СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
Среда социальная
совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности [21.– С.464].
Источник: Социология. Словарь.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Среда социальная
совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
окружающие человека (слой, группу) общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и действие социальных субъектов. С.с. представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают макросреду - социально-экономическую систему в целом и микросреду - непосредственное социальное окружение.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
англ. environment social; нем. Milieu, soziales. 1. Совокупность материальных, экон., соц., полит, и духовных условий существования, формирования и дея- тельности индивидов и соц. групп. Различают: макросреду - социально-экон. систему в целом и микросреду - непосредственное соц. окружение. 2. Часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т. д.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социальная среда
социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макромикро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц.бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер обществ. разделения труда, вытекающая из него соц. структура об-ва система образования, воспитание и т. д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). С.с. личности определяется отношениями общественными (см.) на уровне об-ва в целом, на уровне соц. классов, отраслей обществ. труда, региона, города и деревни, соц. организации, соц. ценностей и норм. С.с. с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации (см.) и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с С.с. находится в центре внимания теоретич. и прикладной социологии. Специфич. проявлением общей С.с. (макросреды) является микросреда. Соц. микросреда выступает как опосредствующее звено между об-вом и индивидом. Это понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от об-ва к индивиду, а через непосредственный круг общения (см.), через приобретенный индивидуальный опыт. Соц. микросреда есть самое близкое, относительно устойчивое окружение личности. Лит.: Попов С. Сознание и социальная среда. М., 1979. А.Д. Налетова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
1) сложное многоуровневое явление, конкретное проявление общественных отношений, характерных для общества, в котором живет и развивается личность;
2) совокупность социальных условий жизнедеятельности человека (сферы общественной жизни, социальные институты, социальные группы), которые влияют на его сознание и поведение. Социальная среда – необходимое и обязательное условие социализации личности. Именно социальная среда (политическая, социальная, духовная и другие сферы) формирует определенные ожидания в отношении поведения личности. Эти ожидания выражаются в целях, задачах, содержании социального воспитания через соответствующие социальные институты. Социальная среда существует благодаря многочисленным взаимоотношениям ее членов и социальных институтов. Чем больше и разнообразнее палитра составляющих социальной среды, тем интенсивнее ее развитие и разнообразнее условия жизнедеятельности личности. В структуре социальной среды выделяют макро- и микро- уровни. Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. К его структуре и содержанию относят совокупность многих факторов, в частности, экономические, правовые, идеологические, культурные, политически и др. Они влияют на человека непосредственно (через законы, социальную политику, ценности, нормы, средства массовой информации) и опосредовано (через малые группы, в состав которых включен индивид). Микроуровень социальной среды – это конкретные условия жизни личности (семья, соседи) и условия среды ближайшего окружения (улица, тип поселения, учебные или трудовой коллективы, общественные организация, формальные и неформальные объединения). Кроме этой классификации, виды социальной среды различают по месту нахождения группы в структуре социальных отношений. На основании этого говорят о рабочей, студенческой, школьной социальной бреде. Конкретная социальная середа в социально-психологическом плане – это совокупность отношений личности с определенной группой. Социальная середа как совокупность социальных условий воспитания непосредственно влияет на механизмы ее регулирования. Изменения в социальном процессе обязательно обусловлены реформациями в структуре и функционировании социальной среды.
2) совокупность социальных условий жизнедеятельности человека (сферы общественной жизни, социальные институты, социальные группы), которые влияют на его сознание и поведение. Социальная среда – необходимое и обязательное условие социализации личности. Именно социальная среда (политическая, социальная, духовная и другие сферы) формирует определенные ожидания в отношении поведения личности. Эти ожидания выражаются в целях, задачах, содержании социального воспитания через соответствующие социальные институты. Социальная среда существует благодаря многочисленным взаимоотношениям ее членов и социальных институтов. Чем больше и разнообразнее палитра составляющих социальной среды, тем интенсивнее ее развитие и разнообразнее условия жизнедеятельности личности. В структуре социальной среды выделяют макро- и микро- уровни. Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. К его структуре и содержанию относят совокупность многих факторов, в частности, экономические, правовые, идеологические, культурные, политически и др. Они влияют на человека непосредственно (через законы, социальную политику, ценности, нормы, средства массовой информации) и опосредовано (через малые группы, в состав которых включен индивид). Микроуровень социальной среды – это конкретные условия жизни личности (семья, соседи) и условия среды ближайшего окружения (улица, тип поселения, учебные или трудовой коллективы, общественные организация, формальные и неформальные объединения). Кроме этой классификации, виды социальной среды различают по месту нахождения группы в структуре социальных отношений. На основании этого говорят о рабочей, студенческой, школьной социальной бреде. Конкретная социальная середа в социально-психологическом плане – это совокупность отношений личности с определенной группой. Социальная середа как совокупность социальных условий воспитания непосредственно влияет на механизмы ее регулирования. Изменения в социальном процессе обязательно обусловлены реформациями в структуре и функционировании социальной среды.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Среда социальная
совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение. Понятие «С. с.» является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий, окружающих вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на чтолибо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят. Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяются не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологическим отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практической и духовной деятельности, а также те общественные отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к С. с., понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, социальные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности. С. с. обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер общественной жизни, либо систему социальных институтов или социальных групп н т. д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления С. с. определяют как «макросреду» и «микросреду». Под макросредой понимают общую С. с. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, производственные, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т. д. Наряду с перечисленными условиями в структуре С. с. по признаку «непосредственность контакта» выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив (бригада, участок, школьный класс, студенческая группа), партийная, профсоюзная, комсомольская и др. общественные организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т. д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в значительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.
Источник: Социологический справочник