СОЦИУМНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИИ
СОЦИУМНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИИ
понятие, употребляемое в современной российской теоретической социологии религии для обозначения совокупности общественных отношений, под воздействием которых у людей возникает или усиливается потребность в религии. Преемственность с научно-атеистической концепцией социальных корней религии обусловливает отнесение к С. о. р. преимущественно тех отношений, которые продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних обстоятельств их жизни в обществе. Считается, что эти отношения возникают в материальной сфере (под действием кризисных факторов в экономике и неуправляемых последствий применения современных технологий) и оказывают дальнейшее влияние на духовную сферу опосредованно, через явления политики, права, морали. В результате этого влияния складываются предпосылки религиозного мировосприятия: 1) антропные - относящиеся к человеческой деятельности в техногенной области (ухудшение экологии и климата, исчерпаемость доступных энергетических и продовольственных ресурсов и пр.); 2) социокультурные - связанные с дисфункциональностью традиционных систем ценностей, нравственными деформациями, кризисными явлениями в культуре, военной угрозой, преступностью и т. п. Все это рассматривается по отношению к индивидам и социальным группам как объективные основания, побуждающие людей к религиозному восполнению своей жизни. Эта трактовка С. о. р. обращается к внешним причинам религии, которые при этом сводятся только к господствующим над людьми общественным отношениям. С ее помощью указывается ряд действительных оснований религии в системе общества. Однако такая редукция ограничивает исследование всего спектра реализуемых в религии индивидуальных и общественных мотиваций, которые не исчерпываются лишь состоянием бессилия, но могут включать и творческую преобразующую деятельность, раскрывать широкий потенциал социальных функций религии.
Источник: Социология религии. Словарь.