СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
англ. sociologism, vulgar; нем. Soziologismus, vulgarer. Упрощенное истолкование общественных явлений, одностороннее преувеличение отдельных факторов общественного развития: техники, экономики, политики, идеологии; игнорирование биол. природы человека.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
(от социологизм и лат. vulgaris - простой) - методологическая установка, связанная с упрощенным истолкованием общественных явлений. С.в. проявляется, с одной стороны, в абсолютизации роли социологии в познании всех форм жизнедеятельности людей, к-рая проявляется в стремлении объяснять их только в понятиях социологии, а с другой - в одностороннем преувеличении отдельных факторов общественного развития: техники, экономики, политики, культуры, идеологии и т. п.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
в широком смысле - ошибочное (огрубленное, упрощенное или одностороннее) истолкование явлений духовной жизни об-ва, возникающее вследствие рассмотрения соц. функции этих явлений в качестве единственно значимой, определяющей все остальные; в узком смысле - одностороннее истолкование марксистской теории обществ. сознания, в рамках к-рого последнее рассматривалось исключительно в аспекте его классово-идеологич. функции, т. е. в качестве орудия борьбы классов (соц. слоев, групп, сословий и т. д.). Св. в широком смысле возникает либо в связи с переоценкой социологией своих возможностей ("пансоциологизм"), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между социологией и иными сферами теоретич. знания в об-ве. Обе эти ошибки, внутренне взаимосвязанные, сопровождают развитие социологии в периоды "бури и натиска", когда вновь открытые (или заимствованные из др. наук) методы действительно дают плодотворные рез-ты на почве социологич. изучения об-ва, открывая новые и, как поначалу кажется, безграничные перспективы теоретич. развития. Ю.Н. Давыдов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ
а) в широком смысле — ошибочное (огрубленное, упрощенное и одностороннее) истолкование духовной жизни об-ва, идеального измерения человеческого существования вообще, являющееся рез-том стремления рассматривать социальную функцию каждого из духовных явлений в кач-ве единственно содержательной, единственно значимой, определяющей все остальные; б) в узком смысле — одностороннее истолкование марксистской теории обществ, сознания, когда последнее рассматривается безотносительно к проблеме его истинности или ложности, исключительно в аспекте его классово-идеологической функции, т. е. в кач-ве орудия борьбы обществ, классов (социальных слоев, групп и т. д.) за господство или просто выживание, (а) В. с, сопровождающий эволюцию зап. социологии едва ли не на всех этапах, возникает либо в связи с переоценкой, а то и абсолютизацией социологией своих собственных возможностей и методов исследования («пансоциологизм»), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между социологией и иными областями научного знания об об-ве и его духовной жизни, напр. культурологией, эстетикой, искусствознанием и т. д. Особенно остро эти взаимосвязанные установки сказываются в периоды «бури и натиска» в социологии, когда вновь открытые ею или заимствованные из др. научных дисциплин способы анализа действительно дают нетривиальные рез-ты на почве социол. изучения об-ва, открывая здесь новые и, как кажется поначалу, безграничные перспективы аутентичного истолкования социальной реальности. Тенденции В. с, проявившиеся еще в прошлом веке при социол. изучении религии и этики, лит-ры и иск-ва (в особенности — по мере проникновения в исследование духовной жизни об-ва «брутального» ницшеанского биологизма и физиологизма), получают дальнейшее развитие на почве сближения социологии и культуррелятивистской социальной философии (Шпенглер и его последователи в области социологии религии и этики, науки и иск-ва).
Элементы В. с. прослеживаются в социологии знания Маннгейма; нек-рые уступки В. с. можно отметить в социологии знания Шелера, хотя он и пытался найти противовесы шпенглеровскому культуррелятивизму. От Маннгейма унаследовал ряд ошибок вульгарно-социол. порядка известный социальный философ иск-ва Хаузер. (б) Редукционистскими (Редукционизм социологический) тенденциями вульгарно-социол. свойства отмечен также неомарксизм, в частности неомарксизм франкфуртской школы. В рамках неомарксизма франкфуртской школы общим источником проявления вульгарно-социол. ориентации и связанных с ними ошибок оказался специфический «фрейдомарксизм», представляющий собой рез-т слияния категорий «экономически» истолкованного Маркса с биологизированными интуициями психоанализа. Заимствованные из разных теоретических областей понятия и представления утрачивали необходимую строгость и определенность, практически становясь метафорами, применение к-рых в ходе исследования явлений духовной жизни превращает последнее в род интеллектуальной романистики.
В 60-х — начале 70-х гг. неомарксизм, получивший на Западе «второе дыхание» в связи с движением «новых левых», оказал значит, влияние на зап. социологию, в крой возникло особое направление — критическая социология, воспроизводящая, а отчасти и усугубляющая фрейдомарксистский В. с. франкфуртской школы. В атмосфере своеобразной «моды» на В.С. вызванный неомарксизмом и движением «новых левых», усиливаются соответствующие тенденции в социологии религии, иск-ва, науки. В рамках последней сложилась т. наз. когнитивная социология науки, в крой были реанимированы вульгарно-социол. ошибки 20-х гг. Однако начиная со второй половины 70-х гг. в зап. социологии углубляется критическое отношение к В. с, связанное с осознанием кач. специфики идеального измерения человеческого существования, не поддающейся социол. редукции. Предпринимаются попытки преодолеть ведущую к В. с. дихотомию «базисно-надстроечного» подхода к рассмотрению культуры, при к-ром явления духовного порядка оказываются «эпифеноменальными» — чистыми «отражениями» исторически меняющейся действительности, не имеющими собственных корней в бытии. В рамках начавшегося в 70-х гг. «веберовского ренессанса» перспектива преодоления подобной дихотомии, ведущей к представлению о духовной культуре как о чем-то иллюзорном, фиктивном (в лучшем случае как полезная фикция), намечается на путях разработки понятия избирательного сродства, предложенного М. Вебером. С т. зр. идеи избирательного сродства, существующего между явлениями духовного и материального порядка, ни первые не явл. отражением вторых, ни вторые — отражением первых; как те, так и др. представляют собой одинаково значимые факторы образования социокультурной действительности. Образуя неповторимо индивидуальные исторические констелляции, они обнаруживают изначальное родство, внутреннее тяготение друг к другу, свою взаимную сопряженность, в рамках к-рой представляют собой одинаково значимые «моменты», предстающие в нерасторжимом единстве. Ю. Н. Давыдов
Элементы В. с. прослеживаются в социологии знания Маннгейма; нек-рые уступки В. с. можно отметить в социологии знания Шелера, хотя он и пытался найти противовесы шпенглеровскому культуррелятивизму. От Маннгейма унаследовал ряд ошибок вульгарно-социол. порядка известный социальный философ иск-ва Хаузер. (б) Редукционистскими (Редукционизм социологический) тенденциями вульгарно-социол. свойства отмечен также неомарксизм, в частности неомарксизм франкфуртской школы. В рамках неомарксизма франкфуртской школы общим источником проявления вульгарно-социол. ориентации и связанных с ними ошибок оказался специфический «фрейдомарксизм», представляющий собой рез-т слияния категорий «экономически» истолкованного Маркса с биологизированными интуициями психоанализа. Заимствованные из разных теоретических областей понятия и представления утрачивали необходимую строгость и определенность, практически становясь метафорами, применение к-рых в ходе исследования явлений духовной жизни превращает последнее в род интеллектуальной романистики.
В 60-х — начале 70-х гг. неомарксизм, получивший на Западе «второе дыхание» в связи с движением «новых левых», оказал значит, влияние на зап. социологию, в крой возникло особое направление — критическая социология, воспроизводящая, а отчасти и усугубляющая фрейдомарксистский В. с. франкфуртской школы. В атмосфере своеобразной «моды» на В.С. вызванный неомарксизмом и движением «новых левых», усиливаются соответствующие тенденции в социологии религии, иск-ва, науки. В рамках последней сложилась т. наз. когнитивная социология науки, в крой были реанимированы вульгарно-социол. ошибки 20-х гг. Однако начиная со второй половины 70-х гг. в зап. социологии углубляется критическое отношение к В. с, связанное с осознанием кач. специфики идеального измерения человеческого существования, не поддающейся социол. редукции. Предпринимаются попытки преодолеть ведущую к В. с. дихотомию «базисно-надстроечного» подхода к рассмотрению культуры, при к-ром явления духовного порядка оказываются «эпифеноменальными» — чистыми «отражениями» исторически меняющейся действительности, не имеющими собственных корней в бытии. В рамках начавшегося в 70-х гг. «веберовского ренессанса» перспектива преодоления подобной дихотомии, ведущей к представлению о духовной культуре как о чем-то иллюзорном, фиктивном (в лучшем случае как полезная фикция), намечается на путях разработки понятия избирательного сродства, предложенного М. Вебером. С т. зр. идеи избирательного сродства, существующего между явлениями духовного и материального порядка, ни первые не явл. отражением вторых, ни вторые — отражением первых; как те, так и др. представляют собой одинаково значимые факторы образования социокультурной действительности. Образуя неповторимо индивидуальные исторические констелляции, они обнаруживают изначальное родство, внутреннее тяготение друг к другу, свою взаимную сопряженность, в рамках к-рой представляют собой одинаково значимые «моменты», предстающие в нерасторжимом единстве. Ю. Н. Давыдов