Социология повседневности

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Социология повседневности
область микросоциологии, связанная с анализом практик, взаимодействий и культурной организации повседневной жизни; анализ макроинститутов (таких, как экономика и государство) остается вне интереса данной области. Исследование повседневности играло фундаментальную роль в развитии немецкой социальной теории и прежде всего в работах А. Шюца и Ю. Хабермаса [1, с. 220].

Источник: Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: глоссарий к книге

Социология повседневности
Соціологія повсякденності. Sociology of everyday life (daily occurence). Микросоциологическая теория, предметом которой являются социальные действия индивидов и малых групп в рамках определенной культурной организации повседневной жизни, а методологией познания – феноменология. Повседневность под этим углом зрения обретает значение такого бытия культуры, основными чертами которого являются отчужденность от индивида и малой группы макроинститутов и, в первую очередь, экономики и государства, скрытые и скрываемые (например, при помощи средств массовой информации), а поэтому и недоступные пониманию индивида подлинная цель их существования и характер деятельности. Повседневность, таким образом, как бы противостоит социальной системе, в которой ее рациональная природа по отношению к индивиду и малой группе обретает обратное, иррациональное и фальшивое значение. Поэтому-то культура и распадается на повседневную, или подлинную, и социетальную. Повседневная культура проявляется в непосредственных отношениях между людьми, где они опираются на простой жизненный опыт, на котором основывается, например, доверие или недоверие по отношению друг к другу, понимание или непонимание действий другого и, соответственно, согласие или не согласие с ними, принятие или отвержение их результатов и т. д. Социэтальная – опирается на идеологические конструкции, часто абсолютно чуждые индивиду потому, что идеологические декларации практически всегда отличаются от их подлинного содержания и целей. В результате даже сама повседневность распадается на различные сферы: работа, быт, досуг, рекреация и т. д., часто практически не взаимосвязанные друг с другом. Т. е., их взаимосвязь особого рода: каждая их них как бы служит средством прикрытия “неподлинности” другой. В данных условиях сама повседневная жизнь обретает качество товара. Появляются тенденции ее не бесплатной эстетизации и артизации, превращение ее в перманентное шоу с целью инкорпорации через воздействие на чувственность, волю и т. д. средствами моды, шоу-бизнеса, средств массовой коммуникации и т. д. Теперь даже сложные политические проблемы пытаются решать не только в результате их обсуждения и поиска консенсуса, а, например, средствами имиджмейкерства, снимая необходимость компетентных суждений для человека из массы и переводя его на уровень отношения к действительности по принципу “нравится”, “не нравится”. В связи с этим П. Бурдье (Pierre Bourdien) вводит понятие “габитус”, раскрывающее деятельную повседневную эмоциональную реакцию индивидов на все, что совершается в действительности, выражаемую в предпочтениях, вкусах и бытовых ценностях. Целенаправленно формируемый габитус обретает значение способа культурной организации повседневности, а через нее и всего общественного бытия людей. С. п. еще называется феноменологической социологией. В социологической литературе в этой связи обычно называют А. Шюца и П. Бурдье. Значительный вклад в данное направление развития социологического знания внесли и А. Лефевр, А. Фиркандт, Т. Гейгер, Т. Литт. См. также Артизация, Габитус, Феноменализм, Социология культуры феноменологическая, Шоу политическое и Эстетизация повседневности.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011