процесс формирования конституционно-правовых основ федеративного устройства России. Утверждение федерализма в России — это прежде всего вывод из собственной истории, на протяжении которой народы страны испытали разные модели государственной организации и смогли найти решение, наиболее их удовлетворяющее. Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма, Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы.
Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы. Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признается. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Элементы автономии можно было найти Финляндии и Польше. Российская империя умела включать осуществление власти национальные «верхи». Таким образом элементы федерализма имелись в российском унитарном государственном устройстве так же, как они встречаются и в других унитарных государствах. До середины 1917 г. федерализм не признавался и большевистской партией. В это же время от «великой и неделимой стали отпадать национальные окраины, усилился сепаратизм и национализм. Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права народов на самоопределение активизировали тенденции к ее распаду, возникшие еще до Октября, когда народы, разбуженные Февральской революцией 1917 г., усилили национально-освободительное движение.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 191? г. провозгласила Россию Федерацией. При этом с самого ла был взят курс на то, что субъектами федерации могут быть только национальные государственные образования, остальные регионы изначально даже формально рассматривались как компоненты унитарного государства. Такой подход в конечном итоге стал принципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР. В июле 1918 г. была принята Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которая крепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. Согласно принятой Конституции форма федерации определялась как федеративное государство с автономными образованиями. В первой половине 1918 г, единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии — трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии — автономная область. Позже возникает новая форма автономии — национальный округ. Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе федерации 16 автономных республик и 5 автономных областей. В Конституции в самых общих чертах устанавливался правовой статус автономной республики и автономной области.
В годы Великой Отечественной войны в массовом порядке в восточные регионы были депортированы калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, немцы, греки, курды и др. народы. Последовала также ликвидация национальной государственности некоторых из этих народов. В августе 1941 г. была ликвидирована автономная Республика немцев Поволжья, в октябре 1943 г. упразднена Карачаевская автономная область, в декабре 1943 г. — Калмыцкая АССР, а марте 1944 г. — Чечено-Ингушская автономная республика, в апреле 1944 г. в связи с переселением балкарцев, живших в Кабардино-Балкарской АССР, она была переименована в Кабардинскую АССР. В июне 1944 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область Российской Федерации. Начиная с января 1957 г. репрессированные народы стали восстанавливаться в правах, а государственность многих из них стала возрождаться. 12 апреля 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР, в соответствии с которой в состав РФ входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно. Взаимоотношения РСФСР с автономными республиками имели некоторые формально-юридические федералистские признаки. Верховный Совет РСФСР стал двухпалатным органом, имеющим Совет Республики и Совет Национальностей. Правительство РСФСР могло осуществлять только общую координацию деятельности правительств АССР, а их главы вошли в состав Совета Министров РСФСР. Наконец, конституции АССР не подлежали более утверждению Верховным Советом РСФСР.
Однако предпринятые меры не внесли ничего нового а статус российских краев, областей, крупнейших городов и автономных территорий. Если исключить особые права а сфере языка и национальной культуры, имевшиеся у автономных областей и округов, то во всем остальном РСФСР оставалась унитарным государством Тенденции децентрализации и регионализации, становящиеся все более актуальными и важными, так и не смогли пробить себе путь через барьеры партийно-административного управления.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в СССР возникло и развивалось движение союзных республик за обновление советской федерации — Союза ССР. Процессы, охватившие союзные республики, вскоре получили свое развитие и в национально-государственных образованиях, находившихся в составе Российской Федерации. Часть из них поставили вопрос о предоставлении им статуса суверенных государств, другие — о повышении уровня их государственности. В некоторых автономиях усилились сепаратистские настроения, породившие даже требование выхода из состава России. Учитывая все эти процессы, IV Съезд народных депутатов РФ признал необходимым повысить правовой статус всех автономных республик, исключив из их названия слово «автономные».
Тем самым было установлено новое официальное наименование этих республик — «республики в составе Российской Федерации». Наряду с этим правовой статус республик в составе Российской Федерации получили все бывшие автономные области, кроме Еврейской автономной области. 10 апреля 1992 г. в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны края, области, автономные области и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов Российской Федерации. Продолжался процесс совершенствования федеративных отношений и в направлении создания новых республик. 4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации своим законом образовал новую республику в составе РФ — Ингушскую Республику, выделив ее из состава Чечено-Ингушской Республики. 21 апреля 1992 г. VI Съезд народных депутатов Российской Федерации своим законом внес изменения в официальное название страны. Вместо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики она стала называться «Российская Федерация — Россия». Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. См.: Национально-государственное строительство в РСФСР, Конституция Российской Федерации.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.