многонациональное государство, существовавшее в 1922–1991 гг. на восточноевропейской и азиатской частях территории бывшей Российской Империи. Учрежден 30 декабря 1922 г. на основании Договора между в то время формально независимыми Белоруссией (БССР), Россией (РСФСР), Украиной (УССР) и объединившимися в Закавказскую Федерацию Азербайджаном, Арменией и Грузией (ЗСФСР). Декларация и Договор об образовании СССР были приняты 1м Всесоюзным съездом Советов. Их тексты вошли в состав первой Конституции СССР 1924 г. В процессе национально-территориального размежевания в Сред неазиатском регионе от РСФСР отпочковались и вошли в состав СССР в качестве союзных республик Узбекская ССР (1924 г.), Туркменская ССР (1924 г.) и Таджикская ССР (1929 г.). В 1936 г. к ним в составе СССР присоединились Казахская ССР и Киргизская ССР, а в 1940 г. — также Молдавская, Латвийская, Литовская и Эстонская союзные республики. В 1940 г. Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР, просуществовавшую в этом качестве до 1956 г. и вновь ставшую Карельской АССР в составе РСФСР. В результате с середины 1950х гг. вплоть до своей ликвидации СССР состоял из 15 союзных республик, в состав которых входили 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. По данным переписи 1989 г., население Советского Союза насчитывало 286,731 тыс. человек и состояло из около 150 наций, народностей и национальных групп. СССР был самой крупной по территории страной мира (22,4 млн. кв. км), вторым по экономическому потенциалу и третьим по количеству населения государством. Внутренняя и международная жизнь народов СССР регламентировалась Конституциями 1924, 1936 и 1977 гг., регулировавшими компетенции Союза и республик и последовательно отражавшими происходившие в стране социально-политические изменения. Граждане СССР наделялись равными правами вне зависимости от национальной принадлежности. СССР определялся как построенное на добровольной основе с правом выхода из него единое союзное государство. Правда, закон о порядке выхода из СССР был принят лишь на заключительном
этапе существования Союза в апреле 1990 г. Конституции союзных и автономных республик строились на базе Основного закона СССР с учетом национально-региональной специфики. В них учитывались национальный состав, обычаи и традиции населения, необходимость самостоятельного законотворчества и развития республиканской экономики как составных частей единого народнохозяйственного комплекса страны, потребность развития национальных культур. Слабость советской Конституции 1977 г., как и предыдущих, состояла в утопичности представлений о сущности фиксировавшегося ею социального строя, чрезмерной централизации общесоюзных властных прерогатив, что в итоге привело к государственно-бюрократическому унитаризму, вступившему в противоречие с конституционно зафиксированной суверенностью субъектов Союза. Не был также предусмотрен комплекс мер по защите союзной государственности. В результате властные структуры и их внутрисоюзная субординация быстро исчерпали свой созидательный потенциал. Тем не менее за годы существования СССР страной были достигну ты внушительные результаты. Значительными являлись показатели промышленного роста Союза и его республик. Так, валовой продукт в целом по стране в 1917–1987 гг. вырос в 163 раза, а национальный доход — почти в 149 раз. Основные производственные фонды увеличились в 69 раз, продукция промышленности — в 330, сельского хозяйства — в 5,5, производство электроэнергии — в 756,6 раза и т. д. Реальные доходы населения за послевоенный период возросли семикратно. Процесс добро вольного сближения наций и народностей СССР в различных сферах жизнедеятельности приобрел реальные очертания, сформировалась новая историческая интернациональная общность людей — советский народ. Решительный сдвиг произошел в выравнивании уровней развития союзных республик, в преодолении экономической и культурной отсталости народов. Была обеспечена всеобщая грамотность населения, а наметившаяся в первые годы Советской власти льготная система подготовки национальных кадров продолжала функционировать до послед них дней существования СССР. Все это явилось реальной основой по беды советского народа в Великой Отечественной войне, достижения военно-стратегического паритета в послевоенный период на международной арене. Однако в условиях тоталитаризма имели место серьезные нарушения демократии в национальной политике (депортация ряда народов и др.), полное преодоление которых не оказалось в числе приоритетных задач власти.
В то же время на основе послевоенных успехов в общественном сознании стали складываться представления об окончательной решенности национального вопроса и беспроблемности межнациональных отношений, исчерпанности значения территориального признака в характеристике наций, следствием чего явилась передача Крыма из со става РСФСР в состав УССР и др. Непонимание содержания национальных проблем применительно к новым условиям привело к отрыву теории от реальной практики, что не могло отрицательно сказаться на перспективах межнационального единства в СССР. Резкое обострение национального вопроса в последние годы Советской власти, сопровождавшееся нараставшей экономической депрессией, и недооценка партийно-государственным руководством его остроты, возрождение в годы «перестройки» националсепаратизма и как его отражение — поток законов о суверенизации союзных и автономных республик, нарастание влияния на местах национализма и этнократизма, пропаганда национальной эли той идеи выхода из СССР привели к серьезному общественно-политическому и государственному кризису, нарастанию центробежных тенденций. Запоздалые попытки перезаключения Союзного договора на новых условиях не увенчались успехом. Собравшиеся в начале декабря 1991 г. на территории заповедника Беловежская пуща (Брестская область Беларуси) представители Белоруссии, РСФСР и Украины — трех соучредителей СССР — вопреки итогам всесоюзного референдума, проведенного 17 марта 1991 г., на котором 76% голосовавших высказались за сохранение Союза, — в одностороннем порядке приняли решение о денонсации Союзного договора 1922 г. Развал СССР был признан всеми бывшими союзными республиками. Некоторые из них, стремясь уменьшить его негативные последствия, сочли возможным создать Содружество Независимых Государств, официальная цель которого — сохранение и развитие экономических отношений и взаимное обеспечение национальной безопасности каждого из членов СНГ. В настоящее время социологи свидетельствуют, что за возрождение СССР в современной обновленной форме высказались бы десятки миллионов людей, проживающих на большей части постсоветского пространства, а развал страны не являлся неизбежным и был произведен не ради блага сограждан великой страны, а из-за неуемной жажды власти и личных амбиций радикал-демократов при поддержке антисоветских сил на Западе. Др филос. наук А. И. Доронченков.
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.