СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
специальная отрасль социологии, изучающая соц. факторы, механизмы и закономерности возникновения функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т. д. Для социологич. исследования системы средств массовой информации основополагающее значение имеет положение о двух типах общения - материальном и духовном. При духовном общении обмен продуктами деятельности выступает как обмен информацией между людьми. Информационное взаимодействие в рамках макросреды, т. е. всего об-ва в целом или его отдельных частей, осуществляется с помощью духовного общения через средства массовой информации. Средства массовой информации обслуживают специфич. форму духовного общения, к-рая характеризуется массовостью, быстротой и регулярностью распространения информации, одновременностью ее потребления, стереотипностью. Важнейшие элементы этой формы общения - источник и содержание массовой информации, а также аудитория. Для системы средств массовой информации характерны нек-рые специфические признаки: косвенный характер контактов общающихся сторон, своеобразие обратной связи (преимущественно опосредствованной), одновременность воздействия на различн. группы аудитории, к-рые рассредоточены в пространстве, высокая степень частоты и регулярности передачи информации, универсальность (с элементами стереотипизации) содержания сообщений, использование разнообразных технич. средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации. Лит.: Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986. B.C. Коробейников.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социология средств массовой информации
СМИ) отрасль социологической науки, изучающая тенденции и особенности массовых информационно-пропагандистских процессов в обществе или шире массовой коммуникации. Под СМИ в социологии понимается социальный институт производства и распространения информации (знаний, ценностей, норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, кино) на многочисленные, рассредоточенные аудитории. Проблематика СМИ достаточно обстоятельно представлена в западной социологии и психологии пропаганды, теоретикометодологических концепциях и эмпирических исследованиях массовой культуры, где она разрабатывается почти с начала века. Помимо выдвижения позитивных задач по изучению культурных феноменов, детерминированных широким распространением СМИ, для западных исследователей характерна и критическая оценка массовой информации, ее роли в разрушении традиционных культурных норм, в усилении идеологического давления на личность, манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. Плодотворность собственно социологического подхода к анализу эффективности СМИ с очевидностью обнаружилась в исследованиях структуры коммуникативного процесса Г. Лассуэллом, одним из основателей американской школы социологии пропаганды. Предложенная им формула коммуникативной цепи: кто сообщает, что сообщает, по какому каналу, кому и с каким эффектом, при всех последующих модификациях длительное время использовалась в качестве основной схемы исследований С. СМИ. Видное место в западнойсоциологии заняла и обладающая несомненно эвристической ценностью концепция «мозаичности» культуры, формирующейся под воздействием СМИ. Разработавшим ее французским социологом А. Молем были предложены и соответствующие «кибернетические» методы анализа культурных процессов и явлений. Однако их применение в социологической практике, хотя и заметно расширяет инструментарий гуманитарной науки, во многом проблематично. С. СМИ в СССР наиболее активно разрабатывается с конца 60-х гг. (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. С. Коробейников, лаборатории Тартусского и Новосибирского ун-тов и др.). Нельзя не указать и на традицию изучения СМИ, зародившуюся в начале 20-х гг. (Н. А. Рубакин, В. А. Кузьмичев и др.). Рассогласования в оценках терминов «СМИ» и «СМК» (средства массовой коммуникации), существующие в отечественной литературе, в конечном счете не носят принципиальный характер, но в определенной степени свидетельствуют о состоянии теоретических разработок в этой сфере. Методологической основой последних служит марксистско-ленинское учение о формах общественного сознания и духовной деятельности. Несмотря на то что основные положения С. СМИ получили достаточно полное развитие в различных моделях информационных процессов, правомерно утверждать, что частная социологическая теория, позволяющая получить целостное представление о закономерностях и существенных связях в области массовой информации, находится в стадии формирования. В самом общем виде социологическая модель функционирования СМИ включает в себя три необходимые компонента, соединенных по принципу прямой и обратной связи: социальный субъект производства и распространения массовой информации, массовая информация как предмет массового общения и субъект восприятия массовой информации (аудитория). Взаимодействие субъектов информационно-пропагандистского процесса, равно как и содержание массовой информации, обусловлено той системой общественных отношений, в которой оно осуществляется, являясь ее специфическим проявлением. Основные цели С. СМИ изучение эффективности указанного процесса как испытывающего на себе воздействие социума, так и оказывающего влияние на экономическую, социальную и-культурную. жизнь общества. Среди тенденций и особенностей функционирования СМИ советскими исследователями зафиксирована относительная самостоятельность института массовой информации в отражении объективной действительности. С одной стороны, такая самостоятельность выражается в неадекватности моделирования в текстах СМИ различных элементов социальнойструктуры общества (напр., в" сфере социально-профессиональной занятости), с другой-в несовпадении «спроса» на информацию массовой аудитории (структуры информационных интересов различных .категорий и групп) и ее предложения коммуникатором. Деятельность последнего во многом направлена на популяризацию позиций учредителей и обоснование функционирования тех структур, органом которых является издание, канал и СМИ в целом. Традиционная пропагандистская модель не отличается лабильностью к требованиям социального заказа и запросам социального адресата. В последнее время все большую актуальность приобретают исследования в области взаимодействия СМИ и общественного мнения. Установлено, что данный процесс является тем эффективнее, чем строже соблюдается режим диалога для участвующих в нем социальных субъектов. В этом случае СМИ полнее осуществляют как функцию формирования, так и функцию выражения общественного мнения различных категорий населения. В условиях демократизации и гласности на повестку дня информационно-пропагандистской деятельности вынесен тезис о социалистическом плюрализме мнений, реализация которого на практике требует пересмотра существующей стратегии пропаганды.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
575.02 кб

Ценностное пространство средств массовой информации: опыты социологической диагностики1

Зубанова Людмила Борисовна
Читать PDF
199.18 кб

Мультимедийные средства массовой информации Тамбовской области в контексте региональных социологичес

Зимин Александр Васильевич, Кулаков Сергей Вячеславович
Описано исследование восприятия жителями региона ключевых средств массовой информации (СМИ) Тамбовской области. Произведен анализ восприятия информации наиболее популярных информационных агентств Тамбовской области.