СОЦИОМЕНТАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Найдено 1 определение
СОЦИОМЕНТАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
термин семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации Т.М.Дридзе, характеризующий особенности ориентирования в коммуникационных процессах, степень адекватности понимания и интерпретирования целостных, завершенных коммуникативных актов. Cинонимичные термины: «группы сознания», «интерпретационные группы», «группы по уровню развития коммуникативных навыков», «группы по особенностям восприятия». Процедура определения степени адекватности понимания и интерпретирования операционализировна, благодаря методу интенционального (мотивационно-целевого анализа). Посредстовом её выявляются, во-первых, мотивационно-целевые структуры произведений, ставших предметом анализа и, во-вторых, мотивационно-целевые структуры интерпретаций этих же произведений респондентом в «открытых вопросах» комплексной многоуровневой анкеты. Сопоставление результатов первого и второго этапов изучения позволяет оценить степень адекватности понимания и интерпретирования. Искомой точкой отсчета (той, по отношению к которой происходит оценка) оказывается авторская интенциональность, или, по определению Т.М. Дридзе, «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей». Следует подчеркнуть, что речь идет не о согласии или несогласии с коммуникатором (автором), а только о понимании. Не идет речь и о «правильном» или «неправильном» восприятии. Однако умение адекватно понимать «равнодействующую мотивов и целей» коммуникатора – это социально значимое качество, необходимое для конструктивных взаимодействий. Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации и, соответственно, восприятия: адекватное; частично адекватное; неадекватное. Полученные результаты позволяют дифференцировать респондентов по уровню развития коммуникативных навыков. Согласно исследовательским данным, характеристики личности знающей, творческой, ориентированной на взаимопонимание и конструктивные взаимодействия, ответственной в социальной и профессиональной сферах, неразрывно связаны с высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Серия экспериментов свидетельствуют, что при проведении специальных обучающих мероприятий коммуникативные навыки поддаются корректировке. Панацеей для высокого уровня коммуникативных навыков не являются ни пол, ни место жительства, ни род занятий, ни уровень образования;.Зафиксирована тенденция к некоторому возрастанию показателей этой характеристики в связи с возрастом. Обобщенные данные об уровне развития коммуникативных навыков среди всех возрастных категорий при восприятии художественных произведений: высокий – 25%; средний – 47%; низкий – 28%. Впервые данные о СМГ («группах сознания») и их параметрах получены в проекте «Общественное мнение», проведенном в 1969-1974 в гор. Таганроге (Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе). «Феномен “групп сознания” принципиален для понимания социокультурных процессов: это ...неразличимые на первый взгляд, но объективно существующие, принимающие решения и действующие “условные” совокупности людей, которые в зависимости от их ментальности, т.е. от интеллектуального и социокультурного потенциала, интенциональности (направленности сознания), атенционных способностей (свойств их индивидуального внимания), ценностных ориентаций, волевых и нравственных качеств, интересов, сложившейся у них оценки их жизненной ситуации и т.п., по-разному интерпретируют не только информацию, но и реально наблюдаемые ими события и явления» (Т.М. Дридзе). В настоящее время дифференциация по СМГ (уровню развития коммуникативных навыков) используется в ряде социально-диагностических и социально-проектных технологий, в комплексе с традиционными социологическими и социально- психологическими методами и подходами.
Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Массовая информация в советском промышленном городе. Под ред. Б.А. Грушина и Л.А. Оникова. М., 1980; Дридзе Т.М. Организация и методы лингвосоциопсихологического исследования. М., 1979; Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование как этап управленческого цикла: от жизненных ресурсов человека к. социальным ресурсам общества // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994; Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. М., 2000; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М.: Дрофа, 2009; Адамьянц Т.З. Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общест. науки и современность. 2012, № 1. Т.З. Адамьянц

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.