он основан на харизме, т.е. вере в исключительные качества руководителя, связанные с его способностью оказывать необычайно сильное влияние на окружающих людей, подчинять их своей воле. Харизматическая легитимность свойственна основателям мировых религий и пророкам - Иисусу Христу, Будде, Магомету, выдающимся полководцам - Александру Македонскому, Цезарю, Наполеону, политическим партийным вождям - Ленину, Сталину, Гитлеру. Харизматический вождь чаще всего обожествляется, наделяется в общественном мнении неоспоримым авторитетом, сверхъестественными, волевыми и иными качествами. "Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне "призванным" руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него... Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников, апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев" (М. Вебер).
Третий тип политической легитимности представляет собой демократическая, или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый политический интерес, который выражается в демократических процедурах выборов по общепризнанным правилам президента или другого высшего должностного лица, в результате чего граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Серьезное внимание С.П. уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность - это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в 20 в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:
1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.
2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера, выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо за ее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.
3. Региональные и этнонациональные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политических решений.
4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципу единства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политических интересов.
Французский социолог А. Турэн выдвинул концепцию, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.
Долговременный успех политических движений зависит от некоторых общих условий. Наиболее важными из них являются два следующих. Во-первых, необходимо, чтобы такие движения обладали четко сформулированной доктриной, которая была бы способна пробудить энтузиазм и подтолкнуть широкие массы населения к политической активности. Такая доктрина должна представляться важной и обоснованной большому количеству людей, должна базироваться на хорошо разработанной социальной теории, способной разъяснить актуальные и спорные проблемы, осветить важные для больших групп людей цели, способы и пути их достижения, а также обрисовать желательные альтернативные формы общества. Во-вторых, необходимы политические организации, способные вовлекать широкие массы людей в борьбу за власть и использовать эту завоеванную власть для переустройства общества.
Важная роль политических движений состоит в том, что они не только создают предпосылки для возникновения новых или трансформации существующих политических систем, но также вырабатывают независимую форму политического решения и действия, которая способна стать существенным, часто высоко эффективным элементом политической борьбы.
В отличие от политического движения, которое основывается на симпатии или приверженности к какой-нибудь доктрине, что выражается в политических дебатах и готовности принимать участие в политических митингах, шествиях и демонстрациях, партия политическая является специализированной, организационно оформленной и упорядоченной группой, объединяющей приверженцев тех или иных целей и служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти. От всех других политических институтов партию отличает определенная внутренняя организация и структура, четко оформленное членство (что подтверждается и специальными атрибутами - партийными удостоверениями), наличие политической программы действий и устава, определенная идеологическая система ориентации деятельности.
В процессе осуществления действий в политической сфере важную роль играет политическая культура. Она представляет собой ценностно-нормативную систему идей, идеалов, стандартов поведения, обычаев и традиций, посредством которых определяется содержание и смысл политических явлений и процессов, направляется и регулируется деятельность государства, политических движений и партий, социальных групп, общественных организаций и отдельных личностей. Политическая культура включает в себя определенную совокупность ценностей, таких, например, как свобода, равенство, суверенитет народа и т.п. Такие ценности в современных обществах находят свое правовое оформление и обеспечение в Конституции страны, а также в системе культуры общества, в существующих в нем обычаях и традициях. Но в политической культуре существует и второй слой - нормативный, который имеет большое значение для понимания механизмов осуществления политической власти и функционирования государства.
Политическая культура не дается человеку в готовом виде один раз и навсегда, она формируется в процессе политической социализации. Этот процесс включает в себя усвоение человеком культурных ценностей и ориентаций в сфере политики, определенных требований и стандартов поведения, позволяющих ему адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенные политические функции. Американские социологии Д. Истон, Л. Коэн, Р. Линтон, Т. Парсонс трактовали этот процесс как процесс усвоения человеком социальных ролей, которые необходимо выполнять в сфере политики, во взаимодействии индивидов и групп с политической системой и ее институтами. Другое социологическое направление, развиваемое преимущественно в Германии (Ю. Хабермас - , Н. Луман - ), интерпретирует политическую социализацию как процесс аккультурации, т.е. освоения человеком новых для него культурных ценностей, и связанного с этим формирования политического сознания и поведения.
Политическое поведение людей реализуется в политических процессах, которые раскрывают развитие, изменение, динамику политической системы, ее институтов, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности, в осуществлении отношений господства и подчинения. Одной из усиливающихся тенденций развития политических процессов во многих странах мира, в том числе в таких различных, как США и Россия, на протяжении последних десятилетий 20 ст. становится упадок политической активности граждан.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия