Средства массовой информации

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Средства массовой информации
обезличенные средства коммуникации, адресованные огромной аудитории.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Средства массовой информации
организации (газеты, журналы, телевидение, радио и кино), которые передают информацию значительной части населения.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Средства массовой информации
mass media). Виды коммуникации, такие, как газеты, журналы, радио, телевидение, предназначенные для больших аудиторий.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Средства массовой информации (масс-медиа)
социальные институты: периодическая печать (пресса, книжные издательства, агентства печати), радио, телевидение и интернет, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
средство распространения информации, характеризующееся: (1) обращенностью к массовой аудитории, (2) общедоступностью, (3) корпоративным характером производства и распространения информации. К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Средство массовой информации
Mass media Син. русск.: масс-медиа Пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Всем этим средствам присущи объединяющие их качества — обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

Средства массовой информации (СМИ)
к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами. В законодательстве большинства стран к СМИ пока не относятся субъекты распространения информации через глобальную сеть Интернет.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

ИНФОРМАЦИИ МАССОВОЙ СРЕДСТВА
учреждения (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации и др. форм символической коммуникации в массовом масштабе, т. е. обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. И.м.с. по своей природе предназначены для широкого и всестороннего обмена сообщениями в рамках всего сообщества. Они также являются мощным рычагом формирования общественного мнения, важнейшим источником нормативных образцов, источником определений и средством формирования образов социальной реальности. И.м.с. различаются по своему количеству, разнообразию, надежности и влиятельности. Основные функции И.м.с.: информационная - информирование о событиях в обществе и мире; социальной связи - комментирование и интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; обеспечение преемственности - выражение образцов доминирующей культуры; «узнавание» субкультур, новых культурных направлений; поддержание в общности социальных ценностей; рекреативная - создание возможностей для отдыха и развлечений; мобилизация - организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ИНФОРМАЦИИ МАССОВОЙ СРЕДСТВА
соц. ин-т (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающий сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. И.м.с по своей природе предназначены для широкого и всестороннего обмена сообщениями в рамках всего сообщества (1). И.м.с. также явл. мощным рычагом формирования обществ, мнения (2), важнейшим источником нормативных образцов, источником определений и средством формирования образов соц. реальности (3). И.м.с. различаются по своему количеству, разнообразию, надежности и влиятельности. Основные функции И.м.с.: информационная — информирование о событиях в об-ве и мире; соц. связи — комментирование и интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; обеспечение преемственности — выражение образцов доминирующей культуры; «узнавание» субкультур, новых культурных направлений; поддержание общности соц. ценностей; рекреативная — создание возможностей для отдыха и развлечений; мобилизация — организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, соц. сфере.
Лит.: 1) Информация массовая // Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г.В.Осилова. — М., 1998; 2) Социология/Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998; 3) Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 1999; 4) Кин Дж. Средства массовой информации и демократии. М., 1994; 5) Эффективность средств массовой информации /Под ред. Г.П. Давыдова, В.С. Коробейникова. — Минск, 1986. Д.В.Иванова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Средства массовой информации
Социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практической одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Ее распространение — неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению. Социологические исследования средств массовой информации начались в Советском Союзе в середине 20-х гг. Основной их проблематикой было соответствие содержания и формы газет и журналов нуждам рабочих и крестьянских масс. Развивались и «синтетические», как их тогда называли, исследования аудитории печати, в которых изучение информационных интересов велось с учетом всех факторов социальной жизни читателей газет и журналов. Социология печати — самая развитая часть социологии средств массовой информации. Объект ее изучения — аудитория, журналистский корпус, содержание материалов, взаимодействие центральной и местной печати и т.д. Социологические исследования в области радиовещания начались еще в довоенное время, но особый размах и регулярность они приобрели в послевоенный период. Особенно активно изучались аудитория радио, специфика формирования программ радио в различных регионах, популярность отдельных циклов передач и т.д. Социологические исследования телевещания начались в СССР в конце 60-х — начале 70-х гг. Было проведено изучение объемов и направленности потребления телевизионных передач, влияние распространения телевидения на другие средства массовой информации, роль телевидения в формировании культуры и др. Тесно связана с функционированием средств массовой информации реклама. Уже развернуты социологические исследования нового средства массовой коммуникации — Интернета (в отличие от предыдущих средств, это есть именно коммуникация, двухсторонний обмен). Последние изменения технологий связи с публикой (аудиторией) ведут к тому, что радио и телевидение все больше приобретают характер коммуникаций с многосторонним включением коммуникантов, а не только с односторонним «вещанием». [16].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
соц. ин-ты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории (см.) и отличается быстротой и регулярностью распространения, практич. одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером. Ее распространение - неотъемлемая часть массового духовного общения людей, к-рое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению. С.м.и. по своей природе предназначены для широкого и всестороннего обмена сообщениями в рамках всего об-ва. Социологич. исследования С.м.и. начались в Советском Союзе в середине 20-х гг. Основная их проблематика - соответствие содержания формы газет и журналов нуждам и потребностям рабочих и крестьянских масс. Развивались и "синтетические", как их назвали в те годы, исследования аудитории печати, в к-рых изучение информационных интересов велось с учетом всех факторов соц. жизни читателей газет и журналов. Социология печати - самая развитая социологии С.м.и. Объект ее изучения - аудитория, журналистский корпус, содержание материалов, взаимодействие центральной и местной печати и т. д. Социологич. исследования в области радиовещания начались еще в довоенное время, но особый размах и регулярность они приобрели в послевоенный период. Особенно активно изучалось аудитория радио, специфика формирования программ радио в различн. регионах, популярность отдельных циклов передач и т. д. Социологич. изучение телевещания стало развиваться в СССР в конце 60-х - нач. 70-х гг. Было проведено изучение объемов и направленности потребления телевизионных передач, влияние распространения телевидения на др. средства массовой информации, роль телевидения в потреблении культуры и т. д. Тесно связана с функционированием С.м.и. реклама (лат. reclamare - кричать) - распространение сведений о чем-то или о ком-то (как правило, о товаре, лице, организации) с целью привлечь к ним массовое внимание. Можно выделить торгово-экономич. и идейно-политич. рекламы. Социологич. исследования рекламы начались в СССР в 70-х гг. Они были связаны в основном с изучением различн. аспектов воздействия на потребителя. Лит.: см. к ст. Аудитория. B.C. Коробейников.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Средства массовой информации
(англ. mass media) Тип медиа, одновременно обладающих тремя ключевыми характеристиками: массовостью, направленностью и периодичностью. Исходя из этого можно констатировать, что каждое средство массовой информации – СМИ – является медиа, но не каждое медиа является СМИ. Под массовостью подразумевается потенциальная множественность контактов с потребителями, что обеспечивается широким техническим охватом канала и/или тиражностью носителя. Направленность обуславливается наличием целевой аудитории, обладающей набором конкретных характеристик. Периодичность заключается в регулярности выхода в свет (публикации контента), установленной как постоянная/непрерывная или через одинаковые временные интервалы. Синонимом устоявшейся аббревиатуры СМИ является термин «массмедиа». Традиционное отнесение к СМИ печатных периодических изданий (газет, журналов, альманахов, бюллетеней), информационных агентств, телеканалов и радиостанций сохраняет актуальность и в настоящее время. Но данная категория медиа постоянно расширяется за счет возникновения ранее не существовавших видов сетевых ресурсов, вполне отвечающих критериям массовости, направленности и периодичности. В связи с этим серьезной проблемой становится актуальная классификация СМИ, поскольку их широкое деление на «печатные» и «электронные», «офлайн» и «онлайн», «традиционные» и «новые» слабо отражает все меняющееся разнообразие. Разграничение СМИ по функциональному, тематическому географическому и любому другому признаку также сопряжено со сложностями, поскольку формальные маркеры зачастую не в полной мере соответствуют динамичным реалиям медиасистемы. Юридический подход, признающий СМИ таковыми только по факту государственной регистрации, дополнительно усложняет их общую классификацию. Отдельной терминологической единицей являются СМИП – средства массовой информации и пропаганды. Исторически основанием для их выделения в самостоятельную категорию служило наличие специальной цели по формированию у аудитории каких‑либо идей и установок. Но данная особенность относится к переменным функциональным признакам, поэтому прямое противопоставление СМИП и СМИ не представляется корректным.
Литература Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124‑1 «О средствах массовой информации». Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо‑русский толковый словарь концепций и терминов. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. Средства массовой информации постсоветской России / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2002. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2019.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019