(лат. inter между, natio народ) — система отношений между нациями и народами в различных областях общественной жизни, функционирование которой характеризуется позитивными результатами в развитии взаимоотношений национальных общностей и государств. Не является случайным тот факт, что употребление понятия «с.и.» нередко сочетается с прилагательными: плодотворное, дружеское, взаимовыгодное и т.д. Содержание с.и. имеет конкретно исторический характер, происходит в определенных формах и детерминируется как объективными, так и субъективными факторами. Возникает в период становления наций в условиях капиталистического общества, когда на основе машинного производства начинают устанавливаться широкие и многообразные мировые связи между странами и континентами. Однако эксплуататорская сущность капитализма, определившая иерархию различных форм угнетения и зависимости в отношениях между государствами и народами, вызывала к жизни тенденцию, противоположную требованиям с.и., — освобождения от национального гнета, приводила к разрыву формирующихся взаимосвязей. Буржуазия, находясь у власти, столетия вела локальные, региональные и мировые войны за раздел и передел мира, за господство над ним, поэтому с.и. в этих условиях могло осуществляться только между трудовыми классами и социальными слоями в политико-идеологической сфере. Впервые практическое воплощение в жизнь с.и. получило после победы социалистической революции в России в 1917 г. и было закреплено в соответствующих государственных документах (Декларация прав на родов России, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого наро да, Конституция РСФСР 1918 г. и др.).
Результатом установления с.и. между народами России, а затем и Советского Союза были достигнуты большие успехи в деле индустриализации страны, развития научно-технического прогресса, образования, культуры и т. д., была одержана всемирно-историческая победа над немецкофашистскими захватчиками, достигнут военно-стратегический паритет на международной арене. Формами с.и. являлись: совместное строительство народнохозяйственных объектов (заводов, дорог, электростанций и т. д.), создание многонациональных трудовых коллективов, помощь в подготовке высококвалифицированных кадров, организация научно-технического сотрудничества, обмен ценностями в области культуры и т. д. На этой основе формировались такие морально-политические качества советских людей, как доверие, дружба и интернациональное единство, патриотизм по отношению к общему для всех народов многонациональному отечеству. На этой основе в процессе с.и. сформировался советский народ как новая интернациональная общность людей. На этих принципах осуществлялось также развитие и мировой системы социализма, охватывавшей треть человечества. Глобальные интеграционные процессы, происходящие в условиях становления информационной цивилизации, определили новое содержание с.и. и потребовали новых форм его реализации, основанных на рыночных отношениях. Современный уровень цивилизационного процесса предполагает с.и. на основе использования высоких технологий (обмен информацией, совместное создание наукоемких производств, освоение космического пространства, взаимопомощь в подготовке специалистов и т. д.).
Искаженным представлением о содержании этих процессов является мнение, что в настоящее время с.и. должно быть заменено реализацией идеологии космополитизма, основанной на принципе коммерческой выгоды. Политические силы, причастные к развалу СССР и оказавшиеся несостоятельными в позитивной деятельности по модернизации России, навязывают ей путь, ведущий к ее статусу в качестве третье разрядной страны, придатка западного альянса, должника валютно-спекулятивного капитала. Вместе с тем в России и СНГ начинают утверждаться новые формы с.и., соответствующие требованиям постиндустриального общества: ассоциации экономического взаимодействия, финансово-промышленные группы, предприятия с совместным капиталом республик и областей, кооперирование на основе требований рынка и др. Но это лишь первые, нередко определяемые на ощупь шаги, пока не подкрепленные теоретическими исследованиями. Практика с.и. на всех уровнях взаимоотношений народов: внутри и межгосударственном, региональном, международном — свидетельствует, что оно достигает позитивных результатов, если реализуется не на принципах силы и обмана, а на основе социальной справедливости, включающей в себя доверие, равноправие, демократичность, взаимную выгоду. В международном масштабе оно должно быть реализовано в рамках многополярного мира. Др филос. наук М. Н. Росенко.