СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Справедливость социальная
Обобщенная нравственная оценка общественных отношений, один из основных общечеловеческих идеалов, конкретное содержание которого меняется на протяжение истории и отличается в различных социальных системах.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
степень обоснованного равенства между людьми, с одной стороны, и сохраняющегося неравенства, с другой стороны. Это обеспечение общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
оценка качества социальных отношений с позиции определенного общественного идеала. С.с. выполняет в обществе роль меры социальной требовательности к субъектам социальной деятельности со стороны группы, общества в целом и соответствующей оценки этой деятельности.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социальная справедливость
social justice), справедливое распределение ресурсов в об-ве. Особое значение С.с. приобретает, когда речь идет об осн. обществ, ин-тах, таких, напр., как собственность или системы социального обеспечения. Цель С.с. — четко обозначить функции этих ин-тов, позволяющие по возможности всем получать ресурсы, заслуженные или необходимые (это лишь два из самых распространенных критериев). Идеи С.с. популярны среди либералов (либерализм) и социал-демократов (социалдемократия), однако они вызывают резкую отповедь у приверженцев либертаризма, напр., у Хайека и Нозика, утверждающих, что требование С.с. беспочвенно, т.к. не существует отлаженного механизма распределения ресурсов в об-ве. Ролс — один из совр. теоретиков С.с. — отстаивает прежде всего принцип распределения благ в пользу беднейших слоев населения.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Социальная справедливость
обобщенная нравственная оценка общественных отношений, характеризующая как сами эти отношения в целом, так и отношения друг к другу; один из общечеловеческих социальных идеалов, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличалось в различных социальных системах. В условиях социального государства осуществление принципа С.с. основывается на равенстве всех граждан перед законом, создании правовых, политических и социально-экономических гарантий жизнедеятельности человека, на обеспечении высокого уровня его социальной защищенности и является одной из основных задач социальной политики государства. Реализация принципа С.с. предполагает: справедливое распределение деятельности (труда), социальных благ, уровня и качества жизни, информации и культурных ценностей; возможность равного участия в управлении государственными и общественными делами.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
создание для всех членов об-ва равных возможностей для реализации своих способностей удовлетворения жизненных потребностей (в большинстве случаев - но не во всех - в соответствии с величиной трудового вклада); соразмерность вознаграждения, получаемого людьми и их различн. объединениями со стороны об-ва и его ин-тов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности. Осуществление принципа С.с. предполагает расширение возможностей развития способностей всех граждан и выбора в соответствии с ними видов трудовой деятельности: совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, всех видов профессиональной подготовки, системы адаптации молодых кадров в трудовых коллективах и т. д. С.с. проявляется и в том, что средства к жизни члены об-ва получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет об-ва. В соответствии с С.с. различн. системы заработной платы, распределение доходов строятся так, чтобы величина получаемых человеком благ соответствовала количеству и качеству труда. В соответствии с С.с. не только оплата труда, но и др. блага должны распределяться с учетом трудового вклада людей. Большое значение имеет воплощение принципа С.с. в соц.-политич. сфере. Его реализация означает фактическое равноправие (равенство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их соц. и нац.-расовой принадлежности. Это предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении обществ. жизнью об-ва в соответствии со своими интересами, затрагивающими их интересы в принятии соответствующих решений. В сфере культуры принцип С.с. находит выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов об-ва к духовным ценностям и к процессу их создания. Ю.Е. Волков.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социальная справедливость
универсальный общесоциологический и этический принцип организации жизни общества, показатель определенного уровня развития и типа цивилизации как социокультурной и этнонациональной общности. В своем содержании имеет два аспекта: 1) равноправное положение всех людей в обществе, возможность каждого самостоятельно определить свое место в жизни и 2) материальное и моральное вознаграждение личности и социальной общности в соответствии с их реальными заслугами перед обществом. Конкретные критерии с.с. вырабатываются самими людьми, а результаты их реализации зависят от того, насколько они адекватно отражают и учитывают объективные условия жизнедеятельности народа (нации), уровень материального и духовного развития общества, способность и возможность субъективного фактора воплотить их в жизни. С.с. как цивилизационный критерий в развитии современного общества проявляет себя в сфере этнонациональных отношений в качестве фундаментального принципа системной организации общения народов не только в рамках отдельных этнических и национальных образований, но также и на региональном и межгосударственном уровнях. Универсальный характер содержания принципа с.с., независимо от национальной специфики стран и регионов, заключается в таких его общепринятых и широко реализуемых требованиях, как: равноправие всех народов, независимо от их численности, демократизм и свобода выбора форм сотрудничества и взаимосвязей между ними, взаимовыгодный обмен материальными и духовными ценностями, умение достигать компромисса по спорным вопросам, не доводя дело до конфликта, сохранение стратегической цели сотрудничества, связанной с преодолением фактического неравенства, гуманистическое содержание взаимосвязей.
В процессе становления информационного общества в условиях рынка для реальной самостоятельности субъектов межнационального общения важное значение приобретают эквивалентные расчеты между ними, социально-политическое и культурное партнерство, развитие демократизма во всех сферах общественной жизни. Эти проблемы в глобальных масштабах еще очень далеки от своего решения, но их реализация является объективным требованием современного социального прогресса. Мировое сообщество в XXI в. все дальше отходит от подразделения стран и народов по идеологическим признакам, выдвигая с.с. как принцип и содержание нового общецивилизационного порядка, перспективу развития человечества. Что касается России, то она еще только начинает определять свое подлинное место в системе новых мировых геополитических связей. В условиях кризисной ситуации в стране, в том числе и в сфере национальных отношений, обострения их этнических аспектов, идеи с.с. становятся той доминантой общественной развития, на основе которой могут быть решены основные проблемы как всего многонационального сообщества российских народов, их региональных образований (Северный Кавказ, Поволжье, регионы Севера и Сибири и др.), так и каждого национального образования в отдельности. Решающая роль в разработке и реализации данного курса должна принадлежать федеральным органам государственной власти. Она должна быть не только обоснована теоретически, но и рассчитана конкретно экономически по регионам и национальным общностям. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
создание для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей (в большинстве случаев – но не во всех – в соответствии с величиной трудового вклада); соразмерность вознаграждения, получаемого людьми и их различными объединениями со стороны общества и его институтов согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности; принцип социальной политики государства. Cправедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением; заслугами и их общественным признанием; преступлением и наказанием. Осуществление принципа социальной справедливости предполагает расширение возможностей развития способностей всех граждан и выбора в соответствии с ними видов трудовой деятельности, совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, всех видов профессиональной подготовки, системы адаптации молодых кадров в трудовых коллективах.
Справедливость социальная проявляется и в том, что средства для жизни члены общества получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечивается за счет общества. В соответствии с социальной справедливостью распределение доходов строится так, чтобы величина получаемых человеком благ соответствовала количеству и качеству труда. В соответствии с социальной справедливостью не только оплата труда, но и другие блага должны распределяться с учетом трудового вклада людей. Большое значение имеет воплощение процесса социальной справедливости в социально-политической и социально-трудовой сферах. Его реализация означает фактическое равноправие (равенство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной и национально - расовой принадлежности. Это предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении общественной жизнью с учетом собственных интересов в принятии соответствующих решений. В сфере культуры принцип социальной справедливости находит выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов общества к духовным ценностям и к процессу их создания. Понятие справедливости ассоциируется с такими понятиями как объективность, истинность, честность, порядочность, совесть, правосудие, равноправие, закон, благородство, нравственность, суд, равенство, искренность, гуманность, прямота, понимание, принципиальность и другими. Понятие справедливости, имеющее фундаментальное значение для этической теории и политической философии, связано с идеей беспристрастия и равенства, в особенности с предписанием равным образом относиться к равным.
Начиная с Аристотеля (ок. 384-322 гг. до н.э.) принято различать (1) дистрибутивную (распределительную) справедливость, связанную с вопросами о том, «кто, что должен получить», и (2) исправительную (corrective, commutative) справедливость, связанную с обращением с индивидами в процессе социальных трансакций (в особенности с наказанием индивида за преступление). Идея дистрибутивной справедливости как справедливости социальной занимает важное место в современной социальной философии и политике. Современная теория дистрибутивной справедливости была выдвинута американским философом Дж. Ролзом в его работе «Теория справедливости» (1971), где он отстаивает индивидуализм, приводя вместе с тем доводы в защиту равенства. Дж. Ролз предлагает следующее общее определение «все социальные ценности – свобода и возможности, доход и состояние и другое – должны распределяться поровну, за исключением тех случаев, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется к всеобщей выгоде». Видами справедливости (по Ролзу) являются: формальная, карательная, распределительная, естественная, действенная, процедурная, политическая, выделительная, сопутствующая. Альтернативный взгляд на справедливость, при котором приоритет отдается свободе, был предложен Р.Нозиком в работе «Анархия, государство и утопия» (1974). Он приводит аргументы в защиту частной собственности, прав индивида и самоопределения. По его мнению, государство может быть справедливым только при условии, что его сфера минимальна, то есть тогда, когда оно не препятствует пользованию личными свободами. О.А. Гулевич отмечает следующие виды справедливости: дистрибутивная, процедурная, межличностная и информационная. В Декларации Международной Организации Труда о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, принятой 10 июня 2008 года, указывается четыре стратегические задачи МОТ: содействие занятости благодаря формированию стабильной институциональной и экономической среды; разработка и расширение мер социальной защиты – социального обеспечения и защиты работников; содействие социальному диалогу и трипартизму; соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые имеют особую важность и как основополагающие права, и как благоприятные условия, необходимые для всеобъемлющего решения всех стратегических задач.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Социальная справедливость
Соціальна справедливість. Social justice (validity). 1. Идея и практические действия по созданию общества, способного обеспечить всем своим членам равные социальные возможности для всестороннего развития и реализации способностей. 2. Характеристика системы общественных отношений, социального поведения индивидов и групп с точки зрения устоявшихся представлений о должном. 3. Характеристика степени соответствия декларированных и реальных социальных норм и ценностей, прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания, заслуг и общественного признания. 4. В современной американской социологии – принцип “всеобщей выгоды”, уравнивающий всех в условиях социального неравенства. История знает несколько категорий культуры, которые определяли характер и содержание целых исторических периодов. Среди них: а) миф, определявший особенность духовной и материальной культуры первобытного человека и сохранившийся в форме рудиментов до сегодняшнего времени; б) гармония – свойственная античности и наложившая отпечаток не только на искусство, но и на всю систему общественных отношений; в) культ – определявший культуру и особенности социальной структуры средневековья; г) разум – свойственный Новому времени и всей системе капиталистического хозяйства. Своеобразный культ разума, выраженный в рационалистических философских и социологических концепциях, привел к отчуждению от чувственности (бездуховности), на что обращают внимание многие критики капитализма и не только марксисты. Философская культура капитализма в конце концов превратилась в иррационалистическую, а социальные практики постиндустриального общества, соответственно, – в арациональные или нерациональные по своему смыслу и направлены на сохранение и закрепление социального неравенства. Все это определило выдвижение в ранг определяющей категории современности “социальную справедливость”. Представления о С. с. основываются на морально-правовых критериях и дают возможность сравнительной оценки места и роли в социальной структуре различных ее элементов. По содержанию С. с. имеет оценочный характер и является одной из основных категорий массового социально-политического сознания. Поэтому не удивительно, что различные социально-политические силы, как элементы социально-политической структуры общества, строят свои программы на своем понимании С. с., определяющей особенности их политической культуры. В социологии сложилась тенденция антиномичного понимания С. с. как: а) справедливости социального равенства, нарушенном разделением общества на классы; б) справедливости существующего социального неравенства, посягать на преодоление которого преступно. Обе точки зрения строятся на соответствующих философских идеях о сущности человека. Первые исходят из равенства людей по естественному происхождению, вторые – из констатации реально существующего социального неравенства. Проблемы С. с. в науке поднимаются с древних времен, со времен Демокрита и Эпикура. Под нею понималось то, что не противоречит природе. На протосоциологическом уровне проблема С. с. поднимается уже в работах Платона и Аристотеля. Аристотель разделил ее на социальный и экономический аспекты. Первый заключается в распределении всего, что может быть разделено между людьми; второй – в сравнении того, что составляет предмет обмена. Распределение, в свою очередь, должно быть пропорциональным по отношению к деятельности берущих участие в распределении. Такая пропорциональность – особый вид справедливости. Трактовка С. с. как социального равенства исходит из того, что социальное неравенство – результат исторического развития. Поэтому она не вечна, противоестественна и должна быть исторически снята. Это не означает преодоления личного неравенства людей, хотя создает возможность всем для равного доступа к социальным благам (образованию, физическому развитию и пр.). Иными словами, равной социальной мерой С. с. здесь есть распределение в соответствии к неравным индивидуальным потребностям. В достижении такого положения на первом этапе особое значение приобретает социальный контроль (со стороны государства и общественности) за мерой труда и мерой потребления через систему общественных отношений (правовых, политических, идеологических и т. д.). С “правой” социально-политической точки зрения – это тоталитаризм, а с “левой” – игнорирование равенства людей по их природе есть не только нарушение С. с., но и само по себе есть противоречием между сущностью и существованием человека, что, одновременно, служит показателем социального угнетения абсолютным меньшинством абсолютного большинства. Контроль необходим еще и потому, что слишком долго люди жили в условиях частной собственности, воспитавших их как частников и индивидуалистов, практически не учитывающих интересы никого другого, кроме себя. А идея рационально организованного общества, построенного на принципах разума (точнее, рациональности), привела к дегуманизации всей системы социальных отношений и не обеспечила социальной справедливости и равенства. Иными словами, С. с. становится определяющей категорий современного социального развития, одной из определяющих категорий социально-политической культуры общества. См. также Миф, Гармония и Разум.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Справедливость социальная
мера равенства неравенства, норм и действий, благ и вклада (заслуг), деяния и воздаяния, требований и исполнения в отношениях между людьми и социальными группами, оцениваемая с позиции определенного общественного идеала (например, добра, правды, гармонии, должного порядка и т. п.). Суть С. с. состоит в установлении соразмерности в чувствах и действиях людей, в соотнесенности деяний одних с деяниями других, ориентированной на существующую в данной социальной среде, в обществе иерархию ценностей. В связи с этим С. с. как мера оценка и как представление о ней носит конкретно-исторический, классовый или общечеловеческий характер. Разумеется, этими же обстоятельствами в конечном счете определяется и различие теоретических концепций С. с., выражающей интересы определенных социальных сил. Вместе с тем С. с. правомерно рассматривать в качестве одного из основных общественных идеалов, функционирующих в массовом сознании как эталон, высшая цель, желанный образ (поведения, настоящего, будущего и т. п.), с которыми сверяют поступки, мысли, жизнь. Являясь оценочной категорией, С. с. выполняет роль меры оценки создаваемого и созданного человеком в своей деятельности, мерой социальной требовательности к нему со стороны общества, класса, социальной группы. С. с. возможна только через сопоставление с социальной несправедливостью, через вытеснение и уничтожение последней. Области реализации С. с.политика, экономика, право, мораль, вера, жизнь социальная. В сфере социальной жизни, где справедливость получает конкретное соотношение с социальной несправедливостью, она выступает прежде всего как сложившаяся в тот или иной момент мера равенства и неравенства в жизненном положении различных общественных групп, определяющего их участие в труде, распределении власти, прав, обязанностей, возможностей, материальных благ. В этих аспектах С. с. и изучается марксистско-ленинской социологией. В основе понятия С. с. обычно лежит некоторое изначальное стремление к уравнительности («распределительная» справедливость, исповедующая принцип «всем одинаково или поровну»), равновесию («воздающая» справедливость, соотносящая противоположные явления: деянию должно соответствовать воздаяние, преступлению-наказание, правам-обязанности, заслугам почести и т. д.). Основываясь на экономических отношениях, которыми определяется социальное положение людей и групп в обществе, С. с. является выражением этих отношений. Она существует как феномен общественного сознания (правового, политического, нравственного, религиозного, экономического), фиксируется общественным мнением. Однако осуществление требований С. с., хотя и связано с ее осознанием, все же зависит от фактического наличия в обществе социально-экономических, правовых, политических и других условий для их реализации. Как писал Ф. Энгельс, «социальная справедливость или несправедливость определяются лишь одной наукой, а именно наукой, которая имеет дело с материальными фактами производства и обмена,наукой политической экономии» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 255). В классовом обществе понятие С. с. носит классовый характер, выражает интересы того или иного класса. В антагонистическом обществе господствующий класс оправдывает существующие в нем экономические, политические, нравственные отношения, объявляя их справедливыми. Революционный класс, напротив, подвергает их критике, объявляет несправедливыми, ведет борьбу за изменение и утверждение подлинной справедливости, отвечающей интересам трудящихся масс. Социалистическая справедливость выражает меру равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных групп, классов, индивидов, определяет содержание текущих и перспективных задач и в этом смысле выступает ведущим принципом обновления социалистического общества, целью социальной политики. С. с., реализуемая в социалистическом обществе, имеет две стороны: коммунистический идеал и реалии. Как идеал, она заключает в себе тот уровень социального равенства, который может быть достигнут только в будущем коммунистическом обществе. Как реальность С. с. основывается на достигнутом уровне социальных гарантий и защищенности человека, его материальной обеспеченности, возможности самореализовать и утвердить себя. Это требует четкого соотнесения вознаграждения и трудового вклада. В социалистическом обществе социальное равенство может быть реализовано еще в ограниченной форме-через распределение по труду, то есть через фактическое имущественное неравенство, которое на данном этапе развития общества считается справедливым. Следовательно, в той мере, в какой общество может и умеет обеспечить «полноту» реализации своего высшего принципа, в нем может быть «больше» и «меньше» справедливости. В. И. Ленин подчеркивал: «Справедливости и равенства, следовательно, первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность» (Полн. собр. соч. Т. 33. С. 93). Распределение и потребление показатели уровня С. с. Именно в распределительных отношениях взаимодействие справедливости и несправедливости проявляется наиболее остро и наглядно, что непосредственно сказывается на характере социальных отношений, всей социальной жизни. В этой связи следует отметить исключительную важность социальноэкономических механизмов реализации основного принципа социализма посредством отношений обмена, распределения и потребления материальных благ, духовных ценностей, социальных услуг, в соответствии с количеством и качеством общественно полезного труда. В общественном мнении этот принцип связывается с преодолением несправедливости уравниловки, иждивенчества, привилегий и других форм паразитизма социального. Но с реализацией принципа «От каждого-по способностям, каждому-по труду» тесно связано осуществление права на труд, на отдых, образование, права на информацию, на участие в управлении и другие демократические права и свободы, обеспечивающие социальную защищенность советского человека. Содержание С. с. находится в прямой зависимости от характера жизнедеятельности общества и наоборот. Так, при казарменно-бюрократическом социализме времен сталинщины и брежневщины С. с. носила декларативный и лозунговый характер. Ее содержание было оторвано от реальной жизни, нужд трудящихся масс, что привело к отчуждению советских людей от собственности, власти, результатов своего труда. Такой формальный характер С. с. отвечал требованиям административно-командной системы и, в свою очередь, оказывал влияние на деформацию социализма, теоретических представлений о нем. В этот период возникли факторы несправедливого распределения труда (например, политика «монокультуры» закрепляла за отдельными территориальными и национальными группами его тяжелые, вредные виды), места жительства (институт прописки ограничивал и продолжает ограничивать возможности в социально-профессиональном перемещении, в образовании и обучении), материальных благ (появление бедных и вместе с тем элитарного потребления, представители которого пользуются преимуществами как спецпроизводства, так и спецобслуживания), информации (спецхраны, закрытость архивов, ведомственный контроль за доступом к информации, лимиты на подписку и др.). Усилились завуалированные и «теневые» формы распределения и перераспределения, перекачивающие богатства общества в руки преступного элемента. С точки зрения марксистско-ленинской социологии, гарантией утверждения С. с. является демонтаж государственнобюрократического социализма и построение демократического. Достижению этой цели служат: радикальная экономическая реформа, демократизация всех сфер общественной жизни, политика гласности, политический плюрализм, построение правового государства, принятие новых законов (о собственности, кооперации, аренде, государственном предприятии, налогообложении, о земле, отпусках и др.). Реализация этих мер призвана поднять на качественно новый уровень оптимальное сочетание экономической эффективности С. с. Высшим критерием С. с. на современном этапе является практическая реализация коренных интересов трудящихся, общечеловеческих ценностей, общественного прогресса в целом. В связи с возвращением к ленинской национальной политике особую актуальность приобрела национальная проблема, осуществление принципов С. с. в ее разрешении: равенство всех наций и народностей, равенство прав и свобод советских граждан независимо от национальности, расы, места проживания и пр. Экономической основой утверждения подлинной С. с. является переход республик, автономных образований на принципы экономической самостоятельности. С. с. может выступать сегодня действительным регулятором новых общественных отношений, главным орудием перестройки и всестороннего обновления социалистического общества. Предстоит активизировать социологические исследования реальных проблем С. с., связанных с проведением социальной политики, осуществлением власти, преобразованиями в социальной сфере, в механизмах формирования и удовлетворения потребностей людей, социальных групп и т. д.

Источник: Социологический справочник