(СГС)– следующие друг за другом виды сплочённости целевых групп (общностей), основанные на иерархии признаков их интеграции. В основе стадиальной концепции лежит представление о том, что сплоченность целевой группы в системе управления образуется не только постановкой перед ней целей и задач совместной деятельности, но и индуктируется свойствами пространства, представляющего собой самостоятельную (надиндивидуальную) реальность, образованную преобладающими у членов группы хабитуализированными поведенческими характеристиками: физическими, эмоциональными, инструментальными и духовно- ценностными. Сущность механической сплоченности состоит в формировании и использовании группой, институтом, этносом общего физического пространства жизни или деятельности (главным образом, территории). Психологическую сплоченность порождают взаимно опривыченные эмоциональные контакты внутри группы, позволяющие ее членам более эффективно конструировать повседневную («лицом к лицу») реальность, накапливая за счет этого резервы эмоционального пространства и используя их для достижения эгоистических целей. Инструментальная сплоченность состоит во взаимном опривычивании коллективами интеллектуальных алгоритмов совместной деятельности, что в условиях разделения труда способствует значительному резервированию социального времени, которое, соединяясь с новыми социальными технологиями (навыками), составляет основу продуктивности. Сущность ценностной сплоченности состоит в формировании общего духовно-ценностного пространства. Гипотеза утверждает, что эти виды сплоченности являются не отдельными качествами целевых групп, а последовательными стадиями динамики их развития и предполагает в своей основе единый механизм формирования. Для практического применения этого подхода в управлении целевыми группами, в том числе элементарными (диадами, триадами), необходимо изучать и учитывать их пространственную природу и обусловленные этой природой темпоральные свойства. Это важно, поскольку достижение следующей интегративной стадии должно сопровождаться постепенным улучшением качества взаимодействия и накоплением резервов социального времени, понимаемого, в феноменологическом смысле, как времени социальных изменений. Поскольку смена видов сплоченности наблюдается как процесс развития или деградации группы в организации, в недавнем прошлом наиболее адекватными признавались концепции изучения сущности сплоченности в прямой связи с потребностной сферой личности и социальной группы (В.Л. Виноградов, А.И. Зарубина). Однако, ограничиваясь устоявшимся в психологической науке мнением о стадиальном характере развития личного пространства человека (З. Фрейд, А. Маслоу), эти исследования не касались динамического аспекта групповых потребностных предпочтений. Стадиальная концепция разрешает данную проблему путем обоснования гипотезы об относительно синхронном колебании сплоченности первичных общественных групп , что возможно, связано с цикличностью социокультурной динамики всего общества (Д. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Выявленная, на современном эмпирическом материале (А.В. Жаворонков), цикличность потребностных устремлений населения относительно базисных социальных ценностей, подтверждает эту гипотезу. Концепция СГС способствует возвращению социальных наук к проблеме разработки механизмов поддержания сплоченности целевых групп на необходимой для их продуктивно - деятельностной стадии. Теоретико-методологическое значение СГС состоит в возможности объединения, в предметном поле социологии управления, большинства научных концепций групповой сплоченности различных периодов: обоснования пространственной концепции, выработки принципов интеграции имеющихся измерительных процедур в зависимости от диагностируемой стадии групповой динамики, преодоления, на уровне малой группы, неконструктивного синкретизма регулятивных механизмов властного и управленческого типа.
Лит.: Пащенко В.В. Стадиальный подход к исследованию инструментальной сплоченности в социальных организациях // Социология управления: фундаментальное и прикладное знание. М., 2013; Пащенко В.В. Стадиальный характер групповой сплоченности в исследованиях зарубежной науки // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 4; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Виноградов В.Л. Управление сплочением академических групп: Педагогический аспект. Дисс. ... канд. педагог. наук. Казань, 1996; Жаворонков А.В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967–2004 годы. М., 2006; Зарубина А.И. Формирование сплоченности педагогического коллектива в образовательно-развивающей среде. Дисс. ... канд. педагог. наук. Вологда, 2004. В.В. Пащенко
СТАДИИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
СТАДИИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.