СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Спенсер Герберт
(1820–1903)-английский мыслитель, один из основоположников социологии, крупнейший представитель социального эволюционизма. Широко использовал биологизаторские аналогии в трактовке человеческого общества. Основные произведения-«Социальный организм», «Классификация наук», «Чрезмерность законодательства».

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

(1820- 1903), англ. социолог-позитивист, основатель органич. школы в бурж. социологии. Учение о нас. у С. связано с учением об обществе как социальном организме и с идеей закономерной эволюции. По С., обществ. развитие подобно развитию живого организма и в силу этого обществ. перемены вызываются ´просто самим ростом общества´ (Основания социологии, т. 1, СПБ, 1898, с. 6). Рост нас., считал С., является условием разделения труда, классовой дифференциации, обществ. сотрудничества (см. также Социальный дарвинизм).

Коростелев Г. М., Краев В. С., Буржуазные концепции народонаселения, М. 1981.

А. И. Смирнова.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

СПЕНСЕР Герберт
(1820-1903) - англ, социолог, представитель позитивистского направления. С. был сторонником идеи эволюции, которая находит отражение в его работе «Основания социологии» (1896), где систематически проводится аналогия между биологическим и социальным организмами. Сущность эволюционизма, по С., заключается не столько в закономерном развитии общества, сколько во всеобщей тенденции к росту внутренней дифференциации общества, сопровождающемуся усовершенствованием процесса интеграции его органов. Этот подход используется при различении «военного» и «промышленного» типов общества. Критерием их различения, по С., является принудительное или добровольное сотрудничество при достижении общей цели. Эволюционно-исторический подход дополняется у С. системным. По С., общество как социальный организм состоит из «регулятивной системы», «производящей средства для жизни», и «распределительной системы», «делящей средства между правящим классом и подчиненными в результате завоеваний». Анализируя «регулятивную систему», С. привлекает внимание к способам социального контроля. По С., основанием социального контроля является «страх перед живыми», поддерживаемый государством, и «страх перед мертвыми», поддерживаемый церковью. Социальный контроль за повседневным поведением людей осуществляется «церемониальными институтами», символизирующими «статус» и «ранг» субъектов, вступающих в отношения, и культивирующими «чувство субординации».

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СПЕНСЕР Герберт
SPENCER, Herbert) (1820-1903) Основной чертой социологии Спенсера была попытка совместить утилитарный индивидуализм с органической моделью эволюции социальных систем. Находясь под влиянием биологических теорий естественного отбора, Спенсер использовал две различные версии концепции социальной эволюции. (1) Он утверждал, что социальные системы подобно организмам приспосабливаются к окружающей среде в процессе внутренней дифференциации и интеграции. (2) Эволюционный прогресс обществ, по его мнению, направлен от простой однородности в «военном» обществе к сложной разнородности в обществе индустриальном. Политическая доктрина Спенсера, производная от его социологии, заключалась в том, что социальное планирование, социальное обеспечение и государственное вмешательство препятствуют естественному процессу социальной эволюции и прогрессу, гарантирующим личную свободу в индустриальном обществе. Спенсеровская социология часто ассоциируется с принципом «выживания наиболее приспособленных» (выражение Спенсера) и социальным дарвинизмом, однако сам Спенсер полагал, что конкурентная борьба доминировала лишь в ранних военных обществах. Развитое индустриальное общество основывается скорее на сотрудничестве, убеждении и альтруизме, а не на агрессии и конфликте. Спенсер способствовал возникновению функционализма, однако лишь небольшая часть его научного наследия используется в современной социологии. См. также: Дифференциация; Органическая аналогия; Социальная система; Эволюции теория. Лит.: Turner (1985)

Источник: Социологический словарь

Спенсер, Герберт
1820-1903) - английской философ и социолог-позитивист. Спенсер - представитель социального эволюционизма, рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному, и органицизма, направления в социологии, проводившего параллели между обществом и живыми организмами. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер, как и О.Конт, больше заимствовал из естествознания, чем из философских или психологических книг. Основная работа Спенсера для изучающих социологию - ”Основания социологии", в которой он и проводит два основных принципа - эволюционизм и органицизм. Общество, по Спенсеру, это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущность эволюции в двух взаимосвязанных процессах - дифференциации и интеграции. Дифференциация означает движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в которых части целого становятся все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет социологии и состоит в изучении эволюции в ее высшей форме - эволюции общества, означающей усложнение форм общественной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней. Органическая аналогия проводится Спенсером ради доказательства единства законов, которым подчиняются все эволюционные процессы. Спенсер способствовал распространению термина "социальный институт", определив несколько наиболее крупных категорий институтов и предположив, что совокупность социальных институтов составляет глобальную организацию общества. Спенсеру принадлежит удачный прогноз относительно возможного установления социалистического устройства, характера общественной жизни при этом и более или менее скорого возвращения к естественному ходу эволюции. Спенсер занимает видное место в истории социологии, хотя бы потому, что он первый дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
(1820–1903) Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии. Предпринял попытку, исходя из теории эволюции, разработать философскую систему, охватывающую все отрасли знания. Свою систему он назвал “синтетической философией”. Для С. характерен органический подход к анализу общественных явлений.
В основе эволюции общества, по его мнению, лежат непрерывные процессы дифференциации, специализации и интеграции. Эволюция идет от простого к сложному. Дифференциация функций сопровождается разделением труда и его специализацией, что дает возможности выполнять функции более эффективно.
В результате интеграции происходит объединение дифференцированных элементов общества в более сложную социальную систему.
В простых, изолированных друг от друга обществах все заняты примерно одной и той же деятельностью, поэтому в них отсутствует политическая организация. Эти простые общества сменяются сложными, с разделением функций среди членов общества.
В них возникает иерархическая политическая организация.
В ходе дальнейшей эволюции возникают общества удвоенной сложности, занимающие постоянную территорию, имеющие постоянно действующие конституции и системы законов. Впоследствии на основе обществ с удвоенной сложностью возникают цивилизации, т.е. наиболее сложные социальные целостности (национальные государства, федерации государств или империи). Стартовую и конечную точки континуума эволюционного процесса характеризуют, по мнению С., два противоположных идеальных типа: военное общество и промышленное общество.
В военном обществе каждый его член пожизненно “приписан” к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждения за труд и почести распределяются согласно позиции и рангу в ней. Право охраняет незыблемость статусной иерархии и власти, поэтому структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменениям. Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспосабливаются к новым условиям, как и общество в целом. Жизнь, свобода и собственность индивида принадлежат государству. Ценятся такие качества, как храбрость, преданность, вера в авторитет, уверенность в необходимости государственного вмешательства. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, С. называл Древний Египет, Спарту и Россию. Промышленное общество — это аналог индустриального общества.
В условиях мира слабеет принуждение, возрастает гибкость и подвижность социальной организации и индивидов. На смену примитивному принуждению приходит сплоченность благодаря знанию, психологической гибкости, уживчивости. Отношения в промышленном обществе — это совокупность идеальных условий, которые должна создать социальная эволюция. С. отмечал наличие в социальном организме 3 систем жизнеобеспечения: производящей, распределяющей и регулятивной. Особое внимание он уделял анализу таких элементов регулятивной системы, как социальные институты: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. С. показал, что совместное проживание людей породило институт семьи. Объединения людей в целях нападения и обороны положили начало развитию государственной организации и политических институтов. Исходя из общих законов эволюции, С. сформулировал “закон выживания наиболее приспособленных” членов общества, являлся противником государственной поддержки бедных и неимущих. К наиболее известным работам можно отнести такие, как “Социальная статика” (1850), “Социология как предмет изучения” (1873), “Основания социологии” (1876–1896).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ
Spencer, Herbert) (1820-1903) - британский социальный теоретик, в основном запомнившийся своим вкладом в изучение социального изменения с точки зрения эволюционного подхода. Родившийся в Дерби, получивший нестандартное образование, Спенсер начал карьеру в качестве железнодорожного инженера, но вскоре перешел в журналистику, а позже стал независимым ученым. Первая главная работа — "Социальная статика" (1850) — продемонстрировала его устойчивую приверженность экономическому инливидуализму и свободному рынку, что прослеживалось на протяжении всей исследовательской работы ученого и является одной из главных причин большой популярности его социологии в США. Ранний интерес Спенсера к геологии привел его в область биологии, а оттуда — к эволюционным теориям Ламарка. Эти идеи стали принципом формирования его социальной теории. Уже в 1852 г. в статье под названием "Теория народонаселения" Спенсер доказывал, что на процесс социального развития оказывала решающее влияние "борьба" (за существование) и "пригодность" (для выживания). Таким образом, он предвосхитил приблизительно на шесть лет отдельные аспекты теории естественного отбора, которую Дарвин и Уоллес с таким успехом применили к органическому миру, но Спенсер опирался на предположения Ламарка. В "Принципах психологии" (1855) он пытается показать, как эволюционная гипотеза могла бы отразить умственное развитие. В очерке "Прогресс: его законы и причины" (1857) Спенсер утверждает, что эволюционный принцип был законом универсальной применимости, определяющим развитие в физической, органической и социальной сферах. Эволюционная теория, следовательно, давала основу для объединения наук. Какая бы траектория развития ни изучалась, движение всегда было направленным к возрастающей дифференциации и интеграции структуры. Системы, будь то солнечная, биологическая или социальная, всегда проявляли тенденцию переходить из состояния, где их составные части были гомогенными и свободно связанными, в состояние, где они становились все более гетерогенными и интегрированными. Более поздние работы Спенсера, широко читаемые и весьма влиятельные в то время, были посвящены прежде всего подкреплению этой позиции. Одним из результатов стала "Синтетическая философия" — многотомный проект, охватывавший социологию, психологию, биологию и этику. Поэтому социологию Спенсера (например, его "Принципы социологии", 1876—1896) следует рассматривать как один из подразделов, в котором он преследовал более широкую цель признания универсальности эволюционного процесса. Некоторые из его понятий — "дифференциация" и "интеграция" — сохранили ценность в качестве социологических инструментов, особенно в рамках перспективы социальной системы и неоэволюционнои работы Толкотта Парсонса. Но социология Спенсера глубоко скомпрометирована его стремлением объединить ее с биологией и его порой некритическим утверждением о том, что биологическая наука могла бы дать подходящие понятия для изучения общества. Если "борьба" вызывала органическую эволюцию, то война имела значение в социальном развитии, способствуя и внутренней социальной сплоченности, и развитию мощных специализированных индустриальных экономик; если развитие сложных нервных систем в животном мире увеличивало способность выживания видов, то же самое было истиной для систем телекоммуникаций в обществе и т.д. Связь между этими взглядами и политикой Спенсера очевидна: если социальный конфликт был эволюционным позитивом, то рынок не должен был регулироваться, а роль государства свестись к минимуму ("Человек против государства", 1884). Каким бы ни было суждение о подобных экономических и политических рецептах социального благополучия, такая социология не приемлема, ибо ее системы не являются биологическими. Люди создают и преобразуют свою среду обитания. Они — нравственные существа, и "выживание сильнейших" — аморальное суждение (см. Социал-дарвинизм). Конкуренция часто способна быть продуктивной, но только после установления порядка и регулирования, а не в результате анархии (ср. Дюркгейм). Универсальность эволюционного процесса в социальной сфере также сомнительна; связанные с развитием образцы не могут быть последовательными, ибо развитие одних обществ урезает возможности изменения других (см. также Диффузия). Однако наиболее компрометирующей работы Спенсера проблемой является кругообразность логики. Сам Спенсер ощущал, что доказательство эволюционной гипотезы он начинал с классификации различных видов институтов и типов обществ, а классификация вытекала из тех самых принципов, примеры которых предполагалось доказать. Тем не менее наследство Спенсера в социологии остается значительным. Он был теоретиком систем и первым внедрил систематическое использование структурно-функционального анализа, все еще остающееся оплотом социологического объяснения.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СПЕНСЕР Герберт
(1820-1903)-британский философ, один из основоположников социологии, представитель эволюционизма и позитивизма в социальной мысли. Из семьи учителя, получил преимущественно домашнее образование, самостоятельно изучал естествознание, математику, технические науки и экономику. Несколько лет работал на инженерных должностях на железной дороге, сотрудничал в прессе. В 1848-1853 гг. был помощником редактора в журнале «Экономист». С 1853 г.- независимый ученый и публицист, сосредоточившийся в своих научных занятиях на создании системы «Синтетической философии», объединившей теоретические начала биологии, психологии, этики, философии и социологии (с 1855 по 1896 г. было опубликовано 10 томов, содержащих пять отдельных произведений этого труда). Социологическая составляющая исследований С. представлена прежде всего работами «Социальная статика» (1851), «Первые принципы» (1862), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания социологии» (в трех томах, 1876-1896). В этих книгах, а также в работе «Природа и реальность религии» (1885) С. изложил свое понимание социальных аспектов религии. По учению С., универсальным процессом, происходящим во всех сферах бытия, выступает эволюция. Она проходит три основных фазы -неорганическую, органическую, сверхорганическую (частью которой является социальная эволюция). Сущность эволюции объясняется им как прогрессивное постепенное преобразование однородных (гомогенных) явлений через их количественный рост и дифференциацию в разнородные (гетерогенные). Возникший таким образом «агрегат» достигает своей устойчивости посредством интеграции умножившихся элементов. Все это сопровождается усовершенствованием их внутренней организации и свойств, в результате чего наступает новая функциональная и структурная дифференциация. Источник эволюционного процесса - взаимодействие внутренних и внешних сил. Принципы эволюции идентичны для любого организма - как биологического, так и социального. Общество представляет собой целостный организм, в то же время состоящий из отдельных (дискретных) «единиц». Для своей жизнедеятельности социальный организм вырабатывает три системы «органов » - поддерживающих, распределительных, регулятивных. В ряду последних. обеспечивающих подчинение составных частей целому, С. отмечает институциализированные обряды религиозные и организации религиозные. В первом томе «Оснований социологии» С. рассматривает возникновение религии. Оно происходит, по объяснению С., из условий жизни людей древности, которые формировались при взаимодействии начального родового опыта и примитивной психики (внутренних факторов) с природными и человеческими влияниями (внешними факторами). Результатом такого взаимодействия, считал С., оказывается вера в духов предков («тени усопших», «оживающее другое Я») -единообразное в эпоху первобытности состояние, связанное с представлением о необходимости умилостивления предков для благополучия живущих. При низком уровне общественного прогресса культ предков имеет конкретное воплощение в осязаемых предметах почитания. По мере дальнейшего развития общества удаленность во времени от первопредков влечет утрату непосредственного обращения к ним, они обретают абстрактный характер и обожествляются, а почитание превращается в сложные действия религиозные. Аналоги и более поздние свидетельства умилостивительного культа предков обнаруживаются, полагал С., у всех народов в разные эпохи. Однако видоизменения и дифференциация обществ, обусловленные процессом эволюции, приводят к множественности последствий и вариаций исходного культа -у примитивных народов удерживается почитание духов и политеизм, у цивилизованных возникает устойчивая идея единого сверхъестественного трансцендентного существа. Социальное значение культа предков С. видел в том, что его совершение удостоверяло достигнутое устройство жизни, начало и содержание которой возводилось к предкам-прародителям. Развивая это положение во втором томе «Оснований социологии», С. рассматривает эволюционный переход культа предков в так называемые «церемониальные институции», назначением которых является социальный контроль за повседневным поведением людей путем регуляции общения, введения символических статусов, субординации и т. п. К таким институтам он относит государство (поддерживает «страх перед живыми») и религиозные организации (культивируют «страх перед мертвыми»). В третьем томе этого же труда С. приводит множество исторических и современных ему примеров из разных религий в подтверждение эволюционистской интерпретации общества. В различных проявлениях религиозной сферы - в деятельности служителей культа религиозного, функционировании церковных и сектантских объединений религиозных, взаимоотношениях религиозных организаций и государства, образовании религиозных элит и многом другом -С. стремится выявить социальные отношения, предшествующие более поздним светским структурам. При эволюции обществ от «военного» типа (основанного на принуждении) к «промышленному» типу (основанному на свободном договоре), как полагал С., снижается организующее социальное влияние религии, и она становятся периферийной, сохраняясь скорее как специфическая культурная привычка.

Источник: Социология религии. Словарь.

СПЕНСЕР Герберт
(27.04.1820, Дерби — 08.12.1903, Брайтон) — англ. философ, и социолог-позитивист. С. вслед за Контом положил в основу социологии идею эволюции. Сущность эволюции он, основываясь на трудах К. Бэра, видел в переходе от гомогенности к гетерогенности, возрас327 Спенсер тающей связности и специфической определенности. Эти идеи С. дополн. тезисом о всеобщей тенденции к росту внутр. дифференциации, сопровождающимся усовершенствованием процесса интеграции органов. Все эти морфологические признаки эволюции С. находит и в обществ, развитии. Стержень гл. труда С. «Основания социологии» составляет систематически проведенная аналогия между биологическим и социальным организмами. В этом вопросе С. вступает в полемику с такими представителями «организмического» взгляда на об-во, как Платон и Гоббс, утверждая, что эта аналогия неполная, поскольку индивидуальный организм обладает «конкретностью», тогда как социальный — «дискретен». Это значит, что об-во не может и не должно поглощать отдельную личность.
Существенным измерением социального прогресса С. считает переход от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при к-ром социальный организм «служит» составляющим его индивидам. Осн. типологическое различие социальных структур, по С. состоит в том, явл. ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным; именно это определяет противоположность об-в «военного» и «промышленного» типов. С. в отличие от своих предшественников, ясно видит, что «военное» об-во нельзя считать пройденным этапом истории и что само противоположение «военной» и «промышленной» социальной организации имеет характер типологической абстракции, изолирующей отдельные фрагменты и тенденции более сложной социальной реальности. Эволюционно-исторический подход соединяется у С. со структурно-функциональным и системным (в его время последние еще были неразличимы). По С. социальный организм состоит из трех гл. «систем»: «регулятивной», «производящей средства для жизни» и «распределительной». Источником классовых различий С. считает завоевание: победители образуют господствующий класс, побежденные становятся рабами (sclaves) или крепостными (servs). С. различает первоначальную, более мягкую форму «домашнего рабства» и последующую стадию массового использования рабского труда в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, сопровождавшуюся резким ухудшением положения рабов. Рабство связано и с развитием разделения труда, к-рое с течением времени порождает и психологические стимулы сохранения существующего порядка вещей. «Первоначально работник физически, а зачастую и умственно уступает тому, кто заставляет его работать; так труд становится признаком неполноценности. Затем развивается чувство гордости, укрепляющее праздность. Впоследствии прибавляется и третье чувство: сражаться с врагами и дикими зверями считается единственным занятием, достойным мужчин. Так три стимула объединяются, чтобы утвердить различие между правящим военным классом и подчиненным производительным классом» [1, 465].
Анализируя «регулятивную систему», С. привлек внимание к механизмам «социального контроля», причем рассматривал собственно политическое управление как лишь один из его видов. По С. в конечном счете весь социальный контроль держится на «страхе перед живыми и перед мертвыми». «Страх перед живыми» поддерживает гос-во, а «страх перед мертвыми» — церковь. Эти ин-ты возникли и постепенно развились из «эмбриональных» форм, существовавших еще в первобытном об-ве. Всякий социальный ин-т складывается как устойчивая структура «социальных действий», к-рые, по С. составляют первичный материал для социол. исследований. Социальный контроль за повседневным поведением людей осуществляется «церемониальными институциями», к-рые старше, чем церковь и гос-во, и часто даже эффективнее, чем они, выполняют свою функцию.
«Церемонии» регулируют общение, символизируя «статус» и «ранг» субъектов, вступающих в отношения, и культивируя «чувство субординации». При наложении эволюционной модели на ход исторического процесса С. столкнулся с трудностью объяснения ряда новых явлений, связанных с закатом эры капиталистической свободной конкуренции, к-рые делали все более сомнительной перспективу гармонического увязывания социально-экономического прогресса с потребностями развития личности, в чем С. видел высшую цель эволюции и главный критерий прогресса. С. изобразил грозную опасность, таящуюся в милитаризованном и бюрократизирующемся гос-ве, а также картину «будущей федерации высших наций, которая своей верховной властью может запретить войны между народами и остановить процесс развития варварства, постоянно подрывающий цивилизацию... С другой стороны, в результате постоянного подавления агрессивных инстинктов и упражнения социальных чувств, а также постепенного ослабления внешних ограничений должен возникнуть новый тип человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности» [1, 600, 601]. С. защищал позиции сциентизма, постулирующего тождественность НТП биологической эволюции и реализации социально-гуманитарных идеалов.
Многие идеи С. были заимствованы совр. зап. социологией, в частности структурно-функциональным анализом Парсонса, культурантропологией (этнографией) и социобиологией. М. А. Киссель

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
2.31 мб

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР – ЗАБЫТЫЙ ОТЕЦ ТЕОРИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА

Анатолий Григорьевич Вишневский
Считается, что центральная идея современной теории демографического перехода как перехода от равновесия высоких к равновесию низких смертности и рождаемости была сформирована и стала общепризнанной в середине ХХ века.
Читать PDF
77.83 кб

Социология Герберта Спенсера в становлении российской «Субъективной» школы XIX столетия

Демьяненко Николай Валерьевич
Предложенная статья рассматривает влияние социологических идей Герберта Спенсера на российскую социологическую мысль дореволюционного периода.
Читать PDF
135.59 кб

2008. 02. 006. Гондерманн Т. Прогрессия и ретрогрессия: Герберт Спенсер о причинах социального нерав

Симонова О. А.
Читать PDF
7.77 мб

Роль социокультурных идей Герберта Спенсера в развитии науки и культуры США конца XIX - начала XX ве

Кутеева Неля Эдуардовна
В статье рассматривается влияние культурологических и социальных положений философии Г. Спенсера на развитие американской социальной науки и культуры рубежа XIX-XX века.
Читать PDF
186.37 кб

Влияние психолого-педагогического наследия Герберта Спенсера на постановку проблем в отечественной п

Жарова Дарья Викторовна
Предметом исследования является психолого-педагогическое наследие Герберта Спенсера. Цель его выявить, как влияло психолого-педагогического наследие Г.

Похожие термины:

  • СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820–1903)

    Английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии. Предпринял попытку, исходя из теории эволюции, разработать философскую систему, ох