совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.
Содержание труда
Содержание труда
Источник: Экономика и социология труда
Содержание труда
совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работника. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, определенные уровнем развития производственных сил, главным звеном которых является человек, совершающий трудовую деятельность.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Содержание труда
социально-технологическая характеристика труда, учитывающая распределение производственной деятельности по отраслям, виды совершаемых трудовых операций, многообразие функций, физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности работника, возможность новизны принимаемых решений. Содержание труда зависит от его непосредственной технической возможности, а также от распределения трудовых функций в технологическом процессе.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Содержание труда
выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
1) в марксисткой теории — его социально-экономическая природа: свободный, принудительный или вынужденный капиталистическими производственными отношениями (отчуждение труда) труд; 2) технико-функциональ-ные характеристики конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса.
В российской социологии труда в первом смысле, как правило, используется понятие «характер труда». С. т. включает степень его сложности и ответственности, уровень творч. возможностей, самореализации личности работника в процессе труда, соотношение исполнительских и управленч. функций, уровень технич. оснащенности, степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности и т. д.
Наиболее общее разделение по критерию С. т. — труд умственный и физический. Однако любой труд в той или иной мере предполагает затраты интеллектуальных и физических усилий. Уровень содержательности в труде зависит от возможности его построения по собственному плану, его осмысления и творч. исполнения против рутинного. Проблема повышения содержательности труда решается путем гуманизации, обогащения труда, гибкости режимов занятости.
В социологич. исследованиях используют разные классификации содержательности труда: а) простое обслуживание произ-ва (транспортировка, вспомогательные работы, операторские функции); б) сложное обслуживание (ремонтные работы, наладка машин и механизмов); в) организация и руководство процессом произ-ва или обслуживания; г) технологич. подготовка произ-ва; д) обслуживание процесса управления (экономич., юридич. и т. д.); е) разработка эффективных основ произ-ва.
Выявление соотношения физич. и интеллектуальных затрат при выполнении работы предполагает использование таких показателей, как степень физической нагрузки, мера ее однообразности (монотонности) или разнообразия и необходимость принятия самостоятельных решений. Оценки С.т. на данном рабочем месте по каждому показателю выставляют эксперты, пользуясь ранговой шкалой.
В массовых обследованиях С. т. в центре внимания оказывается работник с его притязаниями, соц. и физич. самочувствием.
В советской социологии труда С. т. рассматривалось как ключевой фактор, характеризующий возможности развития личности в процессе труда. В выводах авторов монографии «Человек и его работа» подчеркивалось преобладающее значение С. т. в структуре компонентов удовлетворенности работой молодых рабочих. При этом рост притязаний к творч. работе напрямую зависел от общеобразовательного уровня рабочих и сложности работы. Позже выявилось, что С. т. как лидирующий мотив в рыночной экономике утратило лидирующую позицию, которую занимает озабоченность сохранением рабочего места.
Вместе с тем ценность интересной работы, по данным совр. российских исследований, остается стабильно высокой и в условиях рыночных преобразований. Она занимает третье место в структуре главных ценностей труда, уступая заработку и гарантиям занятости. Однако изменилась мотивирующая роль С. т. Установлено, что технико-функциональные характеристики рабочего места в 90-е гг. по сути не изменились, уровень разнообразия в труде не повысился, творчество не поощрялось, повышение квалификации не стимулировалось. С.т. выполняет сегодня преимущественно инструментальную роль и является дополнительным фактором повышения удовлетворенности размером заработка.
См. также: Виды труда, Гуманизация труда, Рабочее место, Сложность труда, Специализация труда, Разделение труда.
Лит.: Здравомыслов А. Г , Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование / Под ред. В. Осипова и Я. Щепаньского. — М.: «Мысль», 1969; Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова и др. — М.: МГУ, 1993; Чангли И. И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. — М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
В российской социологии труда в первом смысле, как правило, используется понятие «характер труда». С. т. включает степень его сложности и ответственности, уровень творч. возможностей, самореализации личности работника в процессе труда, соотношение исполнительских и управленч. функций, уровень технич. оснащенности, степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности и т. д.
Наиболее общее разделение по критерию С. т. — труд умственный и физический. Однако любой труд в той или иной мере предполагает затраты интеллектуальных и физических усилий. Уровень содержательности в труде зависит от возможности его построения по собственному плану, его осмысления и творч. исполнения против рутинного. Проблема повышения содержательности труда решается путем гуманизации, обогащения труда, гибкости режимов занятости.
В социологич. исследованиях используют разные классификации содержательности труда: а) простое обслуживание произ-ва (транспортировка, вспомогательные работы, операторские функции); б) сложное обслуживание (ремонтные работы, наладка машин и механизмов); в) организация и руководство процессом произ-ва или обслуживания; г) технологич. подготовка произ-ва; д) обслуживание процесса управления (экономич., юридич. и т. д.); е) разработка эффективных основ произ-ва.
Выявление соотношения физич. и интеллектуальных затрат при выполнении работы предполагает использование таких показателей, как степень физической нагрузки, мера ее однообразности (монотонности) или разнообразия и необходимость принятия самостоятельных решений. Оценки С.т. на данном рабочем месте по каждому показателю выставляют эксперты, пользуясь ранговой шкалой.
В массовых обследованиях С. т. в центре внимания оказывается работник с его притязаниями, соц. и физич. самочувствием.
В советской социологии труда С. т. рассматривалось как ключевой фактор, характеризующий возможности развития личности в процессе труда. В выводах авторов монографии «Человек и его работа» подчеркивалось преобладающее значение С. т. в структуре компонентов удовлетворенности работой молодых рабочих. При этом рост притязаний к творч. работе напрямую зависел от общеобразовательного уровня рабочих и сложности работы. Позже выявилось, что С. т. как лидирующий мотив в рыночной экономике утратило лидирующую позицию, которую занимает озабоченность сохранением рабочего места.
Вместе с тем ценность интересной работы, по данным совр. российских исследований, остается стабильно высокой и в условиях рыночных преобразований. Она занимает третье место в структуре главных ценностей труда, уступая заработку и гарантиям занятости. Однако изменилась мотивирующая роль С. т. Установлено, что технико-функциональные характеристики рабочего места в 90-е гг. по сути не изменились, уровень разнообразия в труде не повысился, творчество не поощрялось, повышение квалификации не стимулировалось. С.т. выполняет сегодня преимущественно инструментальную роль и является дополнительным фактором повышения удовлетворенности размером заработка.
См. также: Виды труда, Гуманизация труда, Рабочее место, Сложность труда, Специализация труда, Разделение труда.
Лит.: Здравомыслов А. Г , Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование / Под ред. В. Осипова и Я. Щепаньского. — М.: «Мысль», 1969; Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова и др. — М.: МГУ, 1993; Чангли И. И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. — М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.