Социологизм Э.Дюркгейма в подходе к социальным явлениям
Социологизм Э.Дюркгейма в подходе к социальным явлениям
Для понимания "социологизма" необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический.
1) Онтологическая сторона "социологизма", то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами". Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. Общая концепция человека: человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
3. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам.
2) Методологическая сторона "социологизма" тесно связана с онтологической и симметрична ей.
1. Познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Основной пронцип его методологии: "Социальные факты надо рассматривать как вещи".
Социальный факт - это "любой вид действия, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений".
Факт есть высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта.
Основной принцип методологии Дюркгейма: "Социальные факты надо рассматривать как вещи". "Рассматривать факты определенного порядка как вещи - значит не зачислять их в ту или иную категорию реальности; занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию и приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют". "Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами".
Социальные факты - проявления группового или массового сознания. Их основные признаки:
- объективное существование по отношению к отдельным индивидам;
- принудительное воздействие на индивидов.
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к одой из других наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата.
3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах. Считал, что задача науки не сводится к описанию и упорядочиванию социальных фактов, но она призвана вскрыть глубинные связи и закономерности. Наличие социальных закономерностей - признак научного характера социологии, ее родства с другими науками. Полагал, что социология должна изучать социальную действительность, имеющую специфические качества, присущие только ей. Элементы этой действительности - социальные факты, агрегатом которых и является общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Также определяет социологию как "науку об институтах, их генезисе и функционировании".
По Дюркгейму, социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача - не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни. Различные социальные науки - это секции или отрасли социологии, изучающие коллективные идеи в конкретной (правовой, экономической, моральной, религиозной) сфере. Представители различных дисциплин должны быть объединены общей точкой зрения на характер социальных фактов, общим критерием для их оценки и общим методом исследования. Только тогда социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой.
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В целом делил социологию на три основные отрасли:
1. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру и материальную форму общества. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
2. Социальная физиология исследует "жизненные проявления социологии" и охватывает ряд частных социальных наук:
- социологию религии
- социологию морали
- юридическую социологию
- экономическую социологию
- лингвистическую социологию
- эстетическую социологию
3. Общая социология осуществляет теоретический анализ и устанавливает наиболее общие законы.
Отношения между социологией и философией должны быть следующими. Необходимо отделить социологию от философии. Одновременно должен идти поиск новых форм связей между ними.
Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям и требованием объяснить социальное другими социальными явлениями.
Источник: Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru