Социология театра
Социология театра
(от греч. theatron – место для зрелищ). Соціологія театру. Sociology of theatre. Отрасль социологии культуры, изучающая театр как институализированную форму художественной деятельности. Театр – драматическое действие, исполняемое актерами перед зрителями. Присутствие настоящих людей, их действия, практически не отличаемые от действий самих зрителей в их повседневной жизни, монологи, диалоги и прочее – средства художественного театрального выражения. При этом воздействие театрального искусства отличается тем, что зритель не обращает внимания на то, что представляемое актерами драматическое действие строится по законам жанра и имеет целью именно воздействие на чувства и сознание зрителей, формируя их вкусы, мнения, ценностные ориентации и пр. С. т., с одной стороны, и изучает особенности такого воздействия на аудиторию, а с другой, воздействие общественных процессов на театральную жизнь. Театр производный от ритуальных действий и его влияние на зрителей сходно с ритуальными (отрепетированными) актами. Это сценическая интерпретация социальных процессов и явлений (конфликтов, характеров и прочее), усиленная художественными средствами (внешним видом актера, его костюмом, музыкой и сценографией). Именно это и делает театр одним из средств социализации через коллективное восприятие театрального действия. Театр, в отличие от кино, по специфике его представлений, является промежуточной ступенью между элитарной и массовой культурой. Элитарность театра определяется тем, что его представления, если они тиражируются средствами кино, перестают быть собственно театральными. Театральное представление доступно значительно меньшему количеству зрителей. Для обеспечения доступности и демократизма театр вынужден неоднократно повторять одни и те же спектакли. Это постепенно и неизбежно превращает актерскую игру в некоторый штамп. Поэтому в С. т. всегда различают премьерный и серийный спектакль, поскольку на премьере всегда присутствует не только критика, но и представители социальной элиты. Как, впрочем, и на премьерных показах фильмов. С. т. изучает репертуарную политику, динамику художественных вкусов публики, особенности административного и художественного руководства и т. д. См. также Актер и Афиша.