постсоветский этап в развитии социологии в России С.р.с. опирается на традиции российских социолог школ, труды представителей к-рых оказали большое влияние во второй половине XIX — начале XX не только на становление российской, но и на развитие всей европейской социологии. В 20-30-х гг. в СССР произошло отождествление социологии и исторического материализма и эта традиция была прервана. Собственно социология начала постепенно возрождаться только в 60-х гг. прежде всего как практика прикладных эмпирических исследований. Созданные позднее Ин-т социологии АН СССР и журнал «Социологические исследования», издающийся с 1974 г., развивались в рамках идеологических ограничений, блокирующих теоретическое развитие отечественной социологии. Длительная пауза в развитии социологической теории в СССР завершилась в середине 80-х гг. XX в., когда социолог, теория и социолог, исследования стали востребованы не только об-вом, но и гос-вом. Возникла необходимость получать реальные и точные представления об об-ве, его умонастроениях, ценностях, обыденной практике соц. взаимодействия, протестном потенциале. Социология была востребована перестраивающейся экономикой, в к-рой формировались рыночные отношения, происходила соц. сегментация потребительского рынка, развивалась торговля и реклама, а также образованием и просвещением. С.р.с. давала ответ на поставленные перед ней вопросы, опираясь на классические зарубежные исследования и методологию изучения соц. явлений и процессов. Развивались научные центры (ВЦИОМ и др.), был создан Ин-т социально-политических исследований РАН и многие др. центры изучения и экспертной оценки электорального поведения, политич. лидерства, др. вопросов политич. жизни страны; появились новые специальные журналы, социолог, сообщество; ежегодно проводятся Всероссийские научные конференции; по соц. проблематике состоялся первый Всероссийский конгресс социологов (Санкт-Петербург, 2000 г.). В теоретическом плане с.р.с. вбирает в себя самые разные методологические подходы и принципы совр. зарубежной социологии, закладывает основы для формирования региональных научных школ, развивает отраслевые и специальные социолог, знания, опирается на разветвленные сети исследовательских центров, ведущих прикладные исследования самого разного профиля. Особенностью развития с.р.с. является многосторонняя разработка теории переходного об-ва, осуществляющая свой вклад в мировую социологию.
Лит.: 1) Кукушкина Е.И. Русская социологияXIX — начала XX века. М., 1993; 2) Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб, пособие. М.-Воронеж, 1996; 3) Сорокин П.А. Программа преподавания социологии // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. И.В. Мостовая
331.17 кб
Социологический портрет современной российской семьи
Предпринята попытка охарактеризовать современное состояние российской семьи через призму ее структурных и функциональных изменений.