СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
специальная отрасль социологии, изучающая соц. факторы, механизмы и закономерности возникновения функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т. д. Для социологич. исследования системы средств массовой информации основополагающее значение имеет положение о двух типах общения - материальном и духовном. При духовном общении обмен продуктами деятельности выступает как обмен информацией между людьми. Информационное взаимодействие в рамках макросреды, т. е. всего об-ва в целом или его отдельных частей, осуществляется с помощью духовного общения через средства массовой информации. Средства массовой информации обслуживают специфич. форму духовного общения, к-рая характеризуется массовостью, быстротой и регулярностью распространения информации, одновременностью ее потребления, стереотипностью. Важнейшие элементы этой формы общения - источник и содержание массовой информации, а также аудитория. Для системы средств массовой информации характерны нек-рые специфические признаки: косвенный характер контактов общающихся сторон, своеобразие обратной связи (преимущественно опосредствованной), одновременность воздействия на различн. группы аудитории, к-рые рассредоточены в пространстве, высокая степень частоты и регулярности передачи информации, универсальность (с элементами стереотипизации) содержания сообщений, использование разнообразных технич. средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации. Лит.: Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986. B.C. Коробейников.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социология средств массовой информации
СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно-пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения информации (знаний, ценностей, норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, кино) на многочисленные, рассредоточенные аудитории. Проблематика СМИ достаточно обстоятельно представлена в западной социологии и психологии пропаганды, теоретикометодологических концепциях и эмпирических исследованиях массовой культуры, где она разрабатывается почти с начала века. Помимо выдвижения позитивных задач по изучению культурных феноменов, детерминированных широким распространением СМИ, для западных исследователей характерна и критическая оценка массовой информации, ее роли в разрушении традиционных культурных норм, в усилении идеологического давления на личность, манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. Плодотворность собственно социологического подхода к анализу эффективности СМИ с очевидностью обнаружилась в исследованиях структуры коммуникативного процесса Г. Лассуэллом, одним из основателей американской школы социологии пропаганды. Предложенная им формула коммуникативной цепи: кто сообщает, что сообщает, по какому каналу, кому и с каким эффектом, при всех последующих модификациях длительное время использовалась в качестве основной схемы исследований С. СМИ. Видное место в западнойсоциологии заняла и обладающая несомненно эвристической ценностью концепция «мозаичности» культуры, формирующейся под воздействием СМИ. Разработавшим ее французским социологом А. Молем были предложены и соответствующие «кибернетические» методы анализа культурных процессов и явлений. Однако их применение в социологической практике, хотя и заметно расширяет инструментарий гуманитарной науки, во многом проблематично. С. СМИ в СССР наиболее активно разрабатывается с конца 60-х гг. (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. С. Коробейников, лаборатории Тартусского и Новосибирского ун-тов и др.). Нельзя не указать и на традицию изучения СМИ, зародившуюся в начале 20-х гг. (Н. А. Рубакин, В. А. Кузьмичев и др.). Рассогласования в оценках терминов «СМИ» и «СМК» (средства массовой коммуникации), существующие в отечественной литературе, в конечном счете не носят принципиальный характер, но в определенной степени свидетельствуют о состоянии теоретических разработок в этой сфере. Методологической основой последних служит марксистско-ленинское учение о формах общественного сознания и духовной деятельности. Несмотря на то что основные положения С. СМИ получили достаточно полное развитие в различных моделях информационных процессов, правомерно утверждать, что частная социологическая теория, позволяющая получить целостное представление о закономерностях и существенных связях в области массовой информации, находится в стадии формирования. В самом общем виде социологическая модель функционирования СМИ включает в себя три необходимые компонента, соединенных по принципу прямой и обратной связи: социальный субъект производства и распространения массовой информации, массовая информация как предмет массового общения и субъект восприятия массовой информации (аудитория). Взаимодействие субъектов информационно-пропагандистского процесса, равно как и содержание массовой информации, обусловлено той системой общественных отношений, в которой оно осуществляется, являясь ее специфическим проявлением. Основные цели С. СМИ изучение эффективности указанного процесса как испытывающего на себе воздействие социума, так и оказывающего влияние на экономическую, социальную и-культурную. жизнь общества. Среди тенденций и особенностей функционирования СМИ советскими исследователями зафиксирована относительная самостоятельность института массовой информации в отражении объективной действительности. С одной стороны, такая самостоятельность выражается в неадекватности моделирования в текстах СМИ различных элементов социальнойструктуры общества (напр., в" сфере социально-профессиональной занятости), с другой-в несовпадении «спроса» на информацию массовой аудитории (структуры информационных интересов различных .категорий и групп) и ее предложения коммуникатором. Деятельность последнего во многом направлена на популяризацию позиций учредителей и обоснование функционирования тех структур, органом которых является издание, канал и СМИ в целом. Традиционная пропагандистская модель не отличается лабильностью к требованиям социального заказа и запросам социального адресата. В последнее время все большую актуальность приобретают исследования в области взаимодействия СМИ и общественного мнения. Установлено, что данный процесс является тем эффективнее, чем строже соблюдается режим диалога для участвующих в нем социальных субъектов. В этом случае СМИ полнее осуществляют как функцию формирования, так и функцию выражения общественного мнения различных категорий населения. В условиях демократизации и гласности на повестку дня информационно-пропагандистской деятельности вынесен тезис о социалистическом плюрализме мнений, реализация которого на практике требует пересмотра существующей стратегии пропаганды.

Источник: Социологический справочник