СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
см. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬИ, СЕМЬЯ.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
англ. sociology of family; нем. Familiensoziologie. Отрасль социологии, изучающая развитие и функционирование семьи как соц. института и малой группы; брач-но-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной соц. группы и т. д.; семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-се-мейных отношений. См. СЕМЬЯ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
SOCIOLOGY OF THE FAMILY) Исследование институционализации физического воспроизводства людей и определения места детей как продукта союза между полами в системе родства. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. (1) Предметом полемики является отношение между типами семейной структуры и индустриализацией. (2) Критики современной семейной жизни утверждают, что положение женщины в домохозяйстве связано с неравным положением женщин и мужчин в обществе в целом и что современная семья, основанная на интимности и эмоциональной привязанности, на самом деле маскирует систему эксплуатации жен мужьями и детей родителями. См. также: Брак; Группы по происхождению; Демография; Домашний труд; Материнская депривация; Матриархат; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Патриархат; Половые роли; Симметричная семья; Супружеские роли. Лит.: Allan (1985); Jamieson (1998)

Источник: Социологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее семью как институт социальный. Главные проблемы С.с. - исследование характера выполнения семьей своих основных функций, образа жизни семей различных типов, причин и последствий разводов и т. д. Теоретические проблемы исследований семьи обычно связаны с эффективностью ее функционирования как института социального, группы малой. К числу таких проблем относятся, напр., несоответствие функционирования института семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокая рождаемость, низкий воспитательный потенциал семьи и т. д.); противоречия между мужской и женской ролями в семье; низкая сплоченность семейной группы и т. д. Социологические исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в Скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила - Финляндия). В России С.с. - одна из наиболее развитых областей социологического знания. По некоторым оценкам, в стране проведено более 200 эмпирических исследований по данной проблематике. Наибольшее число работ посвящено репродуктивному поведению семьи, проблемам совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределению власти и обязанностей в семье.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социология семьи
отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи как социального феномена, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы. С. с. развивается в двух направлениях. Первое исследует историю семьи, анализирует социальные закономерности ее происхождения, последующей эволюции вслед за развитием экономического базиса общества и сменой социально-экономических формаций. При этом учитывается, что прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Второе направление изучает состояние современной семьи как социального института (анализ взаимодействия семьи и общества) и как малой группы (исследование внутрисемейных отношений). При рассмотрении семьи как социального института изучаются: общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений, обобщенные характеристики семейного поведения отдельных групп населения в различных экономических и культурных условиях, воздействие общественных потребностей на характер отношений и образ жизни семьи; причины и последствия недостаточно высокой эффективности функционирования института семьи в тех или иных условиях; социальный механизм изменения семейных норм и ценностей; эффективность реализации институтом семьи своих основных функций в различных идеологических, политических, социально-экономических и культурных условиях; соотношение образцовых семейных норм и ценностей и реального поведения членов семьи и т. д. Исследования семьи как малой социальной группы ориентируются на изучение условий формирования, этапов развития, структуры и функций современной семьи (в нормальном состоянии, в стадии распада и пр.), взаимоотношений родителей с детьми, на распределении обязанностей в семье, причинах и мотивах разводов и т. д. При изучении структуры семьи используются не только такие показатели, как количество членов семьи, число совместно живущих поколений, но и такие характеристики, как степень сплоченности, характер семейного взаимодействия, распределение социальных ролей и главенства в семье, структура семейного общения и др. Для исследования процессов, происходящих в современной семье очень важен анализ ее функций. С. с. выделяет следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного общения, рекреативная, опекунская, сексуальная, представительская, репродуктивная, материального обеспечения, игровая, организационная. Для общества особенно важно эффективное осуществление семьей репродуктивной и воспитательной функции, так как именно в семье происходит начальное формирование личности. Негативные явления в семейной сфере рост числа разводов, ориентация значительной части семей на однодетность, увеличение числа и процентной доли одиночек обоего пола вызывают тревогу общественности. Эти явления свидетельствуют о том, что семья как социальный институт переживает сложный этап. Изучение закономерностей и противоречий развития семьи в современных условиях пока отстает от потребностей практики. Так, весьма мало исследованы семейные нормы, структура родственных связей, последствия развода и т. д. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Этому призвана способствовать и С. с.

Источник: Социологический справочник

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
sociology of the family) - социологическое исследование, направленное на описание и объяснение образов жизни семьи и разновидностей ее структуры. В этом смысле направление тесно пересекается с изучением родства. Одна из линий прослеживается в социальной антропологии. Это — сравнительный анализ структур родства и семьи, в связи с чем важное значение приобрели эволюционные оценки преобразования структур семьи. Кроме того, над многими исследованиями вплоть до 1960-х гг. доминировала функционалистская теория семьи, связанная главным образом с "универсальными" функциями, выполняемыми ею, и отличительными географически формами нуклеарной семьи, которые возникают в соответствии с определенными функциональными потребностями индустриальных обществ. Более критический подход к проблеме возник в 60-х гг. под влиянием феминистского анализа социальной науки (например, Морган, 1975). Завершающей линией, имеющей длинную родословную, являются марксистские критические анализы семьи с особым интересом к отношениям собственности и структуры семьи. Функционалистская теория признавала за первичной единицей семьи (независимо от того, включена ли она или нет в более широкие социальные отношения) выполнение следующих социальных функций: (а) регулирование сексуальной деятельности; (б) рождение детей и определение отношения родства; (в) первичную социализацию детей; (г) обеспечение парой взаимной эмоциональной поддержки. Их можно считать основными, но семья обычно выполняет и вспомогательные функции, хотя все более разделяет их с другими агентствами ("эрозия функций"). Они включают: (д) обеспечение жильем и домашними услугами, а также общая экономическая поддержка семейной группы; (е) обеспечение здравоохранения и благосостояния; (ж) помощь в течение длительного периода в получении образования в современных обществах. Толкотт Парсонс — ведущий представитель функционалистско-го анализа — также утверждал, что в рамках семейной единицы мужчина выполнял инструментальные роли, а уделом женщины обычно были "экспрессивные" роли. Критика функционалистского представления и альтернативные социологические оценки современных структур семьи поставили в центр многие пункты и подняли ряд общих проблем: (а) существование большого разнообразия форм семьи в современных, а также традиционных обществах; (б) историческое сверхупрощение различия понятий "расширенная — нуклеарная" применительно к доиндустриальному и промышленному обществам, ибо нуклеарная семья встречается и доиндустриализма (см. Историческая демография), а значение расширенной сохраняется в индустриальном обществе (как показано Ян-гом и Уилмоттом, 1957); (в) эмоциональные и тесные узы семьи скрывают высокую степень конфликта и во многих случаях фактическое насилие, посему изучение проблем может проводиться последовательно (см. также Избиение жены); (г) важность анализа с точки зрения отношений власти и авторитета, а также экономических отношений; (д) в лучшем случае, функционалистская ""семья" [особенно функции (а) и (б)] — это не название объекта, который универсален, а понятие, имеющее универсальное применение" (Харрис,; 1985); (е) трудность идентификации семейной группы в доиндустриальных простых обществах. Именно по этой причине термин «семья" относительно мало использовался в социальной антропологии. См. также Брак; Развод и разлучение супругов.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СЕМЬИ СОЦИОЛОГИЯ
направление в социологии, изучающее семью как институт социальный. Гл. проблемы С. с— исследование характера выполнения семьей своих осн. функций, образа жизни семей различ. типов, причин и последствий разводов и т. д. Развитие С. с. прошло ряд следующих осн. этапов (классификация амер. социолога Г. Кристенсена): 1) «предысследовательский» период (до середины прошлого столетия), в осн. посвященный изучению семейных традиций, фольклора, филос. и художественной лит.; 2) период «социального дарвинизма» (конец 19 в.), для к-рого было характерно изучение в первую очередь эволюции семейного ин-та, появлением работ, содержащих широкие теоретич. обобщения в исторической и социокультурной перспективе; 3) период т. наз. «спонтанной науки» (первая половина 20 в.), в к-ром, с одной стороны, появляется большое число спекулятивных работ о семье и ее роли в об-ве, с др.— накапливаются эмпирические данные о различ. типах брачно-семейных отношений и их отдельных стадиях (выбор супруга, развод и т. д.); 4) период планомерного построения теорий (с середины 20 в. до наст, времени), к-рый можно описать как «период самосознания», основанного на систематизации рез-тов предшествующих исследований и анализе перспектив развития семьи. К этому времени обнаружилась тривиальность и некумулятивность большинства существующих теорий семьи, противоречивость принятых схем исследования. Явной стала необходимость разработки стратегии построения и формализации теории брачно-семейных процессов. В разных странах существуют свои исследовательские традиции. С т. зр. социологов Р. Хилла и Д. Хансена, осн. подходы к исследованию семьи можно объединить в следующие пять групп: 1) Интеракционистский подход, в рамках крого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих опред., связанные с соответствующими ролями позиции внутри семьи. В большинстве исследований семья рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими ин-тами, организациями и даже группами.
Институциональный и культурный аспект семьи практически не анализируется. Для этого подхода базовыми явл. такие понятия, как статус (Статуса социального концепции) и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликт, принятие решений и т. д. 2) Структурно-функциональный подход, для к-рого характерен анализ семьи как социальной системы. С этой т. зр. семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и об-вом определяется через понягче функции. В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи как с внешними системами, так и с внутр. Подгруппами (такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи). Индивид в рамках этого подхода рассматривается скорее как «пакет» статусов и ролей, чем как активный, инициирующий свои действия человек. Семья анализируется с т. зр. ее приспособления к более широкой системе. Осн. для этого подхода явл. понятия «структура», «функция», «определение ситуации», «референтная группа» и т. д. 3) Ситуационный подход, фиксирующий внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривающий их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различ. типов семей. Для последователей данного направления центральными явл. понятия социальной ситуации и роли. 4) Институциональный подход, связанный с наиболее ранними исследованиями брака и семьи и поэтому близкий к культурно-историческому анализу брачно-семейных отношений. Институционалисты рассматривают семью как социальную систему, к-рая явл. одним из осн. социальных институтов. При этом они отмечают, что мн. важные функции семьи перешли об-ву. В этих исследованиях центральными понятиями оказываются индивид и культурные ценности, к-рые он разделяет. 5) Эволюционный подход, представляющий собой попытку свести различ. подходы С. с. в одну общую систему. «Стадии и циклы в семейной жизни», «эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «образцы поведения» — все эти понятия широко используются сторонниками этого направления. По мере развития эмпирических исследований в течение 50—60-х гг. все больше разработок С. с. выполнялось в рамках групповой парадигмы. В наибольшей степени социол. исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в Скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила — Финляндия). М. С. Мацковский

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что С. одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы . Как социальный институт С. обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками (например, между прародителями и внуками, братьями и сестрами и др.). При анализе С. как социального института обычно рассматриваются не конкретные С., а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в С. В качестве малой социальной группы С. функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность , члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. При анализе С. как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.
С.С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций С. Структура С. - это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений ее членов. По структурным особенностям различаются С. нуклеарные и расширенные. Нуклеарная С. - это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая С. считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная С. - такая семейная структура, которая помимо нуклеарной С. (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
Структура С. далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но все-таки разных социальных явлений.
С. - это групповое взаимодействие внутри малой социальной общности, члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. А брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. В реальной действительности брак функционирует как социально признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов. По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:
1) Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых обществах;
2) Полигамия - брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающий в двух основных разновидностях: полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;
3) Групповой брак - брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).
По мере развития общества брак из преимущественно экономического института все больше превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении С., ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной С. возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости и прочности.
Функции С. органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. С., функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены С. осуществляют функцию добывания средств к жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов С., т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление С. данной функции позволяет ей непосредственно включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния С. как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами С. другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворенность обоих супругов как бытовой устроенностью семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряженности и конфликтности, возникающей тогда, когда в С. хозяйничает один из супругов.
Важнейшей функцией С. как социального института и малой социальной группы является репродуктивная функция, реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в удовлетворении естественной потребности в детях. Она включает в себя не только физическое (деторождение), но и духовно-нравственное воспроизводство человека в С.: духовно-нравственная потребность в ребенке, стремление иметь его от любимого человека, иметь духовное родство с детьми.
Весьма существенной функцией, осуществляемой С. как социальной группой, является функция среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: 1) супружества (между мужем и женой - любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение, физиологическая совместимость и т.п.); 2) родительства (рождение и воспитание детей); 3) родства (взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями, тетями и др.).
Важной функцией, свойственной С., является осуществление первичного социального контроля. Ее содержание составляют моральная регламентация поведения членов С. в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами С.
Весьма существенное значение имеет воспитательная функция С., осуществляющая социализацию молодого поколения и определяющая ответственность родителей за духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое воспитание детей, их личностную и гражданскую самореализацию.
С ней тесно соприкасается и взаимодействует функция духовного общения, обеспечивающая развитие членов С., их духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед другом.
С. выполняет в обществе и социально-статусную функцию, определяющую важную роль С. в воспроизводстве социальной структуры общества. Ее содержание реализуется в предоставлении членам С. определенного статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.
Досуговая функция С. имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов С. проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.
С нею взаимопереплетается рекреативная функция, ориентированная на совместный отдых членов С., на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения.
Существенную роль играет эмоциональная функция С., направленная на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение индивидами психологической поддержки в С., удовлетворению их потребности в любви и личном счастье.
Невозможно представить С. без выполнения ею сексуальной функции, без которой невозможно осуществление репродуктивной и некоторых других функций. Сексуальная функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей мужа и жены и определенный контроль за способами реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить от сексуальных ориентаций от "Я" к "Мы" - концепции.
Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех жизненных циклов С., но развитие это протекает успешно и благотворно для всех только в том случае, если членов С. связывают глубокие и сильные эмоциональные связи, прежде всего любовь. Любовь - это сложное, интенсивное, напряженное и относительно устойчивое интимное чувство индивида, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. "Любовь, - по утверждению С.Л. Франка, - есть всеобщее драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе".
Сейчас много говорят о свободе любви, спорят о том, что включает в себя это понятие. Подчеркнем: свобода любви - это не "свобода перемены сексуальных партнеров или мужей и жен", а свобода при вступлении в брак от утилитарных соображений (богатство, влиятельные связи будущего супруга и т.п.). от влияния различных предрассудков (сословных, национальных, религиозных, субкультурных и др.), от вмешательства третьих лиц - родителей, друзей, сослуживцев и т.д., т.е. свобода заключать семейный союз по личной склонности, по личному выбору, по любви. Только свобода может обеспечить устойчивое и прочное супружеское счастье, чего так часто, к сожалению, не хватает многим современным С.
Взаимопереплетение и взаимоусиление функций С. оказывает благотворное влияние на социальное самочувствие, психическое состояние и физическое здоровье человека. Установлено в частности (данные исследований, проведенных итальянскими социологами), что женатые мужчины умирают от болезней сердца на 34,6% реже, чем холостые, и на 105,6% реже, чем разведенные; от рака легких - на 14,3% реже холостых и на 132,1% - разведенных; от рака пищевода - реже холостых на 40,7%, разведенных - на 77,8%; от гипертонии реже холостых в 2 раза, реже разведенных - в 2,5 раза; от цирроза печени реже холостых в 3 раза и разведенных - в 7 раз.
С.С. изучает не только структуру и функции С., но и распределение властных отношений в ней, которые радикально изменялись на протяжении истории ее развития. В условиях раннего периода первобытнообщинного строя, в котором главная роль в сохранении устойчивости рода и в воспроизводстве детей и в наследовании имущества отводилось женщине, власть в С. принадлежала женщине, в первую очередь матери, а такая С. называется матриархальной.
На более поздних стадиях исторического развития, когда преобладающую роль в хозяйственной деятельности, в обществе и в С. приобрели мужчины (это происходило в условиях разложения первобытнообщинного строя, возникновения частной собственности, классов и государства), а наследование имущества стало осуществляться по мужской линии, семейная система стала патриархальной. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами С. Такой тип властных отношений в С. считается общепринятым и часто узаконенным в Германии, Японии, Бразилии. Иране, Таиланде и многих других странах.
В последние два-три десятилетия по мере увеличения числа работающих женщин и роста их экономической самостоятельности во многих индустриально развитых странах - США, Франции, Швеции, России, Беларуси и др. - влияние и власть в С. распределяется между мужем и женой почти в равной степени. Такая семейная система называется эгалитарной (от франц. эгалите - равенство).
Рассмотренные три типа отношений характеризуют еще один важный аспект структурной динамики С. - структуру власти и лидерства в семейной общности. Этот аспект органически взаимосвязан с другим - с ролевой структурой С., с распределением в ней ролей мужчин и женщин. Эта сторона семейной жизни обстоятельно исследована Е. Весельницкой, которая выявила и детально охарактеризовала несколько типичных семейных ролей и их значимость для семейного благополучия. Таковы, например, характерные для мужчины в С. роли "хозяина", "воина", "шкафа", "авантюриста", для женщины - "хозяйки", "подарка", "приза", "музы" и др.
Структура С., выполняемые ею функции, распределение властных отношений в ней своим совокупным действием создают специфические особенности в межличностных отношениях ее членов, в их позициях во взаимодействии друг с другом, в их ценностных ориентациях и предпочтениях. Если названные факторы взаимодействуют друг с другом без глубоких расхождений и противоречий, то под их благотворным воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:
1. Положительная эмоциональная направленность межличностных отношений членов С.
2. Сплоченность семейной общности, единство ее целей, задач, ценностных ориентаций, стандартов поведения.
3. Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой друг о друге непосредственные внутрисемейные контакты между супругами, родителями и детьми.
4. Важная для самоутверждения личности уверенность в собственной нужности и значимости для других.
5. Потребность любить близких людей, помогать, доверять им, заботится о них, ответить любовью на любовь и преданность.
Названные особенности характерны прежде всего для так называемого супружеского брака, представляющего собой межличностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью по отношению к личностно-значимым ценностям - любовь, интимность, адаптационный синдром, автономия.
Кроме супружеского брака, в современном постсоветском обществе существуют и некоторые другие типы семейно-брачных отношений. Существенные изменения в социально-экономических условиях жизни, приведшие к тому, что в последнее время женщины нередко быстрее и лучше приспосабливаются к сложно складывающимся рыночным отношениям, чем мужчины, а мужчины, в свою очередь не всегда оказываются в состоянии содержать С., а также к росту разводов и более обширному, чем прежде овдовению, привели к значительному возрастанию численности неполных материнских С. В такой С. все тяготы семейных забот возлагаются на женщину - мать, а мужчина - отец - отсутствует, либо появляется в С. изредка в качестве приходящего сексуального партнера, реже - приходящего папы.
Достаточно широкое распространение получили в последнее время и альтернативные браки. Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намереваются юридически оформлять сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Такой брак предполагает верность партнеров друг другу, возможность появления совместного потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов другим.
В последнее время все чаще раздаются голоса о том, что С. не справляется со своими обязанностями, что современное общество столкнулось с "кризисом С.". Конечно, в условиях глубокого социально-экономического кризиса, в котором продолжает функционировать постсоветское общество, кризисные явления захватили и сферу семейно-брачных отношений. Но в этих кризисных ситуациях С. не является самодовлеющей и даже самодостаточной величиной. И в прежние времена, особенно кризисные (вспомним эпоху упадка римской империи, разложение средневековья, годы разрухи, последовавшие после Октябрьской революции и гражданской войны в России) социальный институт С. испытывал серьезные потрясения, побуждавшие многих говорить о "кризисе С.", но она все-таки выживала в самых тяжелых условиях и продолжала выполнять свои основные функции, пусть и в измененной форме. И в современных социально-экономических и социокультурных условиях она продолжает оставаться одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших ценностей общества. Достаточно сказать, что подавляющее большинство населения Беларуси (88%) живет ныне в С., чтобы убедиться в этом. Характерно, что проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в 1993 и в 1997 эмпирические исследования показали: в многоступенчатой иерархии ценностей современная молодежь последовательно ставит на первое место С. Такую позицию заняли в 1993 86% респондентов в возрасте 16-29 лет, а в 1997 - 88%. Причем среди молодых женщин высокую важность для них С. отмечают более 90% опрошенных, а среди молодых мужчин несколько меньше - 82%. А среди молодых людей, состоящих в браке, абсолютное большинство опрошенных - 93,3% в качестве наиболее важного для себя назвали именно С., а уже потом назвали здоровье - 93,10%, материальное благополучие - 89,2% и другие ценности. Такие ориентации молодежи свидетельствуют о том, что глобального кризиса С. сегодня не существует, хотя она, конечно же, испытывает серьезные трудности и потрясения в условиях продолжающегося длительное время социально-экономического и социокультурного кризиса.
Каковы же основные трудности и нерешенные проблемы, осложняющие нормальное развитие и функционирование С.?
Среди них, бесспорно, приоритетное место занимает материальная неустроенность многих, особенно молодежных С. Если в целом в Беларуси в 1996 находились ниже черты бедности 36,7% населения, то в С. с двумя детьми таких насчитывалось 40,9%, а с тремя детьми - 56,4%. Если более половины С., в которых обеспечивается расширенное воспроизводство населения страны, оказывается ниже уровня бедности, это свидетельствует, насколько животрепещущей является проблема экономического положения этой важнейшей ячейки общества.
Вторая трудная проблема в развитии современной С. - существенное снижение среднего ее размера и детности. За период с 1959 по 1996 доля небольших С., состоящих из двух человек, возросла в Беларуси в 2 раза (с 17 до 34,6% в общей структуре С.), а доля крупных С., состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1% . Одновременно с нуклеаризацией (сокращение размера) С. происходит снижение их детности. За период с 1959 по 1989 г. доля С., не имеющих детей в возрасте до 18 лет, возросла в общей структуре С. в Беларуси с 22 до 42,5%, т.е. почти удвоилась, при одновременном сокращении С. с 1 ребенком с 32 до 27,7%, с 2 детьми - с 29 до 24,7%, с 3 детьми - с 17 до 5,1% (более чем втрое).
Третья сложная проблема в развитии современной С. - негативная динамика браков и разводов. Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. Большинство мужчин и женщин каждого поколения раньше или позже вступает в брак. По данным переписки 1989 в возрасте 45-49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состоявших в браке. На протяжении длительного времени наблюдается тенденция к увеличению доли вступающих в брак в молодых возрастах. Если в 1960 в возрасте до 20 лет среди вступающих в брак было 2,7% мужчин и 12% женщин, то в 1979 уже 4% мужчин и 25,5% женщин, а в 1995 - 5,8% мужчин и 28,9% женщин. Если считать только вступающих в первый брак, то показатели еще выше.
В последние годы существенно возросли масштабы распадения браков, что происходит вследствие овдовения и разводов. Перепись 1989 зарегистрировала, что в возрасте 40-44 года 4,1% женщин и 0,7% мужчин, а в возрасте 50-54 года уже 12% женщин и 2,3% мужчин овдовели. Более высокие показатели овдовения среди женщин объясняются как более высокой смертностью населения мужского пола, так и более высокой интенсивностью повторных браков среди мужчин по сравнению с женщинами. Еще более негативна тенденция к возрастанию численности разводов. В 1959 из каждой тысячи супружеских пар в Беларуси разводилось 2,7, в 1970 - 8,5, в 1995 - уже 13,4. В 1995 в республике было зарегистрировано 77 тыс. браков и 42 тыс. разводов. При такой интенсивности разводимости за 25 лет в республике только в результате разводов распадается более трети, а учитывая растущий уровень овдовения, - почти половина всех браков, заключенных в 1990-е.
Четвертая трудная проблема, обусловленная сложностями развития современной С., - снижение рождаемости. Для того, чтобы эта тенденция выявилась более рельефно, возьмем самый интенсивный по репродуктивности возраст женщин: 25-29 лет. В 1959 в этой возрастной когорте на 1000 женщин в Беларуси приходилось 177,6 родившихся в среднем за год. В 1970 этот показатель снизился до 134,5, в 1979 - 117,8, 1995 - до 71,7%. Решающую роль в этом негативном процессе сыграли спад экономического развития, инфляция, обнищание больших масс населения, появление безработицы.
В С.С. для определения перспектив рождаемости и выработки оптимальной, эффективно действующей демографической политики важное значение придается выяснению мнения различных групп населения об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей в С. Идеальное число детей - это представление о наилучшем количестве детей в С. вообще, без учета конкретной жизненной ситуации. Желаемое число детей - это количество детей, которое респонденты хотели бы иметь в своей С., исходя из собственных сложностей, но без учета конкретных семейных обстоятельств. Ожидаемое число детей - это количество детей в С., которое респонденты намереваются иметь к концу репродуктивного периода. Проведенный в 1995 опрос показал, что даже среднее идеальное число детей в С. составляет только 2,2, т.е. находится на уровне простого воспроизводства и даже ниже. Желаемое число детей составляет 2,02, а ожидаемое - 1,67. Следовательно, большинство населения Беларуси ориентировано на одно-двухдетную С. В России показатели несколько ниже: идеальное число детей составляет 2,08, желаемое - 1,89, ожидаемое - 1,60. За последние 25 лет среднее идеальное число детей в Беларуси снизилось с 2,9 до 2,17, ожидаемое - с 2,4 до 1,67.
Основными факторами, побуждаемыми молодых женщин Беларуси отказываться от очередного ребенка, являются экономическая нестабильность (такую оценку дают 80,6% опрошенных), обеспокоенность последствиями Чернобыльской катастрофы - 54,8%, неудовлетворительные жилищные условия (47,6%), трудности совмещения работы с воспитанием ребенка (33,3%), слишком долгий рабочий день (30,6%). Сумма процентов здесь оказывается более 100, т.к. респонденты могли указывать сразу два-три фактора, негативно влияющих на рождаемость.
Очень важное значение имеет выяснение факторов, действие которых помогло бы молодым женщинам решиться на рождение очередного ребенка. Проведенный в 1995 опрос в Беларуси показал, что благоприятно повлиять на повышение рождаемости могли бы следующие факторы: уверенность, что экономическое положение страны улучшиться (так считают 69% респондентов), гарантированная и хорошо оплачиваемая работа супруга и (или) самой женщины (74%), перспектива улучшения жилищных условий (45,2%), уверенность, что влияние последствий Чернобыльской катастрофы не опасно (44,8%), возможность найти работу с сокращенным рабочим днем или частичной занятостью (23,4%). Среди мотивов рождения детей важную роль играют социально-психологические факторы, такие, например, как дети делают жизнь по-настоящему семейной (88,8%), дает ощущение полноценности жизни (94,4%), укрепляет брак (61,1), необходимо для здоровья женщины (61,1%).
Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время С.С., наиболее острыми являются проблемы молодежных С., к которым относятся общности супружеских пар, возраст которых не превышает 30 лет. Многие молодые С. находятся в трудном положении из-за низкой материальной обеспеченности, отсутствия собственного жилья, неустроенности быта и т.д. Большинство молодых С. испытывают трудности с жильем (71% С.), денежные затруднения (60% С.), многие - с бюджетом времени (30% С.), с приобретением товаров для детей (23%), в отношениях с родителями мужа или жены (21%).
Существенное значение приобретает в настоящее время выяснение факторов, оказывающих влияние на стабильность С. Поскольку количество разводов увеличивается, особенно важно учитывать те факторы, которые дестабилизируют внутрисемейные взаимодействия и способны приводить к распаду семейных общностей. Решающую негативную роль здесь играет общая дестабилизация социально-экономической системы, в которой функционирует С. на огромном постсоветском пространстве. Снижение жизненного уровня большинства населения, продолжающийся экономический кризис, трудности вхождения в рыночные отношения, отсутствие уверенности в будущем, плохие жилищные условия, недостаточная социальная поддержка С., материнства и детства, угроза безработицы (особенно для женщин) - все эти объективные факторы оказывают дестабилизирующее влияние на С. Их негативное влияние сочетается с социально-психологическими, т.е. субъективными факторами, оказывающими дестабилизирующее воздействие на современную С., особенно молодежную. Модели ролевого поведения, жизненные устремления и амбиции молодых мужчин и женщин в С. сблизились, снизился уровень их взаимной дополняемости, что привело не столько к реальному семейному взаимодействию, сколько к его внешней имитации. Зачастую супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняют их традиционную внешнюю форму, не вкладывая при этом в них необходимое внутреннее, эмоционально насыщенное и благотворное для межличностных отношений содержание. Психологическая общность, необходимая для стабильности и прочности С., нередко подменяется чисто внешними, соответствующими принятым в обществе представлениям и приличиям, показными формами отношений и поведения. Все это, усиленное материально-экономическими трудностями и неурядицами, отрицательно влияет на стабильность С., на конфликтность в ней.
Совокупное влияние негативных факторов приводит к ослаблению и обеднению отношений супружества. В результате число С., характеризующееся сплоченностью, уменьшается, а тех, где превалирует разобщенность - возрастает. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных в Могилевской области под руководством Ю.М. Бубнова. Совершенно уверены в своей супружеской удаче 39,5% опрошенных молодых супругов, считают свой брак неудачным примерно втрое меньше респондентов - 12,1%, четвертая часть (26,8%) склоняются к тому, что брак их скорее удачный, чем неудачный, а каждый пятый (19,6%) затрудняется определить степень удачности или неудачности своей семейной жизни.
Чем объяснить ухудшение отношений супружества?
Во-первых, существует различный уровень предбрачных ожиданий, повышены ожидания и, соответственно, притязания женщин значительно сложнее и выше, чем мужчин, отсюда и более частые их разочарования в супружестве.
Во-вторых, именно женщины в большинстве случаев несут на себе основную тяжесть ответственности за семейные дела, а в трудных социально-экономических условиях, в которых находится большинство современных С., это вызывает гораздо большую озабоченность и тревожность у жен по сравнению с мужьями.
В-третьих, внутренний мир мужчины имеет несколько эпицентров: профессиональный рост, политика, любовь, футбол (хоккей и т.п.), повседневные дела и т.д., а большинство женщин обладает концентрической структурой внутреннего мира с единым эпицентром - забота о детях, поэтому основная доминанта их устремлений, сконцентрированная на С. и детях, чаще, чем у мужчин, дает сбои, если происходят какие-либо разногласия, а тем более конфликты в С.
Каков же уровень конфликтности в современной С.? Социологические исследования, проведенные Ю.М. Бубновым в 1996, показали, что совсем не ссорятся и не конфликтуют друг с другом 6,1% опрошенных молодых супругов, ссорятся иногда 77,8%, часто вступают в семейные конфликты 14,4% респонденов.
Самым первым и поверхностным срезом исследования конфликтов в С. является выяснение повода, приводившего к конфликтной ситуации. Чаще всего конфликты в С. возникают по пустякам. Именно этот повод как наиболее часто встречающийся назвала почти половина опрошенных (47,3%). Примерно в 2,3 раза меньше в качестве повода выступают недоброжелательные отношения одного из супругов (или их обоих) с родителями и (что покажется невероятным, но - это факт) почти в 3 раза - супружеская неверность.
Но как только от повода мы переходим к глубине и тяжести конфликта для обоих супругов, картина резко изменяется. На абсолютное первое место здесь перемещается супружеская неверность. Ее отмечают в качестве главной причины тяжелого семейного конфликта, чаще всего приводящего к развалу С., почти треть опрошенных (31%). Отношения с родителями среди таких причин перемещаются на шестое место, а случайные ссоры и стычки из-за пустяков - на последнее: их считают нужным выделить в качестве причины только 9% респондентов, т.е. почти в 3,5 раза меньше, чем первую из указанных причин.
Если представить всю панораму причин внутрисемейных конфликтов, то самыми тяжелыми последствиями (в порядке убывания значимости) обладают: супружеская измена, борьба за лидерство в С., денежные и бытовые неурядицы.
Социологический анализ выявил отчетливую взаимную связь между качеством семейной жизни, жизненными установками супругов и частотой конфликтных ситуаций, складывающихся в различных С. Установлено, что супруги-неудачники вдвое чаще, чем счастливые супруги, ориентируются на материальное благополучие (71% выборов у первых и 34% - у вторых). В итоге оказалось, что меркантилизация брака, особенно молодежного, "стоит" 70 дополнительных супружеских катастроф на каждую тысячу С.
Сильнейшим стимулятором конфликтности в С. является пристрастие к алкоголю. Вероятность тяжелой степени конфликтности (часто с оскорблениями, побоями), нередко приводящей к разводу, для пьющих людей составляет 52%, для выпивающих по праздникам - 32, а для непьющих - 26%, т.е. вдвое меньше, чем у пристрастившихся к алкоголю.
В развертывании семейных конфликтов или их предотвращении существенная роль принадлежит взаимоотношениям детей с родителями, особенно в случае совместного проживания молодоженов с родителями одного из супругов. Выяснено, что чем хуже муж и жена живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями, как своими, так и супруга. Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности, в том же случае, когда конфликтный сценарий развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47% случаев, т.е. практически уменьшается вдвое. Характерно также, что социальное самочувствие молодых жен и мужей в случае конфликтов с родителями супруга имеет значительное различие. Так, мужья, часто конфликтующие с родителями жены, в 40 случаях из 100 болезненно переживают состояние зависимости, в то время как жены, столь же часто находившиеся в конфликте с родственниками мужа, лишь в 12% случаев доходят до столь же высокой степени ощущения своей подчиненности, зависимости и т.п.
В развертывании семейных конфликтов, так же как и в других видах внутригрупповых конфликтных взаимодействий, существенную роль играют совместимость индивидов, потенциальные возможности возрастания их сплоченности в различных сферах семейной жизни. Совместимость же супругов в значительной мере зависит от их характерологических особенностей. В частности, в удачных браках, где нет тяжелых конфликтов, чреватых угрозой развода, женщины в качестве основных факторов, способствующих счастливой семейной жизни, поставили на первое место предприимчивость мужчин (59%) в удачном сочетании с умом (57%) и добротой (53%). Совершенно противоположное значение получает женская деловитость: у деловых женщин благоприятные последствия семейные конфликты имеют только для 5% опрошенных, зато риск супружеской катастрофы у них самый высокий - 47%. О разводе всерьез задумываются каждый третий (34%) приверженец социального образа деловой женщины. Для сравнения отметим, что среди женщин, отличающихся добротой, неудачный брак, заполненный ссорами и конфликтами, сложился только у 12%, а удачный бывает у них почти вчетверо чаще - у 45% опрошенных.
Серьезные трудности, испытываемые современной С., особенно молодежной, приводящие к отказу многих молодых людей от вступления в брак, к малодетности или бездетности, к росту числа рождений у подростков, (в 1997, например, в Беларуси дали жизнь 1160 детям несовершеннолетние девочки), к отказу возрастающего количества молодых женщин от своих детей в роддомах и т.п., приводят на общем фоне нуклеаризации С. к изменению ее ролевой структуры, в том числе и в отношениях: взрослый - ребенок. В сложной С., где взаимодействовали несколько поколений: родители, дети, прародители и т.п., младшие под воздействием старших и, воспринимая от них определенные представления и навыки, постепенно вступали в роль взрослого по отношению к более младшему. Иными словами, они в самой С. усваивали роль взрослого с определенным уровнем ответственности и способности принимать решения. В условиях нарастающей нуклеаризации и малодетности С. подобное ролевое усвоение становится все более редким и малоэффективным, ибо даже взрослеющий ребенок усваивает и выполняет только одну уготованную ему роль - ребенка, перенося ее затем и во взрослую жизнь. Отсюда беспокоящая широкую общественность проблема роста инфантильности, снижения уровня самостоятельности и ответственности молодых и, в конечном счете, девальвация у многих из них ценности С.
В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита С.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
16.15 мб

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ОТЦОВСТВА

Кузьмина Л.М.
В статье обсуждаются вопросы, связанные с актуализацией роли отца в семье.
Читать PDF
90.75 кб

О кафедре социологии семьи и демографии

Антонов Анатолий Иванович
В настоящей статье описывается история создания и развития кафедры социологии семьи и демографии, ее кадровый состав, читаемые курсы, проводимые исследования, публикации, основные теоретические парадигмы изучения семьи и перспекти
Читать PDF
267.88 кб

Замещающие семьи: социологическое видение

Коваленко Татьяна Николаевна
Рассматриваются основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; права и обязанности родителей и ребенка, государственная поддержка (пособия, выплаты, льготы).
Читать PDF
381.60 кб

Добрачные отношения в свете социологии семьи

Переверзева Ольга Владимировна
В статье анализируются добрачные отношения как важнейший этап в развитии семейно-брачных отношений, влияющий на дальнейшую семейную жизнь партнеров.
Читать PDF
331.17 кб

Социологический портрет современной российской семьи

Замараева З.П., Телегина Г.А.
Предпринята попытка охарактеризовать современное состояние российской семьи через призму ее структурных и функциональных изменений.
Читать PDF
723.42 кб

"ЗАТМЕНИЕ СЕМЬИ": ДИСКУССИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Шманкевич Татьяна Юрьевна
Данный текст представляет собой аналитическую рецензию на статью французского исследователя Франсуа де Сенгли «Семья и школа».
Читать PDF
194.28 кб

Функции современной семьи: опыт социологического анализа

Таланов Сергей Львович
В статье анализируются основные, специфические и неспецифические функции современной семьи. Изучается мнение студентов о жизнедеятельности современной семьи.
Читать PDF
252.91 кб

Социологический опрос студентов медиков о планировании семьи

Попова Наталья Митрофановна, Попов Алексей Владимирович, Атаманова Анастасия Александровна, Шангараев Равиль Наилевич
Проблема репродуктивного здоровья, вопросов планирования семьи одна из важнейших проблем современного здравоохранения, так как она в интегрированном виде отражает реальное положение семьи, женщины, ребенка в обществе не только в н
Читать PDF
190.28 кб

Образ жизни многодетной семьи: социологический ракурс изучения

Шахматова Надежда Владимировна
В статье предлагается социологическое определение многодетной семьи.
Читать PDF
90.65 кб

Идеально-типическая модель семьи как предмет социологии культуры

Волжина Ольга Ивановна
В статье представлена идеально-типическая модель семьи как метод эмпирического исследования, описаны познавательные возможности и границы применения данного метода.
Читать PDF
350.20 кб

Социологические подходы к анализу социокультурной атмосферы семьи

Шихова Елена Павловна
В статье раскрывается актуальность методологии социологической интерпретации понятия 'атмосфера семьи'. Показано, что у истоков социологического изучения семьи стояли О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Ле Пле и др.
Читать PDF
249.11 кб

Социологическая оценка семьи женщин в раннем послеродовом периоде

Куликова Наталья Геннадьевна, Ткаченко А. С.
Социологические программы изучения семьи женщин, находящихся в раннем послеродовом периоде, направлены на изучение социально значимых рисков, повышающих значимость семьи и детей в обществе, даже на фоне экономических проблем.
Читать PDF
160.02 кб

Институт семьи: анализ состояния в контексте социологии управления

Ильиных Светлана Анатольевна
В статье излагаются вопросы современного состояния института семьи. Показывается, что на современном этапе развития общества институт семьи нуждается в управлении на государственном уровне.
Читать PDF
908.74 кб

Ценность семьи в массовом сознании россиян (социологический анализ)

Зыбуновская Наталья Владимировна
В статье рассматривается отношение современного российского населения к ценностям семьи и детей, а также репродуктивные установки россиян.
Читать PDF
142.79 кб

Основные социологические концепции осмысления устойчивости молодой семьи

Кравченко Юлия Владимировна
В статье рассмотрены основные концептуальные идеи понимания семьи как социологического феномена. Особый акцент сделан на рассмотрение критериев устойчивости семьи.

Похожие термины:

  • Семья: социология семьи

    (famille, sociologie de Id). Семья как предмет изучения — это излюбленное «место встречи» социологов, демографов, историков и этнологов. Эта «связь», начинавшаяся как конфронтация, послужила поводом к возник
  • СОЦИОЛОГИЯ БРАКА И СЕМЬИ

    область социологич. знания, предмет к-рой - формирование, развитие и функционирование брач-но-семейных отношений в конкретных культурных и соц.-экономич. условиях. В рамках социологич. исследовани