см. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬИ, СЕМЬЯ.
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
англ. sociology of family; нем. Familiensoziologie. Отрасль социологии, изучающая развитие и функционирование семьи как соц. института и малой группы; брач-но-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной соц. группы и т. д.; семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-се-мейных отношений. См. СЕМЬЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
SOCIOLOGY OF THE FAMILY) Исследование институционализации физического воспроизводства людей и определения места детей как продукта союза между полами в системе родства. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. (1) Предметом полемики является отношение между типами семейной структуры и индустриализацией. (2) Критики современной семейной жизни утверждают, что положение женщины в домохозяйстве связано с неравным положением женщин и мужчин в обществе в целом и что современная семья, основанная на интимности и эмоциональной привязанности, на самом деле маскирует систему эксплуатации жен мужьями и детей родителями. См. также: Брак; Группы по происхождению; Демография; Домашний труд; Материнская депривация; Матриархат; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Патриархат; Половые роли; Симметричная семья; Супружеские роли. Лит.: Allan (1985); Jamieson (1998)
Источник: Социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее семью как институт социальный. Главные проблемы С.с. - исследование характера выполнения семьей своих основных функций, образа жизни семей различных типов, причин и последствий разводов и т. д. Теоретические проблемы исследований семьи обычно связаны с эффективностью ее функционирования как института социального, группы малой. К числу таких проблем относятся, напр., несоответствие функционирования института семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокая рождаемость, низкий воспитательный потенциал семьи и т. д.); противоречия между мужской и женской ролями в семье; низкая сплоченность семейной группы и т. д. Социологические исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в Скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила - Финляндия). В России С.с. - одна из наиболее развитых областей социологического знания. По некоторым оценкам, в стране проведено более 200 эмпирических исследований по данной проблематике. Наибольшее число работ посвящено репродуктивному поведению семьи, проблемам совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределению власти и обязанностей в семье.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Социология семьи
отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи как социального феномена, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы. С. с. развивается в двух направлениях. Первое исследует историю семьи, анализирует социальные закономерности ее происхождения, последующей эволюции вслед за развитием экономического базиса общества и сменой социально-экономических формаций. При этом учитывается, что прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Второе направление изучает состояние современной семьи как социального института (анализ взаимодействия семьи и общества) и как малой группы (исследование внутрисемейных отношений). При рассмотрении семьи как социального института изучаются: общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений, обобщенные характеристики семейного поведения отдельных групп населения в различных экономических и культурных условиях, воздействие общественных потребностей на характер отношений и образ жизни семьи; причины и последствия недостаточно высокой эффективности функционирования института семьи в тех или иных условиях; социальный механизм изменения семейных норм и ценностей; эффективность реализации институтом семьи своих основных функций в различных идеологических, политических, социально-экономических и культурных условиях; соотношение образцовых семейных норм и ценностей и реального поведения членов семьи и т. д. Исследования семьи как малой социальной группы ориентируются на изучение условий формирования, этапов развития, структуры и функций современной семьи (в нормальном состоянии, в стадии распада и пр.), взаимоотношений родителей с детьми, на распределении обязанностей в семье, причинах и мотивах разводов и т. д. При изучении структуры семьи используются не только такие показатели, как количество членов семьи, число совместно живущих поколений, но и такие характеристики, как степень сплоченности, характер семейного взаимодействия, распределение социальных ролей и главенства в семье, структура семейного общения и др. Для исследования процессов, происходящих в современной семье очень важен анализ ее функций. С. с. выделяет следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного общения, рекреативная, опекунская, сексуальная, представительская, репродуктивная, материального обеспечения, игровая, организационная. Для общества особенно важно эффективное осуществление семьей репродуктивной и воспитательной функции, так как именно в семье происходит начальное формирование личности. Негативные явления в семейной сфере рост числа разводов, ориентация значительной части семей на однодетность, увеличение числа и процентной доли одиночек обоего пола вызывают тревогу общественности. Эти явления свидетельствуют о том, что семья как социальный институт переживает сложный этап. Изучение закономерностей и противоречий развития семьи в современных условиях пока отстает от потребностей практики. Так, весьма мало исследованы семейные нормы, структура родственных связей, последствия развода и т. д. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Этому призвана способствовать и С. с.
Источник: Социологический справочник
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
sociology of the family) - социологическое исследование, направленное на описание и объяснение образов жизни семьи и разновидностей ее структуры. В этом смысле направление тесно пересекается с изучением родства. Одна из линий прослеживается в социальной антропологии. Это — сравнительный анализ структур родства и семьи, в связи с чем важное значение приобрели эволюционные оценки преобразования структур семьи. Кроме того, над многими исследованиями вплоть до 1960-х гг. доминировала функционалистская теория семьи, связанная главным образом с "универсальными" функциями, выполняемыми ею, и отличительными географически формами нуклеарной семьи, которые возникают в соответствии с определенными функциональными потребностями индустриальных обществ. Более критический подход к проблеме возник в 60-х гг. под влиянием феминистского анализа социальной науки (например, Морган, 1975). Завершающей линией, имеющей длинную родословную, являются марксистские критические анализы семьи с особым интересом к отношениям собственности и структуры семьи. Функционалистская теория признавала за первичной единицей семьи (независимо от того, включена ли она или нет в более широкие социальные отношения) выполнение следующих социальных функций: (а) регулирование сексуальной деятельности; (б) рождение детей и определение отношения родства; (в) первичную социализацию детей; (г) обеспечение парой взаимной эмоциональной поддержки. Их можно считать основными, но семья обычно выполняет и вспомогательные функции, хотя все более разделяет их с другими агентствами ("эрозия функций"). Они включают: (д) обеспечение жильем и домашними услугами, а также общая экономическая поддержка семейной группы; (е) обеспечение здравоохранения и благосостояния; (ж) помощь в течение длительного периода в получении образования в современных обществах. Толкотт Парсонс — ведущий представитель функционалистско-го анализа — также утверждал, что в рамках семейной единицы мужчина выполнял инструментальные роли, а уделом женщины обычно были "экспрессивные" роли. Критика функционалистского представления и альтернативные социологические оценки современных структур семьи поставили в центр многие пункты и подняли ряд общих проблем: (а) существование большого разнообразия форм семьи в современных, а также традиционных обществах; (б) историческое сверхупрощение различия понятий "расширенная — нуклеарная" применительно к доиндустриальному и промышленному обществам, ибо нуклеарная семья встречается и доиндустриализма (см. Историческая демография), а значение расширенной сохраняется в индустриальном обществе (как показано Ян-гом и Уилмоттом, 1957); (в) эмоциональные и тесные узы семьи скрывают высокую степень конфликта и во многих случаях фактическое насилие, посему изучение проблем может проводиться последовательно (см. также Избиение жены); (г) важность анализа с точки зрения отношений власти и авторитета, а также экономических отношений; (д) в лучшем случае, функционалистская ""семья" [особенно функции (а) и (б)] — это не название объекта, который универсален, а понятие, имеющее универсальное применение" (Харрис,; 1985); (е) трудность идентификации семейной группы в доиндустриальных простых обществах. Именно по этой причине термин «семья" относительно мало использовался в социальной антропологии. См. также Брак; Развод и разлучение супругов.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СЕМЬИ СОЦИОЛОГИЯ
направление в социологии, изучающее семью как институт социальный. Гл. проблемы С. с— исследование характера выполнения семьей своих осн. функций, образа жизни семей различ. типов, причин и последствий разводов и т. д. Развитие С. с. прошло ряд следующих осн. этапов (классификация амер. социолога Г. Кристенсена): 1) «предысследовательский» период (до середины прошлого столетия), в осн. посвященный изучению семейных традиций, фольклора, филос. и художественной лит.; 2) период «социального дарвинизма» (конец 19 в.), для к-рого было характерно изучение в первую очередь эволюции семейного ин-та, появлением работ, содержащих широкие теоретич. обобщения в исторической и социокультурной перспективе; 3) период т. наз. «спонтанной науки» (первая половина 20 в.), в к-ром, с одной стороны, появляется большое число спекулятивных работ о семье и ее роли в об-ве, с др.— накапливаются эмпирические данные о различ. типах брачно-семейных отношений и их отдельных стадиях (выбор супруга, развод и т. д.); 4) период планомерного построения теорий (с середины 20 в. до наст, времени), к-рый можно описать как «период самосознания», основанного на систематизации рез-тов предшествующих исследований и анализе перспектив развития семьи. К этому времени обнаружилась тривиальность и некумулятивность большинства существующих теорий семьи, противоречивость принятых схем исследования. Явной стала необходимость разработки стратегии построения и формализации теории брачно-семейных процессов. В разных странах существуют свои исследовательские традиции. С т. зр. социологов Р. Хилла и Д. Хансена, осн. подходы к исследованию семьи можно объединить в следующие пять групп: 1) Интеракционистский подход, в рамках крого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих опред., связанные с соответствующими ролями позиции внутри семьи. В большинстве исследований семья рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими ин-тами, организациями и даже группами.
Институциональный и культурный аспект семьи практически не анализируется. Для этого подхода базовыми явл. такие понятия, как статус (Статуса социального концепции) и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликт, принятие решений и т. д. 2) Структурно-функциональный подход, для к-рого характерен анализ семьи как социальной системы. С этой т. зр. семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и об-вом определяется через понягче функции. В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи как с внешними системами, так и с внутр. Подгруппами (такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи). Индивид в рамках этого подхода рассматривается скорее как «пакет» статусов и ролей, чем как активный, инициирующий свои действия человек. Семья анализируется с т. зр. ее приспособления к более широкой системе. Осн. для этого подхода явл. понятия «структура», «функция», «определение ситуации», «референтная группа» и т. д. 3) Ситуационный подход, фиксирующий внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривающий их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различ. типов семей. Для последователей данного направления центральными явл. понятия социальной ситуации и роли. 4) Институциональный подход, связанный с наиболее ранними исследованиями брака и семьи и поэтому близкий к культурно-историческому анализу брачно-семейных отношений. Институционалисты рассматривают семью как социальную систему, к-рая явл. одним из осн. социальных институтов. При этом они отмечают, что мн. важные функции семьи перешли об-ву. В этих исследованиях центральными понятиями оказываются индивид и культурные ценности, к-рые он разделяет. 5) Эволюционный подход, представляющий собой попытку свести различ. подходы С. с. в одну общую систему. «Стадии и циклы в семейной жизни», «эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «образцы поведения» — все эти понятия широко используются сторонниками этого направления. По мере развития эмпирических исследований в течение 50—60-х гг. все больше разработок С. с. выполнялось в рамках групповой парадигмы. В наибольшей степени социол. исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в Скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила — Финляндия). М. С. Мацковский
Институциональный и культурный аспект семьи практически не анализируется. Для этого подхода базовыми явл. такие понятия, как статус (Статуса социального концепции) и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликт, принятие решений и т. д. 2) Структурно-функциональный подход, для к-рого характерен анализ семьи как социальной системы. С этой т. зр. семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и об-вом определяется через понягче функции. В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи как с внешними системами, так и с внутр. Подгруппами (такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи). Индивид в рамках этого подхода рассматривается скорее как «пакет» статусов и ролей, чем как активный, инициирующий свои действия человек. Семья анализируется с т. зр. ее приспособления к более широкой системе. Осн. для этого подхода явл. понятия «структура», «функция», «определение ситуации», «референтная группа» и т. д. 3) Ситуационный подход, фиксирующий внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривающий их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различ. типов семей. Для последователей данного направления центральными явл. понятия социальной ситуации и роли. 4) Институциональный подход, связанный с наиболее ранними исследованиями брака и семьи и поэтому близкий к культурно-историческому анализу брачно-семейных отношений. Институционалисты рассматривают семью как социальную систему, к-рая явл. одним из осн. социальных институтов. При этом они отмечают, что мн. важные функции семьи перешли об-ву. В этих исследованиях центральными понятиями оказываются индивид и культурные ценности, к-рые он разделяет. 5) Эволюционный подход, представляющий собой попытку свести различ. подходы С. с. в одну общую систему. «Стадии и циклы в семейной жизни», «эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «образцы поведения» — все эти понятия широко используются сторонниками этого направления. По мере развития эмпирических исследований в течение 50—60-х гг. все больше разработок С. с. выполнялось в рамках групповой парадигмы. В наибольшей степени социол. исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в Скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила — Финляндия). М. С. Мацковский
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что С. одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы . Как социальный институт С. обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками (например, между прародителями и внуками, братьями и сестрами и др.). При анализе С. как социального института обычно рассматриваются не конкретные С., а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в С. В качестве малой социальной группы С. функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность , члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. При анализе С. как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.
С.С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций С. Структура С. - это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений ее членов. По структурным особенностям различаются С. нуклеарные и расширенные. Нуклеарная С. - это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая С. считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная С. - такая семейная структура, которая помимо нуклеарной С. (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
Структура С. далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но все-таки разных социальных явлений.
С. - это групповое взаимодействие внутри малой социальной общности, члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. А брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. В реальной действительности брак функционирует как социально признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов. По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:
1) Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых обществах;
2) Полигамия - брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающий в двух основных разновидностях: полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;
3) Групповой брак - брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).
По мере развития общества брак из преимущественно экономического института все больше превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении С., ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной С. возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости и прочности.
Функции С. органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. С., функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены С. осуществляют функцию добывания средств к жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов С., т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление С. данной функции позволяет ей непосредственно включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния С. как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами С. другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворенность обоих супругов как бытовой устроенностью семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряженности и конфликтности, возникающей тогда, когда в С. хозяйничает один из супругов.
Важнейшей функцией С. как социального института и малой социальной группы является репродуктивная функция, реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в удовлетворении естественной потребности в детях. Она включает в себя не только физическое (деторождение), но и духовно-нравственное воспроизводство человека в С.: духовно-нравственная потребность в ребенке, стремление иметь его от любимого человека, иметь духовное родство с детьми.
Весьма существенной функцией, осуществляемой С. как социальной группой, является функция среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: 1) супружества (между мужем и женой - любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение, физиологическая совместимость и т.п.); 2) родительства (рождение и воспитание детей); 3) родства (взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями, тетями и др.).
Важной функцией, свойственной С., является осуществление первичного социального контроля. Ее содержание составляют моральная регламентация поведения членов С. в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами С.
Весьма существенное значение имеет воспитательная функция С., осуществляющая социализацию молодого поколения и определяющая ответственность родителей за духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое воспитание детей, их личностную и гражданскую самореализацию.
С ней тесно соприкасается и взаимодействует функция духовного общения, обеспечивающая развитие членов С., их духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед другом.
С. выполняет в обществе и социально-статусную функцию, определяющую важную роль С. в воспроизводстве социальной структуры общества. Ее содержание реализуется в предоставлении членам С. определенного статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.
Досуговая функция С. имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов С. проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.
С нею взаимопереплетается рекреативная функция, ориентированная на совместный отдых членов С., на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения.
Существенную роль играет эмоциональная функция С., направленная на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение индивидами психологической поддержки в С., удовлетворению их потребности в любви и личном счастье.
Невозможно представить С. без выполнения ею сексуальной функции, без которой невозможно осуществление репродуктивной и некоторых других функций. Сексуальная функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей мужа и жены и определенный контроль за способами реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить от сексуальных ориентаций от "Я" к "Мы" - концепции.
Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех жизненных циклов С., но развитие это протекает успешно и благотворно для всех только в том случае, если членов С. связывают глубокие и сильные эмоциональные связи, прежде всего любовь. Любовь - это сложное, интенсивное, напряженное и относительно устойчивое интимное чувство индивида, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. "Любовь, - по утверждению С.Л. Франка, - есть всеобщее драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе".
Сейчас много говорят о свободе любви, спорят о том, что включает в себя это понятие. Подчеркнем: свобода любви - это не "свобода перемены сексуальных партнеров или мужей и жен", а свобода при вступлении в брак от утилитарных соображений (богатство, влиятельные связи будущего супруга и т.п.). от влияния различных предрассудков (сословных, национальных, религиозных, субкультурных и др.), от вмешательства третьих лиц - родителей, друзей, сослуживцев и т.д., т.е. свобода заключать семейный союз по личной склонности, по личному выбору, по любви. Только свобода может обеспечить устойчивое и прочное супружеское счастье, чего так часто, к сожалению, не хватает многим современным С.
Взаимопереплетение и взаимоусиление функций С. оказывает благотворное влияние на социальное самочувствие, психическое состояние и физическое здоровье человека. Установлено в частности (данные исследований, проведенных итальянскими социологами), что женатые мужчины умирают от болезней сердца на 34,6% реже, чем холостые, и на 105,6% реже, чем разведенные; от рака легких - на 14,3% реже холостых и на 132,1% - разведенных; от рака пищевода - реже холостых на 40,7%, разведенных - на 77,8%; от гипертонии реже холостых в 2 раза, реже разведенных - в 2,5 раза; от цирроза печени реже холостых в 3 раза и разведенных - в 7 раз.
С.С. изучает не только структуру и функции С., но и распределение властных отношений в ней, которые радикально изменялись на протяжении истории ее развития. В условиях раннего периода первобытнообщинного строя, в котором главная роль в сохранении устойчивости рода и в воспроизводстве детей и в наследовании имущества отводилось женщине, власть в С. принадлежала женщине, в первую очередь матери, а такая С. называется матриархальной.
На более поздних стадиях исторического развития, когда преобладающую роль в хозяйственной деятельности, в обществе и в С. приобрели мужчины (это происходило в условиях разложения первобытнообщинного строя, возникновения частной собственности, классов и государства), а наследование имущества стало осуществляться по мужской линии, семейная система стала патриархальной. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами С. Такой тип властных отношений в С. считается общепринятым и часто узаконенным в Германии, Японии, Бразилии. Иране, Таиланде и многих других странах.
В последние два-три десятилетия по мере увеличения числа работающих женщин и роста их экономической самостоятельности во многих индустриально развитых странах - США, Франции, Швеции, России, Беларуси и др. - влияние и власть в С. распределяется между мужем и женой почти в равной степени. Такая семейная система называется эгалитарной (от франц. эгалите - равенство).
Рассмотренные три типа отношений характеризуют еще один важный аспект структурной динамики С. - структуру власти и лидерства в семейной общности. Этот аспект органически взаимосвязан с другим - с ролевой структурой С., с распределением в ней ролей мужчин и женщин. Эта сторона семейной жизни обстоятельно исследована Е. Весельницкой, которая выявила и детально охарактеризовала несколько типичных семейных ролей и их значимость для семейного благополучия. Таковы, например, характерные для мужчины в С. роли "хозяина", "воина", "шкафа", "авантюриста", для женщины - "хозяйки", "подарка", "приза", "музы" и др.
Структура С., выполняемые ею функции, распределение властных отношений в ней своим совокупным действием создают специфические особенности в межличностных отношениях ее членов, в их позициях во взаимодействии друг с другом, в их ценностных ориентациях и предпочтениях. Если названные факторы взаимодействуют друг с другом без глубоких расхождений и противоречий, то под их благотворным воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:
1. Положительная эмоциональная направленность межличностных отношений членов С.
2. Сплоченность семейной общности, единство ее целей, задач, ценностных ориентаций, стандартов поведения.
3. Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой друг о друге непосредственные внутрисемейные контакты между супругами, родителями и детьми.
4. Важная для самоутверждения личности уверенность в собственной нужности и значимости для других.
5. Потребность любить близких людей, помогать, доверять им, заботится о них, ответить любовью на любовь и преданность.
Названные особенности характерны прежде всего для так называемого супружеского брака, представляющего собой межличностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью по отношению к личностно-значимым ценностям - любовь, интимность, адаптационный синдром, автономия.
Кроме супружеского брака, в современном постсоветском обществе существуют и некоторые другие типы семейно-брачных отношений. Существенные изменения в социально-экономических условиях жизни, приведшие к тому, что в последнее время женщины нередко быстрее и лучше приспосабливаются к сложно складывающимся рыночным отношениям, чем мужчины, а мужчины, в свою очередь не всегда оказываются в состоянии содержать С., а также к росту разводов и более обширному, чем прежде овдовению, привели к значительному возрастанию численности неполных материнских С. В такой С. все тяготы семейных забот возлагаются на женщину - мать, а мужчина - отец - отсутствует, либо появляется в С. изредка в качестве приходящего сексуального партнера, реже - приходящего папы.
Достаточно широкое распространение получили в последнее время и альтернативные браки. Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намереваются юридически оформлять сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Такой брак предполагает верность партнеров друг другу, возможность появления совместного потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов другим.
В последнее время все чаще раздаются голоса о том, что С. не справляется со своими обязанностями, что современное общество столкнулось с "кризисом С.". Конечно, в условиях глубокого социально-экономического кризиса, в котором продолжает функционировать постсоветское общество, кризисные явления захватили и сферу семейно-брачных отношений. Но в этих кризисных ситуациях С. не является самодовлеющей и даже самодостаточной величиной. И в прежние времена, особенно кризисные (вспомним эпоху упадка римской империи, разложение средневековья, годы разрухи, последовавшие после Октябрьской революции и гражданской войны в России) социальный институт С. испытывал серьезные потрясения, побуждавшие многих говорить о "кризисе С.", но она все-таки выживала в самых тяжелых условиях и продолжала выполнять свои основные функции, пусть и в измененной форме. И в современных социально-экономических и социокультурных условиях она продолжает оставаться одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших ценностей общества. Достаточно сказать, что подавляющее большинство населения Беларуси (88%) живет ныне в С., чтобы убедиться в этом. Характерно, что проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в 1993 и в 1997 эмпирические исследования показали: в многоступенчатой иерархии ценностей современная молодежь последовательно ставит на первое место С. Такую позицию заняли в 1993 86% респондентов в возрасте 16-29 лет, а в 1997 - 88%. Причем среди молодых женщин высокую важность для них С. отмечают более 90% опрошенных, а среди молодых мужчин несколько меньше - 82%. А среди молодых людей, состоящих в браке, абсолютное большинство опрошенных - 93,3% в качестве наиболее важного для себя назвали именно С., а уже потом назвали здоровье - 93,10%, материальное благополучие - 89,2% и другие ценности. Такие ориентации молодежи свидетельствуют о том, что глобального кризиса С. сегодня не существует, хотя она, конечно же, испытывает серьезные трудности и потрясения в условиях продолжающегося длительное время социально-экономического и социокультурного кризиса.
Каковы же основные трудности и нерешенные проблемы, осложняющие нормальное развитие и функционирование С.?
Среди них, бесспорно, приоритетное место занимает материальная неустроенность многих, особенно молодежных С. Если в целом в Беларуси в 1996 находились ниже черты бедности 36,7% населения, то в С. с двумя детьми таких насчитывалось 40,9%, а с тремя детьми - 56,4%. Если более половины С., в которых обеспечивается расширенное воспроизводство населения страны, оказывается ниже уровня бедности, это свидетельствует, насколько животрепещущей является проблема экономического положения этой важнейшей ячейки общества.
Вторая трудная проблема в развитии современной С. - существенное снижение среднего ее размера и детности. За период с 1959 по 1996 доля небольших С., состоящих из двух человек, возросла в Беларуси в 2 раза (с 17 до 34,6% в общей структуре С.), а доля крупных С., состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1% . Одновременно с нуклеаризацией (сокращение размера) С. происходит снижение их детности. За период с 1959 по 1989 г. доля С., не имеющих детей в возрасте до 18 лет, возросла в общей структуре С. в Беларуси с 22 до 42,5%, т.е. почти удвоилась, при одновременном сокращении С. с 1 ребенком с 32 до 27,7%, с 2 детьми - с 29 до 24,7%, с 3 детьми - с 17 до 5,1% (более чем втрое).
Третья сложная проблема в развитии современной С. - негативная динамика браков и разводов. Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. Большинство мужчин и женщин каждого поколения раньше или позже вступает в брак. По данным переписки 1989 в возрасте 45-49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состоявших в браке. На протяжении длительного времени наблюдается тенденция к увеличению доли вступающих в брак в молодых возрастах. Если в 1960 в возрасте до 20 лет среди вступающих в брак было 2,7% мужчин и 12% женщин, то в 1979 уже 4% мужчин и 25,5% женщин, а в 1995 - 5,8% мужчин и 28,9% женщин. Если считать только вступающих в первый брак, то показатели еще выше.
В последние годы существенно возросли масштабы распадения браков, что происходит вследствие овдовения и разводов. Перепись 1989 зарегистрировала, что в возрасте 40-44 года 4,1% женщин и 0,7% мужчин, а в возрасте 50-54 года уже 12% женщин и 2,3% мужчин овдовели. Более высокие показатели овдовения среди женщин объясняются как более высокой смертностью населения мужского пола, так и более высокой интенсивностью повторных браков среди мужчин по сравнению с женщинами. Еще более негативна тенденция к возрастанию численности разводов. В 1959 из каждой тысячи супружеских пар в Беларуси разводилось 2,7, в 1970 - 8,5, в 1995 - уже 13,4. В 1995 в республике было зарегистрировано 77 тыс. браков и 42 тыс. разводов. При такой интенсивности разводимости за 25 лет в республике только в результате разводов распадается более трети, а учитывая растущий уровень овдовения, - почти половина всех браков, заключенных в 1990-е.
Четвертая трудная проблема, обусловленная сложностями развития современной С., - снижение рождаемости. Для того, чтобы эта тенденция выявилась более рельефно, возьмем самый интенсивный по репродуктивности возраст женщин: 25-29 лет. В 1959 в этой возрастной когорте на 1000 женщин в Беларуси приходилось 177,6 родившихся в среднем за год. В 1970 этот показатель снизился до 134,5, в 1979 - 117,8, 1995 - до 71,7%. Решающую роль в этом негативном процессе сыграли спад экономического развития, инфляция, обнищание больших масс населения, появление безработицы.
В С.С. для определения перспектив рождаемости и выработки оптимальной, эффективно действующей демографической политики важное значение придается выяснению мнения различных групп населения об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей в С. Идеальное число детей - это представление о наилучшем количестве детей в С. вообще, без учета конкретной жизненной ситуации. Желаемое число детей - это количество детей, которое респонденты хотели бы иметь в своей С., исходя из собственных сложностей, но без учета конкретных семейных обстоятельств. Ожидаемое число детей - это количество детей в С., которое респонденты намереваются иметь к концу репродуктивного периода. Проведенный в 1995 опрос показал, что даже среднее идеальное число детей в С. составляет только 2,2, т.е. находится на уровне простого воспроизводства и даже ниже. Желаемое число детей составляет 2,02, а ожидаемое - 1,67. Следовательно, большинство населения Беларуси ориентировано на одно-двухдетную С. В России показатели несколько ниже: идеальное число детей составляет 2,08, желаемое - 1,89, ожидаемое - 1,60. За последние 25 лет среднее идеальное число детей в Беларуси снизилось с 2,9 до 2,17, ожидаемое - с 2,4 до 1,67.
Основными факторами, побуждаемыми молодых женщин Беларуси отказываться от очередного ребенка, являются экономическая нестабильность (такую оценку дают 80,6% опрошенных), обеспокоенность последствиями Чернобыльской катастрофы - 54,8%, неудовлетворительные жилищные условия (47,6%), трудности совмещения работы с воспитанием ребенка (33,3%), слишком долгий рабочий день (30,6%). Сумма процентов здесь оказывается более 100, т.к. респонденты могли указывать сразу два-три фактора, негативно влияющих на рождаемость.
Очень важное значение имеет выяснение факторов, действие которых помогло бы молодым женщинам решиться на рождение очередного ребенка. Проведенный в 1995 опрос в Беларуси показал, что благоприятно повлиять на повышение рождаемости могли бы следующие факторы: уверенность, что экономическое положение страны улучшиться (так считают 69% респондентов), гарантированная и хорошо оплачиваемая работа супруга и (или) самой женщины (74%), перспектива улучшения жилищных условий (45,2%), уверенность, что влияние последствий Чернобыльской катастрофы не опасно (44,8%), возможность найти работу с сокращенным рабочим днем или частичной занятостью (23,4%). Среди мотивов рождения детей важную роль играют социально-психологические факторы, такие, например, как дети делают жизнь по-настоящему семейной (88,8%), дает ощущение полноценности жизни (94,4%), укрепляет брак (61,1), необходимо для здоровья женщины (61,1%).
Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время С.С., наиболее острыми являются проблемы молодежных С., к которым относятся общности супружеских пар, возраст которых не превышает 30 лет. Многие молодые С. находятся в трудном положении из-за низкой материальной обеспеченности, отсутствия собственного жилья, неустроенности быта и т.д. Большинство молодых С. испытывают трудности с жильем (71% С.), денежные затруднения (60% С.), многие - с бюджетом времени (30% С.), с приобретением товаров для детей (23%), в отношениях с родителями мужа или жены (21%).
Существенное значение приобретает в настоящее время выяснение факторов, оказывающих влияние на стабильность С. Поскольку количество разводов увеличивается, особенно важно учитывать те факторы, которые дестабилизируют внутрисемейные взаимодействия и способны приводить к распаду семейных общностей. Решающую негативную роль здесь играет общая дестабилизация социально-экономической системы, в которой функционирует С. на огромном постсоветском пространстве. Снижение жизненного уровня большинства населения, продолжающийся экономический кризис, трудности вхождения в рыночные отношения, отсутствие уверенности в будущем, плохие жилищные условия, недостаточная социальная поддержка С., материнства и детства, угроза безработицы (особенно для женщин) - все эти объективные факторы оказывают дестабилизирующее влияние на С. Их негативное влияние сочетается с социально-психологическими, т.е. субъективными факторами, оказывающими дестабилизирующее воздействие на современную С., особенно молодежную. Модели ролевого поведения, жизненные устремления и амбиции молодых мужчин и женщин в С. сблизились, снизился уровень их взаимной дополняемости, что привело не столько к реальному семейному взаимодействию, сколько к его внешней имитации. Зачастую супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняют их традиционную внешнюю форму, не вкладывая при этом в них необходимое внутреннее, эмоционально насыщенное и благотворное для межличностных отношений содержание. Психологическая общность, необходимая для стабильности и прочности С., нередко подменяется чисто внешними, соответствующими принятым в обществе представлениям и приличиям, показными формами отношений и поведения. Все это, усиленное материально-экономическими трудностями и неурядицами, отрицательно влияет на стабильность С., на конфликтность в ней.
Совокупное влияние негативных факторов приводит к ослаблению и обеднению отношений супружества. В результате число С., характеризующееся сплоченностью, уменьшается, а тех, где превалирует разобщенность - возрастает. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных в Могилевской области под руководством Ю.М. Бубнова. Совершенно уверены в своей супружеской удаче 39,5% опрошенных молодых супругов, считают свой брак неудачным примерно втрое меньше респондентов - 12,1%, четвертая часть (26,8%) склоняются к тому, что брак их скорее удачный, чем неудачный, а каждый пятый (19,6%) затрудняется определить степень удачности или неудачности своей семейной жизни.
Чем объяснить ухудшение отношений супружества?
Во-первых, существует различный уровень предбрачных ожиданий, повышены ожидания и, соответственно, притязания женщин значительно сложнее и выше, чем мужчин, отсюда и более частые их разочарования в супружестве.
Во-вторых, именно женщины в большинстве случаев несут на себе основную тяжесть ответственности за семейные дела, а в трудных социально-экономических условиях, в которых находится большинство современных С., это вызывает гораздо большую озабоченность и тревожность у жен по сравнению с мужьями.
В-третьих, внутренний мир мужчины имеет несколько эпицентров: профессиональный рост, политика, любовь, футбол (хоккей и т.п.), повседневные дела и т.д., а большинство женщин обладает концентрической структурой внутреннего мира с единым эпицентром - забота о детях, поэтому основная доминанта их устремлений, сконцентрированная на С. и детях, чаще, чем у мужчин, дает сбои, если происходят какие-либо разногласия, а тем более конфликты в С.
Каков же уровень конфликтности в современной С.? Социологические исследования, проведенные Ю.М. Бубновым в 1996, показали, что совсем не ссорятся и не конфликтуют друг с другом 6,1% опрошенных молодых супругов, ссорятся иногда 77,8%, часто вступают в семейные конфликты 14,4% респонденов.
Самым первым и поверхностным срезом исследования конфликтов в С. является выяснение повода, приводившего к конфликтной ситуации. Чаще всего конфликты в С. возникают по пустякам. Именно этот повод как наиболее часто встречающийся назвала почти половина опрошенных (47,3%). Примерно в 2,3 раза меньше в качестве повода выступают недоброжелательные отношения одного из супругов (или их обоих) с родителями и (что покажется невероятным, но - это факт) почти в 3 раза - супружеская неверность.
Но как только от повода мы переходим к глубине и тяжести конфликта для обоих супругов, картина резко изменяется. На абсолютное первое место здесь перемещается супружеская неверность. Ее отмечают в качестве главной причины тяжелого семейного конфликта, чаще всего приводящего к развалу С., почти треть опрошенных (31%). Отношения с родителями среди таких причин перемещаются на шестое место, а случайные ссоры и стычки из-за пустяков - на последнее: их считают нужным выделить в качестве причины только 9% респондентов, т.е. почти в 3,5 раза меньше, чем первую из указанных причин.
Если представить всю панораму причин внутрисемейных конфликтов, то самыми тяжелыми последствиями (в порядке убывания значимости) обладают: супружеская измена, борьба за лидерство в С., денежные и бытовые неурядицы.
Социологический анализ выявил отчетливую взаимную связь между качеством семейной жизни, жизненными установками супругов и частотой конфликтных ситуаций, складывающихся в различных С. Установлено, что супруги-неудачники вдвое чаще, чем счастливые супруги, ориентируются на материальное благополучие (71% выборов у первых и 34% - у вторых). В итоге оказалось, что меркантилизация брака, особенно молодежного, "стоит" 70 дополнительных супружеских катастроф на каждую тысячу С.
Сильнейшим стимулятором конфликтности в С. является пристрастие к алкоголю. Вероятность тяжелой степени конфликтности (часто с оскорблениями, побоями), нередко приводящей к разводу, для пьющих людей составляет 52%, для выпивающих по праздникам - 32, а для непьющих - 26%, т.е. вдвое меньше, чем у пристрастившихся к алкоголю.
В развертывании семейных конфликтов или их предотвращении существенная роль принадлежит взаимоотношениям детей с родителями, особенно в случае совместного проживания молодоженов с родителями одного из супругов. Выяснено, что чем хуже муж и жена живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями, как своими, так и супруга. Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности, в том же случае, когда конфликтный сценарий развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47% случаев, т.е. практически уменьшается вдвое. Характерно также, что социальное самочувствие молодых жен и мужей в случае конфликтов с родителями супруга имеет значительное различие. Так, мужья, часто конфликтующие с родителями жены, в 40 случаях из 100 болезненно переживают состояние зависимости, в то время как жены, столь же часто находившиеся в конфликте с родственниками мужа, лишь в 12% случаев доходят до столь же высокой степени ощущения своей подчиненности, зависимости и т.п.
В развертывании семейных конфликтов, так же как и в других видах внутригрупповых конфликтных взаимодействий, существенную роль играют совместимость индивидов, потенциальные возможности возрастания их сплоченности в различных сферах семейной жизни. Совместимость же супругов в значительной мере зависит от их характерологических особенностей. В частности, в удачных браках, где нет тяжелых конфликтов, чреватых угрозой развода, женщины в качестве основных факторов, способствующих счастливой семейной жизни, поставили на первое место предприимчивость мужчин (59%) в удачном сочетании с умом (57%) и добротой (53%). Совершенно противоположное значение получает женская деловитость: у деловых женщин благоприятные последствия семейные конфликты имеют только для 5% опрошенных, зато риск супружеской катастрофы у них самый высокий - 47%. О разводе всерьез задумываются каждый третий (34%) приверженец социального образа деловой женщины. Для сравнения отметим, что среди женщин, отличающихся добротой, неудачный брак, заполненный ссорами и конфликтами, сложился только у 12%, а удачный бывает у них почти вчетверо чаще - у 45% опрошенных.
Серьезные трудности, испытываемые современной С., особенно молодежной, приводящие к отказу многих молодых людей от вступления в брак, к малодетности или бездетности, к росту числа рождений у подростков, (в 1997, например, в Беларуси дали жизнь 1160 детям несовершеннолетние девочки), к отказу возрастающего количества молодых женщин от своих детей в роддомах и т.п., приводят на общем фоне нуклеаризации С. к изменению ее ролевой структуры, в том числе и в отношениях: взрослый - ребенок. В сложной С., где взаимодействовали несколько поколений: родители, дети, прародители и т.п., младшие под воздействием старших и, воспринимая от них определенные представления и навыки, постепенно вступали в роль взрослого по отношению к более младшему. Иными словами, они в самой С. усваивали роль взрослого с определенным уровнем ответственности и способности принимать решения. В условиях нарастающей нуклеаризации и малодетности С. подобное ролевое усвоение становится все более редким и малоэффективным, ибо даже взрослеющий ребенок усваивает и выполняет только одну уготованную ему роль - ребенка, перенося ее затем и во взрослую жизнь. Отсюда беспокоящая широкую общественность проблема роста инфантильности, снижения уровня самостоятельности и ответственности молодых и, в конечном счете, девальвация у многих из них ценности С.
В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита С.
Е.М. Бабосов
С.С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций С. Структура С. - это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений ее членов. По структурным особенностям различаются С. нуклеарные и расширенные. Нуклеарная С. - это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая С. считается важным и даже основным социальным объединением. Расширенная С. - такая семейная структура, которая помимо нуклеарной С. (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
Структура С. далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но все-таки разных социальных явлений.
С. - это групповое взаимодействие внутри малой социальной общности, члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. А брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. В реальной действительности брак функционирует как социально признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов. По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:
1) Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых обществах;
2) Полигамия - брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающий в двух основных разновидностях: полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;
3) Групповой брак - брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).
По мере развития общества брак из преимущественно экономического института все больше превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении С., ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной С. возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости и прочности.
Функции С. органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. С., функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены С. осуществляют функцию добывания средств к жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов С., т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление С. данной функции позволяет ей непосредственно включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния С. как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами С. другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворенность обоих супругов как бытовой устроенностью семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряженности и конфликтности, возникающей тогда, когда в С. хозяйничает один из супругов.
Важнейшей функцией С. как социального института и малой социальной группы является репродуктивная функция, реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в удовлетворении естественной потребности в детях. Она включает в себя не только физическое (деторождение), но и духовно-нравственное воспроизводство человека в С.: духовно-нравственная потребность в ребенке, стремление иметь его от любимого человека, иметь духовное родство с детьми.
Весьма существенной функцией, осуществляемой С. как социальной группой, является функция среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: 1) супружества (между мужем и женой - любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение, физиологическая совместимость и т.п.); 2) родительства (рождение и воспитание детей); 3) родства (взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями, тетями и др.).
Важной функцией, свойственной С., является осуществление первичного социального контроля. Ее содержание составляют моральная регламентация поведения членов С. в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами С.
Весьма существенное значение имеет воспитательная функция С., осуществляющая социализацию молодого поколения и определяющая ответственность родителей за духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое, физическое воспитание детей, их личностную и гражданскую самореализацию.
С ней тесно соприкасается и взаимодействует функция духовного общения, обеспечивающая развитие членов С., их духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед другом.
С. выполняет в обществе и социально-статусную функцию, определяющую важную роль С. в воспроизводстве социальной структуры общества. Ее содержание реализуется в предоставлении членам С. определенного статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.
Досуговая функция С. имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов С. проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.
С нею взаимопереплетается рекреативная функция, ориентированная на совместный отдых членов С., на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения.
Существенную роль играет эмоциональная функция С., направленная на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение индивидами психологической поддержки в С., удовлетворению их потребности в любви и личном счастье.
Невозможно представить С. без выполнения ею сексуальной функции, без которой невозможно осуществление репродуктивной и некоторых других функций. Сексуальная функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей мужа и жены и определенный контроль за способами реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить от сексуальных ориентаций от "Я" к "Мы" - концепции.
Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех жизненных циклов С., но развитие это протекает успешно и благотворно для всех только в том случае, если членов С. связывают глубокие и сильные эмоциональные связи, прежде всего любовь. Любовь - это сложное, интенсивное, напряженное и относительно устойчивое интимное чувство индивида, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. "Любовь, - по утверждению С.Л. Франка, - есть всеобщее драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе".
Сейчас много говорят о свободе любви, спорят о том, что включает в себя это понятие. Подчеркнем: свобода любви - это не "свобода перемены сексуальных партнеров или мужей и жен", а свобода при вступлении в брак от утилитарных соображений (богатство, влиятельные связи будущего супруга и т.п.). от влияния различных предрассудков (сословных, национальных, религиозных, субкультурных и др.), от вмешательства третьих лиц - родителей, друзей, сослуживцев и т.д., т.е. свобода заключать семейный союз по личной склонности, по личному выбору, по любви. Только свобода может обеспечить устойчивое и прочное супружеское счастье, чего так часто, к сожалению, не хватает многим современным С.
Взаимопереплетение и взаимоусиление функций С. оказывает благотворное влияние на социальное самочувствие, психическое состояние и физическое здоровье человека. Установлено в частности (данные исследований, проведенных итальянскими социологами), что женатые мужчины умирают от болезней сердца на 34,6% реже, чем холостые, и на 105,6% реже, чем разведенные; от рака легких - на 14,3% реже холостых и на 132,1% - разведенных; от рака пищевода - реже холостых на 40,7%, разведенных - на 77,8%; от гипертонии реже холостых в 2 раза, реже разведенных - в 2,5 раза; от цирроза печени реже холостых в 3 раза и разведенных - в 7 раз.
С.С. изучает не только структуру и функции С., но и распределение властных отношений в ней, которые радикально изменялись на протяжении истории ее развития. В условиях раннего периода первобытнообщинного строя, в котором главная роль в сохранении устойчивости рода и в воспроизводстве детей и в наследовании имущества отводилось женщине, власть в С. принадлежала женщине, в первую очередь матери, а такая С. называется матриархальной.
На более поздних стадиях исторического развития, когда преобладающую роль в хозяйственной деятельности, в обществе и в С. приобрели мужчины (это происходило в условиях разложения первобытнообщинного строя, возникновения частной собственности, классов и государства), а наследование имущества стало осуществляться по мужской линии, семейная система стала патриархальной. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами С. Такой тип властных отношений в С. считается общепринятым и часто узаконенным в Германии, Японии, Бразилии. Иране, Таиланде и многих других странах.
В последние два-три десятилетия по мере увеличения числа работающих женщин и роста их экономической самостоятельности во многих индустриально развитых странах - США, Франции, Швеции, России, Беларуси и др. - влияние и власть в С. распределяется между мужем и женой почти в равной степени. Такая семейная система называется эгалитарной (от франц. эгалите - равенство).
Рассмотренные три типа отношений характеризуют еще один важный аспект структурной динамики С. - структуру власти и лидерства в семейной общности. Этот аспект органически взаимосвязан с другим - с ролевой структурой С., с распределением в ней ролей мужчин и женщин. Эта сторона семейной жизни обстоятельно исследована Е. Весельницкой, которая выявила и детально охарактеризовала несколько типичных семейных ролей и их значимость для семейного благополучия. Таковы, например, характерные для мужчины в С. роли "хозяина", "воина", "шкафа", "авантюриста", для женщины - "хозяйки", "подарка", "приза", "музы" и др.
Структура С., выполняемые ею функции, распределение властных отношений в ней своим совокупным действием создают специфические особенности в межличностных отношениях ее членов, в их позициях во взаимодействии друг с другом, в их ценностных ориентациях и предпочтениях. Если названные факторы взаимодействуют друг с другом без глубоких расхождений и противоречий, то под их благотворным воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:
1. Положительная эмоциональная направленность межличностных отношений членов С.
2. Сплоченность семейной общности, единство ее целей, задач, ценностных ориентаций, стандартов поведения.
3. Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой друг о друге непосредственные внутрисемейные контакты между супругами, родителями и детьми.
4. Важная для самоутверждения личности уверенность в собственной нужности и значимости для других.
5. Потребность любить близких людей, помогать, доверять им, заботится о них, ответить любовью на любовь и преданность.
Названные особенности характерны прежде всего для так называемого супружеского брака, представляющего собой межличностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью по отношению к личностно-значимым ценностям - любовь, интимность, адаптационный синдром, автономия.
Кроме супружеского брака, в современном постсоветском обществе существуют и некоторые другие типы семейно-брачных отношений. Существенные изменения в социально-экономических условиях жизни, приведшие к тому, что в последнее время женщины нередко быстрее и лучше приспосабливаются к сложно складывающимся рыночным отношениям, чем мужчины, а мужчины, в свою очередь не всегда оказываются в состоянии содержать С., а также к росту разводов и более обширному, чем прежде овдовению, привели к значительному возрастанию численности неполных материнских С. В такой С. все тяготы семейных забот возлагаются на женщину - мать, а мужчина - отец - отсутствует, либо появляется в С. изредка в качестве приходящего сексуального партнера, реже - приходящего папы.
Достаточно широкое распространение получили в последнее время и альтернативные браки. Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намереваются юридически оформлять сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Такой брак предполагает верность партнеров друг другу, возможность появления совместного потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов другим.
В последнее время все чаще раздаются голоса о том, что С. не справляется со своими обязанностями, что современное общество столкнулось с "кризисом С.". Конечно, в условиях глубокого социально-экономического кризиса, в котором продолжает функционировать постсоветское общество, кризисные явления захватили и сферу семейно-брачных отношений. Но в этих кризисных ситуациях С. не является самодовлеющей и даже самодостаточной величиной. И в прежние времена, особенно кризисные (вспомним эпоху упадка римской империи, разложение средневековья, годы разрухи, последовавшие после Октябрьской революции и гражданской войны в России) социальный институт С. испытывал серьезные потрясения, побуждавшие многих говорить о "кризисе С.", но она все-таки выживала в самых тяжелых условиях и продолжала выполнять свои основные функции, пусть и в измененной форме. И в современных социально-экономических и социокультурных условиях она продолжает оставаться одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших ценностей общества. Достаточно сказать, что подавляющее большинство населения Беларуси (88%) живет ныне в С., чтобы убедиться в этом. Характерно, что проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в 1993 и в 1997 эмпирические исследования показали: в многоступенчатой иерархии ценностей современная молодежь последовательно ставит на первое место С. Такую позицию заняли в 1993 86% респондентов в возрасте 16-29 лет, а в 1997 - 88%. Причем среди молодых женщин высокую важность для них С. отмечают более 90% опрошенных, а среди молодых мужчин несколько меньше - 82%. А среди молодых людей, состоящих в браке, абсолютное большинство опрошенных - 93,3% в качестве наиболее важного для себя назвали именно С., а уже потом назвали здоровье - 93,10%, материальное благополучие - 89,2% и другие ценности. Такие ориентации молодежи свидетельствуют о том, что глобального кризиса С. сегодня не существует, хотя она, конечно же, испытывает серьезные трудности и потрясения в условиях продолжающегося длительное время социально-экономического и социокультурного кризиса.
Каковы же основные трудности и нерешенные проблемы, осложняющие нормальное развитие и функционирование С.?
Среди них, бесспорно, приоритетное место занимает материальная неустроенность многих, особенно молодежных С. Если в целом в Беларуси в 1996 находились ниже черты бедности 36,7% населения, то в С. с двумя детьми таких насчитывалось 40,9%, а с тремя детьми - 56,4%. Если более половины С., в которых обеспечивается расширенное воспроизводство населения страны, оказывается ниже уровня бедности, это свидетельствует, насколько животрепещущей является проблема экономического положения этой важнейшей ячейки общества.
Вторая трудная проблема в развитии современной С. - существенное снижение среднего ее размера и детности. За период с 1959 по 1996 доля небольших С., состоящих из двух человек, возросла в Беларуси в 2 раза (с 17 до 34,6% в общей структуре С.), а доля крупных С., состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1% . Одновременно с нуклеаризацией (сокращение размера) С. происходит снижение их детности. За период с 1959 по 1989 г. доля С., не имеющих детей в возрасте до 18 лет, возросла в общей структуре С. в Беларуси с 22 до 42,5%, т.е. почти удвоилась, при одновременном сокращении С. с 1 ребенком с 32 до 27,7%, с 2 детьми - с 29 до 24,7%, с 3 детьми - с 17 до 5,1% (более чем втрое).
Третья сложная проблема в развитии современной С. - негативная динамика браков и разводов. Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. Большинство мужчин и женщин каждого поколения раньше или позже вступает в брак. По данным переписки 1989 в возрасте 45-49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состоявших в браке. На протяжении длительного времени наблюдается тенденция к увеличению доли вступающих в брак в молодых возрастах. Если в 1960 в возрасте до 20 лет среди вступающих в брак было 2,7% мужчин и 12% женщин, то в 1979 уже 4% мужчин и 25,5% женщин, а в 1995 - 5,8% мужчин и 28,9% женщин. Если считать только вступающих в первый брак, то показатели еще выше.
В последние годы существенно возросли масштабы распадения браков, что происходит вследствие овдовения и разводов. Перепись 1989 зарегистрировала, что в возрасте 40-44 года 4,1% женщин и 0,7% мужчин, а в возрасте 50-54 года уже 12% женщин и 2,3% мужчин овдовели. Более высокие показатели овдовения среди женщин объясняются как более высокой смертностью населения мужского пола, так и более высокой интенсивностью повторных браков среди мужчин по сравнению с женщинами. Еще более негативна тенденция к возрастанию численности разводов. В 1959 из каждой тысячи супружеских пар в Беларуси разводилось 2,7, в 1970 - 8,5, в 1995 - уже 13,4. В 1995 в республике было зарегистрировано 77 тыс. браков и 42 тыс. разводов. При такой интенсивности разводимости за 25 лет в республике только в результате разводов распадается более трети, а учитывая растущий уровень овдовения, - почти половина всех браков, заключенных в 1990-е.
Четвертая трудная проблема, обусловленная сложностями развития современной С., - снижение рождаемости. Для того, чтобы эта тенденция выявилась более рельефно, возьмем самый интенсивный по репродуктивности возраст женщин: 25-29 лет. В 1959 в этой возрастной когорте на 1000 женщин в Беларуси приходилось 177,6 родившихся в среднем за год. В 1970 этот показатель снизился до 134,5, в 1979 - 117,8, 1995 - до 71,7%. Решающую роль в этом негативном процессе сыграли спад экономического развития, инфляция, обнищание больших масс населения, появление безработицы.
В С.С. для определения перспектив рождаемости и выработки оптимальной, эффективно действующей демографической политики важное значение придается выяснению мнения различных групп населения об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей в С. Идеальное число детей - это представление о наилучшем количестве детей в С. вообще, без учета конкретной жизненной ситуации. Желаемое число детей - это количество детей, которое респонденты хотели бы иметь в своей С., исходя из собственных сложностей, но без учета конкретных семейных обстоятельств. Ожидаемое число детей - это количество детей в С., которое респонденты намереваются иметь к концу репродуктивного периода. Проведенный в 1995 опрос показал, что даже среднее идеальное число детей в С. составляет только 2,2, т.е. находится на уровне простого воспроизводства и даже ниже. Желаемое число детей составляет 2,02, а ожидаемое - 1,67. Следовательно, большинство населения Беларуси ориентировано на одно-двухдетную С. В России показатели несколько ниже: идеальное число детей составляет 2,08, желаемое - 1,89, ожидаемое - 1,60. За последние 25 лет среднее идеальное число детей в Беларуси снизилось с 2,9 до 2,17, ожидаемое - с 2,4 до 1,67.
Основными факторами, побуждаемыми молодых женщин Беларуси отказываться от очередного ребенка, являются экономическая нестабильность (такую оценку дают 80,6% опрошенных), обеспокоенность последствиями Чернобыльской катастрофы - 54,8%, неудовлетворительные жилищные условия (47,6%), трудности совмещения работы с воспитанием ребенка (33,3%), слишком долгий рабочий день (30,6%). Сумма процентов здесь оказывается более 100, т.к. респонденты могли указывать сразу два-три фактора, негативно влияющих на рождаемость.
Очень важное значение имеет выяснение факторов, действие которых помогло бы молодым женщинам решиться на рождение очередного ребенка. Проведенный в 1995 опрос в Беларуси показал, что благоприятно повлиять на повышение рождаемости могли бы следующие факторы: уверенность, что экономическое положение страны улучшиться (так считают 69% респондентов), гарантированная и хорошо оплачиваемая работа супруга и (или) самой женщины (74%), перспектива улучшения жилищных условий (45,2%), уверенность, что влияние последствий Чернобыльской катастрофы не опасно (44,8%), возможность найти работу с сокращенным рабочим днем или частичной занятостью (23,4%). Среди мотивов рождения детей важную роль играют социально-психологические факторы, такие, например, как дети делают жизнь по-настоящему семейной (88,8%), дает ощущение полноценности жизни (94,4%), укрепляет брак (61,1), необходимо для здоровья женщины (61,1%).
Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время С.С., наиболее острыми являются проблемы молодежных С., к которым относятся общности супружеских пар, возраст которых не превышает 30 лет. Многие молодые С. находятся в трудном положении из-за низкой материальной обеспеченности, отсутствия собственного жилья, неустроенности быта и т.д. Большинство молодых С. испытывают трудности с жильем (71% С.), денежные затруднения (60% С.), многие - с бюджетом времени (30% С.), с приобретением товаров для детей (23%), в отношениях с родителями мужа или жены (21%).
Существенное значение приобретает в настоящее время выяснение факторов, оказывающих влияние на стабильность С. Поскольку количество разводов увеличивается, особенно важно учитывать те факторы, которые дестабилизируют внутрисемейные взаимодействия и способны приводить к распаду семейных общностей. Решающую негативную роль здесь играет общая дестабилизация социально-экономической системы, в которой функционирует С. на огромном постсоветском пространстве. Снижение жизненного уровня большинства населения, продолжающийся экономический кризис, трудности вхождения в рыночные отношения, отсутствие уверенности в будущем, плохие жилищные условия, недостаточная социальная поддержка С., материнства и детства, угроза безработицы (особенно для женщин) - все эти объективные факторы оказывают дестабилизирующее влияние на С. Их негативное влияние сочетается с социально-психологическими, т.е. субъективными факторами, оказывающими дестабилизирующее воздействие на современную С., особенно молодежную. Модели ролевого поведения, жизненные устремления и амбиции молодых мужчин и женщин в С. сблизились, снизился уровень их взаимной дополняемости, что привело не столько к реальному семейному взаимодействию, сколько к его внешней имитации. Зачастую супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняют их традиционную внешнюю форму, не вкладывая при этом в них необходимое внутреннее, эмоционально насыщенное и благотворное для межличностных отношений содержание. Психологическая общность, необходимая для стабильности и прочности С., нередко подменяется чисто внешними, соответствующими принятым в обществе представлениям и приличиям, показными формами отношений и поведения. Все это, усиленное материально-экономическими трудностями и неурядицами, отрицательно влияет на стабильность С., на конфликтность в ней.
Совокупное влияние негативных факторов приводит к ослаблению и обеднению отношений супружества. В результате число С., характеризующееся сплоченностью, уменьшается, а тех, где превалирует разобщенность - возрастает. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных в Могилевской области под руководством Ю.М. Бубнова. Совершенно уверены в своей супружеской удаче 39,5% опрошенных молодых супругов, считают свой брак неудачным примерно втрое меньше респондентов - 12,1%, четвертая часть (26,8%) склоняются к тому, что брак их скорее удачный, чем неудачный, а каждый пятый (19,6%) затрудняется определить степень удачности или неудачности своей семейной жизни.
Чем объяснить ухудшение отношений супружества?
Во-первых, существует различный уровень предбрачных ожиданий, повышены ожидания и, соответственно, притязания женщин значительно сложнее и выше, чем мужчин, отсюда и более частые их разочарования в супружестве.
Во-вторых, именно женщины в большинстве случаев несут на себе основную тяжесть ответственности за семейные дела, а в трудных социально-экономических условиях, в которых находится большинство современных С., это вызывает гораздо большую озабоченность и тревожность у жен по сравнению с мужьями.
В-третьих, внутренний мир мужчины имеет несколько эпицентров: профессиональный рост, политика, любовь, футбол (хоккей и т.п.), повседневные дела и т.д., а большинство женщин обладает концентрической структурой внутреннего мира с единым эпицентром - забота о детях, поэтому основная доминанта их устремлений, сконцентрированная на С. и детях, чаще, чем у мужчин, дает сбои, если происходят какие-либо разногласия, а тем более конфликты в С.
Каков же уровень конфликтности в современной С.? Социологические исследования, проведенные Ю.М. Бубновым в 1996, показали, что совсем не ссорятся и не конфликтуют друг с другом 6,1% опрошенных молодых супругов, ссорятся иногда 77,8%, часто вступают в семейные конфликты 14,4% респонденов.
Самым первым и поверхностным срезом исследования конфликтов в С. является выяснение повода, приводившего к конфликтной ситуации. Чаще всего конфликты в С. возникают по пустякам. Именно этот повод как наиболее часто встречающийся назвала почти половина опрошенных (47,3%). Примерно в 2,3 раза меньше в качестве повода выступают недоброжелательные отношения одного из супругов (или их обоих) с родителями и (что покажется невероятным, но - это факт) почти в 3 раза - супружеская неверность.
Но как только от повода мы переходим к глубине и тяжести конфликта для обоих супругов, картина резко изменяется. На абсолютное первое место здесь перемещается супружеская неверность. Ее отмечают в качестве главной причины тяжелого семейного конфликта, чаще всего приводящего к развалу С., почти треть опрошенных (31%). Отношения с родителями среди таких причин перемещаются на шестое место, а случайные ссоры и стычки из-за пустяков - на последнее: их считают нужным выделить в качестве причины только 9% респондентов, т.е. почти в 3,5 раза меньше, чем первую из указанных причин.
Если представить всю панораму причин внутрисемейных конфликтов, то самыми тяжелыми последствиями (в порядке убывания значимости) обладают: супружеская измена, борьба за лидерство в С., денежные и бытовые неурядицы.
Социологический анализ выявил отчетливую взаимную связь между качеством семейной жизни, жизненными установками супругов и частотой конфликтных ситуаций, складывающихся в различных С. Установлено, что супруги-неудачники вдвое чаще, чем счастливые супруги, ориентируются на материальное благополучие (71% выборов у первых и 34% - у вторых). В итоге оказалось, что меркантилизация брака, особенно молодежного, "стоит" 70 дополнительных супружеских катастроф на каждую тысячу С.
Сильнейшим стимулятором конфликтности в С. является пристрастие к алкоголю. Вероятность тяжелой степени конфликтности (часто с оскорблениями, побоями), нередко приводящей к разводу, для пьющих людей составляет 52%, для выпивающих по праздникам - 32, а для непьющих - 26%, т.е. вдвое меньше, чем у пристрастившихся к алкоголю.
В развертывании семейных конфликтов или их предотвращении существенная роль принадлежит взаимоотношениям детей с родителями, особенно в случае совместного проживания молодоженов с родителями одного из супругов. Выяснено, что чем хуже муж и жена живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями, как своими, так и супруга. Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности, в том же случае, когда конфликтный сценарий развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47% случаев, т.е. практически уменьшается вдвое. Характерно также, что социальное самочувствие молодых жен и мужей в случае конфликтов с родителями супруга имеет значительное различие. Так, мужья, часто конфликтующие с родителями жены, в 40 случаях из 100 болезненно переживают состояние зависимости, в то время как жены, столь же часто находившиеся в конфликте с родственниками мужа, лишь в 12% случаев доходят до столь же высокой степени ощущения своей подчиненности, зависимости и т.п.
В развертывании семейных конфликтов, так же как и в других видах внутригрупповых конфликтных взаимодействий, существенную роль играют совместимость индивидов, потенциальные возможности возрастания их сплоченности в различных сферах семейной жизни. Совместимость же супругов в значительной мере зависит от их характерологических особенностей. В частности, в удачных браках, где нет тяжелых конфликтов, чреватых угрозой развода, женщины в качестве основных факторов, способствующих счастливой семейной жизни, поставили на первое место предприимчивость мужчин (59%) в удачном сочетании с умом (57%) и добротой (53%). Совершенно противоположное значение получает женская деловитость: у деловых женщин благоприятные последствия семейные конфликты имеют только для 5% опрошенных, зато риск супружеской катастрофы у них самый высокий - 47%. О разводе всерьез задумываются каждый третий (34%) приверженец социального образа деловой женщины. Для сравнения отметим, что среди женщин, отличающихся добротой, неудачный брак, заполненный ссорами и конфликтами, сложился только у 12%, а удачный бывает у них почти вчетверо чаще - у 45% опрошенных.
Серьезные трудности, испытываемые современной С., особенно молодежной, приводящие к отказу многих молодых людей от вступления в брак, к малодетности или бездетности, к росту числа рождений у подростков, (в 1997, например, в Беларуси дали жизнь 1160 детям несовершеннолетние девочки), к отказу возрастающего количества молодых женщин от своих детей в роддомах и т.п., приводят на общем фоне нуклеаризации С. к изменению ее ролевой структуры, в том числе и в отношениях: взрослый - ребенок. В сложной С., где взаимодействовали несколько поколений: родители, дети, прародители и т.п., младшие под воздействием старших и, воспринимая от них определенные представления и навыки, постепенно вступали в роль взрослого по отношению к более младшему. Иными словами, они в самой С. усваивали роль взрослого с определенным уровнем ответственности и способности принимать решения. В условиях нарастающей нуклеаризации и малодетности С. подобное ролевое усвоение становится все более редким и малоэффективным, ибо даже взрослеющий ребенок усваивает и выполняет только одну уготованную ему роль - ребенка, перенося ее затем и во взрослую жизнь. Отсюда беспокоящая широкую общественность проблема роста инфантильности, снижения уровня самостоятельности и ответственности молодых и, в конечном счете, девальвация у многих из них ценности С.
В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита С.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия