Средства массовой информации, СМИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Средства массовой информации (СМИ)
организации (газеты, журналы, телевидение, радио и кино), которые передают информацию значительной части населения.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Средства массовой информации, СМИ (массмедиа)
mass media), ср-ва произ-ва и широкого распространения новостей, информации и развлечений. Понятие СМИ обычно относится к печатным, телеи радиовещательным ср-вам передачи новостей — газетам, журналам, радио и телевидению, но может включать кино, звукозаписывающую пром-ть и даже карманные издания и фотографию. Пользуясь преимуществом большого масштаба (экономия на масштабе), распределения рисков (диверсификация) и имея дело с чрезвычайно широким разделением труда, СМИ представляют собой колоссальную индустрию, влияющую на политику, экономику и культурную жизнь. Ключевыми факторами, определяющими характер сообщений в СМИ, способ, к-рым они передаются, и силу воздействия на каждого человека и все об-во, являются подбор новостей, воздействие на массовое сознание, цензура, кач-во журналистской работы (журналистика) и развитие таких совр. телекоммуникационных технологий, как электронные способы сбора новостей. СМИ способствуют формированию обществ, согласия, приобщению людей к участию в обществ, жизни, но с ними связаны и негативные явления — конформизм, пассивность и соглашательство. Объединение и укрепление компаний, интеграция произ-ва и техн. его оснащение породили империи СМИ, работающие на междунар. и даже глобальном уровне. В слаборазвитых странах и странах с авторитарным (авторитарное государство) или тоталитарным режимом (тоталитаризм) гос. собственность и контроль влияют на СМИ непосредственно. Степень контроля, испытываемого СМИ, их воздействие на обществ, мнение и союз с идеологами (идеология), а также то, что можно назвать потворствованием низменным, вульгарным вкусам об-ва, остаются в мире предметом горячих споров. В то же время СМИ часто обвиняются в культурном империализме: в течение 1970—80-х гг. мн. развивающиеся страны почувствовали, что эконом, власть зап. СМИ, зап. программы и ценности начинают вытеснять местные программы и ценности. С др. стороны, требование, выдвинуто е непр исо е дин ившими ся странам и и ЮНЕСКО, о новом междунар. информационном порядке как ср-ве контроля над СМИ и изменения сложившейся ситуации было отклонено как противоречащее принципу свободы печати. Развитие спутникового вещания в 1980-х гг. еще больше усилило позиции поставщиков информации и развлечений.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
Система сообщения населению информации посредством печатных, технических, изобразительных и иных форм и средств, а также осуществление коммуникаций между культурными и политическими субъектами посредством образных форм в виде искусства, трансляции массовых зрелищ, спортивных и иных феноменов, несущих информацию и воздействующих на человека.
Современная политика осуществляет управляющее воздействие не только при помощи насилия, но и посредством множества других социальных средств. СМИ в этих условиях приобретают очень важную роль. В демократическом информационном обществе СМИ приобретают принципиальное политическое значение. Они служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения, легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества. Все это превращает их в “четвертую” ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной.
Информационные системы в современном обществе испытывают давление со стороны множества заинтересованных сторон, в том числе нажим политических сил, государства. Научно-технический прогресс за последние десятилетия буквально перевернул техническую сторону информационных систем. Прямая связь через космические объекты, применение все новых принципов передачи (лазеры, световоды, микросхемы и макроусилители), широчайшее распространение персональных компьютеров, которые превращаются в универсальные системы хранения, переработки и передачи информации на глобальном уровне – все это делает население обществом “информационного” типа.
Развитие демократического процесса зависит от деятельности СМИ, от качества информации, которая формирует общественное мнение и воздействует на политическую культуру и деятельность граждан. Эта функция служб информации создает основу для осуществления контроля со стороны власти за их деятельностью. В то же время принципы демократии основаны на свободе слова и праве на информацию. Современное государство уже не в состоянии полностью контролировать ситуацию, как это было совсем недавно. В России при социализме СМИ официально работали под руководством государства. В настоящее время господствуют гласность и плюрализм. Из-за отсутствия традиций деидеологизированного формирования общественного мнения при создании политического пространства проблемы сохраняются. Кроме того, множество СМИ России программируются различными социально-политическими субъектами, зачастую в теневой форме. Этот процесс затрудняет контролируемое демократическое развитие российских СМИ.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.