СОРЕВНОВАНИЕ
СОРЕВНОВАНИЕ
англ. competition; нем. Wettbewerb. Состязание, конкуренция.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Соревнование
Змагання. Competition. Совместная деятельность, предполагающая сравнение достигнутых результатов и приносящая удовольствие от самого процесса деятельности, а также повышающая заинтересованность участия в ней. Иногда социологи интерпретируют причины участия в такой деятельности чисто прагматически, т. е. ожиданием справедливого вознаграждения и удовольствия от него, а не от участия в С. Однако, хотя вознаграждение – непременный атрибут всякого соревнования, но не оно выражает его сущность. Вознаграждение лишь функция С., символ социального признания победы. С. отличается от конкуренции тем, что удовольствие от участия в соревновании само есть моральным вознаграждением, а победа лучшего является здесь общим достижением, потому что достигнута именно благодаря С. В результате степень справедливости вознаграждения за победу определяется не его величиной, а именно признанием честного ведения борьбы победителем, отсутствия признаков, свидетельствующих о возможном нарушении правил, степени равных возможностей (средств и условий проведения) в ходе проведения С. Коммерциализация С., выражаемая возрастанием величины материального вознаграждения, приводит к бесчисленным нарушениям правил и морали, применению искусственных стимуляторов активности и т. д. Иными словами, коммерциализация здесь приводит к превращению С. в разновидность конкуренции. Большое внимание анализу социальных функций С. уделял К. Маркс.