sociology of knowledge) — раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо форму, либо содержание знания). В общепринятом смысле социология познания (вбирающая в число предметов все идеи и "верования", а также знание в более точном смысле — научное или "истинное") есть неотъемлемая часть многих общих теорий. Например, закон трех стадий Конта объясняет интеллектуальное и социальное развитие общества. Границы дисциплины пересекаются со смежными направлениями исследований: социологией науки, социологией религии, социологией искусства и литературы. Еще одно различие часто проводится между социологией познания и эпистемологией — теорией познания в философии. Как показывает позитивизм Конта, оно не всегда принималось в социологии. Вклад Дюркгейма состоял в утверждении, что существует основополагающая аналогия между нашими фундаментальными способами мышления, например, пониманием пространства и времени, и основными формами социальной организации, особенно нашими понятиями об обществе. В последние годы создалось мощное движение и в философии за подход к эпистемологическим вопросам социологическими способами. Пример тому — работа Куна о науке. В раннем подходе дисциплины доминировали проблемы, поднятые марксизмом. Согласно Марксу и Энгельсу, знание часто искажается классовыми интересами. Таким образом, социология познания в том виде, в каком она была инициирована марксизмом, интересовалась в основном экономической предопределенностью главных идей определенной эпохи или социальной формации (см. также Базис и надстройка; Идеология). Данный подход был и оспорен, и продолжен Карлом Маннгеймом следующим образом: многие разновидности групповой принадлежности и социального положения, а не только классовые и экономические интересы, действуют таким образом, что обусловливают формирование и результаты познания. Сам марксизм не был исключением из этого правила. Маннгейм провел важное различие между "реалистическими", "идеологическими" и "утопическими" формами знания, а также выявил социальные условия, способствующие каждой из них. Он хотел преодолеть тенденцию к релятивизму в социологии познания, утверждая, что ответы могут дать знания социально нерасположенных, "свободно плавающих" интеллектуалов. Маннгейм был не одинок. По мнению многих социологов, дисциплина должна не ограничиваться раскрытием социальной основы "ложных" утверждений знания, а пытаться способствовать выявлению социальной основы "истинного" знания. Труды Конта и Маркса совпадают с Маннгеймом в этом более не принимаемом представлении. Та же цель преобладает в опытах по синтезу в современной социологии (см. модель трех типов "интересов знания" Хабермаса) или в социологических формах научного реализма. Конечно, социология не решила раз и навсегда проблемы знания, но и не уступила место прямому релятивизму (см. также Постмодернизм). Сегодня социология познания применяется во многих исследованиях, в частности, в рамках социологии науки и социального строительства повседневного знания (см. Социальная феноменология; Этнометодология).