СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ

Stalin, Joseph) (1879-1953) - лидер Советского Союза с 1928 по 1953 г., который считается ответственным за определяющие особенности государственно-социалистических обществ (см. также Сталинизм). Член партии большевиков в России с 1904 г., Сталин был назначен Генеральным секретарем партии в 1922 г. и после смерти Ленина в 1924 г. в результате последовавшей борьбы за власть стал господствующим лидером. Поначалу он поддержал политику постепенной индустриализации с управляемыми рыночными механизмами согласно "Новой экономической политике", начатой при Ленине, борясь против тех (включая Троцкого), кто выступал за быстрейшую социалистическую индустриализацию. В 1924—1925 гг. он ввел политику "социализм в одной стране", противопоставив ее международному характеру коммунизма. К 1929 г. отчасти в ответ на неудачи НЭПа Сталин начал широкую и быструю коллективизацию, а также индустриализацию в сочетании с консолидацией партии и государственной бюрократии под его твердым диктаторским управлением. В 1930-х гг. были убиты или умерли от голода миллионы крестьян, воспротивившиеся коллективизации, и уничтожены тысячи политических активистов, некоторые после целиком сфабрикованных московских судебных процессов. Появились также трудовые лагеря, и был установлен культ Сталина как отца нации. Защитники Сталина доказывают, что он сделал возможной индустриальную основу, опираясь на которую СССР оказался способным сокрушить вторжение Гитлера с 1941 г., и что поражение немецкой армии ценой 20 млн погибших советских людей было решающим для исхода второй мировой войны. Однако в 1939 г. Сталин заключил пакт о ненападении с Гитлером и был удивлен вторжением немецких войск. С 1945 г. Сталин поддерживал свое положение в СССР отчасти на основе популярности в течение войны и расширил влияние на Восточную Европу, особенно там, где Красная Армия освободила территории от немецкой оккупации. См. также Социализм; Марксизм; Сталинизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович
1879-1953) - идеолог, теоретик и практик процесса построения социализма в СССР. Учился в духовной семинарии. В 1922-1952 - генеральный секретарь партии большевиков, в 1952-1953 - первый секретарь ЦК КПСС.
Сохранив в качестве обязательной цели утопический и антигосударственный идеал коммунизма , обосновывающий историческую легитимность советской диктатуры идеократического типа, С. сумел подчинить деструктивный потенциал коммунистической идеологии великодержавным интересам: "окончательное" построение коммунизма в СССР постоянно откладывалось. С. заместил динамику революционистски-тоталитарного российского большевизма Ленина - Троцкого - Бухарина процедурами построения стабильного тоталитарного государства. С. преодолел большевистскую трактовку разрушения общества, человека и экономики как неизбежной платы за "социалистический прогресс". (Ср. идею Бухарина - о "законе" падения производительных сил вплоть до формирования новой структуры общества.) Всеобъемлющий государственный контроль оттеснил на второй план экстремистские программы формирования "нового человека". С. выступал приверженцем идеи насильственного коммунистического преобразования мира в планетарном масштабе как результата геополитической экспансии сверхиндустриализованного и милитаризованного Советского Союза. Явился создателем системы социалистического лагеря. (При этом активная материальная и военная помощь партиям и - позднее - государствам-сателлитам, предоставлявшаяся советским режимом в начале 1920-х, была минимизирована при С.; восстановлена в полном объеме она была лишь при Н. Хрущеве и Л. Брежневе.)
По указаниям С. был написан раздел "О диалектическом и историческом материализме" (1938) для "Краткого курса истории ВКП (б)". Эта работа в популярной, схематичной и сжатой форме содержала основы философской теории марксизма-ленинизма, предназначенные для читателя-неофита. Будучи канонизированным при жизни С., очерк позднее был подвергнут критике в официальной советской философии. (Отмечалось игнорирование С. диалектической сущности закона отрицания отрицания, недооценка проблемы единства противоположностей, схематичное изложение процесса взаимосвязи и взаимодействия философии, теории и практики, поспешный вывод об отмирании надстройки вследствие трансформации экономического базиса.) Высокая степень искусственности и схоластичности, присущая этой полемике даже в ее заочном воплощении, сделала еще более очевидной реальную роль С. для судеб отечественной философской культуры. Продолжая линию Ленина на превращение философии в политизированный феномен - орудие тоталитарного режима, С. создал и институализировал устойчивую систему генерирования, отбора, вертикальной ротации и воспроизведения ангажированных властью идеологических кадров, тем самым надолго трансформировав официально-государственную философскую мысль в СССР в агрессивную духовную субстанцию реакционно-религиозного характера.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия