Содружество Независимых Государств

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Содружество Независимых Государств
политический союз, учрежденный в итоге встречи руководителей Белоруссии, РСФСР и Украины в Беловежской пуще. В Соглашении, подписанном в Минске 8 декабря 1991 г., его создатели провозгласили ликвидацию Советского Союза и недопущение применения его норм на территории своих стран, выразили стремление строить правовые государства на постсоветском геополитическом пространстве и развивать взаимоотношения на принципах самоопределения, уважения государственного суверенитета, равноправия и невмешательства в дела друг друга, отказа от применения силы. Подчеркнув приверженность целям ООН, Хельсинского заключи тельного акта и других международных документов, учредители СНГ обязались соблюдать права человека, гарантировать своим гражданам равные права и свободы вне зависимости от национальности, а национальным меньшинствам — государственную защиту. Аналогичные гарантии предусматривались Соглашением в отношении проживающих на территории каждой из стран СНГ граждан других государств Содружества. Договаривавшиеся стороны выразили желание развивать взаимовыгодное равноправное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, науки, охраны окружающей среды, торговли, а также содействовать широкому информационному обмену и добросовестно соблюдать взаимные обязательства. Соглашение декларировало координацию внешнеполитической деятельности и сотрудничество сторон в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной системы, транспорта, миграционной политики, стратегических вооруженных сил и т. д. Каждая вошедшая в СНГ страна закрепляла за собой право покинуть Содружество, уведомляя его участников об этом за год. Соглашение объявлялось открытым для желавших присоединиться к нему стран. Модель СНГ, отраженная в Соглашении, была закреплена как один из вариантов реализации мировых интеграционных тенденций в конце декабря того же года в АлмаАте. В конечном счете в Содружество вошли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Устав СНГ предполагает развитие интеграционных процессов на основе равноправия участвующих сторон.
Регулирующие функции закреплены за Советами глав государств, глав правительств, министров различных ведомств (обороны, иностранных дел и др.), созываемых дважды в год Межпарламентской ассамблеей, исполнительным секретариатом СНГ. Начавшиеся после подписания Соглашения поиски наиболее оптимальной структуры взаимоотношений страны СНГ прошли ряд этапов, но пока концепция экономического и политического взаимодействия членов Содружества не нашла своего завершения, что мешает их взаимовыгодному участию в провозглашенном интеграционном процессе. Некоторые члены СНГ многосторонним связям предпочитают двусторонние договоры. В этой обстановке в рамках СНГ стала формироваться группа стран, более других готовая к экономической интеграции. В марте 1996 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, к которому в 1998 г. присоединился Таджикистан. Между этими государствами заключен таможенный союз. Значительный шаг к политическому и экономическому сближению сделан Белоруссией и Россией, подписавшими 2 апреля 1997 г. Договор о союзе. Несколько лет обсуждаются проекты о единой энергосистеме и единой валюте. В 2006 г. по совместным программам работали 8 тыс. предприятий в обеих странах, а более 30% совместного бюджета было направлено в промышленность, энергетику и строительство. Ведется обсуждение выдвинутой президентом Казахстана идеи Евразийского союза, к которому при желании смогли бы объединиться не которые из бывших субъектов СССР. Создание Еврозес в 2006 г. явилось значительным шагом вперед по пути реализации этой идеи. Однако это лишь отдельные проявления интеграционной тенденции, которая до сих пор не стала всеобщей и всеохватывающей. По общему признанию руководства большинства членов СНГ, статус Содружества до сих пор нельзя считать устоявшимся. Организацию подрывает хронический раз рыв между совместными решениями и их реализацией. В сложившейся ситуации необходима разработка программы всестороннего сотрудничества стран СНГ на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и социальной справедливости, который содержал бы в себе, с одной стороны, позитивные элементы общероссийских и советских традиций в раз витии межнациональных отношений, а с другой — соответствовал принятым в мировом сообществе показателям социально-экономической и духовной жизни народов, включая в себя основные критерии постиндустриального общества: многообразие форм собственности, рыночные отношения, государственное регулирование социально значимых процессов, демократическое устройство общества и государства, самоуправление субъектов межнациональных отношений, высокий уровень культуры. Др филос. наук А. И. Доронченков.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
добровольное объединение суверенных государств как самостоятельных и равноправных субъектов международного права с целью регулировать международно-правовыми средствами, путем двусторонних и многосторонних соглашений решение проблем политического, экономического, гуманитарного, культурного, экологического, военного и иного сотрудничества государств-членов. Не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Его учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларации и Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Это — объединение государств, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как о международной межгосударственной организации, основанной на договоре, определяющем его правосубъектность и компетенцию. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств. Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет, созданный в апреле 1993 г. При нем имеется Исполнительный секретариат. Местопребывание Комитета и Секретариата — Минск (Беларусь).
К осени 1993 г. произошло укрепление основных институтов Содружества. В дополнение к советам глав государств и правительств, Совету министров обороны были учреждены Совет министров иностранных дел, Комиссия по правам человека, Совет командующих пограничными войсками. В декабре главы государств договорились о введении института председателя СНГ, избираемого на полгода. На заседании Совета глав государств 15 апреля 1994 г. было рещено продлить срок председательствования в СНГ до года. В октябре 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета. Содружество Независимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Его учредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов в деятельности организации. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов. На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства-члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова). Странами-членами СНГ заключено уже несколько сотен двусторонних и свыше тысячи многосторонних договоров.
Правовую основу деятельности СНГ составляют нормы международного права, которые содержатся как в заключенных договорах, так и в актах, принимаемых органами Содружества. Наибольшая правотворческая активность коснулась двух сфер сотрудничества - военной и экономической. В развитии военного сотрудничества были сделаны определенные шаги, однако сохранить общее военное пространство бывшего СССР не удалось. Что касается сотрудничества в экономической сфере, то здесь успехи больше. 24 сентября 1993 г. Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном был подписан Договор о создании Экономического совета. Украина стала ассоциированным членом совета. На заседании Совета глав государств 21 октября 1994 г. был подписан Меморандум об основных направлениях интеграционного развития СНГ. 1995-1996 гг. — начало прорыва в вялотекущей интеграции стран СНГ, пересмотра общей концепции развития Содружества, перехода к «интеграции на разных скоростях». В рамках СНГ выделилась «группа четырех», заключивших таможенный союз — Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. Принципиально новым шагом в интеграционных процессах стран СНГ стало подписание 2 апреля 1996 г. Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об образовании Сообщества. 24 мая 1997 г. был подписан новый Договор об образовании Союза Российской Федерации и Беларуси. В минувшие годы XXI в. в СНГ стали открыто проявляться различного рода противоречия и дезинтеграционные явления. Стали высказываться мнения о нежизнеспособности этой организации.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.