СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социология воспитания
наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как социальный институт.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
специальная социологическая теория, разрабатываемая в рамках социологии культуры и социологии образования, а также в общем контексте эволюции социологии духовной жизни, педагогики и социальной психологии. Особенно активно социология воспитания развивалась в последней трети XX в., однако ее оформление как особой социологической теории не завершено. Ключевой проблемой социологии воспитания является анализ характера воспитывающего влияния на представителей разных общественных социальных институтов общества, прежде всего учреждений образования и культуры, управления и СМИ. Существенное значение имеет изучение специфики деятельности различных субъектов воспитания, их представителей, а также процесса самовоспитания. К проблемам социологии воспитания, пограничных с педагогикой, относят социальное воспитание, формирование у различных групп индивидов социальных ценностей, умения работать и жить в социуме, в коллективе. Не случайно социологию воспитания часто включают в отраслевую социологическую теорию — социологию образования. См. труды Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой, Л.Я. Рубиной, В.Я. Нечаева, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Немировского, О.Н. Никитиной, А.В. Осипова. Л. К. Синцова

Источник: Словарь виталистской социологии

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
социологич. дисциплина, предмет к-рой - воспитание как обществ. процесс, роль соц. ин-тов (семьи, системы образования, средств массовой информации и др.), а также соц. макро- и микросреды в этом процессе. Начало развитию С.в. как самостоятельной научн. дисциплины положил Э. Дюркгейм, в дальнейшем на ее методологию большое влияние оказали Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм и др. известные социологи. Гуманистич. ориентация С.в. связана с преимущественным вниманием к соц. становлению личности (см.), ее автономии и суверенности. Научн. методология выдвигает на первый план в С.в. активное взаимодействие личности и соц. среды. Социологич. изучение формирования личности в системе образования может рассматриваться как одно из ответвлений Св. - педагогич. социология. С.в. изучает вопросы последовательного прохождения этапов социализации (см.) человека, включения его в систему обществ. отношений в разные периоды его жизни. При этом исследуются факторы, наиболее глубоко воздействующие на этот процесс, соц. механизмы взаимодействия личности с соц. средой, а также степень и возможности влияния самой личности на ее соц. окружение. Св. широко использует методы наблюдения, соц.-педагогич. эксперимента, модифицированные процедуры опросов, интервью и др. Объектами изучения при этом являются не только воспитуемые, но и воспитующие. Большое значение в С.в. имеет исследование межкостных отношений, особенностей соц. и этнич. среды, традиций, обычаев, форм соц. контроля. Ф.Р. Филиппов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия