СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
SOCIOLOGY OF EVERYDAY LIFE) Хотя большая часть социологов занимается анализом крупномасштабных структур, таких, как семья, институты труда или государство, существует важная отрасль социологии, нацеленная на менее масштабный анализ практик, взаимодействий и культурных механизмов (arrangements) повседневной жизни. В рамках некоторых подходов, таких, как этнометодология, считается, что повседневная жизнь представляет собой единственный заслуживающий внимания (valid) уровень социологического анализа. Существует ряд различных социологических подходов к исследованию повседневной жизни. А. Шюц пытался анализировать воспринимаемые как само собой разумеющиеся допущения обыденного мышления при повседневном взаимодействии. Ю. Хабермас противопоставляет жизненный мир (повседневную жизнь) и социальную систему; согласно его концепции, процесс модернизации и рационализации ведет к колонизации жизненного мира. Последний выступает как подлинный (authentic), тогда как институты рационализированной социальной системы являются искусственными и фальшивыми. А. Лефевр (Lefebvre, 1947), стоящий на марксистских позициях, указывал на необходимость понимания того, что, разделяя сферы работы, домохозяйства и досуга, капитализм порождает отчуждение в повседневной жизни. Продуктом потребления общества является коммодификация повседневной жизни. В рамках постмодернистских исследований культуры утверждалось, что происходит эстетизация повседневной жизни, в ходе которой обычные объекты повседневного мира оказываются под растущим воздействием стиля и моды. Они создаются не просто потому что полезны, а определяются модой, превратившись в продукты дизайна. И. Гофман изучал повседневную жизнь как постановку (performance). П. Бурдье разработал понятие габитуса (habitus), с помощью которого мир повседневности описывался как система практик, воплощающих наши фундаментальные предпочтения и вкусы в отношении предметов, ценностей и людей. Габитус определяет нашу реакцию на реальность, организуя эти предпочтения в систему различий (distinctions), структурирующих социальную реальность. Габитус — это культурная организация повседневных практик, включающая вкус и эмоции. См. также: Марксистская социология; Микросоциология; Символический интеракционизм.
Источник: Социологический словарь