специальная социологическая теория, изучающая состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, отношение людей к профессии, выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении.
Объектом С. п. выступает проф. структура об-ва, сформированная в процессе разделения труда. Ее предмет — проблема соответствия запроса на те или иные профессии в об-ве и стремления членов об-ва к овладению ими. В данном ракурсе исследуются престиж профессий и проф. ориентации молодежи. В ряду других проблем — проф. мобильность.
См. также: Профессия.
Лит.: Борисов В. А., Козина И. М. Об изменении статуса рабочих на предприятии // Социологические исследования. 1994. № 11; Бунин И. М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования. 1993. № 3; Возъмитель А. А. Социальные типы фермеров и тенденции развития фермерского движения // Социологические исследования. 1994. № 10; Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Там же. 1995. № 3.
Г. Н. Соколова
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
отрасль социологии, предмет к-рой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры об-ва, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях (вербаль-но) и соц. поведении. С.п. рассматривает профессиональную структуру в единстве с соц. структурой об-ва (см. Профессия). В этом смысле предмет С.п. составляет также ее соц.-профессиональная структура. С.п. тесно связана с социологией труда (см.) и изучает ряд пограничных с нею проблем - профессионально-трудовую адаптацию, отношение к профессиональному труду, квалификации,экономике и организации производства со стороны занятых в нем работников. В СССР С.п. разрабатывалась с первых лет Советской власти (первоначально - в рамках проблематики научн. организации труда - НОТ). В 60-70-е гг. большинство исследований было посвящено престижу профессий, профессиональной адаптации профессиональной ориентации молодежи, профессиональному росту работников. В меньшей степени были распространены монографии, исследования социологич. проблем конкретных профессий и специальностей. Лишь в 80-е гг. стали изучаться социологич. проблемы отдельных профессий интеллигенции (врачей, учителей, инженерно-технич. кадров и др.). Особое место занимают социологич. исследования профессионального труда работников науки, их профессиональной мобильности. Отождествление С.п. с социологич. исследованиями в отраслях народного хоз-ва (промышленности, сельского хоз-ва, торговли и т. п.) представляется неправомерным. С.п. отличается, напр., от социологии промышленности, во-первых, тем, что ее объектом являются социологич. проблемы не всех вообще работников данной отрасли, а только составляющих ее профессий; во-вторых, тем, что в рамках ее изучаются социологич. проблемы профессий, выходящие за пределы отдельной отрасли производства. Вместе с тем связь С.п. с "отраслевыми" исследованиями очевидна. Лит.: Подмарков В.Г., Сиземская И.Н. О профессиональной структуре советского общества. М., 1969; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Кугель С.А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983; Титма М.Х., Тальюнайте М.Й. Престиж профессий. Вильнюс, 1984; Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. М., 1985. Ф.Р. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ
специальная социологическая теория, содержание которой –состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С. п. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С. п. –проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями. В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации молодежи.
Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это –относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.
В С. п. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин –«профессионализация». Объективные условия профессионализации – это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, «привязывая» каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы. Профессиональная группа –это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией.
Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры. Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или –в более общей формулировке –профессиональной мобильности. Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С. п. является исследование профессиональной адаптации –процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде.
Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С. п., является закон перемены труда, непреложное требование которого –ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.
Лит.: Подмарков В. Г., Сиземская И. Н. О профессиональной структуре советского общества. –М., 1969; Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. –М., 1975; Титма М. Х., Тальюнайте М. Й. Престиж профессий. – Вильнюс, 1984. Г. Н. Соколова
Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это –относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.
В С. п. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин –«профессионализация». Объективные условия профессионализации – это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, «привязывая» каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы. Профессиональная группа –это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией.
Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры. Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или –в более общей формулировке –профессиональной мобильности. Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С. п. является исследование профессиональной адаптации –процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде.
Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С. п., является закон перемены труда, непреложное требование которого –ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.
Лит.: Подмарков В. Г., Сиземская И. Н. О профессиональной структуре советского общества. –М., 1969; Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. –М., 1975; Титма М. Х., Тальюнайте М. Й. Престиж профессий. – Вильнюс, 1984. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.