СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
sociology of industry) — см. Индустриальная социология; Социология труда.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ)
англ. sociology, industrial; нем. Industriesoziologie. Отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных соц. и профессиональных групп в сфере промышленного производства. См. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социология промышленности
отрасль социологии, изучающая социальные группы, функционирующие в сфере промышленного производства: их деятельность, поведение и взаимодействие, дифференциацию этих групп, складывающуюся в масштабе промышленности в целом и отдельных ее отраслей, объединений, предприятий, организаций с учетом конкретных условий работы и действующей в обществе системы экономических и управленческих отношений. С. п. тесно взаимодействует с социологией труда, социологией управления, социальной психологией и социальным планированием. Это естественно: при изучении человеческого фактора в промышленности не может игнорироваться ни сам процесс труда, ни то, в каких условиях он протекает, ни особенности структур (организационных, управленческих, технологических, экономических и социальных), в которых формируются и действуют социальные субъекты и группы. Используемый в западной социологии термин «индустриальная социология» в отечественной научной традиции является синонимом С. п. Однако следует отметить, что индустриальная социология шире промышленной, поскольку изучает социальные группы и отношения, формирующиеся в процессе индустриализированного труда, охватывающего, по мере развития общества, все более далекие от промышленности сферы народного хозяйства. С. п. исследует особенности промышленности как одной из подсистем производственно-экономической сферы страны. Поэтому конечные результаты, получаемые промышленными социологами, раскрывают эффективность процессов труда как таковых, а социальную и экономическую эффективность функционирования коллективов промышленных предприятий, промышленности как особой подсистемы народного хозяйства. Кроме того, С. п. дает соответствующие рекомендации для решения задач, возникающих в практике промышленного управления. По своей природе и генезису С. п.прикладная область социологии. Ее развитие обусловлено, главным образом, появлением новых социальных проблем в практике управления. Поиск их разрешения обогащает предмет, проблематику, методы исследования С. п. и язык описания исследуемых процессов. В центре внимания отечественной С. п. начала 60-х гг. находились проблемы организации, условий и стимулирования труда. Текучести кадров, адаптации молодых работников на предприятиях, взаимоотношений в производственных коллективах. В 70-х гг. исследуются социальная организация предприятия, проблематика отношения к труду и социальной активности работающих. В середине 80-х гг. центральной проблемой С. п. становится изучение социальных предпосылок перехода предприятий на новую систему хозяйственного управления, возможности мобилизации социальных резервов трудовых коллективов, развитие производственной демократии и самоуправления, социальные качества научно-технического прогресса и социальная ориентация технической и экономической политики предприятия. Особое значение в современных условиях приобретают проблемы взаимодействия предприятия и города, отраслевых и местных органов управления в социальной сфере. В связи с повышением значимости социальных проблем в жизни нашей страны, переходом в решении социальных задач от остаточного принципа к целевому, реформой хозяйственного механизма требуется углубление и развитие проблематики С. п. В частности, на первый план выступают такие проблемы: развитие коллективных форм организации труда в условиях глубокого хозяйственного расчета; разработка целевых нормативов по условиям и содержанию труда различных групп работников; изучение специфики социальных функций коллективов промышленных предприятий и их соотношения с производственно-экономической функцией; влияние научно-технического прогресса и широкого внедрения современных технологий на социальную организацию трудовых коллективов и занятость в промышленности и др. Традиционная парадигма промышленной социологии: работник первичный трудовой коллектив рабочее место формальная и неформальная структура управления предприятия должна быть расширена за счет включения экономических условий хозрасчетной деятельности и широкого комплекса социальных условий жизни в населенном пункте. Тем самым усиливаегся связь С. п. с экономической социологией и социологией города.

Источник: Социологический справочник