СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Социология труда
концентрирует свое внимание на познании возможностей работника, условий их реализации, путей согласования личных интересов с интересами общественными в процессе производственной деятельности.
Источник: Краткий словарь по социологии
Социология труда
специальная социологическая теория, изучаемая закономерности формирования, развития и функционирования различных социальных образований (систем, общностей, институтов) и связанных с ними явлений и процессов в сфере труда.
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
англ. sociology of labour; нем. Arbeitssoziologie. Отрасль социологии, изучающая соц. группы, индивидов, включенных в процесс труда, их соц. и профессиональные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. См. ТРУД.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
sociology of work) — социологический анализ труда и его организации, особенно, но не исключительно, с точки зрения наемного труда. Общий предмет анализируется в рамках социального, сравнительного контекста, в частности, взаимоотношений с социальными, экономическими и политическими институтами. Принципиальный интерес сконцентрирован на профессиональных специализациях (например, профессионализме). Объединяющей темой является разделение труда, вызывая дебаты по теории процесса труда и анализа рынка пруда в рамках социологии. Термин стал общепринятым отчасти вследствие влияния курса Люди и организации" в Открытом университете (см. Эсланд и Саламон, 1975), являясь реакцией на ограниченность, с которой столкнулись социологи в индустриальной социологии, особенно в обрабатывающей промышленности, в результате чего они не могли полностью проанализировать многие аспекты труда. Примеры этих аспектов, ныне изучаемых в "социологии труда", включают динамику трудовых отношений и идеологий по отношению к тендеру и расе, организацию домашнего труда в рамках общества (см. Разделение труда по половому признаку), а также последствия неполной занятости и безработицы. См. также Занятость; Теория организации.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
направление в социологии (частная социологическая теория), изучающее трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение людей к труду. С.т. - это социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, в частности, механизмы действия и формы проявления закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. В С.т. как частной социологической теории анализируется комплекс проблем, связанных с деятельностью человека и коллектива в условиях развития современных технологических процессов, а также в экстремальных условиях труда (труд монтажников, шахтеров, работников химического производства, атомных электростанций и т. п.). Объект С.т. - это комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, условиям. В С.т. анализируются мотивы отношения человека и коллектива к труду, связанные прежде всего с материальной заинтересованностью, содержанием труда, взаимоотношениями в коллективе, со смыслом труда в целом. С.т. исследует социальную организацию предприятия, коллектива, т. е. особую систему отношений, образующих совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками, к-рые трудятся в коллективе.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль современного социологического знания, изучающая социальные отношения и взаимодействия в сфере трудозанятости, взаимозависимости субъектов социальной жизни в связи с наличием рабочих мест, их созданием, эффективным использованием и распределением. Традиционно социология труда противопоставляется социологии бизнеса, предпринимательства, что не всегда оправданно, ибо не позволяет рассматривать деятельность предпринимателей как разновидность труда. Кроме того, у социологии труда имеется целый ряд сопряженных с социологией управления, в том числе государственного, проблем. В последней трети XX в. социология труда пополнилась новой проблематикой социального партнерства, где ставятся вопросы сотрудничества не только работников и собственников, но и государственных служащих, органов государственного управления, профсоюзов, неправительственных, некоммерческих организаций «третьего сектора». Трудовая активность, трудовой потенциал, трудоспособность, социальная защищенность человека в сфере труда — ключевые проблемы анализа жизненных сил человека как его социальных, физических, психических, духовных способностей к труду. Особое внимание уделяется взаимозависимости социального, биологического и психического в трудовой деятельности человека, а также квалификации индивида как профессионала определенного профиля. См. труды В.В. Герчикова, Е.Н. Мостовой, К.К. Платонова, Н.И. Лапина, В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, В.П. Кокорева. А.М. Сергиенко А. В. Ковалева
Источник: Словарь виталистской социологии
Социология труда
отрасль социологии, предметом которой является: труд как основная сфера формирования, развития и удовлетворения многообразных материальных и социальных потребностей, интересов работников и групп работников, как основа социально-экономического положения (статуса) в обществе, важный критерий социальной дифференциации; исследование социологическими методами состояния и динамики отношений между работниками и группами работников по поводу владения и распоряжения собственностью на условия и средства труда, места труда в целостном образе жизни работников, закономерностей трудового поведения, отношения к труду, мотивов и ценностей трудовой деятельности, социального самочувствия отдельных работников и групп. Предпосылки С. т. содержались уже в описаниях положения различных групп общества в произведениях врачей, этнографов, бытописателей прошлого века. Теоретические и практические основы новой дисциплины были сформированы книгами и социальными экспериментами известных экономистов Ф. Тейлора и Э. Мэйо. В марксистской литературе условия труда и жизни пролетариата впервые исследованы в работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В СССР конкретный анализ предпринимается А. К. Гастевым в конце 20-х гг. В середине 60-х гг. вышли в свет монографии по итогам первых собственно социологических исследований трудовой деятельности: «Рабочий класс и технический прогресс», «Человек и его работа». В 60-е и 70-е гг. изучались особенности характера и содержания труда различных групп работников, отношения к труду, мотивов труда и удовлетворенности им, престижа и привлекательности профессий. Было обосновано представление о том, что дифференцированные по характеру и содержанию виды занятости в своей совокупности образуют социально-экономическую структуру общественного труда. Проведенные по признакам «характер труда» и «технологический тип производства» классификации профессий и типологии групп работников использовались для изучения социальной структуры городов, межрегенерационных социальных перемещений, социально-профессиональной структуры рабочего класса. Внимание привлекали процессы формирования социалистического типа отношения к труду, под которым понимали отношение к нему как к потребности. В начале 80-х гг. советский социолог В. А. Ядов сформулировал ряд теоретико-методологических принципов С. т.: технологические и социальные аспекты труда рассматривать в рамках общей концепции укрепления и развития социалистического образа жизни; трудовую деятельность изучать комплексно, в единстве ее технико-технологических и социальноорганизационных аспектов; организация исследования и интерпретация полученных результатов должны опираться на ясные представления о месте труда в образе жизни работника, месте ценностей труда в общей системе ценностей, должны ориентироваться на определенные меры вовлеченности работников в трудовую деятельность по совокупности объективных показателей. В современных исследованиях в области С. т. наиболее актуальны вопросы: объективных и субъективных предпосылок формирования, воспроизводства и развития работника как реального совладельца и самостоятельного, полноправного, ответственного распорядителя условиями и средствами производства, организации общественной жизни; путей и способов обеспечения социальной справедливости в распределении труда, материальных, культурных и социальных благ; социальных резервов повышения эффективности работы трудовых коллективов, различных групп работников в условиях складывающегося нового хозяйственного механизма и радикальной экономической реформы. Остро ощущается потребность в социологических исследованиях отношений субъектов производства, изучении взаимодействия интересов, потребностей и ценностей различных групп и слоев, противоречий между ними, форм их разрешения.
Источник: Социологический справочник
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
отраслевая социологическая дисциплина, которая, имея общий объект исследований — трудовую деятельность и особенности ее организации, с течением времени преобразует предметные области изучения.
Исследовательский комитет по С. т. был создан в Международной социологич. ассоциации в начале 60-х гг. по инициативе Ж.Фридмана путем разделения существовавшего тогда комитета по социологии труда и организаций. В отличие от аграрной социологии за С. т. в основном закрепилась тематика промышленной социологии.
Непременная проблематика С. т. охватывает исследования трудовой деятельности в системе ценностей об-ва и личности, условий труда, его стимулирования и мотивации, движения персонала (текучесть кадров), взаимоотношений между участниками общей трудовой деятельности, культуры труда.
С.т., как и многие другие отраслевые социологии, дисциплины, нежестко фиксирует границы своей предметной области. Ее проблематика пересекается с проблематикой социологии организаций, управления произ-вом (менеджмент), экономической социологии (напр., в исследованиях занятости), социально-психо-логич. проблематикой взаимоотношений в трудовых коллективах и корпорациях. Возникают новые области исследований, напр., в связи с созданием смешанных с иностранным капиталом предприятий. Трудно предсказать, какие иные проблемы могут возникнуть в будущем.
Начиная с 60-х гг. после долгого перерыва из-за полного запрета на эмпирич. исследования в середине 30-х гг. С. т. при становлении советской социологии как особой обществоведческой дисциплины была ведущей из отраслевых дисциплин, так как наряду с экономич. были введены пятилетние планы социального развития предприятий. Социологическим службам предприятий надлежало вносить предложения относительно этих планов на основе эмпирич. исследований.
В постсоветские годы популярность С. т. заметно уступила престижу экономич. социологии, которая начала частично вбирать в себя и ее проблематику. Совр. этап развития С. т. в России отличается обостренным вниманием к изучению сдвигов в мотивации труда работников вследствие конкуренции на рынке труда, становлению новых форм трудовых отношений на предприятиях разной формы собственности, представительству интересов наемных работников в переговорном процессе с администрацией, трудовым конфликтам, формированию солидарности работников наемного труда и корпоративизма.
В ряду специальных теорий, непосредственно относящихся к С. т., заслуживают особого внимания теория Ф. Херцберга о соотношении внутренних и внешних мотивов труда, Г. Хофштеда о специфике нац. культур трудовых отношений.
Важнейшие теоретико-прикладные проблемы С. т. в совр. России — исследования рынка труда и занятости, процессов трансформации трудовых отношений на предприятиях под влиянием социально-экономических реформ, соц. последствий организационных инноваций, деятельности профсоюзов, трудовых конфликтов, дискриминации отдельных групп работников.
Активная гражданская позиция социолога-трудовика в динамично меняющемся об-ве предполагает также публичное обращение к гражданским структурам, административным и законодательным органам с обоснованными предложениями относительно регулирования трудовых отношений в рыночной экономике.
См. также: Теория мотивации труда Ф. Херцберга, Центральный институт труда (ЦИТ).
Лит.: Здравомыслов А. Г, Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов: субъекты и объекты социально-трудовых отношений / Ред. коллегия: Л. Гордон и др. — М.: ИМЭМО, 1996; Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России / Под ред. Е. Ф. Молевича и Б. Г. Тукумцева. — Самара, 1999; То-щенко Ж . Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: «Мысль», 2005; Шершнева JI., Фельдхофф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований: опыт эмпирического исследования на промышленных предприятиях России. — СПб., 1999.
В. А. Ядов
Исследовательский комитет по С. т. был создан в Международной социологич. ассоциации в начале 60-х гг. по инициативе Ж.Фридмана путем разделения существовавшего тогда комитета по социологии труда и организаций. В отличие от аграрной социологии за С. т. в основном закрепилась тематика промышленной социологии.
Непременная проблематика С. т. охватывает исследования трудовой деятельности в системе ценностей об-ва и личности, условий труда, его стимулирования и мотивации, движения персонала (текучесть кадров), взаимоотношений между участниками общей трудовой деятельности, культуры труда.
С.т., как и многие другие отраслевые социологии, дисциплины, нежестко фиксирует границы своей предметной области. Ее проблематика пересекается с проблематикой социологии организаций, управления произ-вом (менеджмент), экономической социологии (напр., в исследованиях занятости), социально-психо-логич. проблематикой взаимоотношений в трудовых коллективах и корпорациях. Возникают новые области исследований, напр., в связи с созданием смешанных с иностранным капиталом предприятий. Трудно предсказать, какие иные проблемы могут возникнуть в будущем.
Начиная с 60-х гг. после долгого перерыва из-за полного запрета на эмпирич. исследования в середине 30-х гг. С. т. при становлении советской социологии как особой обществоведческой дисциплины была ведущей из отраслевых дисциплин, так как наряду с экономич. были введены пятилетние планы социального развития предприятий. Социологическим службам предприятий надлежало вносить предложения относительно этих планов на основе эмпирич. исследований.
В постсоветские годы популярность С. т. заметно уступила престижу экономич. социологии, которая начала частично вбирать в себя и ее проблематику. Совр. этап развития С. т. в России отличается обостренным вниманием к изучению сдвигов в мотивации труда работников вследствие конкуренции на рынке труда, становлению новых форм трудовых отношений на предприятиях разной формы собственности, представительству интересов наемных работников в переговорном процессе с администрацией, трудовым конфликтам, формированию солидарности работников наемного труда и корпоративизма.
В ряду специальных теорий, непосредственно относящихся к С. т., заслуживают особого внимания теория Ф. Херцберга о соотношении внутренних и внешних мотивов труда, Г. Хофштеда о специфике нац. культур трудовых отношений.
Важнейшие теоретико-прикладные проблемы С. т. в совр. России — исследования рынка труда и занятости, процессов трансформации трудовых отношений на предприятиях под влиянием социально-экономических реформ, соц. последствий организационных инноваций, деятельности профсоюзов, трудовых конфликтов, дискриминации отдельных групп работников.
Активная гражданская позиция социолога-трудовика в динамично меняющемся об-ве предполагает также публичное обращение к гражданским структурам, административным и законодательным органам с обоснованными предложениями относительно регулирования трудовых отношений в рыночной экономике.
См. также: Теория мотивации труда Ф. Херцберга, Центральный институт труда (ЦИТ).
Лит.: Здравомыслов А. Г, Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов: субъекты и объекты социально-трудовых отношений / Ред. коллегия: Л. Гордон и др. — М.: ИМЭМО, 1996; Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России / Под ред. Е. Ф. Молевича и Б. Г. Тукумцева. — Самара, 1999; То-щенко Ж . Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: «Мысль», 2005; Шершнева JI., Фельдхофф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований: опыт эмпирического исследования на промышленных предприятиях России. — СПб., 1999.
В. А. Ядов
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
отраслевая социологам, дисциплина, изучает труд как соц.-экономич. процесс и подсистему (сферу) об-ва во всем многообразии его связей с политич., юри-дич. и идеологич. ин-тами. В ней органично связаны теория и практика соц. управления трудовой деятельностью людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технич. прогресса, соц. и экономич. проблем развития обществ. труда. Труд представляет собой сложноорганизованный, многогранный обществ. процесс, затрагивающий буквально все сферы жизнедеятельности человека. Неудивительно поэтому, что он стал предметом исследования самых разных конкретных наук: экономики и психологии труда, Ст., эргономики и др. Процессы интеграции и дифференциации науч. знания настолько взаимосвязаны между собой, что проведение совместных исследований на "стыковке" нескольких наук нередко приводит к возникновению нового направления, приобретающего самостоятельность в рамках Ст. Т. обр., на стыке Ст., науки управления и теории коллектива возникла социология организаций. Несомненно, что теории соц. стратификации, образа жизни и трудового коллектива, а также соц. планирование и управление тесно соприкасаются и взаимосвязаны с родственной им С.т. Может быть, с меньшим основанием можно говорить о самостоятельности таких предметных областей, как промышленная социология, заводская социология, социология профессий. Являются ли они подразделами С.т. или самостоятельными дисциплинами - этот вопрос еще не выяснен до конца. Иногда эти названия употребляют как синонимы, иногда их пытаются довольно аргументированно развести. Во всяком случае, каждое из них имеет свое "поле" исследования и системы понятий. Пожалуй, сложно назвать еще к.-л. отрасль социологии, к-рая настолько интенсивно "общается" с др. науками и порождает новые направления, как С.т. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные соц.-экономич. условия, связаны с той или иной соц.-профессиональной группой, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место). Специалисты в области С.т. изучают соц.-экономич. основы обществ. труда (способа соединения работника с орудиями труда), а стало быть, соц. формы и условия труда, коллективный или индивидуальный труд, соц. организацию совместного труда. Вместе с тем внимание социологов труда направлено на различн. стороны соц.-пси-хологич. механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, т. е. мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к труду, пути повышения трудовой активности и производительности труда. Постановка этих вопросов предполагает решение совокупности более частных задач социо-логич. исследования: изменение трудовых функций работников различн. профессиональных отрядов под воздействием научно-технич. революции; соц. факторы и резервы повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структура мотивов и ценностных ориентации работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияние индивидуально-типологич. характеристик личности на структуру мотивации. Для изучения существенных, значимых для определенного историч. отрезка времени закономерностей и тенденций изменения соц.-профессиональной структуры рабочего класса, динамики пропорций квалифицированного и неквалифицированного умственного и физич. труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда в различн. отраслях народного хоз-ва; для изучения изменения отношений к труду под влиянием сдвигов, происходящих в структуре обществ. труда, и т. д. используются широкомасштабные регионально-отраслевые исследования (типа всероссийских и лонгитюдных). Они дают репрезентативную для страны в целом, сравнимую в различн. промежутки времени информацию. Оперативные проблемы, среднесрочные или краткосрочные тенденции, локальные процессы в организации трудовой деятельности на уровне территориальных общностей и трудовых коллективов изучаются все более простыми по процедуре и инструментарию исследованиями (соц.-экономич. эксперимент, экспресс-опрос, интервьюирование и др.). Таким способом можно изучать условия гибкого графика работы в любых организационных нововведениях на предприятии, вопросы сокращения текучести кадров, стабилизации коллектива и т. п. Информация такого рода необходима для соц. планирования и управления, разработки и применения соц. проектов и соц. нормативов. Лит.: Суслов В.Я. Социология труда: теоретические и методологические проблемы. Л., 1971; Подмарков B. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Штольберг Р. Социология труда. М., 1982; Маркович Д. Социология труда, М., 1989; Кравченко А.И. Социология труда и производства//Социология в России (под ред. Ядова ВА.) М., 1996; Кравченко А.И. Социология М. Вебера. Экономика и труд. М., 1997. А.И. Кравченко.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
специальная социологическая теория, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В ней раскрывается специфика общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предмет С.Т. - социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности.
Типичным для С.Т. является анализ установок и поведения человека в зависимости от содержания и характера его труда. В ходе научно-технического прогресса совершенствуются техника и технология производства. Это в свою очередь вызывает изменение непосредственных производственных функций человека, соотношений ручного, механизированного и автоматизированного, физического и умственного труда , усложнение его организации. Глубокие качественные сдвиги в содержании труда создают предпосылки для изменения его характера. Последний в свою очередь оказывает влияние на содержание труда, тормозя или способствуя его развитию. Содержание труда выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Характер труда отражает прежде всего способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности, т.е. социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенной ступени развития. Характер труда обусловливает цели общественного производства, а в сфере распределения - пропорции, в которых общественное богатство распределяется между различными классами и слоями общества. Содержание труда обусловливает природу и уровень профессионализма работника, а характер труда определяет границы его социального развития и меру превращения труда в первую жизненную потребность. Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных его форм, как труд физический и умственный, исполнительский и управленческий, квалифицированный и неквалифицированный. Эти формы труда диктуют различные требования к уровню общего и специального образования работников, их профессиональной культуре, создают различные возможности для реализации их профессиональных и личностных способностей, т. е. оказывают разное социальное воздействие на трудящихся. Содержание и характер труда представляют собой единство сущности и формы общественного труда, подобно тому, как производительные силы и производственные отношения - суть единство способа производства. Рассмотрение труда во взаимосвязи его социально-экономической формы и сущности дает основание для вывода: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил проявляется в сфере труда в виде соответствия его характера и содержания. Закон соответствия характера и содержания труда выступает одним из основных законов теории С.Т. и организует системным образом категориальный аппарат данной теории. Характер и содержание труда формируют отношение к труду - исторически меняющуюся характеристику трудовой деятельности. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений преобладает тот или иной тип отношения к труду - как к средству существования или как к первой жизненной потребности. В первом случае труд имеет для человека лишь инструментальную ценность, выступая средством реализации иных потребностей, лежащих вне сферы труда (например, на шкале престижа ценность досуга и отдыха может потеснить важность работы, преданность профессии). Отношение к труду как к потребности выражается в том, что человек черпает в нем широкие возможности для творчества, реализует в полной мере свои способности, знания, умения, рассматривает труд как самостоятельную ценность. Исследование отношения к труду невозможно без конкретного анализа форм его проявления в установках, ценностных ориентациях и поведении индивида. Понимание отношения к труду как эмпирического феномена требует ответа на вопросы: какие конкретно проявления экономических отношений формируют социально-типичные установки на труд и в каких действиях эти установки более всего проявляются. При этом в сферу анализа включаются такие понятия, как стимулы и мотивы трудовой деятельности, социальные резервы, социальные ресурсы, трудовая дисциплина, культура труда и другие. Рассмотрение труда в контексте целостного образа жизни позволяет оценить многообразные потребности субъекта труда, источники формирования которых выходят за пределы промышленной организации. Определяется ценность труда в системе ценностей субъекта, включенность в трудовую деятельность, производительность труда и т. д. Рассмотрение работника в качестве субъекта трудовой деятельности предполагает изучение личностных и поведенческих характеристик и позволяет объяснить возможности реализации трудового потенциала работника, его активность в формировании собственного образа жизни.
Г.Н. Соколова
Типичным для С.Т. является анализ установок и поведения человека в зависимости от содержания и характера его труда. В ходе научно-технического прогресса совершенствуются техника и технология производства. Это в свою очередь вызывает изменение непосредственных производственных функций человека, соотношений ручного, механизированного и автоматизированного, физического и умственного труда , усложнение его организации. Глубокие качественные сдвиги в содержании труда создают предпосылки для изменения его характера. Последний в свою очередь оказывает влияние на содержание труда, тормозя или способствуя его развитию. Содержание труда выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Характер труда отражает прежде всего способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности, т.е. социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенной ступени развития. Характер труда обусловливает цели общественного производства, а в сфере распределения - пропорции, в которых общественное богатство распределяется между различными классами и слоями общества. Содержание труда обусловливает природу и уровень профессионализма работника, а характер труда определяет границы его социального развития и меру превращения труда в первую жизненную потребность. Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных его форм, как труд физический и умственный, исполнительский и управленческий, квалифицированный и неквалифицированный. Эти формы труда диктуют различные требования к уровню общего и специального образования работников, их профессиональной культуре, создают различные возможности для реализации их профессиональных и личностных способностей, т. е. оказывают разное социальное воздействие на трудящихся. Содержание и характер труда представляют собой единство сущности и формы общественного труда, подобно тому, как производительные силы и производственные отношения - суть единство способа производства. Рассмотрение труда во взаимосвязи его социально-экономической формы и сущности дает основание для вывода: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил проявляется в сфере труда в виде соответствия его характера и содержания. Закон соответствия характера и содержания труда выступает одним из основных законов теории С.Т. и организует системным образом категориальный аппарат данной теории. Характер и содержание труда формируют отношение к труду - исторически меняющуюся характеристику трудовой деятельности. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений преобладает тот или иной тип отношения к труду - как к средству существования или как к первой жизненной потребности. В первом случае труд имеет для человека лишь инструментальную ценность, выступая средством реализации иных потребностей, лежащих вне сферы труда (например, на шкале престижа ценность досуга и отдыха может потеснить важность работы, преданность профессии). Отношение к труду как к потребности выражается в том, что человек черпает в нем широкие возможности для творчества, реализует в полной мере свои способности, знания, умения, рассматривает труд как самостоятельную ценность. Исследование отношения к труду невозможно без конкретного анализа форм его проявления в установках, ценностных ориентациях и поведении индивида. Понимание отношения к труду как эмпирического феномена требует ответа на вопросы: какие конкретно проявления экономических отношений формируют социально-типичные установки на труд и в каких действиях эти установки более всего проявляются. При этом в сферу анализа включаются такие понятия, как стимулы и мотивы трудовой деятельности, социальные резервы, социальные ресурсы, трудовая дисциплина, культура труда и другие. Рассмотрение труда в контексте целостного образа жизни позволяет оценить многообразные потребности субъекта труда, источники формирования которых выходят за пределы промышленной организации. Определяется ценность труда в системе ценностей субъекта, включенность в трудовую деятельность, производительность труда и т. д. Рассмотрение работника в качестве субъекта трудовой деятельности предполагает изучение личностных и поведенческих характеристик и позволяет объяснить возможности реализации трудового потенциала работника, его активность в формировании собственного образа жизни.
Г.Н. Соколова
Источник: Социология: энциклопедия