Общественное сознание, которое характеризуется аксиологической, ценностной привлекательностью и абстрактной истинностью, но не может быть реализовано в данной форме. С. у. бывает двух видов: идеальные, непротиворечивые социальные модели и нереализуемые проекты. Всякое сознание, направленное в будущее, развивается по двум линиям: фантазии и предметное сознание технологического, программного характера. Фантазии и предметное сознание опираются на тот уровень культуры, социального опыта, который имеется в обществе. Будущего в его непосредственной форме не знает никто. Любой выход сознания за границы действительности практически всегда содержит элемент утопии. С. у. отличается от реалистического только тем, что в первом элемент нереальности составляет сущность, а во втором — момент количественного характера, который “исправляется” на практике. Ситуация осложняется тем, что критериев для различения социальной утопии и реализма много, но абсолютных нет.
В то же время любая утопия рано или поздно будет воплощена в человеческой практике.
В XIX в. рациональные утопии претендовали на абсолютное преодоление утопизма в сознании.
В XX столетии стало понятно, что рациональным способом создать непротиворечивую картину мира для современного человека невозможно.
В условиях демократического взаимодействия множества политических субъектов появляется возможность более безболезненно для общества разрешать некоторые социальные противоречия.
В современном цивилизованном обществе каждый человек или группа людей в рамках закона может иметь свое мировоззрение и отношение к обществу и политике.
В рамках закона и С. у. имеет право на существование. Недопустимо, когда утопия начинает навязывать обществу свои законы. Реализация утопии всегда приводит к деструкции в общественных отношениях, тоталитаризации власти, последующему кризису системы и краху режима.