СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
англ. sociology of religion; нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse; Отрасль социологии, изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными институтами в обществе; проблемы религиозности, секуляризации, психологии верующих. См. РЕЛИГИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социология религии
предметная область социологического исследования, изучающая социальный характер религии, в частности, религию как социальный институт, механизмы социального производства религиозных убеждений и практик, соотношение религиозных верований с иными типами знания, взаимовлияние религии и других социальных институтов и подсистем (культуры, экономики и т.п.).
Социус (от лат. socius союзник; товарищ)–индивид, рассматриваемый как единица в к.-л. системе социального взаимодействия.
Социус (от лат. socius союзник; товарищ)–индивид, рассматриваемый как единица в к.-л. системе социального взаимодействия.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
SOCIOLOGY OF RELIGION) В классической социологии исследование религии было связано прежде всего с двумя широкими вопросами: (1) каким образом религия способствует поддержанию социального порядка и (2) каковы отношения между религией и капиталистическим обществом. Эти два вопроса обычно соединяются в аргументации, согласно которой индустриальный капитализм разрушает традиционные религиозные привязанности, угрожая, таким образом, сплоченности общества. В последнее время предмет социологии религии стал определяться более узко — как исследование религиозных институтов. См. также: Вебер; Галеви тезис; Гражданская религия; Дюркгейм; Колдовство; Культ; Милленаризм; Мировые религии; Миф; Невидимая религия; Новые религиозные движения; Протестантская этика; Профанное; Рационализация; Ритуал; Сакральное; Секта; Секуляризация; Табу; Теодицея; Фрейд; Церковь. Лит.: Turner, В.S. (1991); Hamilton (1995)
Источник: Социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
отрасль современного социологического знания, исследующая религиозно-мистические отношения, религиозную жизнь общества. Ключевые проблемы социологии религии — отношения различных групп верующих, церкви как социального института с другими элементами структуры общества, социальные функции религиозных организаций, их влияние на духовный мир человека. Эта отрасль может рассматриваться как среднеуровневая социологическая теория, формулирующая закономерности религиозно-мистической жизни людей, либо как специальная теория в рамках современной социологии духовной жизни. Весьма важен анализ взаимодействия религиозных организаций, церкви с различными социальными группами населения, социальными институтами общества, особенно в контексте национально-культурной проблематики, специфики национально-регионального развития. См. труды В.И. Гараджи, А.В. Кожевникова, М.Н. Теплякова, Л.К. Нагорной, З.Г. Иониной, А.С. Фролова. А.В. Старыгина Е.Г. Ним
Источник: Словарь виталистской социологии
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее генезис, социальные функции, место и роль религии в обществе, ее структуру. С.р. рассматривает религию в качестве социальной подсистемы в общем социальном контексте, исследует взаимосвязи религиозных групп, общностей, институтов с другими общественными группами и институтами. Предметом С.р. являются также проблемы секуляризации и религиозности. Социологический анализ религии предполагает выявление социальных, гносеологических, психологических корней религии. С.р. исследует следующие структурные элементы религии: 1) религиозное сознание; 2) религиозную деятельность; 3) религиозные отношения; 4) религиозные организации. Все они рассматриваются в органичном единстве. Кроме того, С.р. выявляет и прослеживает те социальные функции, к-рые выполняет в обществе религия. Среди них: иллюзорно-компенсаторская (религия возникает в качестве иллюзорного восполнения неудовлетворенности людей своим бытием); мировоззренческая (религия является формой общественного сознания); регулятивная (религия создает определенную систему ценностей и норм, мотивирующую и регулирующую поведение людей); коммуникативная (проявляется в общении в процессе культовой и внекультовой деятельности и способствует укреплению контактов и солидарности верующих); интегративная (религия может выступать в качестве поддерживающего стабильность того или иного общества фактора). Большой вклад в развитие С.р. сделали социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
sociology of religion) — раздел социологии, имеющий дело с религиозными явлениями (см. также Религия). Исторически данная область занимала центральное место в работах большинства ведущих классических социологов, особенно Вебера и Дюркгейма. Идеи этих двух теоретиков все еще составляют ядро дисциплины. Дюркгейм изучал роль религии с точки зрения функционального универсального средства интеграции общества, заложив основу функционалистской теории религии, а Вебер — различные формы веры и религиозных организаций, а также их значение для развития рациональности и последовательных изменений (см. Протестантская этика; Аскетизм; Конфуцианство; Иудаизм; Церковно-сектантская типология; Теодицея; Пророчество). До них религия рассматривалась как "заблуждение" (Конт или Маркс — последнему принадлежит фраза "религия — опиум для народа") или изучалось ее происхождение и стадии эволюционного развития (см. Тайлор; Спенсер). Сравнительно недавно социология религии сконцентрировала внимание на процессе секуляризации, происходящем в западных обществах. Много работ посвящено и религиозным организациям (например, Б. Уилсон, 1967), особенно "крайним" формам, культам, сектам (например, сциентология или лунатики). В социальной антропологии, исторической социологии и в изучении современных не европейских обществ сравнительное изучение религии как одного из главных социальных институтов продолжает занимать видное место в социологическом анализе. См. также Гражданская религия; Индуизм; Ислам; Буддизм; Каста.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Социология религии
(от лат. religio – культ, святость, благоговение, благочестие, предрассудки, суеверие; богослужение). Соціологія релігії. Sociology of religion. В западной социологии – исследование религии как средства поддержания социального порядка. Как следствие, такой подход затрагивает: а) проблему отношения религии и капиталистического государства в условиях нарастающего процесса секуляризации через снижение социального значения роли религиозной обрядности, религиозных убеждений, социальной значимости клира и т. д., что, в свою очередь, приводит к постепенной социальной дезинтеграции; б) анализ особенностей функционирования религии как социального института. Как правило, представители С. р. занимаются исследованием того положения, которое религия занимает в современном обществе без учета тех интерпретаций, которым она подвергалась в прошлом. Историческая социология, например, может представить свидетельство того, что, например, в Древнем Риме религия в различных словосочетаниях, наряду с представлением о ней как совестливости и благочестии, интерпретировалась и как благоговение перед богами, и как сомнение и моральное стеснение, и как терзание в сомнениях, и как преступление перед совестью, и как суеверие, и как грех и вина и т. д. Все это свидетельствует о том, что в период становления монотеистической религии, как формы общественного сознания, в духовной культуре происходили сложные процессы, сопровождаемые ее институализацией. Выделялись те социальные слои и силы, которые нуждались в религиозно-идеологическом обосновании своего социального положения; шел интенсивный поиск клиром своего места в системе социальных отношений и пр. Современная С. р. не может стоять в стороне от религии. В ее исследовании религиозных общин, взаимосвязи церкви и государства, влияния церкви на политические процессы и прочее всегда следует видеть складывающиеся на данный момент переплетения социальных интересов различных субъектов социума. Только в таком случае можно понять, что интегральная функция религии, анализу которой такое большое внимание уделял, например, Э. Дюркгейм (Emile Durkheim), считая ее универсальным средством социальной интеграции вообще, всегда связана с тем, что данная интеграция происходит вокруг именно этих интересов, а значит и отягощена многими противоречиями, угрожающими распадом. Современная С. р. большое внимание уделяет процессам секуляризации и сравнительному изучению религии. См. также Религия и Синкретизм.
РЕЛИГИИ СОЦИОЛОГИЯ
одно из направлений социологии, задачей к-рого явл. изучение религии. Основоположниками зап. Р. с. считаются Дюркгейм и М. Вебер. От Дюркгейма идет традиция функционального изучения Р. как «коллективного представления». Р., по Дюркгейму, есть осн. средство сплочения об-ва, установления связи между индивидом и социальным целым. Традиция, идущая от М. Вебера, трактует Р. прежде всего как мотив социального действия, выявляет ее роль в процессе тех или иных обществ, изменений. В зап. Р. с. можно выделить два уровня изучения религ. феноменов: теоретический, к-рый рассматривает Р. как целостную подсистему и выявляет ее взаимодействие с иными социальными структурами, и эмпирический, предполагающий изучение религиозности социальных и демографических групп и отдельных личностей. В теоретической Р. с. существует несколько течений, среди к-рых вплоть до 70-х гг. 20 в. господствовала функциональная школа.
Исходя из общих теоретических посылок функционализма, разработанных Парсонсом и Мертоном, представители этого направления (Т. О. Диа, Л. Шнайдер, Йингер) пытались применить их к изучению Р. Общим для них явл. идеалистическое сведение социальной структуры об-ва к взаимодействию людей в рамках опред. ин-тов, регулирующих поведение людей с помощью установленных норм поведения. Р., по их мн., создает систему верований, норм и ценностей, к-рые сплачивают членов об-ва, обеспечивают его целостность и единство. Следуя за Дюркгеймом, функционалисты считают Р. важнейшим фактором, интегрирующим об-во. Значит, место в теоретических построениях функционалистов занимает проблема социальных функций Р., к-рые они пытаются интерпретировать, полностью абстрагируясь от вопроса об ее истинности или ложности. В конце 60 — начале 70-х гг. все более заметные позиции в зап. Р. с. начали занимать представители феноменологического направления. К их числу относятся прежде всего амер. социолог Бергер и зап.-германский ученый Лукман. Пытаясь опереться на нек-рые филос. положения Э. Гуссерля, они рассматривают об-во и социальные ин-ты как продукты интерсубъективного сознания людей. Ими постулируется плюрализм «социальных реальностей», причем главной объявляется «реальность повседневной жизни», над к-рой надстраиваются системы «символических универсумов» в виде науки, иск-ва, религии, философии. Кроме того, широко используется принцип «интенциональности» сознания, т. е. его направленности на опред. предмет, позволяющий уйти от вопроса о реальности или иллюзорности предмета религ. веры. Исходя из этих общих предпосылок, Лукман в книге «Невидимая религия» сформулировал свое понимание Р. Он различает церковные формы религиозности и «неспецифическую», т. е. всеобщую социальную форму Р. Последняя существует, по мн. Лукмана, благодаря «трансцендированию» биологической природы человека и усвоению им различ. систем значений, выработанных об-вом. Т. обр., истоки Р., по Лукману, лежат в антропологической природе человека. Одной из важных проблем, активно обсуждаемых в зап. Р. с, явл. проблема секуляризации. Неоднозначное отношение к ней связано, в частности, с пониманием Р.
Те из социологов, кто принимает расширительные определения Р. (Йингер, Белла, Лукман и др.), считают понятие секуляризации несостоятельным, а те социологи, кто связывает существование Р. с верой в сверхъестественное (Б. Уилсон, Глок и др.), рассматривают секуляризацию как важнейший социальный процесс, в корне меняющий положение Р. в совр. об-ве. Неодинаковы и попытки объяснения секуляризации. Б. Уллсон, напр., объясняет ее исчезновением прежних, докапиталистических общностей людей (community), деперсонализацией и формализацией межличностных отношений. Противники секуляризации (Белла, Э. Грили и др.) используют идею Парсонса, согласно к-рой в об-ве происходит не секуляризация, а лишь структурная и функциональная дифференциация ин-тов. Значит, интерес представляет разработка зап. социологами методологии и методики эмпирических исследований религиозности. Наибольший вклад в решение этой проблемы внес амер. социолог Глок, разработавший т. наз. «многоизмеримые» модели религиозности.
Исходя из общих теоретических посылок функционализма, разработанных Парсонсом и Мертоном, представители этого направления (Т. О. Диа, Л. Шнайдер, Йингер) пытались применить их к изучению Р. Общим для них явл. идеалистическое сведение социальной структуры об-ва к взаимодействию людей в рамках опред. ин-тов, регулирующих поведение людей с помощью установленных норм поведения. Р., по их мн., создает систему верований, норм и ценностей, к-рые сплачивают членов об-ва, обеспечивают его целостность и единство. Следуя за Дюркгеймом, функционалисты считают Р. важнейшим фактором, интегрирующим об-во. Значит, место в теоретических построениях функционалистов занимает проблема социальных функций Р., к-рые они пытаются интерпретировать, полностью абстрагируясь от вопроса об ее истинности или ложности. В конце 60 — начале 70-х гг. все более заметные позиции в зап. Р. с. начали занимать представители феноменологического направления. К их числу относятся прежде всего амер. социолог Бергер и зап.-германский ученый Лукман. Пытаясь опереться на нек-рые филос. положения Э. Гуссерля, они рассматривают об-во и социальные ин-ты как продукты интерсубъективного сознания людей. Ими постулируется плюрализм «социальных реальностей», причем главной объявляется «реальность повседневной жизни», над к-рой надстраиваются системы «символических универсумов» в виде науки, иск-ва, религии, философии. Кроме того, широко используется принцип «интенциональности» сознания, т. е. его направленности на опред. предмет, позволяющий уйти от вопроса о реальности или иллюзорности предмета религ. веры. Исходя из этих общих предпосылок, Лукман в книге «Невидимая религия» сформулировал свое понимание Р. Он различает церковные формы религиозности и «неспецифическую», т. е. всеобщую социальную форму Р. Последняя существует, по мн. Лукмана, благодаря «трансцендированию» биологической природы человека и усвоению им различ. систем значений, выработанных об-вом. Т. обр., истоки Р., по Лукману, лежат в антропологической природе человека. Одной из важных проблем, активно обсуждаемых в зап. Р. с, явл. проблема секуляризации. Неоднозначное отношение к ней связано, в частности, с пониманием Р.
Те из социологов, кто принимает расширительные определения Р. (Йингер, Белла, Лукман и др.), считают понятие секуляризации несостоятельным, а те социологи, кто связывает существование Р. с верой в сверхъестественное (Б. Уилсон, Глок и др.), рассматривают секуляризацию как важнейший социальный процесс, в корне меняющий положение Р. в совр. об-ве. Неодинаковы и попытки объяснения секуляризации. Б. Уллсон, напр., объясняет ее исчезновением прежних, докапиталистических общностей людей (community), деперсонализацией и формализацией межличностных отношений. Противники секуляризации (Белла, Э. Грили и др.) используют идею Парсонса, согласно к-рой в об-ве происходит не секуляризация, а лишь структурная и функциональная дифференциация ин-тов. Значит, интерес представляет разработка зап. социологами методологии и методики эмпирических исследований религиозности. Наибольший вклад в решение этой проблемы внес амер. социолог Глок, разработавший т. наз. «многоизмеримые» модели религиозности.
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
специальная социологич. теория, изучающая генезис, соц. функции, место и роль религии в об-ве, ее структуру. Религия рассматривается в качестве соц. подсистемы в общем соц. контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, ин-тов с др. обществ. группами и ин-тами. Предметом С.р. являются также проблемы секуляризации и религиозности. Социологич. анализ религии предполагает выявление соц., гносеологич. психологич. корней религии. Понятием "соц. корни" обозначают совокупность обществ. отношений, детерминирующих возникновение, функционирование и воспроизводство религии. Это понятие помогает выяснить причины, порождающие ее, к-рые, в свою очередь, подразделяются на первичные (материальные условия жизнедеятельности) и вторичные - различн. компоненты надстройки: политика, гос-во, право, мораль и т. д. Гносеологич. корни религии связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности. Познание, имеющее объективное содержание, проявляется в субъективной форме. Формирование религиозного сознания связано как с особенностями человеческого познания, так и со спецификой человеческой психики, составными элементами к-рой являются различн. эмоции, настроения, переживания, к-рые могут быть выделены в качестве психологич. корней религии. Структура религии представляет систему, состоящую из следующих компонентов: 1) религиозного сознания, 2) религиозной деятельности, 3) религиозных отношений, 4) религиозных организаций - все они рассматриваются в органич. единстве. Религиозное сознание как одна из форм обществ. сознания существует в форме религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная идеология - это совокупность религиозных догматов и различн. положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. Религиозная психология - это своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, настроений и т. д. В доклассовом об-ве религиозная психология формируется еще до возникновения религиозной идеологии как отражение практич. бессилия людей перед различн. стихиями, а позднее - перед лицом соц. условий жизни и обществ. отношений. В преемственности религиозной психологии велика роль традиций и обычаев. Хотя оба уровня религиозного сознания оказывают друг на друга взаимное влияние, определяющая роль в этой взаимосвязи принадлежит религиозной идеологии, способствующей воспроизводству религиозной психологии, к-рая, в свою очередь, придает особую эмоциональность и направленность религиозной идеологии. Религиозная деятельность осуществляется в формах культовых и внекультовых. Культ - это система особых действий, в к-рых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественным силам. Внекультовая деятельность включает разработку религиозных идей, интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений, преподавание богословия, распространение религиозных верований и представлений, организационно-управленч. деятельность и т. д. Религиозные отношения складываются в процессе религиозной деятельности в соответии с религиозным сознанием. В зависимости от вида религиозной деятельности она подразделяется на культовые и внекультовые отношения. Влияние и распространенность религиозных отношений в системе обществ. отношений находится в непосредственной связи с тем, какое место занимает религия в об-ве, каково ее влияние на обществ. жизнь. Важным аспектом Ср. является изучение религиозных групп, общностей, организаций как на теоретик., так и на конкретно-социологич. уровнях, что имеет большое значение для характеристики религиозности, места и функций религии в об-ве. Религиозную группу можно определить как общность, складывающуюся в процессе отправления религиозных обрядов. Совокупность религиозных групп представляет собой религиозную организацию. Религиозные организации различаются по содержанию их вероучения и культа. Для всех докапиталистич. формаций характерно тесное слияние религиозных организаций с гос. структурой об-ва, совпадение религиозных и территориальных общностей. В процессе секуляризации происходит ослабление влияния религии, что приводит к появлению нерелигиозных групп. Среди религиозных организаций выделяют церковь, секты, деноминацию.
Религия выполняет в об-ве ряд определенных соц. функций, среди к-рых выделяется иллюзорно-компенсаторная функция. Религия возникает в качестве иллюзорного восполнения неудовлетворенности людей своим бытием. Мировоззренч. функция религии является всеобщей, но не специфич., т. к. ее выполняют и др. формы обществ. сознания. Она означает, что признание сверхъестественного, свойственное религиозному мировоззрению, определяет как понимание природы, человека и об-ва, так и соц. поведение людей. Как и любая форма обществ. сознания, выступает в качестве регулятора обществ. поведения людей. Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующей и регулирующей поведение людей. Подобно мировоззренческой, регулятивная функция является всеобщей, но не специфической. Интегративная функция религии реализуется на различн. уровнях обществ. развития в целом, определенного соц. ин-та, группы, личности. Роль религии в об-ве зависит от выполняемых ею функций, изменяющихся в ходе соц.-историч. развития, а ее положение в об-ве определяется, прежде всего, местом религиозного сознания в структуре обществ. сознания и местом религиозной деятельности в структуре соц. деятельности. Большой вклад в развитие социологии религии сделали западные социологи: Э. Дюркгейм, М. Вебер, И. Вах. Лит.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985; Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965; Гарад-жа В.И. Социология религии. М., 1996; Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; ODea T. The sociology of religion. N.Y., 1966; Hill M. The sociology of religion N.Y., 1973; Hargrove B. The sociology of religion. Illinois, 1979. Е.Д. Руткевич.
Религия выполняет в об-ве ряд определенных соц. функций, среди к-рых выделяется иллюзорно-компенсаторная функция. Религия возникает в качестве иллюзорного восполнения неудовлетворенности людей своим бытием. Мировоззренч. функция религии является всеобщей, но не специфич., т. к. ее выполняют и др. формы обществ. сознания. Она означает, что признание сверхъестественного, свойственное религиозному мировоззрению, определяет как понимание природы, человека и об-ва, так и соц. поведение людей. Как и любая форма обществ. сознания, выступает в качестве регулятора обществ. поведения людей. Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующей и регулирующей поведение людей. Подобно мировоззренческой, регулятивная функция является всеобщей, но не специфической. Интегративная функция религии реализуется на различн. уровнях обществ. развития в целом, определенного соц. ин-та, группы, личности. Роль религии в об-ве зависит от выполняемых ею функций, изменяющихся в ходе соц.-историч. развития, а ее положение в об-ве определяется, прежде всего, местом религиозного сознания в структуре обществ. сознания и местом религиозной деятельности в структуре соц. деятельности. Большой вклад в развитие социологии религии сделали западные социологи: Э. Дюркгейм, М. Вебер, И. Вах. Лит.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985; Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965; Гарад-жа В.И. Социология религии. М., 1996; Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; ODea T. The sociology of religion. N.Y., 1966; Hill M. The sociology of religion N.Y., 1973; Hargrove B. The sociology of religion. Illinois, 1979. Е.Д. Руткевич.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
отрасль социологии, изучающая религию как сферу культуры, как социальный феномен. К факторам, обусловившим возникновение С.Р. можно отнести: идеологию французского Просвещения, сформировавшую критический интерес к религии как социальному институту; накопившийся богатый фактографический материал по истории христианства и неевропейских религий, который требовал упорядочения и осмысления; рационалистическую гносеологию И. Канта и позитивистскую методологию О. Конта , задающих схему анализа религии, которая стала ответом на потребность в конкретно-научном изучении последней.
Основоположниками С.Р. считаются, прежде всего, Э. Дюркгейм и М. Вебер , а также Г. Зиммель , Б. Малиновский , Э. Трельч . С.Р. как отдельная отрасль социологического знания заявляет о себе в середине 19 в., когда позитивистская методология новой науки об обществе - социологии - была применена для анализа религии. О. Конт и Э. Дюркгейм задали своеобразный вектор изучения религии, который обусловил тематику С.Р. вплоть до 1970-х. О. Конт - родоначальник социологии - рассматривал религию как глобальную культурную схему, отражающую все важнейшие характеристики индивидуального и общественного сознания, свойственные определенному (теологическому) этапу эволюции человека и человечества. Этот этап характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, которое одушевляет явления окружающего мира, а все происходящее объясняет прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. В сфере социальной организации на этом этапе господствуют жречество и военная элита. Теологическое сознание проходит свои этапы эволюции: фетишизм, политеизм, монотеизм. На смену теологическому этапу приходит метафизический (философский), а он сменяется позитивным (научным). В конце жизни О. Конт, разуверившись в разумном (научном) устроении общественной жизни, предпринял попытку нового "религиозного синтеза" как средства выработки объединяющей людей идеологии - позитивной религии человечества как единого "Великого Существа". Т.о., О. Конт представил религию как естественный объективный элемент общественной эволюции, как основу социального порядка и детерминанту общественной структуры на определенном историческом этапе. Э. Дюркгейм расширил спектр изучения религии до ставших уже классическими проблем: определение религии, ее структура, функции, перспективы развития. В своей работе "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912) Э. Дюркгейм сформировал схему функционалистского анализа религии. Э. Дюркгейм утверждал, что любая развитая мировая религия не содержит ничего, чего бы не было в примитивных религиях. Сущность религии усматривается им не в вере в Бога, а в разделении окружающего человека мира на священный (сакральный) и мирской (профанный), относительно которых люди ведут себя по разному. Священный мир формируется из объектов и субъектов необычного свойства, источником которого, по Э. Дюркгейму, чаще всего выступает коллективная практика (общество). Общество дает индивиду необычные чувства и качества, не свойственные обыденной жизнедеятельности первобытного человека. Общество и становится источником религии, а в лице бога и предметом религиозной веры. Религия определяется Э. Дюркгеймом как связанная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам и объединяющих в единую моральную общность (церковь) всех, кто их принимает и разделяет. Структурные элементы религии: вера в священное, обряды и община верующих. Основная социальная функция религии - солидаризация группы, общества. Исчезнуть религия не может, т.к. не исчезнет потребность общества в регулярном подкреплении своей целостности.
Традиция Конта - Дюркгейма, придавшая С.Р. функционалистское направление, "понимает религию как способ выражения и функцию социальных отношений и сил" (Г. Меншинг). Избежать такой логики удалось М. Веберу, который не ставил перед собой задачу постичь сущность религии: социолог "должен иметь дело не с "сущностью религии", а с условиями и следствиями определенного рода действий общины, понимание которых" лежит в области убеждений и смыслов индивида. М. Вебер придал функционалистскому изучению религии иное направление - он обратился к проблеме мотивации поступка религиозными убеждениями человека. Это изучение М. Вебер поставил в контекст выяснения роли религии в формировании нерелигиозных систем поведения (хозяйственно-экономического, политического и т.п.). В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер пришел к выводу о непосредственной каузальной связи между протестантизмом (прежде всего, кальвинизмом) и становлением капиталистических отношений в Европе. Работы М. Вебера вызвали огромный резонанс. Его схема "протестантизм - капитализм" стала применяться к иным культурам и историческим эпохам. В России (и СССР), по этому поводу, следует упомянуть работы С. Булгакова (схема "христианство - труд") и Н. Никольского (схема "русское старообрядчество - капитализм"). В работах М. Вебера по С.Р. обнаруживается еще один аспект, который отличает его от предшественников - он фиксирует два вектора анализа в теме религия и общество: влияние религии на общество (религия формирует мотив социального действия) и влияние общества на религию (общество формирует определенные социальные группы носителей конкретной религии).
С середины 1960-х в С.Р. ощущается влияние сторонников феноменологической школы: прежде всего Т. Лукмана и П. Бергера . Лукман (основные работы по С.Р. "Проблема религии в современном обществе" и "Невидимая религия") уверен, что человек религиозен изначально, по своей природе: он не может нормально жить без опыта сакрализации, суть которого заключена в выходе (трансцендировании) за рамки своего биологического существования. Опыт сакрализации - это механизм конструирования смыслов, совокупность которых делает окружающий человека мир реальным, понятным и знакомым. Трансцендирование предстает как процесс объяснения, интерпретации, осмысления мира и самого человека. Если религиозность присуща самой человеческой природе, то нельзя говорить о ее вытеснении или исчезновении; можно говорить только об изменении ее форм. Лукман выделяет две такие формы: церковную и внецерковную религиозность. Первая представляется церковно-ориентированной религиозной идеологией, строго установленной системой догматов, ритуалов и т.п. Внецерковная религиозность (частная или "невидимая" религия) существует за счет: кризиса и упадка церковной религиозности; потребности человека в трансцендировании; процесса секуляризации. В современном мире религия существует наряду с наукой, философией, искусством как одна из мирообъяснительных схем. Соавтор Лукмана по книге "Социальное конструирование реальности" американский социолог Бергер признается одним из ведущих представителей современной С.Р. (его основная работа "Священная завеса"). Религия, по мнению Бергера, занимает центральное место в процессе конструирования смыслов, знания, когнитивного комплекса, который укореняет и ориентирует человека в его жизни. Для придания этому знанию устойчивости, некоторой универсальности, необходимо наделить его характеристиками священного космоса, мира сакрального. Эту процедуру космизации и выполняет религия, которая суть "космизация в форме священного". Сама космизация может быть определена как отождествление осмысленного (т.е. сконструированного человеком) мира с миром как таковым. Священное, которым оперирует религия, противостоит двум явлениям: светскому (профанному в жизни человека) и хаосу (когнитивной пустоте, бессмыслице, которую религия и преодолевает с помощью священного). Главнейшая функция религии - легитимизация (космизация) как наличного общественного порядка, так и самого индивида; религия дает человеку систему норм и ценностей, защищает его от хаоса, придает смысл происходящему и, в конце концов, дает ощущение реальности, объективности сконструированного человеком мира, поднимает профанность самого человека до сакральности Бога.
Помимо феноменологического направления, в современной С.Р. присутствует ряд иных не менее значительных школ: неоэволюционизм (Р. Белла), сравнительный синтез (Н. Смарт), неофункционализм (М. Йингер). Проблемное поле современной С.Р. расширилось за счет новых тем, порожденных послевоенным периодом: секуляризация и положение религии в современной светской культуре; новые (нетрадиционные) религии. Продолжаются дискуссии по методологическим проблемам С.Р.
Современную С.Р. как комплекс изучаемых проблем и уже полученного знания условно можно представить как совокупность трех уровней: методологического, теоретического и эмпирического. На методологическом уровне формируются и решаются проблемы самоопределения С.Р. как научной дисциплины: постулируется предметная область С.Р., определяется ее проблемное поле, формулируется специфика социологического подхода к изучению религии и стратегии взаимодействия с другими религиоведческими дисциплинами, упорядочивается категориальный аппарат и т.п. Следует отметить, что эти проблемы не нашли окончательного решения, виной чему небольшой исторический стаж С.Р. и ее междисциплинарный характер (активное взаимодействие с историей, психологией, философией, антропологией, культурологией и мн.др.). На теоретическом уровне формируется знание о религии как сфере общества, как социальном институте, как системе социальных отношений. Здесь разрабатываются и циркулируют объяснительные схемы, раскрывающие сущность религии, ее структуру, социальные функции и роль в обществе, определяющие закономерности и тенденции развития религии, описывающие формы и содержание взаимодействия религии с другими общественными сферами и институтами. Здесь же решается проблема определения религии. Содержание эмпирического уровня заключается в изучении эмпирически фиксируемых форм, проявлений и особенностей действий социальных субъектов (личности или общности), так или иначе связанных с религией. На этом уровне могут изучаться религиозное сознание и поведение субъекта (их содержание, особенности, условия формирования, мотивы); общественное мнение о религии (отношение к религии и связанным с ней явлениям различных групп населения); религиозные организации и объединения (их специфика, состав и структура, динамика развития, формы взаимодействия с другими группами, в том числе и светскими). Большинство социологов постулируют особый объект исследования на этом уровне - религиозность, т.е. приверженность религии как социальное качество личности. Основными характеристиками религиозности выступают ее уровень, степень, характер проявления и динамика изменения.
Д.К. Безнюк
Основоположниками С.Р. считаются, прежде всего, Э. Дюркгейм и М. Вебер , а также Г. Зиммель , Б. Малиновский , Э. Трельч . С.Р. как отдельная отрасль социологического знания заявляет о себе в середине 19 в., когда позитивистская методология новой науки об обществе - социологии - была применена для анализа религии. О. Конт и Э. Дюркгейм задали своеобразный вектор изучения религии, который обусловил тематику С.Р. вплоть до 1970-х. О. Конт - родоначальник социологии - рассматривал религию как глобальную культурную схему, отражающую все важнейшие характеристики индивидуального и общественного сознания, свойственные определенному (теологическому) этапу эволюции человека и человечества. Этот этап характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, которое одушевляет явления окружающего мира, а все происходящее объясняет прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. В сфере социальной организации на этом этапе господствуют жречество и военная элита. Теологическое сознание проходит свои этапы эволюции: фетишизм, политеизм, монотеизм. На смену теологическому этапу приходит метафизический (философский), а он сменяется позитивным (научным). В конце жизни О. Конт, разуверившись в разумном (научном) устроении общественной жизни, предпринял попытку нового "религиозного синтеза" как средства выработки объединяющей людей идеологии - позитивной религии человечества как единого "Великого Существа". Т.о., О. Конт представил религию как естественный объективный элемент общественной эволюции, как основу социального порядка и детерминанту общественной структуры на определенном историческом этапе. Э. Дюркгейм расширил спектр изучения религии до ставших уже классическими проблем: определение религии, ее структура, функции, перспективы развития. В своей работе "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912) Э. Дюркгейм сформировал схему функционалистского анализа религии. Э. Дюркгейм утверждал, что любая развитая мировая религия не содержит ничего, чего бы не было в примитивных религиях. Сущность религии усматривается им не в вере в Бога, а в разделении окружающего человека мира на священный (сакральный) и мирской (профанный), относительно которых люди ведут себя по разному. Священный мир формируется из объектов и субъектов необычного свойства, источником которого, по Э. Дюркгейму, чаще всего выступает коллективная практика (общество). Общество дает индивиду необычные чувства и качества, не свойственные обыденной жизнедеятельности первобытного человека. Общество и становится источником религии, а в лице бога и предметом религиозной веры. Религия определяется Э. Дюркгеймом как связанная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам и объединяющих в единую моральную общность (церковь) всех, кто их принимает и разделяет. Структурные элементы религии: вера в священное, обряды и община верующих. Основная социальная функция религии - солидаризация группы, общества. Исчезнуть религия не может, т.к. не исчезнет потребность общества в регулярном подкреплении своей целостности.
Традиция Конта - Дюркгейма, придавшая С.Р. функционалистское направление, "понимает религию как способ выражения и функцию социальных отношений и сил" (Г. Меншинг). Избежать такой логики удалось М. Веберу, который не ставил перед собой задачу постичь сущность религии: социолог "должен иметь дело не с "сущностью религии", а с условиями и следствиями определенного рода действий общины, понимание которых" лежит в области убеждений и смыслов индивида. М. Вебер придал функционалистскому изучению религии иное направление - он обратился к проблеме мотивации поступка религиозными убеждениями человека. Это изучение М. Вебер поставил в контекст выяснения роли религии в формировании нерелигиозных систем поведения (хозяйственно-экономического, политического и т.п.). В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер пришел к выводу о непосредственной каузальной связи между протестантизмом (прежде всего, кальвинизмом) и становлением капиталистических отношений в Европе. Работы М. Вебера вызвали огромный резонанс. Его схема "протестантизм - капитализм" стала применяться к иным культурам и историческим эпохам. В России (и СССР), по этому поводу, следует упомянуть работы С. Булгакова (схема "христианство - труд") и Н. Никольского (схема "русское старообрядчество - капитализм"). В работах М. Вебера по С.Р. обнаруживается еще один аспект, который отличает его от предшественников - он фиксирует два вектора анализа в теме религия и общество: влияние религии на общество (религия формирует мотив социального действия) и влияние общества на религию (общество формирует определенные социальные группы носителей конкретной религии).
С середины 1960-х в С.Р. ощущается влияние сторонников феноменологической школы: прежде всего Т. Лукмана и П. Бергера . Лукман (основные работы по С.Р. "Проблема религии в современном обществе" и "Невидимая религия") уверен, что человек религиозен изначально, по своей природе: он не может нормально жить без опыта сакрализации, суть которого заключена в выходе (трансцендировании) за рамки своего биологического существования. Опыт сакрализации - это механизм конструирования смыслов, совокупность которых делает окружающий человека мир реальным, понятным и знакомым. Трансцендирование предстает как процесс объяснения, интерпретации, осмысления мира и самого человека. Если религиозность присуща самой человеческой природе, то нельзя говорить о ее вытеснении или исчезновении; можно говорить только об изменении ее форм. Лукман выделяет две такие формы: церковную и внецерковную религиозность. Первая представляется церковно-ориентированной религиозной идеологией, строго установленной системой догматов, ритуалов и т.п. Внецерковная религиозность (частная или "невидимая" религия) существует за счет: кризиса и упадка церковной религиозности; потребности человека в трансцендировании; процесса секуляризации. В современном мире религия существует наряду с наукой, философией, искусством как одна из мирообъяснительных схем. Соавтор Лукмана по книге "Социальное конструирование реальности" американский социолог Бергер признается одним из ведущих представителей современной С.Р. (его основная работа "Священная завеса"). Религия, по мнению Бергера, занимает центральное место в процессе конструирования смыслов, знания, когнитивного комплекса, который укореняет и ориентирует человека в его жизни. Для придания этому знанию устойчивости, некоторой универсальности, необходимо наделить его характеристиками священного космоса, мира сакрального. Эту процедуру космизации и выполняет религия, которая суть "космизация в форме священного". Сама космизация может быть определена как отождествление осмысленного (т.е. сконструированного человеком) мира с миром как таковым. Священное, которым оперирует религия, противостоит двум явлениям: светскому (профанному в жизни человека) и хаосу (когнитивной пустоте, бессмыслице, которую религия и преодолевает с помощью священного). Главнейшая функция религии - легитимизация (космизация) как наличного общественного порядка, так и самого индивида; религия дает человеку систему норм и ценностей, защищает его от хаоса, придает смысл происходящему и, в конце концов, дает ощущение реальности, объективности сконструированного человеком мира, поднимает профанность самого человека до сакральности Бога.
Помимо феноменологического направления, в современной С.Р. присутствует ряд иных не менее значительных школ: неоэволюционизм (Р. Белла), сравнительный синтез (Н. Смарт), неофункционализм (М. Йингер). Проблемное поле современной С.Р. расширилось за счет новых тем, порожденных послевоенным периодом: секуляризация и положение религии в современной светской культуре; новые (нетрадиционные) религии. Продолжаются дискуссии по методологическим проблемам С.Р.
Современную С.Р. как комплекс изучаемых проблем и уже полученного знания условно можно представить как совокупность трех уровней: методологического, теоретического и эмпирического. На методологическом уровне формируются и решаются проблемы самоопределения С.Р. как научной дисциплины: постулируется предметная область С.Р., определяется ее проблемное поле, формулируется специфика социологического подхода к изучению религии и стратегии взаимодействия с другими религиоведческими дисциплинами, упорядочивается категориальный аппарат и т.п. Следует отметить, что эти проблемы не нашли окончательного решения, виной чему небольшой исторический стаж С.Р. и ее междисциплинарный характер (активное взаимодействие с историей, психологией, философией, антропологией, культурологией и мн.др.). На теоретическом уровне формируется знание о религии как сфере общества, как социальном институте, как системе социальных отношений. Здесь разрабатываются и циркулируют объяснительные схемы, раскрывающие сущность религии, ее структуру, социальные функции и роль в обществе, определяющие закономерности и тенденции развития религии, описывающие формы и содержание взаимодействия религии с другими общественными сферами и институтами. Здесь же решается проблема определения религии. Содержание эмпирического уровня заключается в изучении эмпирически фиксируемых форм, проявлений и особенностей действий социальных субъектов (личности или общности), так или иначе связанных с религией. На этом уровне могут изучаться религиозное сознание и поведение субъекта (их содержание, особенности, условия формирования, мотивы); общественное мнение о религии (отношение к религии и связанным с ней явлениям различных групп населения); религиозные организации и объединения (их специфика, состав и структура, динамика развития, формы взаимодействия с другими группами, в том числе и светскими). Большинство социологов постулируют особый объект исследования на этом уровне - религиозность, т.е. приверженность религии как социальное качество личности. Основными характеристиками религиозности выступают ее уровень, степень, характер проявления и динамика изменения.
Д.К. Безнюк
Источник: Социология: энциклопедия