Социология религии Э.Дюркгейма
Социология религии Э.Дюркгейма
Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией (святое и светское). Святое - одновременно источник сдерживания (табу) и источник уважения (авторитет).
"Религия - это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, объединяющих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех тех, кто к ним принадлежит".
Церковь - это организация, регулирующая религиозную жизнь группы.
Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, поддерживающих коллективное сознание, поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни.
Социальный характер религии Дюркгейм видел в трех проявлениях:
- как общественно обусловленного явления;
- как воплощения понятий социальной действительности в коллективном сознании;
- как явления со своими функциональными социальными последствиями (то есть удовлетворяющее определенные потребности).
Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы.
Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии.
Главные социальные функции религии:
- дисциплинарная, или функция принуждения и контроля;
- цементирующая (функция усиления общественного единства);
- репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новым исполнителям;
- эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия.
Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму.
Источник: Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru