СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Сравнительный метод
обозначает наличие особого интереса к институциональным или групповым факторам, которые анализируются при сопоставлении каких-то специфических феноменов в различных социальных ситуациях [26.– С.64].

Источник: Социология. Словарь.

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
англ. method, comparative; нем. Methode, vergleichende. Метод, выявления сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществе одного типа и в разных истор. типах обществ с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей. Различают: метод кросс-культ, и метод сравнительно-исторический.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Сравнительный метод
Порівняльний метод. Comparative method. Способ социологического познания путем социально-пространственного или социальновременного сравнения, исключающий редукцию, например к биологическим или физическим явлениям и предполагающий выделение единиц анализа (категорий, элементов или черт культуры, культурных комплексов, институтов и т. д.) и показателей их тождества или различия (способов функционирования, степени распространенности, форм влияния на массы и другие социальные субъекты и т. д.). Сравнительный метод предполагает предварительное решение ряда методологических проблем, связанных с обоснованием правомерности выбора самих единиц и показателей сравнения, социальнопространственной и социально-временной сопоставимости их культурных контекстов и
т. д. С. м. следует отличать от сравнительно-исторического, где сравнение осуществляется только по принципу социально-временной сопоставимости единиц и показателей сравнения. При этом не следует разрывать и абсолютизировать временные и пространственные особенности культур. Например, относительно небольшие временные промежутки между различными явлениями в одной и той же культуре редко рассматриваются как исторически значимые и поэтому часто описываются в пространственных терминах, т. е. воспринимаются как существующие в настоящем, опосредствующем его культурный облик. См. также Сравнительно-исторический метод.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
COMPARATIVE METHOD) Любое социологическое исследование предполагает сравнение случаев или переменных, сходных в одних отношениях и несходных в других. Термин «сравнительный метод» обозначает особый интерес к институциональным и макросоциальным факторам, которые анализируются путем сравнения различных обществ, или к распространению каких-либо явлений в различных обществах. Основной методологический вопрос в данном случае заключается в том, являются ли единицы сравнения (общества в целом, основные институты, религии, группы и т.д.) и показатели, выбранные для сравнения различий или сходств, действительно сравнимыми, и возможно ли корректное использование этих единиц и показателей вне их культурного контекста. Сравнительное исследование различных обществ сталкивается со второй дилеммой: сосредоточиваться на сходстве или на различии? Исследования, цель которых заключается в доказательстве некоторой общей теории, обычно подчеркивают сходство, подтверждающее выдвинутые гипотезы. Например, концепция конвергенции (см.: Конвергенции тезис), согласно которой индустриальные общества становятся похожими друг на друга, не учитывала национальные различия, огранивающие эту модель. И наоборот, сравнительный метод может стать сравнительным описанием, высвечивающим различия между обществами, но не способным дать им какое-либо объяснение помимо утверждения о том, что эти общества имеют различную историю. Сравнительный метод не является ни какой-либо особой методологией, ни определенной теорией: скорее это подход. См. также: Понимание иных систем убеждений. Лит.: Ragin (1987)

Источник: Социологический словарь

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
comparative method) - 1. Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством исследования эмпирической связи и временной последовательности факторов. 2. Особое кросскультурное или кроссобщественное (включая историческое) сравнение сходств и различий социальных явлений с вышеупомянутыми целями (см. Кросскультурное сравнение; «Хьюман рилейшнз ариа файлз»). Поскольку сравнительному методу не сопутствует строгое экспериментирование в социологии, он также иногда упоминается как квазиэкспериментальный метод. См. также Экспериментальный метод. Первую его систематизацию выстроил Дж.С. Миллъ. Методы Милля отчетливо просматриваются в классических социологических исследованиях — "Самоубийство" Дюркгейма (1897) и "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера (1904—1905). Метод сопутствующего изменения получает дальнейшую детальную разработку и систематизацию в современном статистическом анализе (особенно см. Статистика и статистический анализ; Корреляция). По сравнению с экспериментальным методом, проблемы, возникающие при применении сравнительного метода, состоят в неспособности управлять истинно "независимыми" переменными и в возможности их влияния неизвестными способами на переменные, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая. Первое применение сравнительного метода в кросскультурном анализе нашло место в работах эволюционных социологов. Однако они часто обвинялись в сомнительных выводах о сходствах и различиях, а также в изучении вещей в отрыве от контекста. В целом такие проблемы не лишают права на жизнь сравнительного метода, но подчеркивают трудности в его использовании, особенно в кросскультурных формах. Самое обоснованное возражение исходит от теоретиков, подчеркивающих важность значимых понимания и объяснения. В крайних случаях (например, Уинч, 1958) утверждается, что в социологии нет места проверке общих гипотез традиционного для науки вида. Тем не менее большинство социологов отвергает релятивизм, содержащийся в таком представлении, и продолжает исследовать общие гипотезы. По отношению как к экспериментальным, так и квазиэкспериментальным методам современный философский анализ отверг взгляд Милля, согласно которому индукция и индуктивная логика, а также сравнительный метод могут обеспечить доказательство в дедуктивной логике (см. Эмпиризм; Фальсификационизм). Однако это отрицает полезность сравнительного метода не более, чем экспериментального, указывая на его неспособность установить причинность.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
201.07 кб

Сравнительный метод

Петтацциони Раффаэле
Читать PDF
76.68 кб

П. Массон-Урсель о сравнительном методе

Моргачева Елена Николаевна, Перепелица Лариса Викторовна
Статья представляет собой перевод второй главы книги известного французского филолога и философа-компаративиста Поля Массона-Урселя «Сравнительная философия» «О сравнительном методе».
Читать PDF
215.66 кб

Сравнительный анализ активных методов обучения

Ляндзберг Андрей Рэмович
В статье приводится результат анализа активных методов обучения на примере обучающих игр различного типа, рассматриваются их сравнительные характеристики, даются методические рекомендации по применению активных игр в учебном проце
Читать PDF
504.63 кб

Методология сравнительно-правового исследования

Клеймёнов Михаил Петрович
При сравнительно-правовом анализе важное значение имеет система социальных ценностей, которые разделяет и которых придерживается политическая элита.
Читать PDF
307.69 кб

Сравнительная характеристика методов анализа ацикловира

Жилякова Е. Т., Баскакова А. В., Новикова М. Ю., Кузьмичева О. А.
В статье изложены данные о сравнении методов анализа ацикловира в ведущих мировых фармакопеях.
Читать PDF
404.51 кб

Сравнительный анализ различных методов обучения магистров

Абдурахимов З.А.
Цель исследования изучить качество образовательного процесса будущих медицинских специалистов с применением методов обучения с использованием современных информационнокоммуникационных технологий (хай-тек). Новизна.
Читать PDF
168.70 кб

Сравнительная оценка методов имплантации на верхней челюсти

Котова К. С., Шевченко Д. П., Коробейников С. Ю.
Читать PDF
313.04 кб

Сравнительный анализ методов разработки моделей компетенций

Прохорова М. В., Ежова А. С.
Приводится сравнительный анализ отдельных методов разработки моделей компетенций на примере должности специалиста по персоналу.
Читать PDF
447.57 кб

Методологические проблемы сравнительного анализа цивилизаций

Брусиловский Денис Александрович
В статье рассматриваются методологические аспекты сравнительного анализа цивилизаций.
Читать PDF
82.95 кб

Сравнительная оценка малоинвазивных методов лечения геморроя

Абдуллаев М.Ш., Джувашев А.Б., Попов И.В., Енкебаев М.К.
Читать PDF
420.76 кб

Сравнительные аспекты методов лечения деформации стоп у детей

Р. С. Алимханова, М. А. Тлемисов, М. М. Нуртазин, Б. К. Махин, Е. С. Ибадильдинов
Functional treatment of deformation of feet at children of early age is a difficult and unresolved problem owing to absence of adequate methods of treatment.
Читать PDF
197.16 кб

Сравнительный анализ методов хирургического лечения варикоцеле

Аполихин О.И., Ефремов Е.А., Шеховцов С.Ю., Кастрикин Ю.В.
Введение.
Читать PDF
140.24 кб

Методология и опыт сравнительного исследования моральных оценок

Артёмов Георгий Петрович
Статья посвящена обоснованию принципов и методов исследования моральных оценок — одобрения или осуждения различных отклонений от общепринятых норм поведения.
Читать PDF
179.54 кб

Сравнительная характеристика методов диагностики головокружения

Тринус Константин Федорович
Головокружением страдает 20% населения мира. Низкая чувствительность наиболее распространенных вестибулярных проб делает их результаты сомнительными. Проведено сравнение методов диагностики головокружения.
Читать PDF
292.10 кб

Сравнительная характеристика методов лечения спастичности кисти

Зозуля Юрий Анатольевич, Тягно Ю. П., Бачурина И. В., Коноваленко О. В., Кириченко В. М., Мишина Т. В., Дука Д. Г.
Предисловие. Целью работы является оценка эффективности лечения спастичности кисти с использованием хирургических и консервативных методов, а также сравнение эффективности различных хирургических методов. Методы.

Похожие термины:

  • Историко-сравнительный метод

    научный метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях: выявление процессов изменения различных социальных структур.
  • МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ

    (от греч. methodos - способ действия) - способ социологического исследования, направленный на выявление сходства и различий между однотипными социальными явлениями, структурами и процессами с целью ус