СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
состояние психической деятельности человека, основанное на представлениях о реальности иного мира или каких-то сущностей, качественно отличающихся от всего земного, посюстороннего, физически воспринимаемого. Предмет этих представлений подразумевается как трансцендентный, сверхчувственный и потусторонний. Он полагается за пределами природного и социального бытия, тем самым наделяясь статусом сверхъестественного. Такой статус исключает его из сферы чувственного опыта и рационального познания. Поэтому главным способом апелляции к сверхъестественному становится вера религиозная. Удвоение мира в виде естественного и сверхъестественного, вера в подлинность сверхъестественного начата и представление о его определяющей роли по отношению к природе и человеку образуют наиболее фундаментальные установки С. р. В актах религиозного миропонимания единое целостное С. р. раскрывается на двух неразрывно связанных и взаимообусловливающих уровнях. Уровень обыденного С. р. - религиозная психология - содержит представления, мотивации, волевые и эмоциональные реакции, вызванные повседневными потребностями верующих в связи с исповедуемой ими религией. На этом уровне религиозные идеи и образы усваиваются и воспроизводятся внедоктринально, адаптировано к их непосредственному пониманию исповедующими религию людьми. Другой уровень С. р. - религиозная идеология - предполагает уже теоретизированное оформление истин веры в виде учений, догматики, канонов, теологических объяснений. Для этого уровня свойственна упорядоченность религиозных представлений, их кодификация и доктринальное закрепление. Соотношение этих уровней как в индивидуальном, так и в массовом С. р. имеет широчайший спектр вариаций и является очень подвижным. Однако принято полагать, что обыденное С. р. носит непременный характер, будучи элементом психологии любого религиозного человека, в отличие от идеологического уровня, содержание которого требует определенных способностей и навыков освоения вероучительных теорий и потому не может быть общедоступным. В социологии религии различение этих двух уровней способствует выяснению степени интегрированности человека в жизнь религиозного сообщества, позволяет более точно устанавливать качественные характеристики, необходимые при построении типологии религиозности.
Источник: Социология религии. Словарь.