(англ. - historical phases; нем. - Stadialitat) - членение целостного процесса развития того или иного объекта на качественно отличные друг от друга части, которые и принято именовать стадиями, ступенями, причем каждая новая стадия является более высокой, более прогрессивной, чем предшествующая. Смена стадий поступательного, восходящего развития принято называть прогрессом. Важнейшая задача научного исследования состоит в выявлении реальных стадий развития изучаемого объекта. Этот познавательный процесс представляет собой одну из разновидностей классификации или типологизации. Стадиальная типология, соответствующая действительности, может быть создана только в том случае, если в основу выделения типов - стадий будут положены существенные признаки. В противном случае созданная периодизация будет находиться в противоречии с реальностью и не только не даст ключ к пониманию процесса, но наоборот, станет препятствием для дальнейшего движения познания.
В качестве примера можно привести периодизации истории первобытного общества. В одной из них в качестве основных стадий выделялись эпохи матриархата и патриархата. Как выяснилось в дальнейшем, никакой эпохи матриархата в прошлом не существовало; происходила лишь замена материнского рода отцовским, но и она не была всеобщим явлением. У ряда этносов (см.) материнский род продолжал сохраняться вплоть до перехода к классовому обществу и даже позднее, например, у минагкабау, у которых отцовский род так и не возник.
В другой периодизации первобытной истории, имеющей немалое число приверженцев, в качестве основных этапов выступают доземледельческая первобытная община и земледельческая первобытная община. Но если принять эту периодизацию, то на одной и той же стадии развития окажутся как бушмены, у которых не обнаруживаются даже зародыши социального неравенства, так и индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки, в обществе которых существовало совершенно отчетливое деление на знать и простолюдинов, на свободных и рабов. С другой стороны, народы с очень схожими общественными порядками, например, те же индейцы Северо-Западногопобережья, жившие охотой, рыболовством и собирательтвом, и маори Новой Зеландии, занимающиеся земледелием, окажутся на разных стадиях развития.
Присваивающее хозяйство и производящее хозяйство, несомненно представляют собой последовательно сменяющиеся стадии развития, но не общества в целом, а только одной из его составляющих, а именно его хозяйства. Но в ранней истории человечества решающее значение имела не столько форма хозяйства, сколько уровень развития производительных сил, показателем которого являлся объем общественного продукта в расчете на душу населения (продуктивность общественного производства). До определенного момента присваивающее хозяйство могло обеспечить не меньшую продуктивность общественного производства, чем хозяйство производящее. А уровень развития производительных сил определял характер существующих в данном обществе социально-экономических (производственных) отношений. Поэтому в обществах с разными формами хозяйства могли существовать одинаковые социально-экономические отношения, а в обществах с одной и той же формой хозяйства - разные.
Наиболее близкой к реальности периодизацией истории первобытного общества является такая, в основу которой положены существенные изменения в системе социально-экономических отношений. В истории сформировавшегося первобытного общества довольно отчетливо выделяются стадия собственно первобытного общества и стадия перехода от этого общества к классовому, т.е. стадия предклассового общества. В свою очередь в развитии собственно первобытного общества выделяются две фазы: этап раннего первобытного общества, для которого характерно существование общинной собственности на все средства производства и предметы потребления и распределения по потребностям, и этап позднего первобытного общества, на котором возникает распределение по труду и отдельная собственность, которые неизбежно сочетаются с имущественным и социальным неравенством. Последний этап подготовляет появление частной собственности, а тем самым и переход от собственно первобытного общества к предклассовому.
До сих пор не вполне разработана стадиальная типология этнических общностей (см. Классификация этническая ). Старая схема типологии по общественно-экономическим формациям: племя (см.) - народность (см.) - нация (см.) подверглась критике, а взамен ее ничего дельного не предложено. Эволюция этнических общностей, хотя и не совпадает с эволюцией общества, но тесно с ней связана. Человеческое общество всегда существовало как множество конкретных отдельных обществ, каждое из которых являлось относительно самостоятельной единицей исторического развития. Эти отдельные общества можно было бы назвать социально-историческими организмами (“социорами”), которые по принципу своей организации подразделяются на два основных типа. К первому относятся социоры первобытного и отчасти предклассового общества. Хотя каждый из них всегда занимал определенную территорию, границы последней не были его собственными границами. Эти социоры были построены по принципу формального личного членства. Поэтому каждый из них внешне выступал как определенная организованная совокупность людей. Результатом было совпадение названия такого организма с названием совокупности, составляющих его людей: сенека, кайюга, могауки, онейда и т.д. Такие социально-исторические организмы можно было бы назвать демосоциальными. Такие социоры обладали большой самостоятельностью по отношению к территории и могли, сохраняя свою идентичность, перемещаться с одной территории на другую, подобно воинским частям. Более или менее крупные, состоявшие из нескольких общин социоры данного типа принято именовать “племенами”.
Ко второму типу относятся социально-исторические организмы классового общества. Границами такого организма являются границы территории, которую он занимает. Неотделимость его от территории наглядно выражается в том, что его название может быть только территориальным: Франция, Италия, Болгария и т.п. Поэтому такие социоры обычно именуются “странами” или “государствами” Лучше всего было бы их называть геосоциальными организмами. Для геосоциального организма характерно, что совокупность людей, входящих в его состав, выступает как особое явление, не совпадающее с ним самим, как его население. Соответственно только с появлением геосоциальных организмов возникает этническая общность как самостоятельное явление. В предшествовавшую эпоху этническая общность существовала лишь как одна из сторон социорной или межсоциорной общности.
Этническую общность, представлявшую собой самостоятельное явление, не совпадающее с социально-историческим организмом или их совокупностью, можно было бы назвать народностью, в ее развитии можно выделить несколько стадий. Первая из них - ранняя народность. Она характеризуется подразделением этнической общности на несколько более или менее обособленных групп, каждая из которых обладает почти всеми признаками этноса. Нередко сознание принадлежности к такому субэтносу доминирует над сознанием принадлежности ко всему этносу. Язык ранней народности существует как сумма диалектов. Общий письменный язык этноса не всегда является разговорным; иногда, в таком качестве выступает язык иной этнической общности, например, латынь в странах Западной Европы.
С переходом к поздней народности субэтносы постепенно превращаются в этнографические группы (см.). Сознание принадлежности к народности выступает на первый план, оттесняя на задний региональное этническое самосознание. Диалекты сохраняются, но создается литературный язык, близкий к разговорному.
Переход к стадии поздней народности знаменуется постепенным исчезновением этнографических групп. Сходит на нет региональное этническое самосознание. Язык позднейшей народности существует не в виде совокупности диалектов, а рядом с ними, постепенно поглощая и вытесняя их. Переход к стадии позднейшей народности обычно связан с формированием нации (см.) Поэтому язык и культуру позднейшие народности часто нызывают национальными. Но нация не есть особая стадия в развитии этнической общности, как часто считают. Это особое образование, в которое, как считают многие авторы может включать в себя как одну этническу. общность, так и несколько (например, швейцарская нация). Если этническая общность проявляется в этнических процессах (см.), то нация - в отличных от них национальных движениях, которые представляют собой явление политическое.
ЛИТ.: Ю.И.Семенов. К определению понятия “нация”.// Народы Азии и Африки, 1967, N 4.
Проблема типологии в этнографии. М., 1979.
Ю.И.Семенов. Кочевничество и некоторые общие проблемы теории хозяйства и общества II. С.Э.; 1982, N 2.
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983, гл. 2.
Ю.И.Семенов. Основные этапы эволюции первобытной экономики.// Народы Азии и Африки, 1984, N 1.
Ю.И.Семенов
СТАДИАЛЬНОСТЬ
СТАДИАЛЬНОСТЬ
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов