СТАРК Родни

Найдено 1 определение
СТАРК Родни
(р. 1934) - американский социолог и исследователь религии, профессор Бэйлорского университета в Уэйко (Техас). Из лютеранской семьи. Получил журналистское образование в Денверском университете (1959). Был на военной службе, работал репортером. Окончил магистратуру по социологии в Калифорнийском университете в Беркли (1965), где затем защитил докторскую диссертацию (1971). С 1972 г. преподавал социологию и сравнительное религиоведение в университете Вашингтона, в 2004 г. перешел в Бэйлорский университет. Избирался президентом Ассоциации социологии религии (1983) и руководителем секции социологии религии в Американской социологической ассоциации (1997). Свои первые большие исследования по социологии религии С. проводил под руководством Глока. Результаты были опубликованы в сборнике научных работ с их редакторским и авторским участием «Религия и общество в напряженности» (1965) и в совместном труде «Американское благочестие» (1968). В первом из этих изданий С. предпринял социологическое описание развивавшегося в американском обществе деноминационализма (см. Деноминация), провел анализ влияния религии на процессы социальной интеграции и дезинтеграции, выявил тенденцию религиозного обоснования консервативных политических настроений в США. Второй труд получил широкую известность благодаря изложенной в нем концепции пяти измерений религиозности (five-dimensional scheme: beliefs, knowledge, personal experiences, ritual practices, sociomoral consequences). В те же годы вместе с Лофлэндом изучал феномен конверсии религиозной. В 1970-1980-е годы основное научное внимание С. ориентировалось на социологическое объяснение так называемого религиозного обращения и изменений в религиозном выборе личности. Совместно с Байнбриджем он разрабатывал теорию рационального выбора в социологии религии. Компендиумом предложенного ими подхода стал труд «Теория религии» (1987), содержащий свыше трех сотен последовательно связанных формулировок, определений, кратких и развернутых тезисов. Согласно этой теории религиозная активность индивидов возникает только в кризисных жизненных ситуациях. Религиозный выбор людей обусловлен потребностями в компенсации затрат (духовных, физических, материальных), совершенных при достижении каких-либо целей, когда ожидаемый результат оказывается слишком отдаленным или несбывшимся. Религия восполняет людям нереализованные желания, либо убеждая в благотворном исходе при длительном соблюдении благочестивого ожидания, либо предлагая некие сверхобычные способы скорого осязаемого удовлетворения. Характер избираемой религиозной ориентации (традиционные или нетрадиционные ее формы) зависит от содержания компенсируемой потребности, от влияния социального окружения (примера друзей или родственников) и от индивидуальных свойств «ищущего». Акт религиозного выбора происходит, в трактовке С., как рациональное действие, подобное поведению на рынке, где религиозные идеи конкурируют между собой как товары, а приобретатель сопоставляет цену и качество, свои выгоды и затраты. Церкви выступают как «торговые фирмы», верующие - как потребители «духовных услуг». Потребности в компенсации отдельно взятых индивидов при их взаимодействии складываются в социальные процессы, что позволяет перейти к макросоциологическому анализу роли религии в обществе и влияния общества на религию. В частности, С. рассматривает секуляризацию как рациональную реакцию верующих на неэффективность традиционных организаций религиозных. Секуляризация устраняет принудительность в определении индивидами своей идентичности религиозной и открывает перспективу религиозного многообразия (появление обособленных групп религиозных, сект религиозных, деноминаций). При этом секуляризация не есть нечто необратимое, наподобие кармы. Допуская свободное религиозное многообразие, общество может обойтись без радикального обмирщения. Исследуя феномен плюрализма религиозного, С. критически отнесся к утверждениям о его негативном влиянии на религиозность населения. По наблюдениям С., чем выше уровень конкуренции между церквями, тем выше уровень запросов прихожан. Согласно выдвинутому им тезису, динамика религиозного поведения населения повышается там, где отсутствует какая-либо конфессиональная монополия и есть возможность независимого выбора верующими «духовного продукта». Там же, где религиозные организации имеют статус государственной церкви, они утрачивают гибкость и отзывчивость к нуждам своей паствы, чем неизбежно вызывают упадок своего авторитета и отстраненность верующих. В ряде своих работ 1990-2000-х годов С. провел историко-социологический анализ эволюции христианства из маргинальной религиозной группы в мировую религию. Сравнивая исторические свидетельства о первых веках христианства с образованием новых религиозных сообществ в XIX и XX вв., он пришел к выводу о приоритете на начальной стадии движений религиозных их внутреннего саморазвития (межличностных отношений, «сети веры» из дружеских и родственных связей и т. п.) над официальными мерами по их распространению. Организационная институциализация вероисповеданий, а тем более превращение в господствующие или даже государственные религии, снижает их духовное значение и предопределяет перспективу грядущих расколов, кризисов и упадка.

Источник: Социология религии. Словарь.